Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 13:48, курсовая работа
Успех проводимой в Российской Федерации модернизации образования во многом зависит от готовности педагогических кадров к ее реализации. Новые условия существования образовательной среды, обновление содержания образования, инновационных форм и методов обучения, все возрастающее требования к качеству знаний, усложнение форм организации урока – все это требует повышения профессиональной компетентности и формирования готовности будущего педагога к выполнению профессиональной деятельности.
Введение --------------------------------------------------------------------------- 3
Глава I. Теоретические основы профессиональной компетентности
1.1. Понятие педагогической компетентности. Основные характеристики в различных трудах ученых ---------------------------------------------------------- 5
1.2. Педагогические аспекты формирования профессиональной компетентности будущего педагога ---------------------------------------------- 10
Глава II. Пути формирования профессиональной компетентности
2.1 Повышение профессионального мастерства ------------------------------ 29
2.2 Профессиональная пригодность и профессиональная готовность --- 31
Глава III. Реализация основ профессиональной компетентности в практической деятельности
3.1 Конспект урока «Золотые россыпи народной педагогики» ------------ 34
3.2 Конспект урока «Проблемы обучения детей со специальными образовательными нуждами» ----------------------------------------------------- 43
Заключение ----------------------------------------------------------------------- 54
Список литературы ------------------------------------------------------------- 55
- качества: выражающие отношения к работе, трудолюбия, внимания, творческий подход;
Характеризующие общий стиль поведения и деятельности: исполнительность, самостоятельность, верность слову, авторитетность, активность и энергичность;
Умственные способности: гибкость, прозорливость, дальновидность;
Административно-
Характеризующие отношение к людям: честность, воспитанность;
Характеризующие отношение к себе: требовательность, скромность, уверенность, самосовершенствование.
- знания: профессиональные
по своей специальности, общая
культура, информированность о
- умения: решать поставленные задачи; работать с литературой, обучать работе, планировать деятельности.
Этот перечень может пополняться или сокращаться в зависимости от вида деятельности.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года определена основная цель профессионального образования – подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкуретно-способного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, удовлетворения потребностей личности в получении соответствующего образования [10].
Выделяют следующие ключевые
компетенции выпускника учебного заведения:
учебно-познавательная, информационная,
коммуникативная, социально-трудовая,
личностного
Компетентности – это
деятельностные характеристики человека,
поэтому их классификация, прежде всего,
должна быть адекватна классификации
деятельностей. В самом общем
плане это трудовая, учебная, игровая
и коммуникативная
- классификацию компетентностей
по объекту, на который
- профессиональную
- предметную компетентность в конкретном деле (специальность);
- профильную компетентность
в свете современной
Особые компетентности требуются в различных сферах общественной жизни: в сфере быта, гражданско-общественной, в области искусства, в спорте и т.д.
Компетентности являются также знаниевыми характеристиками и классифицируются по областям общественного знания (компетентности в области наук – в математике, в физике, в гуманитарных науках, в биологии и т.д.), по отраслям общественного производства (в области энергетики, транспорта, связи, обороны, сельского хозяйства и т.д.).
Как психологическая характеристика понятие компетентности включает не только когнитивную (знания) и операционно-технологическую (деятельностную) составляющие, а также мотивационную (эмоциональную), этическую, социальную и поведенческую.
Поскольку основу компетентности составляют способности, то каждой из них должна отвечать своя компетентность. Самым общим видам способностей будут соответствовать виды компетентностей в физической культуре, в умственной сфере, общеучебная, практическая, исполнительская, творческая, художественная, техническая, а также педагогическая, психологическая, социальная и т.п.
Сообразно ступеням социального развития и статусу можно выделить:
- готовность ребенка к школе;
- компетентность выпускника:
- компетентность молодого специалиста;
- компетентность специалиста со стажем работы.
Ознакомьтесь со схемой иерархии компетентностей (Приложение 1).
Компетентностная модель
специалиста не является моделью
выпускника, т.к. компетентность неразрывно
связана с опытом успешной деятельности,
который в ходе обучения в учебном
заведении студент в должном
объеме приобрести не может. Целесообразно
на уроках расширить выполнения учебно-исследовательских
работ студентами, использование
деловых, ролевых, имитационных игр
в творческой самостоятельной работе
студентов, при разработке планов. Необходимо
формировать ценностно-
Основными условиями развития профессиональной компетентности студентов являются:
1. Организационно-управленческие
(учебный план, семестровые графики,
составление расписания, выработка
критериев определения уровня
компетентности, материально-техническое
оснащение образовательного
2. Учебно-методические (отбор
содержания занятий,
3. Технологические (контрольно-
4. Психолого-педагогические
(осуществление диагностики
Структура профессиональной компетентности будущего учителя может быть раскрыта через педагогические умения, которые он приобретает , а умения раскрываются через совокупность последовательно развивающихся действий, основанных на теоретических знаниях и направленных на решение педагогических задач.
В.А. Сластенин [19, 42] все педагогические умения объединяет в четыре группы:
- умение «переводить»
содержание объективной
- умение выстроить и
реализовать логически
- умение выделять и
устанавливать взаимосвязи
- умение учитывать и
оценивать результаты
Содержание теоретической готовности учителя нередко понимается лишь как определенная совокупность психолого-педагогических и специальных знаний. Но формирование знаний – не самоцель. Знания, лежащие в структуре опыта учителя мертвым грузом, не будучи к тому же сведенными в систему, остаются никому не нужным достоянием. Вот почему необходимо обращение к формам проявления теоретической готовности. Таковой является теоретическая деятельность, в свою очередь проявляющаяся в обобщенном умении педагогически мыслить, которое предполагает наличие у учителя аналитических, прогностических, проективных, а также рефлексивных умений.
Аналитические умения состоят из ряда частных умений:
Прогностические умения связаны с управлением образовательным процессом и предполагают ориентацию на четкое представление в сознании учителя, являющегося субъектом управления, цели его деятельности в виде предвидимого результата:
В зависимости от объекта
прогнозирования
прогнозирование развития коллектива:
динамики его структуры, развития системы
взаимоотношений, изменения положения
актива и отдельных учащихся в
системе взаимоотношений и т.п.
прогнозирование развития личности: ее личностно-деловых качеств, чувств, воли и поведения, возможных отклонений в развитии личности, трудностей в установлении взаимоотношений со сверстниками и т.п.;
прогнозирование педагогического процесса: образовательных, воспитательных и развивающих возможностей учебного материала, затруднений учащихся в учении и других видах деятельности; результатов применения тех или иных методов, приемов и средств обучения и воспитания.
Проективные умения осуществляются в виде разработки проекта образовательного процесса и означают:
Рефлексивные умения имеют
место при осуществлении
Рефлексия понимается как
специфическая форма
Рефлексия – это не просто знание или понимание субъектом педагогической деятельности самого себя, но и выяснение того, насколько и как другие участники образовательного процесса (учащиеся, коллеги, родители) знают и понимают учителя, его личностные особенности, эмоциональные реакции и профессиональные способности и возможности.
Содержание практической
готовности учителя выражается во внешних
(предметных) умениях, т.е. действиях, которые
можно наблюдать. К ним относятся
организаторские и
Мобилизационные умения учителя направлены на:
Информация о работе Формирование профессиональной компетенции будущих педагогов