Формирование профессиональной компетенции будущих педагогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 13:48, курсовая работа

Краткое описание

Успех проводимой в Российской Федерации модернизации образования во многом зависит от готовности педагогических кадров к ее реализации. Новые условия существования образовательной среды, обновление содержания образования, инновационных форм и методов обучения, все возрастающее требования к качеству знаний, усложнение форм организации урока – все это требует повышения профессиональной компетентности и формирования готовности будущего педагога к выполнению профессиональной деятельности.

Содержание

Введение --------------------------------------------------------------------------- 3

Глава I. Теоретические основы профессиональной компетентности


1.1. Понятие педагогической компетентности. Основные характеристики в различных трудах ученых ---------------------------------------------------------- 5

1.2. Педагогические аспекты формирования профессиональной компетентности будущего педагога ---------------------------------------------- 10

Глава II. Пути формирования профессиональной компетентности
2.1 Повышение профессионального мастерства ------------------------------ 29
2.2 Профессиональная пригодность и профессиональная готовность --- 31
Глава III. Реализация основ профессиональной компетентности в практической деятельности


3.1 Конспект урока «Золотые россыпи народной педагогики» ------------ 34

3.2 Конспект урока «Проблемы обучения детей со специальными образовательными нуждами» ----------------------------------------------------- 43

Заключение ----------------------------------------------------------------------- 54
Список литературы ------------------------------------------------------------- 55

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 88.21 Кб (Скачать файл)

Предоставим слово учителям, имеющим опыт работы с детьми с  ЗПР.

Посмотрим коррекционное  занятие, направленное на развитие мелкой моторики и других психических функций. Коррекционная работа с детьми требует  большого творчества от каждого педагога. Он не должен забывать об основном дидактическом  принципе от простого к сложному. Зная возможности детей, педагог целенаправленно  влияет на развитие ребенка, создает  условия для закрепления результатов  лечебно-восстановительной работы.

С учетом социального заказа, стандарта образования, а также  индивидуальных образовательных потребностей в образовании детей с SEN строятся цели, содержание, формы и методы работы, способы учета и оценки её эффективности.

3.1. Наша работа направлена  на изменение практики работы  с детьми со специальными образовательными  нуждами, на создание условий  для обучения. И это очень важно,  т.к. поведенческие проблемы в  школе  приобретают особую  ложность. Поведение ребенка рассматривается  как порождаемое внешними и  внутренними условиями, одним  из которых является атмосфера  урока как результат поведения.

В теме поведенческих проблем  существует несколько подходов. Это  агрессия и гиперактивность; социальная тревожность и депрессия. Другой подход – агрессивное, беспокойное (тревожное) поведение, склонность к  антисоциальному поведению; тревожно-замкнутое  поведение и инфантильное (незрелое) поведение. По каждой проблеме существует объясняющая гипотеза, диагностические  методики и методы лечения. Посмотрим, как можно скорректировать эти  виды поведенческих проблем? Какую  помощь могут оказать взрослые?

3.2. Инсценирование фрагмента  беседы учителей.

Да, учителя чаще говорят  о том, «у кого что болит». Конечно, часто разговор заходит о детях  и их семьях.

Семья – мир сложных  взаимоотношений. В ней всё по-своему. Вот и давайте подумаем вместе, что может помочь психологическому климату семьи, чтобы, в конечном счете, улучшилось положение ребёнка  в семейном коллективе.

О своих исследованиях  нам расскажут «специалисты института  «Семья и школа».

(Фрагмент видеофильма  «Формы работы с семьёй»)

В новой идеологии родитель – партнёр учителя, активный участник образовательного и воспитательного  процесса. Он разделяет с учителем ответственность за личностный рост ребёнка. А от учителя требуется  умение организовать эффективное личностное взаимодействие с учениками и  их родителями.

Модель развития, воспитания и обучения ребёнка со специальными образовательными нуждами описано  Хансом Христианом Андерсоном в знаменитой сказке «Гадкий утёнок», где показано, как её герой проделал путь от первоначальной внешней, а затем и внутренней сегрегации к интеграции в общество. Образ прекрасного лебедя – это  метафора потенциальных возможностей ребёнка с SEN, которые трудно рассмотреть за нестереотипным габитусом и поведением. Птичий двор – трон общества, которое считает себя «нормальным» и поэтому имеет право поставить на ребёнка клеймо: «Гадкий». Оно убеждает и мать, и сиблингов утёнка, которые первоначально отнеслись к нему как к «своему» в его ненормальности. И ребёнка отторгают не только чужие, но и самые близкие. А тот, кто должен дать ему пищу для развития, отодвигает его ногой от источника, повторяя за общим гвалтом, какой он «гадкий».

Всеобщее отторжение разрушает  у ребёнка базовое доверие  к миру, он только в одиночестве  может почувствовать некое подобие  физической безопасности и эмоциональной  защищённости. Условия жизни заставляют его преодолевать границу между  собой и «здоровыми». Однако ощущение внутренней сегрегации, негативное отношение  к себе, когда клеймо, поставленное на нём окружающими, вошло в образ  «я», а он не в состоянии решить проблему самоидентификации, делает эти  контакты неэффективными и болезненными.

И только после того, как  гадкий утёнок пережил состояние  принятия себя, поверил в искренность  выражения поддержки и одобрения, он смог увидеть в своём отражении  прекрасного лебедя и поплыть  навстречу интеграции.

Этот эпизод – метафора позитивной модели работы учителя с  ребёнком SEN.

3.3. «Делу – время, потехе  – час», - гласит мудрая народная  поговорка. Ребята привыкли отдавать  свой досуг весёлым развлечениям  увлекательным играм. Здоровый  человек нуждается в деятельном  отдыхе. Тем более в этом нуждаются  дети с особыми образовательными  нуждами, для которых игры –  это компенсация того опыта,  от которого страдает ребёнок  вследствие своей неполноценности;  в развитии у ребёнка способности  к концентрации и взаимопомощи. Это даёт ребёнку возможность  проявить инициативу и испытать  чувство победы и успеха.

Существует программа  игровой деятельности. (Студенты проводят игровой тренинг).

В заключение попытаемся ответить на вопрос: «Что же меняется в результате подготовки к работе с детьми со специальными образовательными нуждами?»

Эксперты

  1. Изменяется видение целей образования.
  2. Создаётся иное отношение к «инакости», расширяется понятие «нормы».
  3. Персонал сосредотачивается на поиске сильных сторон каждого ребёнка, поиске триггерных механизмов его развития.
  4. Разрабатываются индивидуальные планы развития детей, планируется развитие групп.
  5. Ребёнок сравнивается только сам с собой (ты вчерашний, сегодняшний, завтрашний).
  6. Действуют педагогические консилиумы, обеспечивающие отбор эффективных приёмов развития ребёнка, координацию действий педагогов.
  7. Исключены психологические ломки, связанные с перераспределением детей. Создаются группы детей, где им оказывается помощь, но затем дети возвращаются в свой класс.
  8. Организуется среда, принимающая ребёнка таким, какой он есть.
  9. Выявляются сферы успешной деятельности ребёнка, создаётся режим «особого благоприятствия», его деятельность в этих сферах, где ему предоставляется максимальная возможность для самореализации.
  10. Осуществляется постоянное поощрение самостоятельности ребёнка, его стремления к самоопределению.

На фоне наркомании в 2005 году резко обострилась эпидемическая  ситуация по ВИЧ – инфекции: в  целом по области выявлено 329 ВИЧ  – инфицированных учащихся образовательных  учреждений (в 2000 - 167). Из них школьников – 91, учащихся начального и среднего профессионального образования  – 128. (Фрагмент видеофильма «Наркомания  вокруг нас»). Беседа по содержанию фильма.

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования  предстоит решить следующие основные задачи по профилактике заболеваний  и пропаганде здорового образа жизни.

  1. Обеспечить всех детей, особенно с SEN индивидуальным медико-психолого-педагогическим сопровождением.
  2. Принять меры по развитию центров содействия укреплению здоровья школьников.
  3. Осуществить мероприятия по улучшению индивидуальной работы с детьми, вовлеченными в потребление психоактивных веществ.

А приоритетными задачами воспитания на 2004-2005 годы являются:

  1. Реализация программы развития воспитания в системе образования.
  2. Обновление содержания и методов работы по преодолению беспризорности и безнадзорности детей.
  3. Отработка системы доступности образования для детей с тяжелыми нарушениями интеллекта.

4. Защита прав детей  со специальными образовательными  нуждами.

Безусловно, сегодня мы сделали  лишь первые шаги в решении данной темы. Решены далеко на все проблемы. Но тем не менее надо признать, что  будущее за единым человеческим сообществом, которое включает существенно отличающихся друг от друга людей. И в настоящее  время появились условия для  формирования новой системы взглядов и идей в работе с детьми с SEN.

Но тем не менее в  английском  выражении “Я люблю  тебя навсегда” содержится высший смысл  существования любой системы  образования.

5. Рефлексия. 

Помощь со стороны  взрослых

  1. Оставить ребенка в покое, т.е. пресечь избыток энергии.
  2. Критически пересмотреть свое отношение к ребенку, быть с ним, а не против него.
  3. Исключить неприязнь и раздражение.
  4. Ориентация на физические и психические возможности ребенка.
  5. Отказаться от насильственных мер воздействия.
  6. Не подавлять своим авторитетом.
  7. Развивать способность ребенка к рассуждениям о самом себе – свободный диалог, слушать и слышать  ребенка не критикуя, не ограничивая, не оценивая.
  8. Выработать потребность к самоконтролю, самокритичности, объективности.
  9. Учить сознательно распределять свое внимание, выдерживать умеренный темп речи, в движениях.
  10. Не напоминать о неудачах, не подчеркивать их последствие, исключить все стрессы.
  11. Учить быть сильным, найти себя.
  12. Считать усталость, раздражительность, равнодушие формами психической защиты ребенка.
  13. Частицы «не» - не должно быть, она у них не усваивается. Мы не должны много говорить. Речь спокойная.

 

Заключение

В заключении отмечу один из важных аспектов использования молодых  специалистов для решения проблем  совершенствования учебно-воспитательного  процесса. Выпускник вуза обладает более свежими знаниями по педагогике и психологии. Он знаком с самыми последними достижениями науки и, как  правило, мыслит в более современных  категориях, чем давно работающий учитель. И наконец, выпускник вуза еще не заражен консерватизмом образовательной  системы. Он и по возрасту ближе к  учащимся, ему легче понять и объяснить  себе поведение подростков. Все это  говорит в пользу использования  молодых педагогов в качестве экспертов при определении путей  совершенствования образовательной  практики. Важно учитывать их мнение и при выборе инновационных технологий для внедрения в школе.

Но нельзя забывать, что  в современном мире, чтобы быть профессионально компетентным преподавателем, этого недостаточно. Будущий педагог  и педагог в целом должен постоянно  учиться, заниматься самообразованием и самореализовываться в педагогической деятельности. Поэтому при формировании профессиональной компетентности будущего педагога, необходимо вести деятельность по двум направлениям: подготовке студентов  как будущих педагогов и работа с преподавателями.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Гузеев В. Матрица разнообразия – способ определения компетентности педагогов. «Директор школы», №8, 2006.
  2. Метаева В. А. Рефлексия как метакомпетентность. «Педагогика», № 3, 2006.
  3. Самигуллин И. Профессиональное становление молодого учителя. «Директор школы», №8, 2006.
  4. Педагогический энциклопедический словарь. Москва. « Большая Российская энциклопедия». 2003.
  5. Аминов Н.А. Диагностика педагогических способностей. М,; Воронеж, 1997.
  6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 2002.
  7. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. СПб., 1999.
  8. Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации. СПб., 1986.
  9. Хуторской А.В. Ключевые компетентности как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. -2003.-№ 2.
  10.   Эльконин Д.Б. Понятие компетентности с позицией развивающего обучения. Красноярск. 2002.
  11. Гоноболин Ф.Н. Психологический анализ педагогических способностей. М.: Педагогика, 1962.
  12. Печерикина Л. Какой учитель нужен нынешним школьникам? «Директор школы»,№ 2, 2007.
  13. Смирнов С. А. Педагогика. Москва. Академа. 1999.

 

 
 




Информация о работе Формирование профессиональной компетенции будущих педагогов