Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 13:48, курсовая работа
Успех проводимой в Российской Федерации модернизации образования во многом зависит от готовности педагогических кадров к ее реализации. Новые условия существования образовательной среды, обновление содержания образования, инновационных форм и методов обучения, все возрастающее требования к качеству знаний, усложнение форм организации урока – все это требует повышения профессиональной компетентности и формирования готовности будущего педагога к выполнению профессиональной деятельности.
Введение --------------------------------------------------------------------------- 3
Глава I. Теоретические основы профессиональной компетентности
1.1. Понятие педагогической компетентности. Основные характеристики в различных трудах ученых ---------------------------------------------------------- 5
1.2. Педагогические аспекты формирования профессиональной компетентности будущего педагога ---------------------------------------------- 10
Глава II. Пути формирования профессиональной компетентности
2.1 Повышение профессионального мастерства ------------------------------ 29
2.2 Профессиональная пригодность и профессиональная готовность --- 31
Глава III. Реализация основ профессиональной компетентности в практической деятельности
3.1 Конспект урока «Золотые россыпи народной педагогики» ------------ 34
3.2 Конспект урока «Проблемы обучения детей со специальными образовательными нуждами» ----------------------------------------------------- 43
Заключение ----------------------------------------------------------------------- 54
Список литературы ------------------------------------------------------------- 55
Информационные умения связаны
не только с непосредственным изложением
учебной информации, но и с методами
ее получения и обработки. Это
умения и навыки работы с печатными
источниками и
В ходе преподавания информационные умения проявляются в способности:
Развивающие умения предполагают:
Ориентационные умения направлены
на формирования морально-ценностных
установок воспитанников и
Коммуникативные умения учителя – это взаимосвязанные группы перцептивных умений, собственно умений общения (вербального) и умений и навыков педагогической техники.
Перцептивные умения, проявляясь на начальном этапе общения, сводятся к наиболее общему умению понимать других (учащихся, учителей, родителей). А для этого необходимо знание ценностных ориентаций другого человека, которые находят выражение в его идеалах, потребностях и интересах, в уровне притязаний. Кроме того, необходимо знать имеющиеся у ученика представления о себе, что он приписывает себе, против чего возражает.
Совокупность перцептивных умений В.Л. Сластенин представляет как следующий взаимосвязанный ряд:
Умения педагогического
общения связаны с
Управление общением в
педагогическом процессе предполагает
умение органично и последовательно
действовать в публичной
Педагогическая техника представляет собой совокупность следующих умений и навыков:
Для успешного осуществления педагогической деятельности очень важно, чтобы учитель в совершенстве владел хотя бы одним из обширной группы прикладных умений: художественных (петь, рисовать, играть на музыкальных инструментах и др.); организаторских, овладеть которыми возможно практически каждому (например, массовик-затейник, тренер-общественник по одному или нескольким видам спорта, инструктор по туризму, экскурсовод, лектор-пропагандист, руководитель кружка и др.).
Созданием информационных условий
для получения целостного представления
о состоянии формирования системы
профессиональной компетентности, о
качественных и количественных изменениях
в ней может выступать
Педагогический мониторинг
является объединяющим началом социологического,
психологического и управленческого
мониторинга с целью получения
целостного представления о личности
студента. Такой комплексный подход
к изучению личности студента, учебной
ситуации и т. д. направлен, прежде всего,
на осмысление реальных учебных возможностей:
степени обученности, обучаемости,
познавательных и личностных интересов,
мотивов учения, а также на установление
дидактических причин слабой успеваемости,
степени удовлетворенности
В образовательной практике можно выделить такие ключевые компетентности как математическую, коммуникативную, информационную, нравственную, социальную, этнокультурную.
Глава II. Пути формирования профессиональной компетентности
2.1 Повышения профессионального мастерства.
Принято выделять несколько
направлений повышения
Деятельность педагога – объект интереса множества людей и организаций (родители, управление образованием, общественные организации, правоохранительные органы). Авторитетность педагога зависит от соблюдения некоторых корпоративных правил – например, от закрытости информации о его личной жизни.
2.2 Профессиональная
пригодность и
В педагогике требования к
педагогу выражаются разными терминами:
«профессиональная пригодность»
Так, под «профессиональной
пригодностью» понимается совокупность
психических и
Понятие «профессиональная
готовность» более емкое и
подвижное. Профессиональная готовность
в педагогической деятельности кроме
профпригодности включает в себя
и уровень умений и навыков. В
ее составе правомерно выделить, с
одной стороны, психологическую, психофизиологическую
и физическую готовность, а с другой
– научно-теоретическую и
Идеализированные личностные и профессиональные качества, составляющие понятие профессиональной готовности педагога, можно представить в виде профессиограммы. Профессиограмма – своего рода паспорт, включающий в себя совокупность личностных качеств, педагогических и специальных знаний и умений, необходимых учителю.
Е. В. Кузьмина(1967), подвергнув
тщательному анализу
В профессиограмме ведущее
место занимает позиция педагога
– система его интеллектуально-
Следующая важнейшая характеристика педагога – направленность личности. Основой педагогической направленности является интерес к профессии учителя. Профессионально-педагогическая направленность личности проявляется и в таких качествах, как педагогический долг и ответственность. Необходимым качеством для учителя является педагогический такт – интуитивное чувство меры, помогающее дозировать воздействия и уравновешивать одно средство другим. Особенно отчетливо педагогический такт проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога, где крайне важны особая внимательность и справедливость.
В. А. Сухомлинский писал: «Справедливость – это основа доверия ребенка воспитателю. Но нет какой-то абстрактной справедливости – вне индивидуальности, вне личных интересов, страстей, порывов. Чтобы стать справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка»3.(Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1969. – С.83).
Информация о работе Формирование профессиональной компетенции будущих педагогов