Формирование профессиональной компетенции будущих педагогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 13:48, курсовая работа

Краткое описание

Успех проводимой в Российской Федерации модернизации образования во многом зависит от готовности педагогических кадров к ее реализации. Новые условия существования образовательной среды, обновление содержания образования, инновационных форм и методов обучения, все возрастающее требования к качеству знаний, усложнение форм организации урока – все это требует повышения профессиональной компетентности и формирования готовности будущего педагога к выполнению профессиональной деятельности.

Содержание

Введение --------------------------------------------------------------------------- 3

Глава I. Теоретические основы профессиональной компетентности


1.1. Понятие педагогической компетентности. Основные характеристики в различных трудах ученых ---------------------------------------------------------- 5

1.2. Педагогические аспекты формирования профессиональной компетентности будущего педагога ---------------------------------------------- 10

Глава II. Пути формирования профессиональной компетентности
2.1 Повышение профессионального мастерства ------------------------------ 29
2.2 Профессиональная пригодность и профессиональная готовность --- 31
Глава III. Реализация основ профессиональной компетентности в практической деятельности


3.1 Конспект урока «Золотые россыпи народной педагогики» ------------ 34

3.2 Конспект урока «Проблемы обучения детей со специальными образовательными нуждами» ----------------------------------------------------- 43

Заключение ----------------------------------------------------------------------- 54
Список литературы ------------------------------------------------------------- 55

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 88.21 Кб (Скачать файл)

Информационные умения связаны  не только с непосредственным изложением учебной информации, но и с методами ее получения и обработки. Это  умения и навыки работы с печатными  источниками и библиографирования, умения добывать информацию из других источников и перерабатывать ее применительно  к целям и задачам образовательного процесса.

В ходе преподавания информационные умения проявляются в способности:

  • доступно излагать учебный материал, с учетом специфики предмета, уровня подготовленности учащихся, их жизненного опыта и возраста;
  • логически правильно построить процесс передачи учебной информации, используя различные методы и их сочетания: рассказ, объяснение, беседу, проблемное, индуктивное и дедуктивное изложения материала;
  • доступно, лаконично и выразительно формулировать вопросы;
  • оперативно диагностировать характер и уровень усвоения учащимися учебного материала.

Развивающие умения предполагают:

  • определение «зоны ближайшего развития» отдельных учащихся, класса в целом;
  • создание проблемных ситуаций и других условий для развития познавательных процессов, чувств и воли учащихся;
  • стимулирование познавательной самостоятельности и творческого мышления, потребности в установлении логических (частного к общему, вида к роду, посылки к следствию, конкретного к абстрактному) и функциональных (причины-следствия, цели-средства, качества-количества, действия-результаты) отношений;
  • создание условий для развития индивидуальных особенностей, осуществление в этих целях индивидуального подхода к учащимся.

Ориентационные умения направлены на формирования морально-ценностных установок воспитанников и научного мировоззрения, привитие устойчивого  интереса к учебной деятельности и науке, профессиональной деятельности, соответствующей личным склонностям  и возможностям детей; организацию  совместной творческой деятельности, имеющей своей целью развитие социально значимых качеств личности.

Коммуникативные умения учителя  – это взаимосвязанные группы перцептивных умений, собственно умений общения (вербального) и умений и  навыков педагогической техники.

Перцептивные умения, проявляясь на начальном этапе общения, сводятся к наиболее общему умению понимать других (учащихся, учителей, родителей). А для этого необходимо знание ценностных ориентаций другого человека, которые находят выражение в  его идеалах, потребностях и интересах, в уровне притязаний. Кроме того, необходимо знать имеющиеся у  ученика представления о себе, что он приписывает себе, против чего возражает.

Совокупность перцептивных умений В.Л. Сластенин представляет как следующий взаимосвязанный  ряд:

  • воспринимать и адекватно интерпретировать информацию о сигналах от партнера по общению, получаемых в ходе совместной деятельности;
  • глубоко проникать в личностную суть других людей;
  • устанавливать индивидуальное своеобразие человека;
  • на основе быстрой оценки внешних характеристик человека и манер поведения определять внутренний мир, направленность и возможные будущие действия человека;
  • определять, к какому типу личности и темперамента относится человек;
  • по незначительным признакам улавливать характер переживаний, состояние человека, его причастность или непричастность к тем или иным событиям;
  • находить в действиях и других проявлениях человека признаки, отличающие его от других и самого себя в сходных обстоятельствах в прошлом;
  • видеть главное в другом человеке, правильно определять его отношение к социальным ценностям, учитывать в поведении людей «поправки» на воспринимающего, противостоять стереотипам восприятия другого человека (идеализация, «эффект ореола» и др.).

Умения педагогического  общения связаны с осуществлением так называемой коммуникативной  аттаки, т.е. привлечения к себе внимания четырьмя способами [19, 44].

  • речевой вариант (вербальное обращение к учащимся);
  • пауза с активным внутренним общением (требованием внимания);
  • двигательно-знаковый вариант (развешивание таблиц, наглядных пособий, запись на доске и т.п.);
  • смешанный вариант, включающий в себя элементы трех предыдущих.

Управление общением в  педагогическом процессе предполагает умение органично и последовательно  действовать в публичной обстановке (умение общаться на людях):

  • организовать совместную с учащимися творческую деятельность.

Педагогическая техника  представляет собой совокупность следующих  умений и навыков:

  • выбрать правильный стиль и тон в обращении с воспитанниками;
  • управлять их вниманием;
  • располагать к себе собеседника;
  • образно передавать информацию и др.

Для успешного осуществления  педагогической деятельности очень  важно, чтобы учитель в совершенстве владел хотя бы одним из обширной группы прикладных умений: художественных (петь, рисовать, играть на музыкальных инструментах и др.); организаторских, овладеть которыми возможно практически каждому (например, массовик-затейник, тренер-общественник по одному или нескольким видам спорта, инструктор по туризму, экскурсовод, лектор-пропагандист, руководитель кружка и др.).

Созданием информационных условий  для получения целостного представления  о состоянии формирования системы  профессиональной компетентности, о  качественных и количественных изменениях в ней может выступать педагогический мониторинг.

Педагогический мониторинг является объединяющим началом социологического, психологического и управленческого  мониторинга с целью получения  целостного представления о личности студента. Такой комплексный подход к изучению личности студента, учебной  ситуации и т. д. направлен, прежде всего, на осмысление реальных учебных возможностей: степени обученности, обучаемости, познавательных и личностных интересов, мотивов учения, а также на установление дидактических причин слабой успеваемости, степени удовлетворенности студентов  и педагогов образовательным  процессом, эмоционального состояния  обучающихся, характера взаимоотношений.

В образовательной практике можно выделить такие ключевые компетентности как математическую, коммуникативную, информационную, нравственную, социальную, этнокультурную.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Пути формирования профессиональной компетентности

2.1 Повышения профессионального  мастерства.

Принято выделять несколько  направлений повышения профессионального  мастерства.

  1. Углубление научных знаний. Это направление порождается недостатками вузовской подготовки. Поэтому повышением квалификации молодых учителей надо заниматься с первых дней их работы в школе. Другая сторона этого вопроса: научная мысль непрерывно развивается, и учитель независимо от своего стажа чаще всего вынужден самостоятельно осваивать новое содержание обучения, не дожидаясь, корректив свыше. Надо мотивировать и стимулировать такую деятельность молодого специалиста.
  2. Повышение психолого-педагогического уровня. По психологии и педагогике, как и по основам наук, составляющим содержание учебных предметов, молодые учителя тоже имеют разную подготовку. Появляются новые технологии, модернизируются используемые. Поэтому, учитель должен еще и систематически обновлять свои знания в этих областях.
  3. Повышение научно-методического уровня. Это направление будет востребовано даже в том случае, если вуз начнет выпускать всех студентов с «красным дипломом». Начиная использовать методику в своей постоянной работе, молодой учитель сильно нуждается в помощи методистов, руководителей школ, учителей-новаторов.
  4. Формирование профессионально значимых умений и навыков. Задача извечная и актуальная не только для молодых учителей. В школе можно встретить и немолодого учителя, не умеющего планировать уроки, не способного доступно объяснить учебный материал.
  5. Освоение культуры педагогического общения. Деловому этикету должен следовать представитель любой профессии. Но вуз дает только представление о нормах общения, а навыки формируются в реальной профессиональной деятельности. Вопреки этому, в школе сегодня много педагогов, грубо обращающихся с детьми, оскорбляющих их.
  6. Развитие способностей работать в коллективе. У студентов накапливается определенный опыт такой работы. В школе это умение приобретает особое значение. Эффективность учебного процесса зависит здесь от того, насколько педагог заинтересован в результативности труда партнеров, от умения принимать решения коллектива как свои личностные, участвовать в деятельности профессиональных организаций.
  7. Освоение корпоративных норм поведения. Учитель – образец для подражания. Уже само его поведение является средством воспитания. На стиль его поведения реагируют и родители учеников – они воспринимают, тиражируют или отвергают его.

Деятельность педагога –  объект интереса множества людей  и организаций (родители, управление образованием, общественные организации, правоохранительные органы). Авторитетность педагога зависит от соблюдения некоторых  корпоративных правил – например, от закрытости информации о его личной жизни.

  1. Овладение научным стилем речи. Речь педагога – инструмент его деятельности. Насколько грамотно говорит учитель – настолько грамотно будет говорить и его ученик. Насколько полно педагог владеет терминологией изучаемой науки – настолько же освоят ее и школьники.
  2. Освоение методики научно-исследовательской деятельности. Новые методики и технологии требуют от учителя умения находить, анализировать и обобщать научную информацию, экспериментально проверять эффективность нововведений, диагностировать уровень развития ученика, помогать ему в развитии элементарных навыков научной деятельности, требуемых вузом от выпускника школы. Методическая работа эффективна настолько, насколько педагог владеет рефлексией, способен объективно оценить свою работу.

 

2.2 Профессиональная  пригодность и профессиональная  готовность.

В педагогике требования к  педагогу выражаются разными терминами: «профессиональная пригодность», «профессиональная  готовность». Названные понятия  имеют особые смысловые оттенки  и употребляются в разных контекстах.

Так, под «профессиональной  пригодностью» понимается совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых  для достижения успеха в выбранной  профессии.

Понятие «профессиональная  готовность» более емкое и  подвижное. Профессиональная готовность в педагогической деятельности кроме  профпригодности включает в себя и уровень умений и навыков. В  ее составе правомерно выделить, с  одной стороны, психологическую, психофизиологическую и физическую готовность, а с другой – научно-теоретическую и практическую подготовку педагога. Так, студент по своим психофизиологическим качествам  может быть пригоден к работе в  качестве педагога, но в силу недостаточной  теоретической или практической подготовки еще не готов к ней.

Идеализированные личностные и профессиональные качества, составляющие понятие профессиональной готовности педагога, можно представить в  виде профессиограммы. Профессиограмма  – своего рода паспорт, включающий в себя совокупность личностных качеств, педагогических и специальных знаний и умений, необходимых учителю.

Е. В. Кузьмина(1967), подвергнув тщательному анализу деятельность учителя, выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных  компонента: конструктивный, организаторский  и коммуникативный, о которых  мы говорили ранее. Эффективность педагогического  процесса обусловлена наличием обратной связи. В силу этого в структуре  педагогической деятельности необходимо выделить и контрольно-оценочный (рефлексивный) компонент, который также был  нами рассмотрен, как необходимый  в педагогической деятельности.

В профессиограмме ведущее  место занимает позиция педагога – система его интеллектуально-волевых  и эмоционально-оценочных отношений  к миру. Различают социальную и  профессиональую позицию педагога. Социальная позиция педагога складывается из системы его взглядов, убеждений  и ценностных ориентаций. Профессиональная позиция – отношение к педагогической профессии, целям и средствам  педагогической деятельности. Педагог  может выступать в качестве информатора, друга, диктора, советчика, просителя, вдохновителя и т. д. Каждая из этих профессиональных позиций может  давать и положительный, и отрицательный  эффект в зависимости от личности педагога, от его социальных позиций. Наиболее глубокой, фундаментальной  характеристикой личности педагога по праву считается убежденность. Лицо педагога определяют гуманистическая позиция, стремление нести знания, нетерпимое отношение к недостаткам и нравственным порокам, унижающим достоинство человеческой личности, обостренное чувство долга и ответственности; стремление к повышению своей педагогической компетентности и к тому, чтобы стать образцом для воспитанников, способность нести культуру.

Следующая важнейшая характеристика педагога – направленность личности. Основой педагогической направленности является интерес к профессии учителя. Профессионально-педагогическая направленность личности проявляется и в таких качествах, как педагогический долг и ответственность. Необходимым качеством для учителя является педагогический такт – интуитивное чувство меры, помогающее дозировать воздействия и уравновешивать одно средство другим. Особенно отчетливо педагогический такт проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога, где крайне важны особая внимательность и справедливость.

В. А. Сухомлинский писал: «Справедливость  – это основа доверия ребенка  воспитателю. Но нет какой-то абстрактной  справедливости – вне индивидуальности, вне личных интересов, страстей, порывов. Чтобы стать справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого  ребенка»3.(Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1969. – С.83).

Информация о работе Формирование профессиональной компетенции будущих педагогов