Формирование профессиональной компетенции будущих педагогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 13:48, курсовая работа

Краткое описание

Успех проводимой в Российской Федерации модернизации образования во многом зависит от готовности педагогических кадров к ее реализации. Новые условия существования образовательной среды, обновление содержания образования, инновационных форм и методов обучения, все возрастающее требования к качеству знаний, усложнение форм организации урока – все это требует повышения профессиональной компетентности и формирования готовности будущего педагога к выполнению профессиональной деятельности.

Содержание

Введение --------------------------------------------------------------------------- 3

Глава I. Теоретические основы профессиональной компетентности


1.1. Понятие педагогической компетентности. Основные характеристики в различных трудах ученых ---------------------------------------------------------- 5

1.2. Педагогические аспекты формирования профессиональной компетентности будущего педагога ---------------------------------------------- 10

Глава II. Пути формирования профессиональной компетентности
2.1 Повышение профессионального мастерства ------------------------------ 29
2.2 Профессиональная пригодность и профессиональная готовность --- 31
Глава III. Реализация основ профессиональной компетентности в практической деятельности


3.1 Конспект урока «Золотые россыпи народной педагогики» ------------ 34

3.2 Конспект урока «Проблемы обучения детей со специальными образовательными нуждами» ----------------------------------------------------- 43

Заключение ----------------------------------------------------------------------- 54
Список литературы ------------------------------------------------------------- 55

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 88.21 Кб (Скачать файл)

Проявлением индивидуальной духовной культуры педагога является творческая самоотдача, в которой собственное самоутверждение неразрыво связано со служением обществу. Одним из проявлений духовных сил и культурных потребностей личности являются потребность в знаниях и признание их самоценности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Реализация основ профессиональной компетентности в практической деятельности

 

3.1 Конспект урока

«Золотые россыпи  народной педагоги»

 

Преподаватель:

Баева Г.И.

Тема: Золотые  россыпи народной педагогики

Цель:

1.Приобщать студентов  к народному творчеству.

2.Обогатить содержание  воспитательного процесса.

3.Выявить умение применять  знания по народной педагогике  в практической деятельности, умение  организовать самостоятельную работу  и анализировать результаты труда.

4.Познакомить с идеями  народной педагогики великих  людей.

5.Воспитывать уважение  к национальному наследию.

Оборудование: видеофильм «Ярмарка в Кунгуре», «Педучилищу – 70», Книги  К.Д.Ушинского «Родное слово», «Детский мир», «История педагогики»

Эпиграф: «Чем дальше в будущее  входим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим».

                                        В.Шафнер

ПЛАН

1.Вступительное слово  учителя.

1.Стихотворение – приветствие.

2.Эпиграф.

3.Музыка.

II. Сообщение темы и коллективное определение целей урока.

1.Работа над понятиями  темы.

2.Определение целей урока.

III. Работа по  теме урока …

1.Из истории вопроса.

2.Современные проблемы  народной педагогики.

3.Из опыта студентов  и учителей.

4.Работа с педагогической  литературой.

IV.Рефлексия.

V. Итог урока. Оценивание.

Добрый день и поклон

Вам, гости дорогие!

Собрались со всех сторон

Наши все, родные.

Я смотрю на ваши лица – 

Хорошо, отрадно мне,

Словно я в огромной, дружной

И приветливой семье.

                                 (Звучит народная песня).

Посмотрите на тему нашего урока: «Золотые россыпи народной педагогики». Наверное, есть о чем подумать, есть о чем поговорить. Эпиграфом к  уроку можно взять такие слова  … (эпиграф). Как вы думаете, какие  цели преследует наш урок? Попытайтесь  определить их.

Цели:

1.Приобщать студентов  к народному творчеству.

2.Обогатить содержание  воспитательного процесса.

3.Прививать любовь к  народному ремеслу, народным песням, сказкам, пословицам, праздникам.

4.Выявить умение применять  знания народной педагогики на  практике.

Вернемся к теме урока. Давайте определим понятия, которые  встречаются в теме «Золотые» - как  вы понимаете? «Не все то золото, что блестит» Смотрим словарь: «золото» - драгоценный металл (записать в  тетрадь); «россыпи» - рассеялось, расположилось; «золотые россыпи» - обилие чего-либо ценного, хорошего; «народная педагогика» - рассеянное, драгоценное, принадлежащее народу.

Духовное богатство народа очень тесно связано с народной педагогикой, нравственными проповедями, духовными заповедями религии. Поэтому  народная педагогика рассматривается  как духовный феномен, присущий сознанию народных масс, эмпирические знания, сведения, идеалы, идеи, взгляды, представления, установки воспитательных действий, которые выступают как единство педагогической мудрости и педагогической деятельности народа.

Так, определили ключевые понятия. Обратимся к истории вопроса. Вопросы особенностей воспитания детей  интересовали просветителей, педагогов  во все времена. Мы с вами отправимся в путешествие и увидим, что  называется временным изменением.

Воспитание детей древних  славян при первобытном общинном строе характеризовалось чертами, свойственными другим первобытным  народам. Оно осуществлялось в труде  и во всей повседневной жизни общины путем непосредственного участия  детей в трудовой деятельности взрослых, сопровождающих ее обрядах, празднествах, культовых актах. И в первую очередь  усваивались обряды, обычаи, связанные  с почитанием земли-кормилицы, хлеба, старших предков (научились тому, что делал взрослый, передавая  свой опыт, свои традиции, обряды и т.д.).

Далее, замечательным педагогическим праздником XII века является «Поучение Владимира Мономаха детям». Умный государственный деятель давал своим детям советы. Кто помнит какие? (Как жить, призывал любить Родину, быть трудолюбивыми, быть отзывчивыми к людям, к старшим быть почтительными, указывал на необходимость воспитывать в детях мужество, отвагу, и в то же время уважать и соблюдать традиции народа).

А основатель педагогики, «отец  педагогической науки» Я.А. Коменский  уже в первой работе, начатой в 1612 г. «Сокровища чешского языка» проявил  стремление служить своему народу. Изучая жизнь своего народа, он исследует  историю, географию, записывает чешские  пословицы. Именно написанная им «Чешская дидактика» становится предшественницей «Великой дидактики». В его лучших произведениях – «Мудрость старых чехов», «Правила поведения, собранные  для юношества в 1653 г.», «Об изгнании из школы косности» и др. выражает глубокое уважение к педагогической культуре народа. Однако с сожалением Коменский отмечал, что уже в  его время народ и народные языки находились в величайшем презрении, чем им наносилась величайшая обида, и что всякому народу все должно передаваться на его собственном  языке.

Посмотрит дальше. Осмыслив  народные традиции воспитания, педагогические явления, к новейшим педагогическим исканиям второй половины 19 века, начала XX века, продолжил путь русский педагог К.Д. Ушинский. Именно ему принадлежит идея о том, что традиционная культура народа, его история, уровень потребности и быта порождают соответствующую систему воспитания подрастающего поколения.

Как вы думаете, что же лежит  в основе педагогической системы  Ушинского? Какова идея? В основе лежит  идея народности. «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью … воспитание, созданное  самим народом и основанное на народных началах … Всякая живая  историческая народность есть самое  прекрасное создание на земле, и воспитанию остается только черпать из этого  богатого и чистого источника», - писал Ушинский в статье «О народности в общественном воспитании» (1857 г.) / «История педагогики», с.232/.

К.Д. Ушинский составил две  учебные книги для начального обучения «Родное слово» и «Детским мир». Обе эти учебные книги  являются образцом богатства содержания, совершенства языка. НО на этих книгах воспитывались многие поколения («Родное  слово» выдержало около 150 изданий). В книгах много басен, сказок, пословиц и т.д.

Время неумолимо движется вперед. Многие педагоги продолжают идеи народности, показывая жизнь народа в фольклоре, сказках, традициях, обрядах.

В.А. Сухомлинский.

Идеи народной педагогики продолжил в своих трудах, в  своей педагогической деятельности В.А. Сухомлинский. Откуда, где он брал материал? Воодушевление, научные силы он черпал прежде всего из духовных народных глубин, неиссякаемых источников народной мудрости. Он считал, что школа  – это «колыбель народа», «народный  очаг воспитания», «важнейший центр  духовной жизни народа». Призвание  школы в цивилизованном обществе – не только учить и воспитывать  детей, но и формировать историческую общность, имя которой – народ.

Педагог был убежден, что  эффективную воспитательную работу школа может строить лишь на основе тысячелетнего опыта народной педагогики, культурно-исторических традиций и  обычаев. При этом у учащихся формируется  «корень духовности», «сердцевина  человека – любовь к Родине». И  мудрый опыт народного воспитания свидетельствует  о том, что любовь к Родине зарождается  в человеке сызмательства и начинается с любви к матери, отцу, дедушке, бабушке, родному языку, колыбельной  песне, сказке, культуре и отечественной  истории.

Без таких истоков формирования «корня духовности», без могучих  средств народной педагогики, считал педагог, невозможно организовать полноценного воспитания. В своих произведениях  В.А. Сухомлинский показывает, опыт воспитания детей в семье, где сохраняются  как святыни народные традиции воспитания.

«Хорошие народные традиции живут в семье самого маленького мальчика Данька. Трое детей – 6, 8 и 9 лет остаются на хозяйстве, когда  мать и отец на работе. Малыши готовят  обед и ужин, доят корову, ухаживают  за растениями на огороде … В  семье царит уважение к труду, можно сказать, культ труда» / «Сердце  отдаю детям», с.24/.

Традиции в Павлышской школе /с.108/

Следуя заветам народной педагогики Сухомлинский использовал  все многообразие путей, форм и методов  учебно-воспитательной работы. Все  направления воспитательного воздействия  на учащихся, разнообразие и самобытные формы работы в школе (сад матери, праздник бабушки и дедушки, комната  сказки, уголок мечты, уроки мышления и др.) раскрывали детям человеческие качества, вызывали восхищение, духом  человека, его красотой.

Итак, мы рассмотрели несколько  периодов развития нашего общества и  увидели, что каждый период влечет изменения  в содержании технологии школьного  воспитания. Вместе с тем, все педагогики, учитывая особенность воспитывающей  среды, считали, что обучение и воспитание детей должно быть направлено на общечеловеческие ценности. А один из главных путей  обновления школы – развитие ее на основе народной педагогики. А процесс  развития личности в народной педагогике рассматривается как целостный  педагогический процесс, многоаспектный, многофакторный, продолжающий длительное время и продолжающий преемственность  поколений. Важнейшее в воспитании это бережное отношение к ценностям, созданным трудом человека и природой. У крестьянина издревле обожествлялась земля, вода, хлеб. Поэтому в народе укрепились обычаи, связанные с хлебом, например, попробовать хлеб считалось  выражением искреннего уважения к хозяину («хлеб – соль»), любая клятва закреплялась богом и хлебом.

Диалектическое становление  идей народной педагогики было ориентировано  на отношении к миру не по модели господства и подчинения, а направленную ответственность перед собой  и миром. Так, например, образ жизни  и законы природы были слиты в  единое целое. Поэтому для народной педагогики было естественным, органичным абсолютное неприятие негативных действий к природе, будь то сорванный цветок, посажанная в клетку певчая птица  или другое животное. Любоваться и  наслаждаться их красотой – внушалось  с детства, там, где они растут и обитают. Такая позиция была глубоко гуманистической и характерной  для многих народов. Это выражается в культе божьей коровки. Для многих народов характерно ловить только крупную  рыбу, а мелкую заботливо выпускают  в воду со словами: «Плыви и возвращайся  большой».

Согласно традиционному  мировосприятию, все, что нас окружает – растения, животные, люди – это  создания единой природы, которые находятся  в постоянном взаимодействии. Когда  переступаются нормы и правила  общения с живой природой, наступает  дисгармония. Это убеждение уяснялось  ребенком в раннем детстве. Например, с древних времен существует пословица: «Не разоряй птичье гнездо, будет  плохо, накажет всевышний». Не растерять, а сохранить то богатство, каким  испокон веков владел каждый народ, приобщать детей к народному  творчеству – одна из задач обучения и воспитания. И эту задачу можно  отнести к современной школе.

Академик Д.С. Лихачев  в работе «Экология культуры»  писал: «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родной речи начинается с малого – с любви  к семье, к своему жилищу, к своей  школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране, к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем  ко всему человеческому, к человеческой культуре».

Человеческие ценности не сводятся лишь к сумме накопленных  материальных и духовных ценностей, а предполагают формирование у новых  поколений способности быть творцом  новых ценностей, новых систем отношений  друг к другу. Чтобы проводить  эту работу с учащимися будущий  учитель должен правильно использовать истоки педагогического мастерства, опыт, накопленный веками.

Что же составляет основу народной педагогики? Духовная культура, народные традиции, обычаи, обряды, пословицы, составляют основу народной педагогики. Они выступают  ведущими факторами воспитательного  процесса. Однако все это не может  быть основным средством формирования личности ребенка. Эффективность использования  зависит от умения воспитателя использовать все ценное в общем контексте  педагогических воздействий.

Информация о работе Формирование профессиональной компетенции будущих педагогов