Формирование профессиональной компетенции будущих педагогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 13:48, курсовая работа

Краткое описание

Успех проводимой в Российской Федерации модернизации образования во многом зависит от готовности педагогических кадров к ее реализации. Новые условия существования образовательной среды, обновление содержания образования, инновационных форм и методов обучения, все возрастающее требования к качеству знаний, усложнение форм организации урока – все это требует повышения профессиональной компетентности и формирования готовности будущего педагога к выполнению профессиональной деятельности.

Содержание

Введение --------------------------------------------------------------------------- 3

Глава I. Теоретические основы профессиональной компетентности


1.1. Понятие педагогической компетентности. Основные характеристики в различных трудах ученых ---------------------------------------------------------- 5

1.2. Педагогические аспекты формирования профессиональной компетентности будущего педагога ---------------------------------------------- 10

Глава II. Пути формирования профессиональной компетентности
2.1 Повышение профессионального мастерства ------------------------------ 29
2.2 Профессиональная пригодность и профессиональная готовность --- 31
Глава III. Реализация основ профессиональной компетентности в практической деятельности


3.1 Конспект урока «Золотые россыпи народной педагогики» ------------ 34

3.2 Конспект урока «Проблемы обучения детей со специальными образовательными нуждами» ----------------------------------------------------- 43

Заключение ----------------------------------------------------------------------- 54
Список литературы ------------------------------------------------------------- 55

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 88.21 Кб (Скачать файл)

Традиционно цели образования  определялись набором знаний, умений, навыков, которыми должен владеть выпускник. Сегодня такой подход оказался недостаточным. Социуму (профессиональным учебным  заведением, производству, семье) нужны  не всезнайки и болтуны, а выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически  решать встающие перед ними жизненные  и профессиональные проблемы. А это  во многом зависит от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и  употребляется понятия «компетенции»  и «компетентности», более соответствующие  пониманию современных целей  образования.

Ведение этих понятий в  педагогическую практику потребует  изменения содержания и методов  образования, уточнения видов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся к  окончанию образования и при  изучении отдельных предметов.

Удовлетворение потребностей общества требует от современного учителя  высокой культуры, глубокой нравственности, сформированной системы ценностей  и убеждений, гражданской позиции, заинтересованности педагога в развитии творческого потенциала своих учащихся, способности к инновационной  деятельности, самосовершенствованию, профессиональной активности и т. д. В связи с этим одной из основных задач наряду с формированием  гармонически развитой личности, является задача формирования профессионально  компетентного специалиста. Определение  выпускника, владеющего компетенциями, то есть тем, что он может делать, каким способом деятельности овладел, к чему он готов, - называют компетентностным подходом. Одним из концептуально  важных способов управления качеством  подготовки выпускников средних  специальных учебных заведений  и является реализация компетентностного  подхода к модернизации содержания профессионального образования. Компетентностный подход означает постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы  с преимущественной трансляцией  знаний, формированием навыков на создание условий для овладения  комплексом компетенций, означающих потенциал, способности выпускника к выживанию  и устойчивой жизнедеятельности  в условиях современного многофакторного  социально-политического, рыночно-экономического, информационно и коммуникационно  насыщенного пространства.

Проблема повышения уровня профессиональной компетентности будущего учителя, способного свободно и активно  мыслить, моделировать воспитательно-образовательный  процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания является актуальной в современных социально-экономических  условиях. Во-первых, профессионально  компетентный учитель оказывает  позитивное влияние на формирование творческих учащихся в процессе учебно-воспитательной работы; во-вторых, сможет добиться лучших результатов в своей профессиональной деятельности; в-третьих, способствует реализации собственных профессиональных возможностей.

В педагогической литературе часто используются и уже устоялись  термины «компетенция», «компетентность». Их широкое применение вполне оправдано, особенно в связи с необходимостью модернизации содержания образования. Например, в стратегии модернизации содержания общего образования читаем: «…основными результатами деятельности образовательного учреждения должна стать  не система знаний, умений и навыков  сама по себе. Речь идет о наборе ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах» [10 ]

И все же вплоть до настоящего времени в европейском образовательном  сообществе нет единого четкого  и однозначно понимаемого определения  понятия «компетентность» применительно  к его использованию для описания желательного образа (профессионально-квалифицированной  модели) выпускника того или иного  уровня образования.

В переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познанием и опытом, следовательно, компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. В то же время профессиональной компетентностью называют индивидуально-психологическое образование, включающее опыт, знания, психологическую готовность.

Отличают синонимически  используемые понятия «компетенция»  и «компетентность». Эти понятия  для российской педагогики являются относительно новыми, поэтому и наблюдается  разное их понимание:

- компетенция – включает  совокупность взаимосвязанных качеств  личности (знаний, умений, навыков, способов  деятельности), задаваемых по отношению  к определенному кругу предметов  и процессов и необходимых  для качественной продуктивной  деятельности по отношению к  ним;

- компетентность – владение, обладание человеком соответствующей  компетенцией, включающей его личностное  отношение к ней и предмету  деятельности.

В научно-методической литературе выделены традиционные характеристики компетенций:

- политические и социальные  компетенции, связанные со способностью  брать на себя ответственность,  участвовать в совместном принятии  решений;

- компетенции, качающиеся  жизни в обществе, признанные  препятствовать распространению  климата нетерпимости и способствовать  пониманию различий и готовности  жить с людьми других культур,  языков и религий;

- компетенции, определяющие  владение письменным и устным  общением, важным в профессиональной  деятельности и общественной  жизни;

- компетенции, связанные  с возникновением информационного  общества: владение новыми технологиями, понимание их силы и слабости;

- компетенции, реализующие  способность учиться в течение  всей жизни не только в профессиональном  плане, но и в личной и  общественной жизни.

В психолого-педагогической литературе понятия «компетентность» связано с определенным видом  деятельности и означает, согласно словарю с И.Ожегова, «осведомленность, авторитетность в какой-либо области», а «компетенция» имеет следующее  значение: «Круг полномочий, прав какого-либо лица, органа, круг вопросов, дел, находящихся  в чьем-либо ведении» [17, 234].

Они являются взаимодополняемыми и взаимообусловленными понятиями: компетентный человек, не обладающий правомочиями (компетенцией), не может быть в полной мере и в социально-значимых аспектах ее реализовать. Такое понимание  находим и в определении А.С. Белкина, характеризующего компетенции  как совокупность того, чем человек  располагает, а компетентность –  как совокупность того, чем он владеет.

Словарь иностранных слов раскрывает понятие «компетентный» как обладающий кругом прав и полномочий какого-либо учреждения, лица или кругом дел, вопросов, подлежащих чьему-либо ведению. Французское competent  переводится как компетентный, правомочный. Оно также имеет юридический оттенок. В английском языке в термине competence доминирует смысл качества личности: компетентность трактуется как способность.

Понятие «компетенция» чаще применяется для обозначения:

- образовательного результата, выражающегося в подготовленности, «оспособленности» выпускника, в  реальном владении методами, средствами  деятельности, в возможности справиться  с поставленными задачами;

- такой формы сочетания  знаний, умений и навыков, которая  позволяет ставить и достигать  цели по преобразованию окружающей  среды.

Суффикс «-ность» в русском  языке означает степень овладения  определенным качеством, поэтому термин «компетентность» чаще используется для  обозначения определенных качеств, степени овладения ими.

Под компетентностью чаще понимается интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности  и готовности ее деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены  в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное  и успешное участие в деятельности.

Таким образом, понятия компетенций, компетентностей значительно шире понятий знания, умения, навыки, так  как включает направленность личности (мотивацию, ценностные ориентации и  т.п.), ее способности преодолевать стереотипы, чувствовать проблемы, проявлять  проницательность, гибкость мышления; характер – самостоятельность, целеустремленность, волевые качества. Можно также  понимать под компетентностью владение, обладание человеком соответствующей  компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и к предмету деятельности.

Таким образом, компетенция  предполагает некоторое отчужденное  наперед заданное требование к образовательной (включая профессиональную) подготовке обучаемого, а компетентность есть уже состоявшееся личностное качество.

Рассматривая данную проблему, необходимо, в первую очередь, определить, что такое профессиональная компетентность, выявить ее структуру и условия  ее формирования. Следует отметить, что в настоящее время отсутствует  однозначное определение понятия  профессиональной компетентности. Обзор  психолого-педагогической литературы и других информационных источников, посвященных данной проблеме, показывает, что можно выделить несколько  подходов к определению понятия "профессиональная компетентность". Так, например, зарубежными исследователями  данное понятие зачастую рассматривается  как "углубленное знание", "состояние  адекватного выполнения задачи", "способность к актуальному  выполнению деятельности", "эффективность  действий".

Одним из наиболее распространенных определений рассматриваемого термина  в отечественной психолого-педагогической литературе является следующее: "качество, свойство или состояние специалиста, обеспечивающее вместе или в отдельности  его физическое, психическое и  духовное соответствие необходимости, потребности, требованиям определенной профессии, специальности, специализации, стандартам квалификации, занимаемой или исполняемой служебной должности". Э.Ф.Зеер под профессиональной компетентностью  понимает совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы  выполнения профессиональной деятельности.

Таким образом, на наш взгляд, можно утверждать, что компетентность специалиста представляет собой  присвоенную, отрефлексированную им в  ходе профессиональной деятельности систему  социально-значимых и личностно-значимых  компетенций.

Если говорить о профессиональной компетенции педагога, то в содержание этого понятия вкладывают личные возможности учителя, воспитателя, педагога, позволяющие ему самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи. Необходимым для решения  тех или иных педагогических задач  предполагается знание педагогической теории, умение и готовность применять  ее положения на практике. Можно  также сказать, что профессиональная компетентность педагога - это сформированность в его труде различных сторон педагогической деятельности и педагогического  общения, в которых самореализована  личность педагога на уровне, обеспечивающем устойчивые положительные результаты в обучении и развитии учащихся.

В разное время и у разных авторов встречаются самые различные  трактовки. Это и психическое  состояние, и обладание способностью и умением выполнять определенные трудовые функции, а уровень образованности и общей культуры, единство теоретической  и практической готовности к осуществлению  педагогической деятельности. Из этого  набора следует определение профессиональной компетентности как интегративного свойства личности педагога, характеризующего его осведомленность в психолого-педагогической и предметной областях знаний, профессиональные умения и навыки, личностный опыт. При  этом необходимо, чтобы педагог был  нацелен на перспективность в  работе, открыт к обогащению знаниями, уверен в себе и способен достигать  профессиональных результатов.

Некоторые авторы считают, что  компетентность педагога включает такие  личностные качества, как инициативность, ответственность, трудолюбие, целеустремлённость, уверенность в себе. Другим представляется, что необходимо включить в структуру  компетентности и мотивационно-ценностную сферу, которая в значительной мере определяет уровень овладения знаниями. Таким образом, перечисленные составляющие профессиональной компетенции означают по сути дела зрелость человека в профессиональной деятельности, в профессиональном общении, в становлении личности профессионала, его индивидуальности.

Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста  осуществляется через содержание образования, которое включает в себя не только перечень учебных предметов, но и  профессиональные навыки и умения, которые формируются в процессе овладения предметом, а также  по средствам активной позиции студента в социальной, политической и культурной жизни. Все это в комплексе  формирует и развивает личность будущего педагога таким образом, чтобы  она обладала способами саморазвития и самосовершенствования, что обеспечивало бы педагогу эффективное функционирование как субъекта-профессионала в  системе "человек-человек".

Подготовка компетентного  специалиста, соответствующего требованиям  сегодняшнего дня, наделенного качествами, знаниями, умениями, необходимыми для  того, чтобы быть конкретно-способным  и жизнеспособным, невозможна без  построения на научной основе соответствующей  системы обучения.

Существуют различные  подходы к определению компетентности специалиста. Так, например, Н.Ф. Талызина, считает, что он должен соответствовать  трем составным частям: качеством, знаниям, умениям.

В их число входят:

Информация о работе Формирование профессиональной компетенции будущих педагогов