Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 13:48, курсовая работа
Успех проводимой в Российской Федерации модернизации образования во многом зависит от готовности педагогических кадров к ее реализации. Новые условия существования образовательной среды, обновление содержания образования, инновационных форм и методов обучения, все возрастающее требования к качеству знаний, усложнение форм организации урока – все это требует повышения профессиональной компетентности и формирования готовности будущего педагога к выполнению профессиональной деятельности.
Введение --------------------------------------------------------------------------- 3
Глава I. Теоретические основы профессиональной компетентности
1.1. Понятие педагогической компетентности. Основные характеристики в различных трудах ученых ---------------------------------------------------------- 5
1.2. Педагогические аспекты формирования профессиональной компетентности будущего педагога ---------------------------------------------- 10
Глава II. Пути формирования профессиональной компетентности
2.1 Повышение профессионального мастерства ------------------------------ 29
2.2 Профессиональная пригодность и профессиональная готовность --- 31
Глава III. Реализация основ профессиональной компетентности в практической деятельности
3.1 Конспект урока «Золотые россыпи народной педагогики» ------------ 34
3.2 Конспект урока «Проблемы обучения детей со специальными образовательными нуждами» ----------------------------------------------------- 43
Заключение ----------------------------------------------------------------------- 54
Список литературы ------------------------------------------------------------- 55
Традиционно цели образования
определялись набором знаний, умений,
навыков, которыми должен владеть выпускник.
Сегодня такой подход оказался недостаточным.
Социуму (профессиональным учебным
заведением, производству, семье) нужны
не всезнайки и болтуны, а выпускники,
готовые к включению в
Ведение этих понятий в педагогическую практику потребует изменения содержания и методов образования, уточнения видов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся к окончанию образования и при изучении отдельных предметов.
Удовлетворение потребностей
общества требует от современного учителя
высокой культуры, глубокой нравственности,
сформированной системы ценностей
и убеждений, гражданской позиции,
заинтересованности педагога в развитии
творческого потенциала своих учащихся,
способности к инновационной
деятельности, самосовершенствованию,
профессиональной активности и т. д.
В связи с этим одной из основных
задач наряду с формированием
гармонически развитой личности, является
задача формирования профессионально
компетентного специалиста. Определение
выпускника, владеющего компетенциями,
то есть тем, что он может делать,
каким способом деятельности овладел,
к чему он готов, - называют компетентностным
подходом. Одним из концептуально
важных способов управления качеством
подготовки выпускников средних
специальных учебных заведений
и является реализация компетентностного
подхода к модернизации содержания
профессионального образования. Компетентностный
подход означает постепенную переориентацию
доминирующей образовательной парадигмы
с преимущественной трансляцией
знаний, формированием навыков на
создание условий для овладения
комплексом компетенций, означающих потенциал,
способности выпускника к выживанию
и устойчивой жизнедеятельности
в условиях современного многофакторного
социально-политического, рыночно-экономического,
информационно и
Проблема повышения уровня
профессиональной компетентности будущего
учителя, способного свободно и активно
мыслить, моделировать воспитательно-образовательный
процесс, самостоятельно генерировать
и воплощать новые идеи и технологии
обучения и воспитания является актуальной
в современных социально-
В педагогической литературе часто используются и уже устоялись термины «компетенция», «компетентность». Их широкое применение вполне оправдано, особенно в связи с необходимостью модернизации содержания образования. Например, в стратегии модернизации содержания общего образования читаем: «…основными результатами деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе. Речь идет о наборе ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах» [10 ]
И все же вплоть до настоящего
времени в европейском
В переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познанием и опытом, следовательно, компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. В то же время профессиональной компетентностью называют индивидуально-психологическое образование, включающее опыт, знания, психологическую готовность.
Отличают синонимически используемые понятия «компетенция» и «компетентность». Эти понятия для российской педагогики являются относительно новыми, поэтому и наблюдается разное их понимание:
- компетенция – включает
совокупность взаимосвязанных
- компетентность – владение,
обладание человеком
В научно-методической литературе выделены традиционные характеристики компетенций:
- политические и социальные
компетенции, связанные со
- компетенции, качающиеся
жизни в обществе, признанные
препятствовать
- компетенции, определяющие владение письменным и устным общением, важным в профессиональной деятельности и общественной жизни;
- компетенции, связанные
с возникновением
- компетенции, реализующие
способность учиться в течение
всей жизни не только в
В психолого-педагогической
литературе понятия «компетентность»
связано с определенным видом
деятельности и означает, согласно
словарю с И.Ожегова, «осведомленность,
авторитетность в какой-либо области»,
а «компетенция» имеет
Они являются взаимодополняемыми и взаимообусловленными понятиями: компетентный человек, не обладающий правомочиями (компетенцией), не может быть в полной мере и в социально-значимых аспектах ее реализовать. Такое понимание находим и в определении А.С. Белкина, характеризующего компетенции как совокупность того, чем человек располагает, а компетентность – как совокупность того, чем он владеет.
Словарь иностранных слов раскрывает понятие «компетентный» как обладающий кругом прав и полномочий какого-либо учреждения, лица или кругом дел, вопросов, подлежащих чьему-либо ведению. Французское competent переводится как компетентный, правомочный. Оно также имеет юридический оттенок. В английском языке в термине competence доминирует смысл качества личности: компетентность трактуется как способность.
Понятие «компетенция» чаще применяется для обозначения:
- образовательного результата,
выражающегося в
- такой формы сочетания
знаний, умений и навыков, которая
позволяет ставить и достигать
цели по преобразованию
Суффикс «-ность» в русском языке означает степень овладения определенным качеством, поэтому термин «компетентность» чаще используется для обозначения определенных качеств, степени овладения ими.
Под компетентностью чаще
понимается интегральное качество личности,
проявляющееся в общей
Таким образом, понятия компетенций,
компетентностей значительно
Таким образом, компетенция предполагает некоторое отчужденное наперед заданное требование к образовательной (включая профессиональную) подготовке обучаемого, а компетентность есть уже состоявшееся личностное качество.
Рассматривая данную проблему,
необходимо, в первую очередь, определить,
что такое профессиональная компетентность,
выявить ее структуру и условия
ее формирования. Следует отметить,
что в настоящее время
Одним из наиболее распространенных
определений рассматриваемого термина
в отечественной психолого-
Таким образом, на наш взгляд, можно утверждать, что компетентность специалиста представляет собой присвоенную, отрефлексированную им в ходе профессиональной деятельности систему социально-значимых и личностно-значимых компетенций.
Если говорить о профессиональной компетенции педагога, то в содержание этого понятия вкладывают личные возможности учителя, воспитателя, педагога, позволяющие ему самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи. Необходимым для решения тех или иных педагогических задач предполагается знание педагогической теории, умение и готовность применять ее положения на практике. Можно также сказать, что профессиональная компетентность педагога - это сформированность в его труде различных сторон педагогической деятельности и педагогического общения, в которых самореализована личность педагога на уровне, обеспечивающем устойчивые положительные результаты в обучении и развитии учащихся.
В разное время и у разных
авторов встречаются самые
Некоторые авторы считают, что компетентность педагога включает такие личностные качества, как инициативность, ответственность, трудолюбие, целеустремлённость, уверенность в себе. Другим представляется, что необходимо включить в структуру компетентности и мотивационно-ценностную сферу, которая в значительной мере определяет уровень овладения знаниями. Таким образом, перечисленные составляющие профессиональной компетенции означают по сути дела зрелость человека в профессиональной деятельности, в профессиональном общении, в становлении личности профессионала, его индивидуальности.
Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста осуществляется через содержание образования, которое включает в себя не только перечень учебных предметов, но и профессиональные навыки и умения, которые формируются в процессе овладения предметом, а также по средствам активной позиции студента в социальной, политической и культурной жизни. Все это в комплексе формирует и развивает личность будущего педагога таким образом, чтобы она обладала способами саморазвития и самосовершенствования, что обеспечивало бы педагогу эффективное функционирование как субъекта-профессионала в системе "человек-человек".
Подготовка компетентного специалиста, соответствующего требованиям сегодняшнего дня, наделенного качествами, знаниями, умениями, необходимыми для того, чтобы быть конкретно-способным и жизнеспособным, невозможна без построения на научной основе соответствующей системы обучения.
Существуют различные
подходы к определению
В их число входят:
Информация о работе Формирование профессиональной компетенции будущих педагогов