Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 15:40, курсовая работа
Цель исследования – изучить особенности формирования речевой компетентности у старших дошкольников средствами информационных технологий с точки зрения их эффективности.
В соответствии с целью были определены задачи работы:
изучить и проанализировать проблему речевой компетентности в психолого-педагогической литературе
дать определение понятию «речевая компетентность»
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы формирования речевой компетентности у детей старшего дошкольного возраста……………………………………….….6
§.1.1. Характеристика понятия «речевая компетентность»……………………6
§.1.2. Формирование речевой компетентности у старших дошкольников в психолого-педагогических исследованиях…………………………………….16
Выводы по первой главе………………………………………………….……..23
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию речевой компетентности у старших дошкольников средствами информационных технологий…………………………………………………………………..……25
§. 2.1. Изучение уровня сформированности состояния речевой компетентности у старших ………………………………………………….….25
§. 2.2. Формирование речевой компетентности у старших дошкольников средствами информационных технологий…………………………………..…35
§. 2.3. Результат опытно-экспериментально работы…………………………..43
Выводы по второй главе……………………………………………...…………47
Заключение……………………………………………………………………….49
Список литературы……………………………………………………………...52
А.Богуш, анализируя содержательный аспект культуры речи и речевого общения, как ведущих составляющих риторики последних десятилетий, в программах дошкольных учреждений, подчеркивает: “…формирование культуры речевого общения в программах “Малятко”, “Истоки речевого развития детей дошкольного возраста”, “Базисном компоненте дошкольного образования” является базисной характеристикой выпускника дошкольного учреждения, обязательно для всех детей 6-7 лет” [2, 69].
Экспериментальные же исследования ведущих отечественных и зарубежных ученых — М.Алексеевой, Е.Аматьевой, Л.Антоновой, А.Богуш, Е.Крутий, З.Курцевой, Т.Ладыженской, М.Лисиной, А.Максакова, Г.Сагач, С.Хаджирадевой, А.Чулковой и др. — относительно развития языковых, речевых и коммуникативных умений и навыков говорят о низком уровне развития обозначенных умений и навыков.
Приведем в пример результаты некоторых экспериментальных исследований. Так, экспериментальные данные обследования уровня развития речевой компетентности, полученные Е.Аматьевой, А.Богуш, С.Хаджирадевой, А.Чулковой, свидетельствуют “…о довольно низком уровне развития этого феномена (до 8, 6 %) у детей дошкольного возраста”, “к достаточному уровню развития всех структурных компонентов культуры речевого общения можно отнести не более 15 % детей старшего дошкольного возраста” [2, 4].
Е.Крутий в статье “Особенности коммуникативно-развивающей технологии обучения языку, развития речи и речевого общения детей дошкольного возраста”, анализируя причины затруднения формирования речевой компетентности дошкольников, подчеркивает отсутствие ориентации воспитателей на реализацию развивающих задач обучения. Так, только 9 % опрошенных воспитателей называют целью дошкольного образования речевое развитие ребенка, 4 % — совершенствование его “чувства языка”. Автор указывает на недостаточную ориентацию педагогов в понятиях «речевая компетентность», “языковое развитие”, “языковая способность”, “чувство языка”, в лучшем случае они понимают их односторонне, узко, неправильно определяя сущность взаимоотношения обучения родному языку и языкового развития ребенка. Следствием того является отсутствие умения осознанно вести работу по стимулированию языкового развития дошкольников [24, 21].
В старшем дошкольном возрасте стремительно нарастает запас слов, происходит быстрое развитие лексической стороны речи детей. Конечно, лексикон, понимаемый как запас слов родного языка, широко варьирует даже у детей одного возраста. В среднем общий объем словарного запаса, включающий активный словарь (совокупность слов, которыми пользуется ребенок при построении высказываний) и пассивный словарь (слова, которые человек понимает, но не использует в своей речи), достигает, по оценкам разных специалистов, 3,5–5 тыс. слов. Это очень весомая цифра, достаточно сказать, что большинство из нас, взрослых, в своей повседневной жизни употребляют около 4 тыс. слов.
Слова, находящиеся в речевой компетенции старших дошкольников, как правило, относятся к основному словарному фонду языка (часто встречаются, наиболее употребимы) и обозначают все существующие части речи, применяются в самых различных грамматических формах и сочетаниях.
Помимо лексической, дети старшего дошкольного возраста успешно осваивают и морфологическую структуру родного языка, им знакомы основные типы склонений и спряжений, соединительные союзы, большинство распространенных суффиксов.
Детям старшего дошкольного возраста свойственен обостренный интерес к слову, они охотно идут на «экспериментирование» со словами, с удовольствием занимаются словоизменением, словообразованием, словотворчеством, создают множество неологизмов. Дети 5–6-летнего возраста стремятся понять и понимают значение большого количества абстрактных слов, переносное значение образных слов, их словарь насыщен обобщающими словами, обозначающими различные связи объективного мира, свойства предметов и явлений.
Растет способность детей к последовательному, образному, точному, связному изложению своих мыслей. С этой целью дети часто прибегают к помощи сложных предложений. Так, по данным Л.А. Калмыковой, 55% речевых высказываний детей 5–6-летнего возраста имеют форму простых предложений, но уже 45% (около половины!) – сложных (из них сложносочиненных с союзами «а», «и», «но» – 21%; сложноподчиненных с подчинительными союзами «что», «когда», «потому что», «чтобы», «где» – 19%; бессоюзных – 5%) [34, 154].
Одним из любимых видов речевой деятельности дошкольников, по мнению А.В. Запорожца и А.Г. Хрипковой, является рассказывание. Уже 5-летнему ребенку вполне доступно составление не только рассказов-описаний конкретного предмета или ситуации, но и сочинение самостоятельных, творческих рассказов, а также оригинальных историй и сказок с завершенным сюжетом. Увеличивается объем детских произведений, нередко они состоят из 15–20 предложений. Интересно, что детское творчество не ограничивается прозой. Среди старших дошкольников можно встретить начинающих поэтов! Анализируя стихи 4–5-летних детей, К.И. Чуковский отмечал, что их авторы «обладают почти безупречным ритмом и «прекрасным чувством языка».
О высоком уровне речевой компетентности говорит и то обстоятельство, что дети всё лучше понимают прочитанное или услышанное, отвечают на всё более сложные вопросы по содержанию сказок и стихотворений, умеют их пересказывать, излагать смысл литературных произведений, речи взрослых или сверстников своими словами, применяя как прямую, так и косвенную речь.
Старшие дошкольники умело пользуются речью как средством объективации, выражения своих мыслей, способны «переводить свои образы и представления в точную форму, поддающуюся языковому кодированию», и «передавать их партнерам по общению в виде «словесных картинок» [23, 56].
Нередко старшие
дошкольники демонстрируют образцы эмоциональной,
образной, выразительной речи.
В их речевом арсенале широко представлены
средства интонационной выразительности.
В зависимости от ситуации, дети говорят
грустно, весело, торжественно; владеют
повествовательной, вопросительной, повелительной,
восклицательной интонациями. Старшие
дошкольники широко применяют и средства
речевой выразительности: гиперболы, эпитеты,
сравнения, метафоры, синонимические выражения,
антонимы, многозначные слова.
Если в более
раннем возрасте ребенок хорошо ориентировался
лишь в речи, касающейся актуальной, конкретной
ситуации, свидетелем или участником которой
ему довелось быть, то в старшем дошкольном
возрасте мы впервые можем говорить о
прочном, устойчивом, а самое главное,
внеситуативном понимании ребенком речи
партнера по общению. Уже с 5 лет более
притягательным партнером по общению
для ребенка становится не взрослый, а
сверстник. По отношению к сверстнику
ребенок «применяет самые разнообразные
коммуникативные действия: критикует,
спорит, навязывает свою волю, требует,
приказывает, обманывает, успокаивает,
жалеет» [11, 16]
И, наконец, старший дошкольный возраст – период начального освоения ребенком диалогической речи, формирования навыков подлинно диалогического взаимодействия. Отметим, что диалогическая речь – совершенно особый и очень сложный вид речи. Специфика диалогической речи заключается в отсутствии заранее продуманного плана, а также в необходимости «уметь слушать и слышать другого», совместно с партнером, в режиме обмена высказываниями, ставить перед собой общую коммуникативную цель и вместе достигать ее, сопрягать свои усилия для раскрытия обсуждаемой темы, искать средства достижения взаимопонимания, адекватной передачи собственных мыслей. Хотя в старшем дошкольном возрасте инициативные коммуникативные действия ребенка преобладают над ответными, и, конечно же, в глазах ребенка наибольший вес имеют его собственные реплики и высказывания, но в целом общение детей не распадается на цепь плохо согласующихся монологов, строится как диалог в полном смысле этого слова.
Вышеизложенные наблюдения подтверждают значимость педагога в формировании языковой, речевой и коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста. Именно взрослые способствуют развитию у детей чувства ответственности за данное слово, помогают распознавать эмоциональные переживания, осваивать различные способы разрешения конфликтных ситуаций, договариваться, устанавливать новые контакты, продуктивно общаться.
Одно из наиболее важных направлений современной педагогической работы связанно с применением информационных технологий. Соединение эмоциональной привлекательности, которые присущи игре, и аудиовизуальных, вычислительных, информационных возможностей электронной техники несет в себе большой дидактический потенциал, который может и должен быть реализован в практике обучения. Использование современных информационных технологий способствует формированию высокого уровня речевой компетентности старшего дошкольника. Данная проблема будет рассмотрена нами в практической части нашего исследования.
Выводы по первой главе
Речевая компетентность относится к группе ключевых задач, т.е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому её формированию следует уделять пристальное внимание. Под речевой компетенцией понимается умение ребёнка практически пользоваться родным языком в конкретных ситуациях общения, используя речевые , неречевые (мимика, жесты, движения) и интонационные средства выразительности речи в их совокупности. Речевая компетенция предусматривает лексическую, грамматическую, фонетическую, диалогическую и монологическую составляющие.
Главная цель формирования речевой компетентности состоит в том, чтобы ребёнок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями (Заметим, что индивидуальные различия в уровне речевого развития у детей одного возраста могут быть исключительно велики). Это создаёт предпосылки для успешного обучения в школе, для дальнейшего совершенствования устной речи, обучения письму и чтению, для того, чтобы речь действительно стала не только средством общения, но и средством познания.
Выделяют следующие задачи, реализуемые в процессе формирования речевой компетентности :
В связи с тем, что с каждым годом резко увеличивается число детей, которые при поступлении в школу сталкиваются с проблемой плохо развитой речи, актуальной становится задача поиска наиболее эффективных путей формирования речевой компетентности детей. В настоящее время наблюдается тенденция к использованию в работе детских садов информационных технологий - технологии доступа к различным информационным источникам, направленные на получение конкретного результата. Они помогают в решении многих задач: в коррекционно-развивающей работе с детьми, работе с педагогами, родителями.
Во второй части выпускной квалификационной работы мы обратились к проблеме формирования речевой компетентности у старших дошкольников средствами информационных технологий.
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию речевой компетентности у старших дошкольников
§.2.1 Изучение уровня сформированности состояния речевой компетентности у старших дошкольников.
Опытно- экспериментальная работа проходила в МБДОУ центр развития ребенка - детский сад № 25 г. Ельца Липецкой области.
Работа велась в течение двух месяцев. В эксперименте принимали участие 20 детей (Приложение № 1).
Организация констатирующего эксперимента
Цель - выявить уровень сформированности речевой компетентности у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе констатирующего эксперимента решались следующие задачи:
В связи с поставленными задачами были разработаны диагностические задания, направленные на выявление уровня сформированности речевой компетентности у детей старшего дошкольного возраста.
Анализ научных и методических подходов к изучению проблемы формирования речевой компетентности позволил определить уровни проявления речевой компетентности у детей старшего дошкольного возраста, в соответствии с которыми в дальнейшем будут определяться основные показатели развития речевой компетентности.
Высокий уровень (18-21 балл) развития речевой компетентности – речь беглая, живая, образная. Богатый словарный запас, правильное грамматическое оформление. В речи используются сложные предложения, грамматически правильно построенные. Ребенок может объяснить смысл высказывания, хорошо понимает речевую инструкцию и полностью справляется с речевым заданием. Ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и педагогом, ясно и последовательно выражает свои мысли, умеет пользоваться формами речевого этикета, умеет задавать и отвечать на вопросы, своевременно вступать и завершать диалог.
Средний уровень (17-14 баллов): ребенок в целом, верно, справляется с заданием, но испытывает затруднения при подборе слов, ему необходимы подсказки, наводящие вопросы. Правильно выполняет хотя бы половину задания, ошибки исправляет самостоятельно. Ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других; умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое, умеет отвечать на вопросы, вступать в диалог.