Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 15:40, курсовая работа
Цель исследования – изучить особенности формирования речевой компетентности у старших дошкольников средствами информационных технологий с точки зрения их эффективности.
В соответствии с целью были определены задачи работы:
изучить и проанализировать проблему речевой компетентности в психолого-педагогической литературе
дать определение понятию «речевая компетентность»
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы формирования речевой компетентности у детей старшего дошкольного возраста……………………………………….….6
§.1.1. Характеристика понятия «речевая компетентность»……………………6
§.1.2. Формирование речевой компетентности у старших дошкольников в психолого-педагогических исследованиях…………………………………….16
Выводы по первой главе………………………………………………….……..23
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию речевой компетентности у старших дошкольников средствами информационных технологий…………………………………………………………………..……25
§. 2.1. Изучение уровня сформированности состояния речевой компетентности у старших ………………………………………………….….25
§. 2.2. Формирование речевой компетентности у старших дошкольников средствами информационных технологий…………………………………..…35
§. 2.3. Результат опытно-экспериментально работы…………………………..43
Выводы по второй главе……………………………………………...…………47
Заключение……………………………………………………………………….49
Список литературы……………………………………………………………...52
1.Экскурсия по Москве, по Красной площади. http://tours.kremlin.ru/
2. Экскурсия в мир животных. http://www.gbmt.ru/ru/
3. Экскурсия по Московскому метро. http://www.metrowalks.ru/
4. Экскурсия в царский
дворец. http://www.tzar.ru/museums/
5.Экскурсия в библиотеку. http://old.nlb.by/navigator/
6. Экскурсия в музей. http://www.panotours.ru/muzei.
7.Экскурсия на Мамаев Курган http://www.volgograd.ru
и другие
Для воспитателей мы предложили использовать электронный учебник, который можно найти в системе Интернет на сайтах для дошкольных учреждений или составить самим.
Детский электронный учебник или детская электронная книга (ДЭК) имеет ряд принципиальных отличий от книги, изготовленной типографским способом: возможность мультимедиа, обеспечение виртуальной реальности, высокая степень интерактивности, возможность индивидуального подхода к ребенку.
Создание электронного учебника представляет собою свободный творческий процесс преподавателя, но необходимо придерживаться определенных методических требований (возрастные особенности, требования программы, индивидуальные особенности).
Электронный учебник состоит из основного материала с текстом или словесным сопровождением.
Мы придерживались следующих рекомендаций в процессе создания электронной книги:
1.Раздел (художественная литература)
2. Выбор источников (книги, раскраски, фотоматериалы, рисунки)
3.Работа над текстом.
4.Составление презентаций, включение текста.
5.Анимация
6.Вопросы действий по тексту.
В своей работе мы использовали следующие детские электронные книги: «Светофорик приглашает» «Цветик-семицветик», «Заюшкина избушка» и др.
Так же нами были предложены дополнительные ресурсы: видеоролики «Наша Армия», «Весна», «Предметы помощники» - вот небольшой перечень Интернет-ресурсов, которые мы включили в свои занятия.
Использование информационных технологий значительно расширяет возможность предъявления учебной информации, игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся, усиливают воздействие изучаемого материала, способствуют более успешной подготовке детей к обучению в школе.
§. 2.3 Результат опытно-экспериментальной работы
Методика контрольного эксперимента выстраивалась по аналогии с методикой констатирующего. Цель данного этапа экспериментального исследования состояла в выявлении качественных изменений в развитии речевой компетентности детей старшего дошкольного возраста в процессе использования информационных технологий.
На этапе контрольного эксперимента решались следующие задачи:
Для выявления эффективности работы по формирования речевой компетентности средствами информационных технологий мы организовали работу аналогичную работе на констатирующем этапе эксперимента. Детям вновь были предложены те же методики и диагностические задания, что и на констатирующем этапе нашего исследования.
В ходе повторной диагностики были получены следующие результаты:
Таблица № 3
Количественные показатели развития речевой компетентности старших дошкольников
№ п/п |
Имя, фамилия ребенка |
Обследование связной речи |
Обследование грамматического строя речи |
Обследование слоговой структуры слова |
Обследование звукопроизношения | ||||
Задание № 1 |
Задание № 2 |
Задание № 1 |
Задание №2 |
Задание № 3 | |||||
1 |
Аня П. |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 | |
2 |
Сергей В |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 | |
3 |
Даша К. |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 | |
4 |
Ирина П. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 | |
5 |
Лера Л. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 | |
6 |
Вика Д |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 | |
7 |
Алина Д. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 | |
8 |
Паша Ш. |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 | |
9 |
Леша Л. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 | |
10 |
Руслан Р. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 | |
11 |
Кристина Ф. |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 | |
12 |
Юля Д. |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 | |
13 |
Лена Ш. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 | |
14 |
Полина Ш. |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 | |
15 |
Егор Ш. |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 | |
16 |
Олег С. |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 | |
17 |
Дима А. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 | |
18 |
Алена М. |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 | |
19 |
Валя Д. |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 | |
20 |
Таня Ч. |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
Таким образом, из 20 диагностируемых детей высокий уровень развития речевой компетентности показали 6 детей (Ирина П., Лера Л., Аня П., Даша К., Леша Л., Дима А.), средний уровень 8 детей (Сергей В., Вика Д., Алина Д., Паша Ш., Руслан Р., Лена Ш., Полина Ш., Валя Д.), 6 детей показали низкий уровень развития речевой компетентности.
Высокий уровень развития речевой компетентности показали 10% диагностируемых детей, средний уровень составил 20%, низкий уровень 70% детей.
В процентном соотношении полученные результаты были зафиксированы в диаграмме № 4:
Диаграмма №4
Уровни развития речевой компетентности.
Сравнивая результаты диагностики на контрольном и констатирующем этапах эксперимента, мы построили графики, на которых можно проследить динамику формирования речевой компетентности старших дошкольников в процессе работы с использование средств информационных технологий:
Динамика развития речевой компетентности
старших дошкольников
Анализируя показатели формирования речевой компетентности после проделанной работы, мы установили, что: для 30 % детей (6 человек) характерен низкий уровень развития речевой компетентности. Это значит, что такие дети малоактивны и малоразговорчивы в общении со сверстниками и педагогами; не умеют строить общение с учётом ситуации; им трудно установить контакт с собеседником; они не умеют вести диалог и использовать речевой этикет.
Для 40 % (8 детей) характерен средний уровень развития речевой компетентности. Это, в свою очередь, означает, что такие дети недостаточно активны в общении, участвуют в нём чаще по инициативе других; не всегда используют в общении диалог и т.д.
30 % (6 детей) показали высокий
уровень развития речевой
Анализ развития речевой компетентности детей после проведения коррекционной работы, позволяет нам утверждать , что: только 6 детей (30%) сохранили за собой низкий уровень развития речевой компетентности. При этом, оставаясь в пределах низкого уровня речевой компетентности, их индивидуальные показатели по выделенным параметрам существенно улучшились (с 7 до 9-10 баллов по суммарному результату). Для 4 человек произошёл переход от низкого уровня речевой компетентности к среднему уровню; 4 детей показали высокий уровень развития речевой компетентности, сделав переход со среднего уровня.
Выводы по второй главе
Таким образом, анализируя результаты контрольного эксперимента по формированию речевой компетентности старших дошкольников средствами информационных технологий, мы можем сказать, что благодаря использованию средств информационных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста диагностируются высокие результаты: у детей повышается мотивация к занятиям по развитию речевой компетентности, формируется активная позиция субъекта обучения, дети обучаются элементарным действиям с компьютером; значительно сокращается время на формирование и развитие языковых и речевых средств, высших психических функций.
Применение средств информационных технологий как раз и позволяет предоставить информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание и усвоение материала, но и делает его осмысленным и долговременным. А поставленные перед ребенком задачи решаются с опорой на наглядность и ведущую для этого возраста деятельность – игру.
Однако хочется отметить, что любая, даже самая совершенная компьютерная программа, не может заменить высококвалифицированного специалиста. Это лишь средства, вспомогательный обучающий материал. Они не заменяют традиционных методик и технологий, а являются дополнительным рациональным и удобным источником информации, наглядности. Занятия с использованием средств информационных технологий являются комплексными и должны сочетать в себе как традиционные, так и инновационные информационные средства обучения.
Заключение
Речевая компетентность относится к группе ключевых задач, т.е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому её формированию следует уделять пристальное внимание. Под речевой компетенцией понимается умение ребёнка практически пользоваться родным языком в конкретных ситуациях общения, используя речевые , неречевые (мимика, жесты, движения) и интонационные средства выразительности речи в их совокупности. Речевая компетенция предусматривает лексическую, грамматическую, фонетическую, диалогическую и монологическую составляющие.
Главная цель формирования речевой компетентности состоит в том, чтобы ребёнок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями (Заметим, что индивидуальные различия в уровне речевого развития у детей одного возраста могут быть исключительно велики). Это создаёт предпосылки для успешного обучения в школе, для дальнейшего совершенствования устной речи, обучения письму и чтению, для того, чтобы речь действительно стала не только средством общения, но и средством познания.
Выделяют следующие задачами реализуемые в процессе формирования речевой компетентности :
Повышение общего уровня речевого развития, словарного запаса, грамматической и фонетической сторон речи ( речевой компонент).
Развитие грамматических и лингвистических знаний и умений, определённых программными требованиями к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста.
Развитие и формирование культуры общения и конструктивности взаимодействия со взрослыми (уважительное отношение, употребление вежливых слов) и сверстниками (культурный компонент).
Развитие коммуникативной мотивации, коммуникативных способностей, стремления к самовыражению речевыми и коммуникативными средствами.
В связи с тем, что с каждым годом резко увеличивается число детей, которые при поступлении в школу сталкиваются с проблемой плохо развитой речи, актуальной становится задача поиска наиболее эффективных путей формирования речевой компетентности детей. В настоящее время наблюдается тенденция к использованию в работе детских садов информационных технологий - технологии доступа к различным информационным источникам, направленные на получение конкретного результата. Они помогают в решении многих задач: в коррекционно-развивающей работе с детьми, работе с педагогами, родителями.
Из психологии известно, что у старших дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание, поэтому учебный материал, предъявляемый в ярком и доступном для ребенка виде, вызывает интерес. Применение средств информационных технологий как раз и позволяет предоставить информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание и усвоение материала, но и делает его осмысленным и долговременным. А поставленные перед ребенком задачи решаются с опорой на наглядность и ведущую для этого возраста деятельность – игру.
Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, можно прийти к выводу, что наша гипотеза о том, что эффективности формирования у детей старшего дошкольного возраста речевой компетентности будет осуществляться результативнее при использовании средств информационных технологий в целенаправленной, последовательной, систематической работе с детьми подтвердилась.
Сравнительный анализ показал очевидную положительную тенденцию в формировании речевой компетентности детей старшего дошкольного возраста при использовании средств информационных технологий.
Таким образом, цель и задачи, поставленные в начале нашей работы достигнуты.
Однако хочется отметить, что любая, даже самая совершенная компьютерная программа, не может заменить высококвалифицированного специалиста. Это лишь средства, вспомогательный обучающий материал. Они не заменяют традиционных методик и технологий, а являются дополнительным рациональным и удобным источником информации, наглядности. Занятия с использованием средств информационных технологий являются комплексными и должны сочетать в себе как традиционные, так и инновационные информационные средства обучения.