Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 15:40, курсовая работа
Цель исследования – изучить особенности формирования речевой компетентности у старших дошкольников средствами информационных технологий с точки зрения их эффективности.
В соответствии с целью были определены задачи работы:
изучить и проанализировать проблему речевой компетентности в психолого-педагогической литературе
дать определение понятию «речевая компетентность»
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы формирования речевой компетентности у детей старшего дошкольного возраста……………………………………….….6
§.1.1. Характеристика понятия «речевая компетентность»……………………6
§.1.2. Формирование речевой компетентности у старших дошкольников в психолого-педагогических исследованиях…………………………………….16
Выводы по первой главе………………………………………………….……..23
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию речевой компетентности у старших дошкольников средствами информационных технологий…………………………………………………………………..……25
§. 2.1. Изучение уровня сформированности состояния речевой компетентности у старших ………………………………………………….….25
§. 2.2. Формирование речевой компетентности у старших дошкольников средствами информационных технологий…………………………………..…35
§. 2.3. Результат опытно-экспериментально работы…………………………..43
Выводы по второй главе……………………………………………...…………47
Заключение……………………………………………………………………….49
Список литературы……………………………………………………………...52
Низкий уровень (10 баллов и меньше): ребенок не справляется даже с половиной задания, не может понять смысл задания, отвлекается на другие занятия. Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание, не умеет задавать и отвечать на вопросы, не всегда вступает в диалог
Уровни развития речевой компетентности определялись с учетом следующих критериев и показателей развития речевой компетентности:
1. Звуковая культура речи
1) Устойчивое чистое
2) Неустойчивое произнесение отдельных звуков (чистый звук встречается, но не во всех позициях, не автоматизирован.)
3) Нарушение звукопроизношения.
2. Словарь
1) Правильное выполнение всех заданий (подбор точных определений, глаголов движения, обобщающего наименования (животные)), синонимов.
2) Справился с 3 заданиями из 4 (не сумел подобрать синоним к слову).
3) Справился с 1-2 заданиями.
3. Грамматика
1) Точное формо- и словообразование (правильно выполнил все задания).
2) При выполнении заданий на формо - и словообразование допустил до 3 инноваций.
3) Более трех инноваций
при наличии правильных
4. Связная речь
1) Самостоятельное составление небольшого творческого рассказа (наличие элементов творчества импровизации)
2) Самостоятельный пересказ
традиционной сказки или
3) Совместное с воспитателем составление творческого рассказа и (или) сказки (отсутствие самостоятельных развернутых высказываний).
Для активизации процесса были созданы наглядные пособия: дидактические игры картотека заданий, а также подобран иллюстративный материал.
Для достижения оптимального результата в своей работе мы использовали следующие диагностические задания, упражнения и игры, разработанные с использованием материала Н. Э.Теремковой:
Обследование связной речи
Задание 1. Составление рассказа по сюжетной картинке
Нам понадобилась сюжетная картинка с несколькими действующими лицами, это может быть и иллюстрация к какой-нибудь сказке (приложение № 2).
Мы попросили ребенка внимательно рассмотреть картинку и рассказать, что на ней нарисовано. (Не надо задавать малышу наводящие вопросы. Пусть он самостоятельно попробует свои силы в этом нелегком деле.) Рассказ ребенка записывался дословно, что было необходимо для дальнейшего его анализа.
Ребенку было предложено описать какое-либо изображенное на картинке лицо – человека или животное.
Параметры оценки:
Ребенок составил рассказ самостоятельно. Вы ему не помогали.
В рассказе были использованы слова точные по смыслу (богатый словарный запас).
Ребенок строил фразы грамматически правильно, без ошибок (в его речи не было грамматических неправильностей).
Ребенок использовал предложения, состоящих из 4-х и более слов.
Все звуки и слова ребенок произносил правильно.
Речь была в нормальном темпе, плавная, выразительная.
Такой рассказ составит ребенок, развитие речевой компетентности которого соответствует возрастной норме.
Задание 2. Составление рассказа по серии сюжетных картинок
Была использована серия сюжетных картинок.( «Забавные истории» В. Сутеева, «Про девочку Машу и куклу Наташу» В. Чижикова, или другие истории в картинках) (Приложение № 1).
Хорошо, если последовательность событий, изображенных на картинках, ребенок будет устанавливать самостоятельно. Для этого картинки, которые обычно располагаются на одном листе в определенном автором порядке, необходимо разрезать, чтобы ребенок смог найти начало истории, ее продолжение и конец. Использовались 4 картинки и уже по тому, как ребенок их раскладывает, станет понятно – смог ли он обнаружить причинно-следственные, логические связи между событиями, изображенными на картинках.
Вас должно насторожить, если
Обследование грамматического строя речи
Задание 1. Согласование имени прилагательного или местоимения с именем существительным в роде, числе
Детям было предложено поиграть в игру «Жадина». Например, «жадный дракончик» не любит ни с кем делиться. Что он ни увидит, обо всем говорит «мой», «моя», «мое» или «мои». «Мой мяч», «мои игрушки». Ребенок должен был исполнить роль дракончика.
Учитывались следующие особенности развития речевой компетентности:
Задание 2 Употребление предлогов (приложение №2).
Понадобится любая небольшая игрушка или мяч. Поиграйте с ребенком, нужно проверить – насколько он понимает значения пространственных и временных предлогов и правильно ли употребляет их в собственной речи.
Сначала игрушку будет прятать ребенок. Попросите его спрятать «мишку» в коробку, положить на стол, под стол, между стульями и т.п. Затем усложним задание: попросим ребенка - «перед тем как положить мишку перед коробкой, прыгнуть на правой ножке два раза». Можно использовать и более сложные инструкции. В школе ребенок будет часто с ними сталкиваться – «Возьми карандаш после того, как откроешь тетрадь».
Очень хорошо, если ребенок понимает вас, он легко удерживает в памяти инструкцию из трех элементов, уверенно выполняет ее.
Во второй части задания игрушку прячете воспитатель. Ребенок говорит – где она. Требовать полных ответов необязательно. Главное, чтобы ребенок в ответе использовал предлоги и правильно употреблял падежные окончания существительных. Самые сложные в речи, появляющиеся позже остальных (к 5,5 – 6 годам), предлоги «из-за», «из-под», «между», «через».
Задание 3. Словообразование и словоизменение
В этой игре слова изменяются по образцу. Ребенок внимательно слушает, как изменяются слова в первой паре, и по аналогии пытается изменить другие слова. Каждый раз, переходя к другой модели, внимание ребенка необходимо активизировать.
Книга - книги Чашка – Нож- Стул – Яблоко - |
Шкаф-шкафчик Цветок- Помидор- Стул- |
Яблоко - яблочный Виноград- Апельсин- Бумага - |
Лев-львица-львенок Лиса- Медведь- Коза - Заяц - |
Затем было предложен детям образовать сложные слова:
Мех – шапка из меха какая? – меховая
Слива – сок из сливы какой? -…
Груша – сок из груши какой? -…
Обследование слоговой структуры слова
Нарушения слоговой структуры слова чаще всего проявляются в перестановке, в пропуске, добавлении звуков или слогов. Поэтому необходимо проверять, как ребенок произносит слова различной слоговой структуры – со стечением согласных в начале, середине и конце слова, многосложные слова и слова, состоящие из сходных звуков:
Медведь, дверь, дерево, трамвай, верблюд, виноград, сахарница, корзинка, скатерть, ласточка, черепаха, аквариум, холодильник, фотография.
Задание анализировалось по следующим показателям:
Обследование звукопроизношения
Ребенок должен все звуки родного языка произносить правильно, т.е. правильно использовать их в собственной речи и не смешивать между собой.
Мы использовали следующий метод обследования звукопроизношения: ребенку показывались картинки и он их должен назвать. В словах звук должен находиться в разных позициях: в начале, в середине и в конце слова. Потом ребенок должен придумать короткую фразу с этим словом. Если ему трудно – можно придумать фразу вместе.
Примерный список слов:
С, З, Ц |
Ш, Ж, Ч, Щ |
Л, Р |
«с» - санки, оса, нос «сь»- семь, апельсин, гусь «з» - замок, коза «зь»- зима, магазин «ц» - цапля, овца, палец |
«ш»- шапка, машина, мышь «ж»- жук, лыжи «ч» - чайник, качели, мяч «щ»- щука, овощи, плащ |
«л» - лампа, балалайка, дятел «ль»- лимон, пальма, фасоль «р» - ракета, картошка, комар «рь»- репка, карета, дверь |
В ходе проделанной работы были получены следующие результаты: дети допускали ошибки в образовании разных грамматических форм ("бежу" к маме), у них вызывало затруднение правильное построение предложений. Некоторые дети употребляют слова и выражения, неточно понимая их смысл. Это говорит о том, что у них сравнительно небольшой активный словарь при наличии значительного пассивного словаря. Некоторые дети, верно произнося звуки, затрудняются в различении их на слух, что может привести в дальнейшем к трудностям в овладении грамотой. Это связано и с возрастными индивидуальными особенностями и недостаточной работой педагога по развитию у детей звуковой культуры речи.
Результаты, полученные в ходе первичной диагностики представлены в Таблице 1.
Таблица 1
Результаты диагностики речевой компетентности
старших дошкольников (констатирующий срез)
№ п/п |
Имя, фамилия ребенка |
Обследование связной речи |
Обследование грамматического строя речи |
Обследование слоговой структуры слова |
Обследование звукопроизношения | ||||
Задание № 1 |
Задание № 2 |
Задание № 1 |
Задание №2 |
Задание № 3 | |||||
1 |
Аня П. |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 | |
2 |
Сергей В |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 | |
3 |
Даша К. |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 | |
4 |
Ирина П. |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 | |
5 |
Лера Л. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 | |
6 |
Вика Д |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 | |
7 |
Алина Д. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 | |
8 |
Паша Ш. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 | |
9 |
Леша Л. |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 | |
10 |
Руслан Р. |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 | |
11 |
Кристина Ф. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 | |
12 |
Юля Д. |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 | |
13 |
Лена Ш. |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 | |
14 |
Полина Ш. |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 | |
15 |
Егор Ш. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 | |
16 |
Олег С. |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 | |
17 |
Дима А. |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 | |
18 |
Алена М. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 | |
19 |
Валя Д. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 | |
20 |
Таня Ч. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |