Формирование речевой компетентности у старших дошкольников средствами информационных технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 15:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить особенности формирования речевой компетентности у старших дошкольников средствами информационных технологий с точки зрения их эффективности.
В соответствии с целью были определены задачи работы:
изучить и проанализировать проблему речевой компетентности в психолого-педагогической литературе
дать определение понятию «речевая компетентность»

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы формирования речевой компетентности у детей старшего дошкольного возраста……………………………………….….6
§.1.1. Характеристика понятия «речевая компетентность»……………………6
§.1.2. Формирование речевой компетентности у старших дошкольников в психолого-педагогических исследованиях…………………………………….16
Выводы по первой главе………………………………………………….……..23
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию речевой компетентности у старших дошкольников средствами информационных технологий…………………………………………………………………..……25
§. 2.1. Изучение уровня сформированности состояния речевой компетентности у старших ………………………………………………….….25
§. 2.2. Формирование речевой компетентности у старших дошкольников средствами информационных технологий…………………………………..…35
§. 2.3. Результат опытно-экспериментально работы…………………………..43
Выводы по второй главе……………………………………………...…………47
Заключение……………………………………………………………………….49
Список литературы……………………………………………………………...52

Вложенные файлы: 1 файл

Речевая компетентность диплом испр.doc

— 480.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Таким образом, из 20 диагностируемых детей высокий уровень развития речевой компетентности показали  2 человека (Ирина П., Лера Л.), средний уровень 4 человека (Аня П., Даша К., Леша Л., Дима А.), 14 детей показали низкий уровень развития речевой компетентности. В процентном соотношении полученные результаты были зафиксированы в диаграмме № 2:

Диаграмма №2

 

Уровни развития речевой компетентности.

Высокий уровень развития речевой компетентности показали 10% диагностируемых детей, средний уровень составил 20%, низкий уровень - 70% детей.

      

       Таким  образом, мы выяснили, что работа по развитию речевой компетентности со старшими дошкольниками организована недостаточно. Мы еще раз убедились в том, что комплексная методика развития речевой компетентности детей старшего дошкольного возраста средствами информационных технологий просто необходима.

 

§.2.2 Формирование речевой компетентности у старших дошкольников средствами информационных технологий

 

Результаты диагностики, полученные на констатирующем этапе нашего исследования показали, что работа по развитию речевой компетентности ведется в детском саду, однако она требует существенного обновления и внедрения новых технологий.

Цель формирующего этапа эксперимента – предложить и апробировать методику формирования речевой компетентности у старших дошкольников средствами информационных технологий.

Задачи: предложить и апробировать методику работы по формированию речевой компетентности с использованием средств информационных технологий.

Средства информационных технологий в детском саду: компьютер, мультимедийный проектор.

Отбор рабочего материала проходил с учетом ряда требований: отобранный материал должен иметь исследовательский характер; быть легким для самостоятельных занятий ребенка, развивать широкий спектр показателей развития речевой компетентности, иметь высокий технический уровень, соответствовать возрасту, носить занимательный характер.

Кроме того, нами были учтены и санитарные правила и нормы использования информационных технологий. Согласно нормам СанПиНа телевизор должен быть с размером экрана по диагонали 59-69 см. Высота установки 1-1,3 м. При работе детей необходимо располагать на расстоянии не ближе 2-3 м. и не дальше 5-5,5 м. от экрана.

Занятия с использованием компьютера для детей старшего дошкольного возраста следует проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: вторник, среда, четверг. После таких занятий необходимо проводить гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на занятиях не должна превышать 10 минут.

В разработанной методике основной приоритет был отдан технологии с использованием компьютера и специальных компьютерных программ.

Использование развивающих компьютерных программ.

В настоящее время на рынке программных продуктов ассортимент развивающих программ по формированию речевой компетентности старших дошкольников достаточно широк. Но не все из них способствуют развитию и формированию навыков речевой  компетентности.

  1. Из всего многообразия программных продуктов нами были отобраны развивающие программы мультимедийного издания «Новый диск» программно-методический комплекс по «Развитию речи» (руководитель проекта Наталья Ананьева, Дизайн, иллюстрации, программирование, верстка — Мультстудия «Анимуба»). Он включает в себя диски с программой и методическое пособие для образовательного учреждения (Приложение № 3).

Программа является многопользовательской, адаптирована для использования интерактивной доски, предназначена для эффективного развития речевой компетентности: использование программы способствует развитию у детей слухового восприятия, формированию навыков звукового анализа и синтеза, правильного произношения звуков, слогов, слов; формированию навыков речевой компетентности; развитию умения связанно говорить, самостоятельно строить предложения; наличие нескольких уровне сложности в каждом задании позволяет осуществить индивидуальную беседу.

Программа включает следующие разделы:

1) неречевые звуки: Знакомство со звуками предметного мира и мира природы.                                     

2) звукоподражание: Знакомство со звуками животного мира.

3) речевые звуки: Развитие навыков распознавания и правильного.

4) произношения звуков русского языка.

5) развитие связной речи: обучение построению предложений (от словосочетания до текста)

II. Специальный  «Интерактивный раздел», позволяет создавать свои задания и дидактические материалы, делать подписи и рисунки поверх учебного материала, выводить на печать (Приложение №4).

Работа с программой предполагает многообразные формы деятельности детей: речевая, познавательная, практическая.

 Это дает возможность  сделать вариативной речевую  деятельность детей посредством  использования разных типов занятий, как непосредственно по развитию  речи (фонетической, связной речи др.), так и по развитию познавательно- исследовательской и практической деятельности.

Использование  данного компьютерных программ на занятиях по развитию речевой компетентности вызывает  не только широкий положительный отклик у детей, а также способствует усвоению речевого материала на высоком уровне

III. Программа «Готовимся к школе с Зайкой Всезнайкой» (Приложение №5) разработана при активном участии профессиональных педагогов и детских психологов. В процессе создания игры учитывались пожелания родителей, учителей и непосредственно детей, что позволило добиться максимальной эффективности использования образовательного продукта.

Кроме компьютерного диска с заданиями в продукции содержатся наглядные пособия-карточки с яркими картинками, песенками, которые помогают ребенку быстрее закрепить изученный материал.

«Зайка–Всезнайка» прививает ребенку навыки самостоятельных ответов, способствует развитию фонематического слуха, устной речи, пополняет словарный запас.

Мы предлагаем использовать данную программу ситуативно  в зависимости от поставленных задач, потому, что  она не предполагает конкретного задания, она включает целую серию решения познавательных задач и практических упражнений.

IV. Интерактивный DVD. Это замечательный продукт из серии  «Чудо-малыш - Учись как в сказке», состоит из 5-ти интерактивных DVD дисков.

Он появился на свет благодаря исследованиям в области раннего развития детей, которые проводились в США, Великобритании, Японии, России. Уникальная продукция, которая создана по заказу и поддержке Фонда «Русский мир», предназначена для детей от 9-ти месяцев до 7 лет.

Интерактивные диски DVD комплектуются аудиодиском с записью текстов сказок. После каждого мультфильма-сказки предлагаются интерактивные упражнения, соответствующие возрасту ребенка.

«Чудо- малыш» не только раскрывает перед ребенком удивительной мир сказки («Сказка о рыбаке и рыбке», «Заячья избушка» и др.), но и предоставляет широкие возможности для запоминания её содержания.

Благодаря предложенным заданиям, мы могли провести большую работу по формированию грамматически правильной речи в рамках данного текста с использованием фрагментов иллюстраций к произведению.

Согласно перспективному планированию мы использовали  материал «Чудо- малыш»  на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой.  На занятиях по развитию речи в старшей группе мы с детьми пересказывали  сказки, опираясь на ту схему, которую предлагают авторы этого учебного материала. Детям очень нравится красочное изображение сюжетов любимой сказки на экране, и они с большим желанием отвечают на вопросы по содержанию литературного произведения.

Система  мультимедийных презентаций - одна из составляющих использования ИКТ на занятиях. Мультимедийная форма выражения учебной информации наиболее актуальна на сегодняшний день в связи с компьютеризацией процесса образования. Наиболее доступным средством для создания собственных компьютерных обучающих продуктов является программа Power Point – мастер создания презентаций. Умелый педагог может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения  детей в образовательную деятельность. Причем презентация может стать своеобразным планом занятия, его логической структурой, т.е. может быть использована на любом этапе занятия.

Мы составили интересные презентации «День космонавтики», « День Защитника Отечества», «Русский национальный костюм», «Весна в произведениях русских художников», «Масленица» и др. Они позволяют приобщить детей к миру нового и интересного, не выходя за рамки групповой комнаты.

 Также нами были составлены  презентации с использованием элементов игры. Например:  «Наша Родина- Россия», «Художественные промыслы России».

Из предложенных иллюстраций, которые появляются на экране, дети должны  выбрать ту иллюстрацию, которая соответствует правильному ответу. Если ребенок находит правильный ответ, то данная картинка или вращается или раздается звук аплодисментов, который можно наложить на презентацию. Такие дидактические задания с использованием элементов анимации дают возможность закрепить содержание тематической презентации, развивают логическое мышление, речевую компетентность, воспитывают такие важные для дошкольника качества, как умение выслушать ответы товарищей, формируют готовность к обучению в школе.

Компьютерные игры. Компьютерные игры – новый вид развивающего обучения.

Они открывают новые возможности использования педагогических приемов традиционной педагогики:

1. Подбирать материал  разной степени сложности, учитывая зону ближайшего развития ребенка;

2. Делать “видимыми”  проблемы в развитии ребенка, трудно обнаруживаемые при традиционном  обучении, показать, как трансформировать  выявленные проблемы в специальные  задачи обучения.

3. Посмотреть на работу педагога с новых позиций, переосмыслить методические приемы, обогатить себя новыми знаниями и умениями;

В процессе использования дидактических игр мы решали  следующие задачи:

1) развитие речевой компетентности  детей старшего дошкольного возраста;

2) развитие интеллектуальной сферы детей: развитие мышления, памяти, внимания, формирование предметных знаний, умений, навыков;

3) развитие мотивационной сферы: формирование потребности в знаниях, способах познания;

4) развитие волевых качеств: формирование целеустремленности, умения владеть собой, уверенности в своих силах;

5) развитие эмоциональной сферы;

6) формирование учебной деятельности в целом.

Компьютерная игра для ребенка почти всегда  удовольствие, он играет с увлечением и воспринимает игру как отдых. Именно этот факт делает компьютерные игры незаменимым наставником, воспитывающим и образовывающим ребенка, без лишних нравоучений не вызывая протеста или скуки. А значит, навыки и взгляды, которые возникли благодаря игре, останутся в активной памяти надолго.

В своей работе с дошкольниками по формированию речевой компетентности, как составляющую часть занятия, мы предложили использовать компьютерные игры серии «Маленький Гений» издание БУКА.

Содержание этой продукции очень разнообразно, вызывает положительный отклик у многих воспитанников, раскрывает перед педагогом огромный выбор тренировочных упражнений в форме игры, которые позволяют закрепить у детей навыки словообразования, грамматически правильной, связной речи.

Так, используя упражнения  «Соберем игрушки»-  мы закрепляли в речи детей умение использовать предлоги. Упражнение  «Кто, где живет?» - способствует  формированию грамматически правильной структуры речи. Упражнение  «Кому, что нужно для работы» -  способствует развитию связной речи дошкольника. Также нами созданы интерактивные игры для закрепления определенной лексической темы.

Широкие возможности раскрываются благодаря использованию – Интернет- ресурсов: виртуальные экскурсии.

Самой распространенной формой использования деятельности  в воспитательно-образовательном процессе учебного заведения является познавательная экскурсия.

«Виртуальная экскурсия»- еще один дополнительный способ посетить недоступные места, предложив уникальное путешествие.

Эти экскурсии особенно ценны для развития и воспитания  тех детей, которые не могут по разным причинам посетить какие- либо объекты.

Любая экскурсия требует соответствующей подготовки и планирования. При подготовке к виртуальной экскурсии воспитателю необходимо выбрать объект, выяснить его образовательное значение, ознакомиться с ним, определить содержание, цели и задачи экскурсии, определить  информационное содержание экскурсии (сопроводительный текст).

Роль виртуальных экскурсий велика, так как ребенок может являться активным участником событий данной экскурсии. Детский сад в котором проводилась наша опытно-экспериментальная работ по формированию речевой компетентности подключен к системе Интернет, поэтому мы включили в нашу работу возможность предложить детям следующие виртуальные экскурсии (Приложение № 6):

Информация о работе Формирование речевой компетентности у старших дошкольников средствами информационных технологий