Формирование словаря детей старшего дошкольного возраста на материале народных и авторских сказок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 14:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить возможности использования народных и авторских сказок в развитии словаря детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования словаря дошкольника.
Предмет исследования: педагогические условия формирования словаря детей старшего дошкольного возраста на материале народных и авторских сказок.
Гипотеза:
Эффективность работы по формированию словаря детей старшего дошкольного возраста посредством сказок обеспечивается реализацией педагогических условиях.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1 Состояние проблемы развития словаря детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………5
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития словаря детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………5
1.2. Особенности формирование словаря детей старшего дошкольного возраста на материале народных и авторских сказок…………………………..9
1.3. Педагогические условия развития словаря детей старшего дошкольного возраста на материале народных и авторских сказок……………....................12
Выводы по главе 1……………………………………………………………….16
Глава 2 Проведение опытно-поисковой работы по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста посредством народных и авторских сказок……………………………………………………………………………..17
2.1. Изучение уровня развития словаря детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...17
2.2. Реализация педагогических условий развития словаря детей старшего дошкольного возраста на материале народных и авторских сказок……………………………………………………………………………..23
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы………………………......27
Выводы по главе 2……………………………………………………………….32
Заключение……………………………………………………………………….33
Библиографический список..……………………………………………………36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая рабата. Дороховой Е.С..docx

— 657.74 Кб (Скачать файл)

 

 

1.2. Особенности формирование  словаря детей старшего дошкольного  возраста на материале народных  и авторских сказок

 

Применение сказки в работе с дошкольниками является одним из старейших методов, который и сегодня активно разрабатывается психологами, педагогами, логопедами.

Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, а, следовательно, влияют на развитие связной монологической речи [2; 45].

По мнению Е.А.Флериной, которая является крупнейшим педагогом в области дошкольного воспитания, преимущество рассказывания перед чтением в том, что рассказчик передает содержание так, будто бы он был очевидцем происходящих событий. При рассказывании сказки наблюдается особенная непосредственность восприятия [27; 212]. Каждый воспитатель должен овладеть  искусством рассказывания сказки.

Сказки динамичны и в то же время напевны. Быстрота развертывания событий в них великолепно сочетается с повторностью. Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.

Каждая сказка имеет собственную аудиторию среди детей и взрослых.

Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных, В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Царевнами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки про людей, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает Мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки [23; 69].

Авторские художественные сказки более образны, чем народные. Каждый сказочник создает особую, уникальную действительность в своих сказках.

Дидактические сказки создаются педагогами для изучения учебного материала. При этом абстрактные  символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний.

Следует упомянуть логопедические сказки-помощницы, написанные  Т. Сергеевой. Они широко применяются в настоящее время в детских садах [22].

Также другими авторами (Г. А. Быстровой, Э. А. Сизовой, Т. А. Шуйской)  подобраны логопедические сказки, которые направлены на развитие различных сторон детской речи (грамматической, лексической) [4].

Н. Погосова [19; 9]] отмечает, что тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной монологической речи.

Можно выделить и других педагогов, которые занимаются изучением влияния сказки на развитие речи дошкольников, например, М. А. Поваляева,  Д. Ю. Соколов, О. В. Защиринская, С. А. Черняева и многие другие.

Работа над развитием активного и пассивного словарного запаса в ДОУ должна осуществляться в режимных моментах, при проведении практической деятельности и игр,  при организации наблюдения в природе, при проведении непосредственной образовательной деятельности.

В ходе занятий по развитию словаря могут осуществляться следующие основные виды деятельности детей:

  1. Слушание и запоминание сказок.
  2. Разыгрывание сказок (инсценировки, кукольный театр, музыкальные спектакли).
  3. Развивающие игры на основе сказочных образов и сюжетов, связанных с природой и животными.
  4. Пересказывание сказки одним ребёнком или поочерёдно (по фразам) группой детей.
  5. Придумывание продолжения к известной сказке или другого конца сказки.
  6. Придумывание сказок (групповое или индивидуальное).
  7. Рисование сказок [23; 145]

Работая над формированием словаря детей следует придерживаться тематического подхода к подбору материала сказок. Опорой данного процесса являются те проблемы м явления, с которыми ребенок постоянно сталкивается в быту и повседневной жизни.

И на специально организованных занятиях имеющийся словарный запас необходимо «заставить работать». Рассматривая различные лексические темы дети знакомятся с соответствующим словарем, который обозначает разные предметы, признаки этих предметов, действиями с этими предметами. Особое внимание следует уделить правилам составления новых слов, т.е. правилам словообразования.

В целом, применение сказок в работе над словарным запасом ребенка, по мнению педагогов и психологов, способствует обогащению словаря, усвоению норм словообразовании и словоизменения, помогает создать интересную и положительно окрашенную атмосферу на занятиях.

 

 

1.3. Педагогические условия для формирование словаря детей старшего дошкольного возраста на материале народных и авторских сказок

 

Первым педагогическим условием для формирования словаря детей старшего дошкольного возраста на материале народных и авторских сказок является использование принцип системности, который предполагает восприятие и познание предмета во взаимосвязи его свойств и качеств. Эта работа включает четыре направления:

Первое связано с освоением названий предметов, объектов и их действий. Реализация этого направления осуществляется в демонстрация предметов, обыгрывании сказки [8; 31].

 Второе  предполагает создание условий  для освоения слов, обозначающих  свойства и качества предметов, их назначение, строение, пространственное  расположение, качество материалов, из которых они изготовлены. Для  реализации этого условия, организую  рассматривание, сравнение предметов, объектов и материалов, определение  их свойств и качеств. В каждой  сказке можно найти материал  для подобной работы (избушка  лубяная – избушка ледяная).

После проведения подобной работы словарь детей будет пополнен прилагательными в сравнительной степени.

Третье направление, словарная работа с детьми, предполагает освоение слов, обозначающих видовые и родовые обобщения. В дошкольном возрасте целесообразно формировать такие родовые понятия, как мебель, посуда, одежда, транспорт, овощи, фрукты, при этом особо значимым становится умение самостоятельно находить существенные признаки, обобщать и выражать результат обобщение в речи. Освоение родовых понятий не является целью работы – это лишь средство интеллектуального познавательного и речевого развития. Формирование умения выполнять различные варианты классификаций [8;32].

Четвертое направление предполагает освоение новых - переносных значений известных слов, оно связано с освоением средств языковой выразительности, метафор, сравнений, олицетворений, полисемии.

В рамках этого направления лексика обогащается за счет эпитетов, синонимов, антонимов.

Благодаря этой системе можно решить все задачи по обогащению и активизации словаря, уточнению значения слов, обучению умению понимать язык художественной литературы. При этом работу можно вести одновременно в трех направлениях: одно в качестве главного, другое продолжается в форме самостоятельной познавательно-речевой деятельности детей, третье начинать в форме совместной деятельности воспитателя ребенка [18; 261].

Воспитателями группы проводится подготовка к занятию:

    • обсуждаются лексические темы занятий с учетом уровня речевого развития детей;
    • выбирается сказка для введения на занятии по развитию речи;
    • согласуется содержание работы на занятиях, методы обучения и закрепления речевых навыков;
    • при изучении каждой темы намечается тот словарный минимум, который дети должны усвоить и затем использовать в связной речи.

При введении сказок на занятиях по развитию речи ставятся следующие цели развития словаря:

    • уточнять, пополнять и активизировать словарь детей ("Отгадай загадку - подбери картинку", "Узнай и назови предмет", "Назови части - узнай целое", "Подбери игрушку малышу" и др.);
    • упражнять в употреблении существительных с обобщающим значением ("Четвертый лишний", "Подбери картинки" и др.);
    • развивать умение подбирать признаки, качества и действия к названию предметов,
    • упражнять детей в употреблении прилагательных, характеризующих свойства и качества предметов, эмоции, чувства, переживания; учить детей самостоятельно находить различные речевые средства для выражения своего отношения к окружающему ("Что вы видите вокруг?", "Скажи, какой?", "Найди правильное решение" и др.);
    • обогащать речь детей синонимами и антонимами ("Найди точное слово", "Как сказать по - другому?", "Продолжи говорить" и др.);
    • упражнять в разгадывании загадок описательного характера; уточнять и расширять представления детей о признаках внешнего вида объектов и их назначении ("Вот так знак!", "Угадай и назови", "Подскажи словечко" и др.) [32; 144].

Для активизации словаря используются такие методы и приёмы:

    • подбор синонимов и антонимов к изолированным словам и словосочетаниям;
    • замена слова в словосочетании, подбор наиболее точного слова по смыслу;
    • составление более точного слова по смыслу; составление предложений со словами синонимического ряда;
    • составление словосочетаний и предложений разного типа со словами разных частей речи;
    • нахождение многозначных слов в загадках, скороговорках, и в литературных предложениях.

Можно предложить как способ работы со сказкой придумывание своего варианта в сюжете сказки.

Рассказывание сказки целесообразно завершать концовкой («Так они живут, пряники жуют, медом запивают, нас в гости поджидают…» и др.). После рассказывания сказки воспитатель проводит беседу, которая помогает детям лучше понять содержание сказки, правильно оценить некоторые ее эпизоды, еще раз повторить наиболее интересные сравнения, описания, типично сказочные обороты речи, т.е. постичь языковую особенность произведений данного жанра [10; 96].

Разработано много приемов по организации бесед по сказкам. Вопросы, используемые в ходе беседы  должны быть разнообразными. Такие вопросы помогают точнее охарактеризовать героев сказки,  показать детям смысл сказочного произведения.

Также следует использовать наглядный материал для лучшего понимания произведения.

Можно использовать повторное чтение отдельных сцен и частей сказок по просьбам детей. В этом случае дети гораздо лучше запоминают сказки, отмечают словесные средства выразительности (эпитеты, метафоры).

Дети по просьбе воспитателя могут сами рассказать понравившийся эпизод из сказки. Это может быть самый смешной момент, самый грустный. Можно описывать природы, внешний вид героев, их поступки. В общем, все то, что наиболее запомнилось детям.

Также следует обратить внимание на возможность драматизации сказочного произведения и или сцен из него, которые наиболее интересны для работы по активизации словаря детей [15; 36].

Наконец, следует остановиться на возможностях игровой деятельности. В ходе игр закрепляется словарь детей, игры помогают расширить представления об окружающем мире ребенка, способствуют развитию всех психических функций детей (внимания, памяти, мышления).

 

Выводы по главе 1

Слово –  это одна из основных значимых единиц любой языковой системы. С помощью слова человек оформляет свои представления и понятия о действительности, окружающим.

Развитием активного и пассивного словарного запаса старших дошкольников является важнейшей задачей в ходе организации работы по развитию речи в ДОУ.

Главным в этом процессе является формирование активного словаря, стимулирование устной речи дошкольника.

Это достигается за счёт проведения специальной развивающей работы, расширения зоны общения со взрослыми, обогащения жизненного опыта ребенка.

Сказка является эффективным развивающим, коррекционным и психотерапевтическим средством в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Главным преимуществом языка сказок является его метафоричность и образность. При рассказывании, пересказывании, придумывании сказок дети обогащают словарь, повышают собственную речевую активность. В ходе работы над сказкой, кроме развития монологической формы речи, развивается умение строить диалог.

Для того, чтобы сказка реализовала свои возможности необходимо использовать ее методически правильно.

 

Глава 2 Проведение опытно-поисковой работы по развитию словаря детей посредством авторских и народных сказок

Информация о работе Формирование словаря детей старшего дошкольного возраста на материале народных и авторских сказок