Формирование словаря детей старшего дошкольного возраста на материале народных и авторских сказок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 14:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить возможности использования народных и авторских сказок в развитии словаря детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования словаря дошкольника.
Предмет исследования: педагогические условия формирования словаря детей старшего дошкольного возраста на материале народных и авторских сказок.
Гипотеза:
Эффективность работы по формированию словаря детей старшего дошкольного возраста посредством сказок обеспечивается реализацией педагогических условиях.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1 Состояние проблемы развития словаря детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………5
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития словаря детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………5
1.2. Особенности формирование словаря детей старшего дошкольного возраста на материале народных и авторских сказок…………………………..9
1.3. Педагогические условия развития словаря детей старшего дошкольного возраста на материале народных и авторских сказок……………....................12
Выводы по главе 1……………………………………………………………….16
Глава 2 Проведение опытно-поисковой работы по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста посредством народных и авторских сказок……………………………………………………………………………..17
2.1. Изучение уровня развития словаря детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...17
2.2. Реализация педагогических условий развития словаря детей старшего дошкольного возраста на материале народных и авторских сказок……………………………………………………………………………..23
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы………………………......27
Выводы по главе 2……………………………………………………………….32
Заключение……………………………………………………………………….33
Библиографический список..……………………………………………………36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая рабата. Дороховой Е.С..docx

— 657.74 Кб (Скачать файл)

 

Библиографический список

  1. Александрова О. Разыгрываем сказки.// Дошкольное воспитание. — 1998.— №12
  2. Ашиков В. Планета сказок.// Дошкольное воспитание. — 2001.— №6.
  3. Бородич А. М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981. – 255с.
  4. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логосказки. – СПб.: “Каро”, 2002. – 128 с.
  5. Глинка Г. А. Буду говорить, читать, писать правильно. – СПб.; М.; Харьков, Минск: Питер, 1998. – 221с.
  6. Гнездилов А. В. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина (сказки доктора Балу). - СПб.: “Речь”, 2002. – 292 с.
  7. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы: Сб. методических рекомендаций. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
  8. Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: Современность, 1999. – 363с.
  9. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. — М.: Астрель, 2002
  10. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. — СПб.: “Речь”, 2002. – 310 с.
  11. Колодяжная Т. П. Колунова Л. А. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. Методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ. —  Ростов – н/Д: ТЦ «Учитель», 2002. – 32с.
  12. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. — М.: “Просвещение”, 1983. – 271 с.
  13. Кот, петух и лиса. Развитие речи. — М.: “Карапуз”, 2002. – 8 с.
  14. Лурия А. Р. Язык и сознание./ Под ред. Хомской Е. Д. — Ростов-на-Дону: “Феникс”, 1998. – 340 с.
  15. Любина Г. Праздник сказки.// Ребенок в детском саду. — 2001. — №1.
  16. Народные русские сказки. Из сборника А. Н. Афанасьева/Вступ. статья Аникина В. П. М.: “Просвещение”, 1982. – 320 с.
  17. Немов Р.С. Психология. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2002. — Кн.3.Экспериментальная психология.
  18. Пичугина Н.О., Айдашева Г.А. Дошкольная педагогика. Курс лекций.— Ростов-на-Дону: Феникс, 2004, —384с.    
  19. Погосова Н. Погружение в сказку. Коррекционно-развивающая программа для детей. — СПб.: Речь, 2009. — 70с.
  20. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников. – М.: Изд-во ин-та психотерапии, 2001. – 223с.
  21. Саркисьян Н. Перспективное планирование “Сказки, сказки”.//  Дошкольное воспитание.—  1998.— №4.
  22. Сергеева Т. Логопедические сказки – помощницы.// Дошкольное воспитание. — 2001.— №№ 2,5,6,10,12
  23. Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерапия. — М.: “Класс”, 1997. – 160 с.
  24. Сохин Ф. А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольников // Вопросы психологии. – 1989. - №3. – с. 21-24.
  25. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. — М.: “Академия”, 2001. – 336 с.
  26. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольника. – М.: Изд-во института психотерапии, 2001. – 237с.
  27. Флерина Е. А. Разговорная речь в детском саду // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 1999. – с.210-115.
  28. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 1999.
  29. Шаграева О. А. Детская психология: Теоретический и практический курс. —  М.: “Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС”, 2001. – 368 с.
  30. Швачкин Н.Х.Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие/ Составление К.Ф. Седова. –– М.: Лабиринт, 2004. – 330 с.
  31. Энциклопедия воспитания и развития дошкольника./ Под ред. Башаева Т. В., Васильева Н. Н., Клюева Н. В. и др.—  Ярославль: “Академия развития”, 2001. – 480 с.
  32. Ядешко В.И., Сохина В.А. Дошкольная педагогика. —  М: Просвещение, 2003.

 

 

 

Приложение 1

Методика "Назови слова"

Представляемая далее методика определяет запас слов, которые хранятся в активной памяти ребенка. Взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе.

На называние каждой из перечисленных ниже групп слов отводится по 20 сек, а в целом на выполнение всего задания — 160 сек.

1. Животные.

2. Растения.

3. Цвета предметов.

4. Формы предметов.

5. Другие признаки предметов, кроме  формы и цвета.

6. Действия человека.

7. Способы выполнения человеком  действий.

8. Качества выполняемых человеком  действий.

Если ребенок сам затрудняется начать перечисление нужных слов, то взрослый помогает ему, называя первое слово из данной группы, и просит ребенка продолжить перечисление.

Оценка результатов

10 баллов — ребенок назвал 40 и более разных слов, относящихся ко всем группам.

8-9 баллов — ребенок назвал от 35 до 39 разных слов, относящихся к различным группам.

6-7 баллов — ребенок назвал от 30 до 34 различных слов, связанных с разными группами.

4-5 баллов — ребенок назвал от 25 до 29 разных слов из различных групп.

2-3 балла — ребенок назвал от 20 до 24 разных слов, связанных с различными группами.

0-1 балл — ребенок за все время назвал не более 19 слов.     

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

 

 

Методика «Расскажи по картинке».

 

Эта методика предназначается для определения активного словарного запаса ребенка.

Ребенку показывают серию картинок, Далее ребенку дают 2 мин для того, чтобы он внимательно рассмотрел эти картинки. Если он отвлекается или не может понять, что изображено на картинке, то экспериментатор разъясняет и специально обращает его внимание на это.

После того, как рассмотрение картинки закончено, ребенку предлагают рассказать о том, что он видел на ней На рассказ по каждой картинке отводится еще по 2 мин.

Психолог, проводящий исследование при помощи данной методики, фиксирует результаты в таблице, где отмечает наличие и частоту употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и конструкций.

Схема протоколирования результатов исследования

по методике «Расскажи по картинке»

 

№ п/п

Фрагменты речи, фиксируемые в процессе исследования

Частота употребления

1

Существительные

 

2

Глаголы

 

3

Прилагательные в обычной форте

 

4

Прилагательные в сравнительной степени

 

5

Прилагательные в превосходной степени

 

6

Наречия

 

7

Местоимения

 

S

Союзы

 

9

Предлоги

 

10

Сложные предложения и конструкции

 

Оценка результатов:

10 баллов - в речи ребенка  встречаются все 10 включенных в  таблицу фрагментов речи

8-9 баллов - в речи ребенка встречаются 8-9 из включенных в таблицу фрагментов речи

6-7 баллов - в речи ребенка  встречаются 6-7 из содержащихся в таблице фрагментов речи

4-5 баллов –в речи ребенка  имеются только 4-5 из десяти включенных  в таблицу фрагментов речи

2-3 балла - в речи ребенка  встречаются 2-3 из включенных в  таблицу фрагментов речи

0-1 балл - в речи ребенка имеется  не более одного фрагмента  речи из тех, что включены в  таблицу Выводы об уровне развития: 10 баллов - очень высокий. 8-9 баллов - высокий 4-7 баллов - средний 2-3 балла - низкий. 0-1 балл - очень низкий.


 

 

 

 

 

 

 

 

Серия сюжетных картинок к методике  
«Расскажи по картинке» для детей от 4 до 5 лет.

 

 

Серия сюжетных картинок к методике  
«Расскажи по картинке» для детей от 4 до 5 лет.

 

 

 

 

 

 

Методика «Выяснение пассивного словарного запаса»

Цель обследования: определить степень объема пассивного словаря у детей.

Стимульный материал: пять наборов слов по десять слов в каждом.

1. Велосипед, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.

2. Самолет, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объединять, бить, тупой.

3. Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.

4. Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, складывать, толкать, режущий.

5. Мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, ударять, шершавый.

Порядок работы: процедура проведения данной методики состоит в следующем. Ребенку зачитывается первое слово из первого ряда «велосипед» и предлагается из следующих рядов выбрать слова, подходящие к нему по смыслу, составляющие с данным словом единую группу, определяемую одним понятием. Каждый последующий набор слов медленно зачитывается ребенку с интервалом между каждым произносимым словом в 1 сек. Во время прослушивания ряда ребенок должен указать то слово из этого ряда, которое по смыслу подходит к уже услышанному. К примеру, если он ранее услышал слово «велосипед», то из второго ряда должен будет выбрать слово «самолет», составляющее с первым понятие «виды транспорта» или «средства передвижения». Далее последовательно из следующих наборов он должен будет выбрать слова «автомобиль», «автобус» и «мотоцикл».

Если с первого раза, т.е. после первого прочтения очередного ряда ребенок не сумел отыскать нужное слово, то разрешается прочесть ему этот ряд еще раз, но в более быстром темпе.

Если же после первого прослушивания ребенок сделал свой выбор, но этот выбор оказался неправильным, экспериментатор фиксирует ошибку и читает следующий ряд.

Как только для поиска нужных слов ребенку прочитаны все четыре ряда, исследователь переходит ко второму слову первого ряда и повторяет эту процедуру до тех пор, пока ребенок не предпримет попыток отыскать все слова из по следующих рядов, подходящие ко всем словам из первого ряда. Замечание. Перед прочтением второго и последующих рядов слов экспериментатор должен напомнить ребенку найденные слова, чтобы он не забывал смысл искомых слов. К примеру, если к началу прочтения четвертого ряда в ответ на слово-стимул из первого ряда «велосипед» ребенок уже сумел отыскать в о втором и в третьем р ядах слова «самолет» и «», то перед началом чтения ему четвертого ряда экспериментатор должен сказать ребенку примерно следующее: «Итак, мы с тобой уже нашли слова «велосипед», «самолет» и «автомобиль», которые имеют общий смысл. Помни о нем, когда я буду читать тебе следующий ряд слов, и как только ты в нем услышишь такое же по смыслу слово, сразу же скажи об этом».

Инструкция: Я назову слово из набора слов первого ряда, необходимо выбрать слова, подходящие к нему по смыслу, составляющие с данным словом единую группу, определяемую одним понятием из других наборов слов.

Оценка результатов:

Если ребенок правильно нашел значения от 40 до 50 слов, то он в итоге получает 10 баллов.

Если ребенку удалось правильно отыскать значения от 30 до 40 слов, то ему начисляется 8-9 баллов.

Если ребенок смог правильно найти значение от 20 до 30 слов, то он получает 6-7 баллов.

Если в ходе эксперимента ребенок правильно объединил в группы от 10 до 20 слов, то его итоговый показатель в баллах будет равен 4-5.

И, наконец, если ребенку удалось объединить по смыслу меньше чем 10 слов, то его оценка в баллах будет составлять не более 3.

Выводы об уровне развития:

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

0-3 балла-низкий.

Результаты, полученные в ходе обследования, заносились в протоколы обследования, которые впоследствии использовались для соответствующей обработки и анализа.

 

 

 

Диагностическое обследование детей мы начали с беседы. В ходе беседы устанавливался эмоциональный контакт с каждым ребенком, формировалась мотивация на выполнение заданий и отношение к работе.

Далее ребенку предлагались задания на выявление уровня развития активного и пассивного словарного запаса.

В протоколах фиксировались ответы дошкольников.

После окончания диагностического обследования составили заключение, где отразили состояние развития словарного запаса каждого испытуемого.

Также составлялись сводные таблицы для дальнейшей статистической обработки и выявления процентных соотношений в группе.

Диагностическое обследование детей мы начали с беседы. В ходе беседы устанавливался эмоциональный контакт с каждым ребенком, формировалась мотивация на выполнение заданий и отношение к работе.

Далее ребенку предлагались задания на выявление уровня развития активного и пассивного словарного запаса.

В протоколах фиксировались ответы дошкольников.

После окончания диагностического обследования составили заключение, где отразили состояние развития словарного запаса каждого испытуемого.

Также составлялись сводные таблицы для дальнейшей статистической обработки и выявления процентных соотношений в группе.

Диагностическое обследование детей мы начали с беседы. В ходе беседы устанавливался эмоциональный контакт с каждым ребенком, формировалась мотивация на выполнение заданий и отношение к работе.

Далее ребенку предлагались задания на выявление уровня развития активного и пассивного словарного запаса.

В протоколах фиксировались ответы дошкольников.

После окончания диагностического обследования составили заключение, где отразили состояние развития словарного запаса каждого испытуемого.

Также составлялись сводные таблицы для дальнейшей статистической обработки и выявления процентных соотношений в группе.

Диагностическое обследование детей мы начали с беседы. В ходе беседы устанавливался эмоциональный контакт с каждым ребенком, формировалась мотивация на выполнение заданий и отношение к работе.

Далее ребенку предлагались задания на выявление уровня развития активного и пассивного словарного запаса.

В протоколах фиксировались ответы дошкольников.

После окончания диагностического обследования составили заключение, где отразили состояние развития словарного запаса каждого испытуемого.

Также составлялись сводные таблицы для дальнейшей статистической обработки и выявления процентных соотношений в группе.

Диагностическое обследование детей мы начали с беседы. В ходе беседы устанавливался эмоциональный контакт с каждым ребенком, формировалась мотивация на выполнение заданий и отношение к работе.

Далее ребенку предлагались задания на выявление уровня развития активного и пассивного словарного запаса.

В протоколах фиксировались ответы дошкольников.

После окончания диагностического обследования составили заключение, где отразили состояние развития словарного запаса каждого испытуемого.

Также составлялись сводные таблицы для дальнейшей статистической обработки и выявления процентных соотношений в группе.

Диагностическое обследование детей мы начали с беседы. В ходе беседы устанавливался эмоциональный контакт с каждым ребенком, формировалась мотивация на выполнение заданий и отношение к работе.

Далее ребенку предлагались задания на выявление уровня развития активного и пассивного словарного запаса.

В протоколах фиксировались ответы дошкольников.

После окончания диагностического обследования составили заключение, где отразили состояние развития словарного запаса каждого испытуемого.

Также составлялись сводные таблицы для дальнейшей статистической обработки и выявления процентных соотношений в группе.

Диагностическое обследование детей мы начали с беседы. В ходе беседы устанавливался эмоциональный контакт с каждым ребенком, формировалась мотивация на выполнение заданий и отношение к работе.

Информация о работе Формирование словаря детей старшего дошкольного возраста на материале народных и авторских сказок