Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 14:43, курсовая работа
Цель работы: изучить возможности использования народных и авторских сказок в развитии словаря детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования словаря дошкольника.
Предмет исследования: педагогические условия формирования словаря детей старшего дошкольного возраста на материале народных и авторских сказок.
Гипотеза:
Эффективность работы по формированию словаря детей старшего дошкольного возраста посредством сказок обеспечивается реализацией педагогических условиях.
Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1 Состояние проблемы развития словаря детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………5
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития словаря детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………5
1.2. Особенности формирование словаря детей старшего дошкольного возраста на материале народных и авторских сказок…………………………..9
1.3. Педагогические условия развития словаря детей старшего дошкольного возраста на материале народных и авторских сказок……………....................12
Выводы по главе 1……………………………………………………………….16
Глава 2 Проведение опытно-поисковой работы по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста посредством народных и авторских сказок……………………………………………………………………………..17
2.1. Изучение уровня развития словаря детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...17
2.2. Реализация педагогических условий развития словаря детей старшего дошкольного возраста на материале народных и авторских сказок……………………………………………………………………………..23
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы………………………......27
Выводы по главе 2……………………………………………………………….32
Заключение……………………………………………………………………….33
Библиографический список..……………………………………………………36
Целью данного исследования является изучение возможностей формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста уровня на материале авторских и народных сказок.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
Экспериментальное исследование проводилось с 31.04.2014г. по 8.05.2014г. в МДОУ Центр развития ребёнка- Детский сад №308 г. Челябинска.
Для проведения констатирующего эксперимента я взяла одну старшую группу и разделила её на две подгруппы детей: 1 подгруппа контрольная — 10 детей старшей группы; 2 подгруппа экспериментальная — 10 детей старшей группы.
Методики исследования
1. Методика «Назови слова» (Немов Р.С.)
Цель обследования: определить уровень развития активного словаря у детей.
2. «Расскажи по картинке» (Немов Р.С.)
Эта методика также предназначается для определения активного словарного запаса ребенка, но кроме того показывает уровень развития связной речи.
3. «Выяснение пассивного словарного запаса» (Немов Р.С.)
Цель обследования: определить объем пассивного словаря у детей старшего дошкольного возраста.
Описание методик представлено в Приложении 1.
Анализ результатов констатирующего эксперимента
Диагностическое обследование детей мы начали с беседы. В ходе беседы устанавливался эмоциональный контакт с каждым ребенком, формировалась мотивация на выполнение заданий и отношение к работе.
Далее ребенку предлагались задания на выявление уровня развития активного и пассивного словарного запаса.
В протоколах фиксировались ответы дошкольников.
После окончания диагностического обследования составили заключение, где отразили состояние развития словарного запаса каждого испытуемого.
Также составлялись сводные таблицы для дальнейшей статистической обработки и выявления процентных соотношений в группе.
Проанализируем результаты обследования.
Результаты диагностики по методике «Назови слова» показаны в таблице 1.
Таблица 1 Уровень развития активного словаря детей по методике «Назови слова»
Уровень развития активного словаря |
Экспериментальная подгруппа |
Контрольная подгруппа |
Очень высокий |
0 |
0 |
Высокий |
0 |
0 |
Средний |
5 |
5 |
Низкий |
3 |
4 |
Очень низкий |
2 |
1 |
В экспериментальной подгруппе не выявлено ни одного ребенка с очень высоким уровнем развития активного словаря. Значительная доля принадлежит детям со средним уровнем активного словаря – 5 детей. Низким уровнем активного словаря обладает 3 человек. Два ребенка обладают очень низким уровнем активного словаря.
Рис.1 Результаты обследования по методике «Назови слова».
В контрольной подгруппе результаты похожи. Высокий уровень не показал никто. Средний уровень развития активного словаря имеют 5 детей. У 4 детей – низкий уровень развития активного словаря. Очень низкий уровень показа один ребенок.
Далее дети были обследованы по методике «Расскажи по картинке».
Таблица 2 Уровень развития активного словарного запаса по методике «Расскажи по картинке»
Уровень развития активного словарного запаса |
Экспериментальная подгруппа |
Контрольная подгруппа |
Очень высокий |
0 |
0 |
Высокий |
0 |
0 |
Средний |
4 |
4 |
Низкий |
5 |
6 |
Очень низкий |
1 |
0 |
4 детей
экспериментальной подгруппы
Дети умеют использовать существительные в единственном и множественном числе. С глаголами дело обстоит хуже. Часто при образовании множественного числа наблюдаются ошибки. Кроме того дети пользуются категориями совершенного и несовершенного вида.
Достаточно правильно используются предлоги.
У 5 детей с низким уровнем развития словарного запаса в речи встречаются 2-3 части речи. В основном это существительные и глаголы.
При описании картинок дети затрудняются в составлении рассказа.
Имеются аграмматизмы. Кроме того, речь таких детей скудна, невыразительна. Предложения преобладают простые нераспространенные. Дети стеснялись, боялись выразить свою мысль. Только с помощью наводящих вопросов они могли описывать содержание картинок.
Также можно констатировать отсутствие интереса к выполнению задания.
1 ребенок показал очень низкий уровень развития речи – 1 фрагмент речи (существительные).
В контрольной подгруппе результаты аналогичны. 4 детей имеют средний уровень развития активного словарного запаса. 6 детей показали низкий уровень развития активного словарного запаса.
В целом, на 1 месте у детей стоит использование существительных. Затем идут глаголы (гораздо реже). Далее – местоимения и прилагательные в простой степени.
Наречия, прилагательные в сравнительной и превосходной степени не использует практически никто из детей. Это недостаточный уровень развития активного словаря и связной речи детей данного возраста.
Дети затрудняются начать рассказ, им трудно выразить понятно и связно свою мысль или ответить на заданный вопрос. Практически никто из детей не владеет навыками ведения рассказа. Монологическая речь состоит из 1-4 слов.
Рис.2 Результаты обследования по методике «Расскажи по картинке».
Далее приведем результат, полученный по методике «Выяснение пассивного словарного запаса».
На основании протоколов обследования детей была составлена сводная таблица результатов (таблица 4).
Обследование показало, что в экспериментальной группе двое детей с высоким уровнем развития пассивного словаря. Значительная доля принадлежит детям со средним уровнем пассивного словаря – 5 детей. 3 детей обладают низким уровнем пассивного словаря.
Таблица 3. Уровень развития пассивного словаря, определенный по методике «Выяснение пассивного словарного запаса».
Уровень развития пассивного активного словаря |
Экспериментальная подгруппа |
Контрольная подгруппа |
Очень высокий |
0 |
0 |
Высокий |
2 |
3 |
Средний |
5 |
4 |
Низкий |
3 |
3 |
В контрольной подгруппе 3 детей показали высокий уровень развития пассивного словаря. 4 детей имеют средний уровень развития пассивного словаря. 3 ребенка имеют низкий уровень.
Рис.3 Результаты обследования по методике «Выяснение пассивного словарного запаса».
Таким образом, в ходе эксперимента было выявлено, что уровень пассивного словаря детей обеих групп имеет более высокий уровень развития, чем активный. Дети понимают практически все слова, но не могут самостоятельно применить их в речи.
Затрудняются с выражением своих мыслей. Не могут описать увиденное. Высказывания детей бедны, ребенок ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий.
Рассказ по картине, по вопросам строится примитивно, на коротких, хотя и грамматически правильных фразах.
При этом недостаточное владение лексикой легко обнаруживается при усложнении речевого материала или при возникновении необходимости употребить такие слова и словосочетания, которыми ребенок в быту пользуется редко.
Дети используют, в основном существительные. Нарушение формирования лексики у этих детей выражается как в незнании многих слов, так и в трудностях поиска известного слова, в нарушении актуализации пассивного словаря.
Для таких детей необходимо разработать специальную коррекционную программу, которая развивала бы словарь ребенка и активизировала бы коммуникативные потребности.
Анализ результатов констатирующего эксперимента
Формирующий эксперимент был проведен с с 31.04.2014г. по 8.05.2014г.
Цель: провести коррекционную работу по формированию словаря детей с использованием сказки.
После проведения констатирующего этапа экспериментальной работы была разработана программа развивающей работы с использованием сказки.
Материал:
-русские народные сказки «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Хаврошечка», «Маша и медведь», «Репка» и др.
-небольшие по объему и простые по структуре логосказки Г. А. Быстровой, Э. А. Сизовой, Т. А. Шуйской, Н. Погосовой, сказки А. С. Пушкина, Б. Н. Сергуненкова, А. Грибачева;
-логопедические игры и задания со сказкой, направленные на развитие речи: “Играем с глаголами”, развивающая игротека И. С. Кривовяз, “Волшебная азбука”, “Живое чтение”,
-логопедические игры и задания Г. А. Быстровой, Э. А. Сизовой, Т. А. Шуйской и др.
Первая часть работы основывалась на обучении детей описательному рассказу. Т.к. монологическая речь с наиболее полным использованием словарного запаса ребенка невозможна без навыка рассказа.
Задачи, стоящие перед педагогом в процессе формирования речевых умений:
-На конкретном, доступном для понимания детей среднего дошкольного возраста материале познакомить с понятием «последовательность» как логически обоснованным, закономерным процессом.
-Учить детей составлять описание путем перечисления предметов (признаков, свойств и т. п.) в определенной элементарной последовательности. Выделять объект речи при описании. Поощрять стремление детей описывать предметы (картины) и т. п., используя более сложные последовательности (например, по степени значимости признаков).
-Формировать у детей умение составлять повествовательные высказывания.
-Учить вычленять и словесно обозначать главную тему повествования. Дать понятие о структуре (последовательности) повествования: зачин, средняя часть, концовка.
-Учить воспроизводить структурные компоненты знакомых литературных произведений, своих монологов-повествований.
В ходе работы использовался метод пересказа, рассказывания, придумывания сказок.
Обучение пересказу на материале каждой сказки проводилось на двух занятиях.
1-е занятие- организационная часть с включением вводных, подготовительных упражнений, чтение произведения, разбор текста (“языковой” и “содержательный”);
2-е занятие – пересказ текста, упражнения на усвоение и закрепление соответствующего языкового материала и анализ детских рассказов.
Целью подготовительных упражнений являлось – организация внимания детей, подготовка их к восприятию рассказа (отгадывание загадок о персонажах произведения; уточнение отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте; демонстрация соответствующих картинок).
Тексты сказок читались детям дважды, в медленном темпе.
При повторном чтении использовался прием завершения детьми отдельных предложений, не законченных воспитателем.
Таблица 4 Логопедический материал для формирования словаря детей старшего дошкольного возраста
Содержание |
Наименование материала |
Конспекты занятий по русским народным сказкам |
|
| |
| |
| |
Конспекты занятий по авторским сказкам |
|
| |
| |
Логопедические сказки, использованные в коррекционной работе и рекомендованные родителям |
(Черное) Зло и (Белое) Добро Автор Т. Сергеева |
Лексика ЧУДЕСНЫЙ РУЧЕЕК ПРО ПОСУДУ | |
Грамматика ЧЕТЫРЕ ЦВЕТА ВОРОНЕНОК И СОЛОВЬЕНОК | |
Фонетика СКАЗКА ПРО ГЛУХИЕ И ЗВОНКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ |