Формирование словаря детей старшего дошкольного возраста на материале народных и авторских сказок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 14:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить возможности использования народных и авторских сказок в развитии словаря детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования словаря дошкольника.
Предмет исследования: педагогические условия формирования словаря детей старшего дошкольного возраста на материале народных и авторских сказок.
Гипотеза:
Эффективность работы по формированию словаря детей старшего дошкольного возраста посредством сказок обеспечивается реализацией педагогических условиях.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1 Состояние проблемы развития словаря детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………5
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития словаря детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………5
1.2. Особенности формирование словаря детей старшего дошкольного возраста на материале народных и авторских сказок…………………………..9
1.3. Педагогические условия развития словаря детей старшего дошкольного возраста на материале народных и авторских сказок……………....................12
Выводы по главе 1……………………………………………………………….16
Глава 2 Проведение опытно-поисковой работы по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста посредством народных и авторских сказок……………………………………………………………………………..17
2.1. Изучение уровня развития словаря детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...17
2.2. Реализация педагогических условий развития словаря детей старшего дошкольного возраста на материале народных и авторских сказок……………………………………………………………………………..23
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы………………………......27
Выводы по главе 2……………………………………………………………….32
Заключение……………………………………………………………………….33
Библиографический список..……………………………………………………36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая рабата. Дороховой Е.С..docx

— 657.74 Кб (Скачать файл)

Разбор содержания сказок проводился в вопросно-ответной форме. Вопросы были направлены на выделение основных моментов сюжетного действия, их последовательности, на определение действующих лиц и наиболее значимые детали повествования.

На занятиях были использованы такие основные виды рассказывания как: придумывание и завершение сказки, составление сказки на предложенную тему с опорой на иллюстративный материал, коллективное сочинение сказки.

В Приложениях представлен материал, по которому проводились занятия

Помимо фронтальных занятий были проведены индивидуальные занятия с детьми, имеющими очень низкий уровень развития  словаря.

В процессе проведения эксперимента наблюдался возрастающий интерес детей к занятиям. По мере проведения занятий дети начали рассуждать, дополнять друг друга. Но многое зависело от воспитателя.

Родители отмечали постепенные улучшения, происходящие в развитии связной монологической речи детей

Дети охотно изображали героев сказок. Это очень важно, так как соотнесение слова и выразительного движения организует структуру детских высказываний. При разыгрывании сказки рассказывали интересно, эмоционально.

Развивающие занятия с детьми старшего дошкольного возраста, направленные на развитие словаря, с использованием сказки проводились в группе, музыкальном зале и на улице, в песочнице. Все “сказочные занятия”, проводимые с детьми, проходили в непринужденной, творческой обстановке.

По завершении психолого-педагогического эксперимента было проведено открытое комплексное “сказочное” занятие, направленное на развитие словаря и связной монологической речи детей для родителей и педагогов. Кроме того, вниманию родителей был предложен оформленный стенд на тему: “Влияние сказки на развитие речи детей”.

 

 

2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы

 

Контрольный срез был проведен 8.05.2014г. в контрольной и экспериментальной подгруппах.

Цель: исследовать уровень развития словаря детей старшего дошкольного возраста.

Проведение контрольного среза было необходимо для того, чтобы выявить, произошли ли какие-либо изменения, после проведения комплекса занятий по развитию словаря детей с активным использованием сказки за время проведенного формирующего эксперимента.

Мы повторили диагностику по уже использованным методикам.

Методика «Назови слова» (таблица 5).

Таблица 5 Уровень развития активного словаря детей по методике «Назови слова»

Уровень развития активного словаря

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Очень высокий

0

0

Высокий

2

0

Средний

5

5

Низкий

3

4

Очень низкий

0

1


 

В экспериментальной подгруппе появилось двое детей с высоким уровнем развития активного словаря.

Значительная доля принадлежит детям со средним уровнем активного словаря – 5 детей. Низким уровнем активной памяти обладает 3 человек.

В контрольной подгруппе результаты не изменились. Высокий уровень не показа никто. Средний уровень развития активного словаря имеют 5 детей. У 4 детей – низкий уровень развития активного словаря. Одни из детей показывает очень низкий уровень

Рис.4 Результаты обследования по методике «Назови слова».

Таким образом, в экспериментальной подгруппе наблюдается положительная динамика. Ребята могут перечислить больше слов. Начали использовать признаки предметов в речи. Могут назвать качества предметов.

Далее дети были обследованы по методике «Расскажи по картинке».

В экспериментальной подгруппе 7 детей показали средний уровень развития активного словарного запаса ребенка. Эти дети в своей речи использовали 4-5 фрагментов речи. 3 детей имеют низкий уровень развития – в речи используются 2-3 фрагмента речи. Это показывает положительные изменения в активном словаре детей.

Таблица 6 Уровень развития активного словаря детей по методике «Расскажи по картинке».

Уровень развития активного словарного запаса

Экспериментальная подгруппа

Контрольная подгруппа

Очень высокий

0

0

Высокий

0

0

Средний

7

4

Низкий

3

5

Очень низкий

0

1


 

В контрольной подгруппе результаты. 4 детей имеют средний уровень развития активного словарного запаса. 5 детей показали низкий уровень развития активного словарного запаса. 1 ребенок показа очень низкий уровень развития речи – 1 фрагмент речи (существительные).

В целом, как и в констатирующем эксперименте, на 1 месте у детей стоит использование существительных. Затем идут глаголы (гораздо реже). Далее- местоимения и прилагательные в простой степени. Один ребенок использовал прилагательные в сравнительной степени. Трое – союзы и предлоги.

Дети экспериментальной подгруппы освоили начальные навыки рассказа, повествовательного описания картинок, предметов.

Думаю, можно добиться и лучшего результата, но для этого необходима большая продолжительность занятий.

Рис.5 Результаты обследования по методике «Расскажи по картинке».

Далее использовалась методика «Выяснение пассивного словарного запаса».

В экспериментальной подгруппе пятеро детей показали высокий уровень развития пассивного словаря. Дети правильно подбирают слова по смыслу.

4 детей  показали средний уровень, 1 ребенок   - низкий уровень. В контрольной подгруппе трое  детей показали высокий уровень развития пассивного словаря. 4 детей имеют средний уровень развития пассивного словаря. 3 ребенка имеют низкий уровень.

 

 

 

Таблица 7. Уровень развития пассивного словаря по методике «Выяснение пассивного словарного запаса».

Уровень развития пассивного словаря

Экспериментальная подгруппа

Контрольная подгруппа

Очень высокий

0

0

Высокий

5

3

Средний

4

4

Низкий

1

3

     

Рис.6 Результаты обследования по методике «Выяснение пассивного словарного запаса».

Контрольный эксперимент выявил положительную динамику развития словаря у детей экспериментальной подгруппы. Больше половины детей по всем методикам показывают средний уровень развития словаря. Для детей с данным видом речевых нарушений – это очень высокий результат.

В контрольной подгруппе таких изменений не наблюдается. Дети остаются на том же уровне развития словаря, что и в констатирующем эксперименте. Видимо, для эффективного словаря плановой работы ДОУ недостаточно.

Однако, мы полагаем, что и в рамках логопедической работы в МДОУ возможно организовать достаточно эффективную работу по развитию словаря. Для этого необходимо разрабатывать и применять различные средства, такие как фольклор, сказки, игровые методики и т.п.

 

Выводы по главе 2

 

Экспериментальная работа была проведена с детьми старшей группы МДОУ Центр развития ребёнка- Детский сад №308 г. Челябинска.

Я провела констатирующий эксперимент и определили уровень развития словаря детей.

Далее я провела формирующий эксперимент, состоящий в развивающих занятиях с экспериментальной подгруппой, с использованием материала народной и авторской сказок.

После этого контрольный эксперимент должен был оценить нашу работу и подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу.

По результатам этих данных мы пришли к выводу о том, что уровень развития словаря детей экспериментальной подгруппы повысился. Дети стали сосредоточеннее, внимательнее, активнее, вырос объем активного и пассивного словаря, в речи детей чаще стали появляться части речи: существительные, глаголы, местоимения, предлоги.

Можно утверждать, что разработанная нами программа, развивающая словарь детей дошкольного возраста, является целесообразной, достаточно эффективной и практически оправданной.

 Я  представила результаты, подтверждающие эффективность разработанной нами программы.

Для наглядности я также сопоставила результаты экспериментальной и контрольной подгрупп.

Таким образом, мной экспериментально было доказано, что специально организованная работа с использованием народной и авторской сказки способствует развитию активного и пассивного словаря детей. То есть, моя гипотеза подтвердилась.

 

 

Заключение

В дошкольном детстве происходит развитие словарного запаса ребенка как в количественном, так и в качественном отношении.

В старшем дошкольном возрасте можно констатировать, что развитие речи в лексическо-грамматическом плане закончено. Однако это не означает, что словарь ребенка далее остается неизменным. В дальнейшем происходит постепенное обогащение словаря по мере обучения ребенка, расширения его жизненного опыта. Этот процесс будет происходить на протяжении всей жизни. 

В условиях дошкольного образовательного учреждения применяются различные методы развития лексики ребенка. Одним из наиболее эффективных способов является сказка.

В каждой сказке присутствуют яркие образы, богатый язык, метафоричность. Они эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемым источником развития детской речи.

Из сказок дети черпают множество познаний: представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказка обогащает социальный и предметный опыт детей, служит источником комбинаторной способности ума.  С помощью сказки ребенку можно объяснить множество явлений, т.к. сказка близка мышлению ребенка.

Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, а следовательно влияют на развитие связной монологической речи. Работа со сказкой способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности.

Следовательно, сказка – эффективное развивающее, коррекционное и психотерапевтическое средство в работе с детьми с общим недоразвитием речи. И чтобы это средство дало результат, надо использовать сказки в полной мере.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы мы провели исследование в МДОУ Центр развития ребёнка- Детский сад №308 г. Челябинска.

Контрольная и экспериментальная подгруппы состояли из детей старшей группы. Констатирующий эксперимент показал наличный уровень развития словаря детей.

Исходя из результатов констатирующего эксперимента была разработана методика проведения формирующего эксперимента и применен на практике подобранный методический комплекс, состоящий из логопедических игр, заданий, комплексных “сказочных” занятий, занятий по обучению пересказу сказок, составлению творческих рассказов (“сочиним сказку”), направленных на развитие словаря.

Контрольный эксперимент подтвердил нашу гипотезу. Уровень развития словаря детей повысился. Дети стали использовать в своей речи больше частей речи. Также при описании рассказа по картинке описания стали богаче. Увеличился диапазон применения глаголов, прилагательных.

Таким образом, мы экспериментально подтвердили нашу гипотезу: использование сказки в работе по развитию речи старших дошкольников будет способствовать повышению уровня развития словаря детей.

Исходя из результатов проделанной работы видно, что цель данной курсовой работы достигнута: выявлено влияние сказки на процесс развития словаря детей старшего дошкольного возраста.

Информация о работе Формирование словаря детей старшего дошкольного возраста на материале народных и авторских сказок