Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 14:43, курсовая работа
Цель работы: изучить возможности использования народных и авторских сказок в развитии словаря детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования словаря дошкольника.
Предмет исследования: педагогические условия формирования словаря детей старшего дошкольного возраста на материале народных и авторских сказок.
Гипотеза:
Эффективность работы по формированию словаря детей старшего дошкольного возраста посредством сказок обеспечивается реализацией педагогических условиях.
Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1 Состояние проблемы развития словаря детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………5
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития словаря детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………5
1.2. Особенности формирование словаря детей старшего дошкольного возраста на материале народных и авторских сказок…………………………..9
1.3. Педагогические условия развития словаря детей старшего дошкольного возраста на материале народных и авторских сказок……………....................12
Выводы по главе 1……………………………………………………………….16
Глава 2 Проведение опытно-поисковой работы по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста посредством народных и авторских сказок……………………………………………………………………………..17
2.1. Изучение уровня развития словаря детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...17
2.2. Реализация педагогических условий развития словаря детей старшего дошкольного возраста на материале народных и авторских сказок……………………………………………………………………………..23
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы………………………......27
Выводы по главе 2……………………………………………………………….32
Заключение……………………………………………………………………….33
Библиографический список..……………………………………………………36
(автор текста Б. Н.Сергуненков)
Цель занятий: формирование у детей навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на иллюстративный материал. Основные задачи:
- формирование действий целенаправленного восприятия текста;
- развитие навыков планирования пересказа текста (с опорой на наглядность);
- развитие фразовой речи;
- закрепление навыков грамматически правильного оформления высказываний;
- обогащение словарного запаса;
- формирование навыков рассказывания. Оборудование: шесть цветных картинок (15X15 мм) с воспроизведением
персонажей сказки и места действия, соответственно числу и содержанию фрагментов рассказа; отдельная картина с изображением центрального персонажа; штатив для размещения иллюстраций.
Занятие 1-е
Ход занятия:
I. Организационная
часть. Вступление к теме занятия.
(Отгадывание загадок о
II. Чтение сказки (Текст прочитывается дважды.)
Жил-был козел Однажды пришел он домой, а ворота на запоре. Постоял, постоял козел у ворот и думает: "Ворота закрыты, значит, хозяйка меня не узнала. Хозяйка меня не узнала, значит, я не козел. Если я не козел, то кто же я?"
Пошел он по тропинке на луг. Видит: гуляют на лугу кони. "Наверное, я конь, - подумал козел. - Погуляю с конями на лугу". Подошел он к коням -кони от него убежали. Бежал, бежал козел за конями - не догнал. "Кони от меня уб ежали, значит, я не конь", - подумал козел.
Пошел дальше. Видит: около леса коровы пасутся, травку щиплют. "Наверное, я корова", - подумал козел. Подошел козел к коровам - пастух козла прогнал. "Пастух меня прогнал, значит, я не корова", - подумал козел. Пошел он дальше, видит: в поле куры зернышки клюют. "Может быть, я курица? - подумал козел. - Поклюю-ка зернышки вместе с курами". Подошел он к курам. Закудахтали куры, разлетелись в разные стороны.
Налет ел на козла петух, стукнул его клювом. Обиделся козел, думает: "И не курица я". Пошел дальше.
Подошел он к речке. Течет речка тихая, светлая. Поглядел козел в речку. Увидел в речке козла с рогами, с бородой, с копытцами. "Козел я, козел!" -заблеял он.
Прибежал домой, застучал рогами в ворота. Услышала хозяйка, открыла ворота. Увидела она козла и впустила его во двор.
(Текст адаптирован с учетом
обучаемой группы. В нем четко
выделяются шесть смысловых
III. Разбор содержания сказки. Примерные вопросы:
(Вопросы 2-4 и 7-й сопровождаются показом картинок) П. Языковой (лексический) разбор текста.
Языковой разбор включает: воспроизведение детьми предикативной основы текста (глагольные словосочетания, синтаксические конструкции), слов-определений ит. д.
Примерные вопросы: Ответы детей
1) Где гуляли кони? Кони гуляли на лугу.
2) Где паслись коровы? Коровы паслись около леса.
3) Что сделал петух? Петух налет ел на козла,
стукнул его клювом.
4) Что говорится в сказке о речке? Течет речка тихая, светлая.
5) Что сделал козел, Козел застучал рогами в когда прибежал домой? ворота.
7) А что сделала хозяйка? Хозяйка открыла ворота
и впустила козла во двор. Лексический разбор проводится с использованием отдельных иллюстраций.
IV. Упражнение на сравнение животных - персонажей сказки по их внешнему виду; установление сходства и различия между ними. Используются предметные картинки и наборы игрушек "Домашние животные".
Занятие 2-е
Ход занятия:
II. Повторное чтение с иллюстрированием педагогом или одним из детей текста сказки (на штативе).
Обучение переcказу на основе сказки "'Заяц-Коська и Родничок"
(автор текста А. Грибачев)
Программное содержание:
- познакомить детей со сказкой А. Грибачева "Заяц-Коська и Родничок";
развивать восприятие и внимание: слуховое, зрительное и сенсорное;
развивать умение ритмично и мягко дышать;
- активизировать и обогащать словарный запас детей за счет употребления разнообразных прилагательных;
- развивать связную речь;
- развивать интонационную выразительность и силу голоса;
- расширять представление детей об эмоциях, учить передавать заданное эмоциональное состояние;
- развивать моторику рук;
- развивать моторику речевого аппарата;
- развивать логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Необходимые материала: шнур голубого цвета, синяя ткань и камни для композиции на полу, кукла-родничок, грецкие орехи и ленточки на резинке (для каждого ребенка), тюль белого цвета, половина обруча, изображение горы на картоне, лесенка.
Оформление: на полу горкой выложены камни, обозначающие родник Из родника извилистой линией тянется шнур голубого цвета, который заканчивается возле полотна ткани синего цвета, обозначающего реку (озеро, море).
Вступление
-Сегодня мы отправляемся в сказку, сказку о воде. Давайте вспомним то, что мы знаем о воде.
Какая бывает вода? (Холодная, теплая, жидкая, прозрачная, шелковистая, бархатистая, освежающая, свежая, чистая, мутная, грязная).
А бывает твердая вода? Когда такое случается? (Когда вода замерзает, превращается в снег, лед, град).
Бывает ли вода легче воздуха? Когда? (Когда вода испаряется, то превращается в пар, туман, облака).
Где мы встречаем воду в природе? (В реке, озере...)
В нашем зале есть ручей. Давайте найдем его начало. Как называется то место, где начинается ручей? (Родник, ключ, источник).
Откуда в роднике вода? (Она вытекает из-под земли).
А теперь посмотрим, где ручей заканчивает свой путь. (Он вливается в реку, или в озеро, или...)
Вот мы и подошли к началу сказки. Для путешествия по сказке нам нужно много сил. Силу нам даст волшебный речек.
Вхождение в сказку
Педагог включает аудиозапись с журчанием ручейка, и дети на носочках, друг за другом идут по "ручью" (голубому шнуру), вслушиваясь в журчание и "наполняясь волшебной силой".
Пройдя по "ручейку», каждый ребенок садится на ковер как ему удобно.
-Все детки наполнились
Сказка
Живет в нашем лесу Заяц-Коська - шкурка серая, ушки длинные. Целыми днями бегает он по лесу, глазами во все стороны косит, все на свете разузнать хочет.
Упражнение 1. Гимнастика для глаз
Дети выполняют движение глазами: а) вправо-влево4 б) вверх-вниз. Движения производятся очень медленно и плавно. Голова при этом должна быть неподвижна, двигаются только глаза Бежал как-то Коська по лесу и встретил белку. –Ты кто такая? -Я белка.
-А я Заяц-Коська. Пойдем искать где-нибудь чего-нибудь, узнавать у кого-нибудь что-нибудь.
-Да некогда мне, - отвечает белка. - К зиме готовлюсь. Упражнение 2. Орешки
-Как б елка готовится к зиме? (Запасает семечки, грибы, ягоды, орехи). Белка прислала для вас подарки. Это - орешки.
Педагог раздает каждому ребенку по одному грецкому ореху.
-Дети удерживают грецкий орех
поочередно между разными
-Дети вращают орех между
-Что чувствуют ваши ладошки и пальчики? Давайте немного охладим руки, подуем на них
Упражнение 3. Прохлада
Дети плавно дуют на руки через слегка выпянутые трубочкой губы, ощущая прохладу воздуха.
-А теперь искупаем ручки в прохладном ручейке, споем песенку водички: с-с-с-с-с-с-с-с.
Бежит Коська дальше. Видит - дупло на дереве, а из него выглядывает кто-то.
-Ты кто? - спрашивает Ко ська.
-Я филин Семка. У-ху! У-ху! Днем сплю, ночью зайцев ловлю. Упражнение 4. Страх
Один из детей исполняет роль филина, остальные - роль зайцев. "Зайцы" прыгают, танцуют. Как только раздается уханье "филина", "зайцы" замирают на месте и изображают испуг. Приоткрывают рот, округляют глаза, поднимают брови, напрягают руки, плечи, шею, "съеживаются" от страха.
После окончания упражнения дети стоя расслабляются, отпускают страх и напряжение.
Упражнение 5. Филин
Дети подставляют ладони рупором ко рту и "ухают": у-ху, у-ху...
Педагог пытает концентрировать внимание ребят на мышцах живота, которые втягиваются внутрь в конце выдоха.
Бежал, бежал Заяц-Коська по лесу, вдруг увидел Роничок, а из него ручеек течет.
-Ты кто? - спрашивает Коська.
-Я - Родничок В от хочу
Бежит Коська, прыгает через кочки и пни. Родничок уже ручейком стал. Бежит ручеек, изгибается, да все впереди зайца. Упражнение 6. Ручеек
Дети берутся за руки и под музыку цепочкой бегут по залу, преодолевая разные препятствия: пробегают под мостом (обручем), забегают
на холм (лесенку), сбегают с холма, перебегают через дорогу (полоса картона),забегают за гору (за занавеску), выбегают из-за горы.
После упражнения дети садятся на ковер, расслабляются, успокаивают дыхание и отвечают на вопросы педагога.
-Когда на вашем пути
Аналогичные вопросы педагог задает и про другие препятствия.
Прибежали Родничок и Заяц-Коська к берегу реки, а там множество ручейков сливаются вместе.
-Пропал теперь Родничок! Съест его большая река, - забеспокоился Коська. - Эй, Родничок, где ты?
-А тут я, - ответил Родничок из реки. - Я теперь с другими родничками вместе. Так веселее. Догоняй скорее.
Упражнение 7. Роднички и река
Все дети - "роднички". Они танцуют с ленточками. Как только музыка останавливается, дети берутся за руки и образуют круг ("роднички" сливаются в одну "реку').
Педагог делает попытки разъединить, расцепить руки детей, но у него не получается: дети крепко держатся за руки. После этого педагог обращает внимание детей на то, что все вместе они очень сильные, река у них получилась могучая, полноводная.
Снова включается музыка, и "река" распадается на отдельные "роднички".
При соединении в реку педагог спрашивает детей: "Какие у вас сейчас руки, напряженные или расслабленные, мягкие или твердые?"
-Теперь разъедините руки, пусть они свободно свисают. Сейчас они какие: напряженные или расслабленные, мягкие или твердые?
Весь день и целую ночь бежал по лесу Заяц-Коська. Наконец наступило утро.
Смотрит Коська по сторонам, а Родничка нигде нет.
-Эй, Родничок, где ты?
-А туг я! Посмотри наверх, - отозвался Родничок. Поднял глаза Коська и видит - в небе облачко покачивается. -Да как же ты туда попал? - удивился Коська. Упражнение 8. Удивление
Педагог исполняет роль "родничка" Дети, по очереди обращаются к педагогу, спрашивают: "Да как же ты туда попал?"
-Ночью я туманом стал, а утром меня солнышко пригрело - я в облачко превратился.
Упражнение 9. Облачко
-Как двигается облачко, быстро или медленно? Плавно или резко? Напряженно или расслаблено? Свободно, легко или тяжело, грубо?
Вот и вы сейчас будете двигаться как облачко: легко, плавно, свободно и мягко.
Педагог и помощником держат над головами детей полотно белого тюля и передвигают его то вправо, то влево, то вниз, то вверх. Дети плавно передвигаются вслед за движением ткани: приседают, если ткань опускается слишком низко, тянутся пальчиками вверх, если ткань высоко.
Наступила осень. В лесу дождь пошел. Спрятался заяц. Слышит -шумит что-то.
-Эй, кто там? - закричал Коська.
-Это я, Родничок, обратно вернулся.
Из ручейка в речку
Так и случилось. Наступила зима. Зайчик к зиме цвет поменял, из серого белым стал, а Родничок из тучи теперь уже снегом вернулся и до весны в сугроб превратился.
Упражнение 10. Сугробы и солнышко
Один ребенок - "солнышко", остальные превращаются в "сугробы" и замирают в статичной позе. "Солнышко" рассматривает "сугробы", сравнивает их со знакомыми объектами. Педагог спрашивает детей, во что или в кого они превратились. Затем "солнышко" мягким и нежным прикосновением помогает "сугробам" растаять.
"Растаявшие сугробы" ложатся
на пол, "растекаются" по полу,
расслабляются и слушают
Итоговая беседа
-Сказка закончилась. Давайте припомним все превращения Родничка и назовем их.
Дети по очереди рассказывают о превращениях родничка.
-Вы устали? Вам трудно было? Что вам больше всего понравилось?