Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 20:07, реферат
На протяжении детства ребенок все более точно начинает оценивать цвет и форму окружающих объектов, их вес, величину, температуру, свойства поверхности и др. Он учится воспринимать музыку, повторяя ее ритм, мелодический рисунок. Учится ориентироваться в пространстве и времени, в последовательности событий. Играя, рисуя, конструируя, выкладывая мозаику, делая аппликации, ребенок незаметно для себя усваивает сенсорные эталоны - представления об основных разновидностях свойств и отношений, которые возникли в ходе исторического развития человечества и используются людьми в качестве образцов, мерок.
Введение…………………………………………………………………………3-4
1. Теоретическая часть………………………………………………………...5-10
1.1. Основные подходы к изучению проблемы формирования представлений о величине и форме у детей раннего возраста………………………………..5-7
1.2. Особенности методики освоения детьми раннего возраста величины и формы предметов……………………………………………………………...7-10
2. Практическая часть………………………………………………………..10-16
Заключение……………………………………………………………………17
Список литературы…………………………………………………………...18
Негосударственное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 82» открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»
Реферат
«Формирование у детей раннего возраста представлений о форме и величине»
Реферат подготовила:
Воспитатель
Виноградова Татьяна Валентиновна
I квалификационная категория
г. Буй
2013 г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1. Теоретическая часть………………………………………………………...
1.1. Основные подходы к изучению проблемы формирования представлений о величине и форме у детей раннего возраста………………………………..5-7
1.2. Особенности методики освоения
детьми раннего возраста величины и формы
предметов………………………………………………………
2. Практическая часть………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Детство - пора удивительных
открытий. Мир предстает притягивающим
разнообразием форм, цветов, запахов, вкусов,
звуков. Окружающее обладает множеством
явных и скрытых свойств, которые ребенок
учится открывать для себя. Чтобы правильно
ориентироваться в окружающем мире, важно
воспринимать не только каждый отдельный
предмет (стол, цветок, радугу), но и ситуацию,
комплекс каких-то предметов в целом (игровую
комнату, картину, звучащую мелодию). Объединить
отдельные свойства предметов и создать
целостный образ помогает восприятие
- процесс отражения человеком предметов
и явлений окружающего мира при их непосредственном
воздействии на органы чувств. Восприятие
даже какого-нибудь простого предмета
очень сложный процесс, который включает
работу сенсорных (чувствительных), двигательных
и речевых механизмов.
Ребенок не рождается с готовым умением воспринимать окружающий мир, а учится этому. Несмотря на то, что ребенок с самого рождения может видеть, улавливать звуки, его необходимо систематически учить рассматривать, слушать и понимать то, что он воспринимает. Механизм восприятия готов, но пользоваться им ребенок еще только учится.
На протяжении детства ребенок все более точно начинает оценивать цвет и форму окружающих объектов, их вес, величину, температуру, свойства поверхности и др. Он учится воспринимать музыку, повторяя ее ритм, мелодический рисунок. Учится ориентироваться в пространстве и времени, в последовательности событий. Играя, рисуя, конструируя, выкладывая мозаику, делая аппликации, ребенок незаметно для себя усваивает сенсорные эталоны - представления об основных разновидностях свойств и отношений, которые возникли в ходе исторического развития человечества и используются людьми в качестве образцов, мерок.
Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представления о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы. Это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию, то есть сформировать у него перцептивные действия, но обследовать предмет, увидеть, ощупать его еще недостаточно. Необходимо определить отношение выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Для этого ребенку нужны мерки (эталоны), с которыми можно сравнивать то, что он в настоящий момент воспринимает. Эталонами сравнивают, сопоставляют результаты восприятия. Это системы геометрических форм, шкала величин, спектр цветов. Все эти эталоны должны быть усвоены ребенком.
В процессе восприятия он постепенно накапливает зрительные, слуховые, осязательные образы.
Восприятие ребенка этого возраста носит непроизвольный характер, он может выделить в предмете лишь ярко выраженные в предмете признаки, часто являющиеся второстепенными. Развитие восприятия происходит на основе внешне ориентированного действия (по форме, величине,) при непосредственном соотношении и сравнивании предметов.
В раннем детстве еще нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако проводимая работа должна готовить почву для последующего усвоения эталонов, т. е. строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые понятия и группировку свойств.
Низкий уровень сенсорного развития резко снижает возможность успешного обучения ребенка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для творческой деятельности. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи в любом виде деятельности, занимают сенсорные способности. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства.
Определение проблемы и актуальности темы позволяет сформулировать достаточно конкретно:
Цель моего исследования: выявить условия, необходимые для формирования у детей раннего возраста представлений о форме и величине.
1.1.Основные подходы к изучению проблемы сенсорного воспитания детей раннего возраста
Исследованием проблемы сенсорного воспитания детей раннего возраста занимались такие выдающиеся педагоги и психологи, как Ш.А.Абдуллаева, Э.А.Александрян, З.М.Богуславская, Л.С.Венгер, А.В.Запорожец, В.П.Зинченко, Н.С.Карпинская, М.Ю.Кистяковская, А.А.Катаева, С.Л.Новоселова, Н.Н.Поддъяков, Э.Г.Пилюгина А.П.Усова и другие.
Как показали исследования Л.А.Венгера, А.В.Запорожца, развитие восприятия в дошкольном возрасте происходит на основе усвоения эталонов и мер сенсорных.
В исследованиях Р.Л.Березиной, З.Е.Лебедевой доказано, что представление о величине надо формировать в комплексе с другими понятиями: число, форма, мера, пространство. Такой подход создает условия для интеграции содержания, способов познания и методических приемов [2].
Анализ методик по формированию преставлений о величине у детей раннего возраста Т.И.Ерофеевой, В.В.Даниловой, З.А.Михайловой, В.П.Новиковой показал их сходность по содержанию и предлагаемых методах.
По мнению В.П.Новиковой, способность воспринимать размер предмета начинает формироваться в раннем возрасте в процессе предметных действий. Но относительность величины затрудняет дифференцировку. Познание размеров, с одной стороны, осуществляется на сенсорной основе, а с другой – опосредуется мышлением и речью. Адекватное восприятие зависит от опыта практического оперирования предметами, уровня развития глазомера, включения в процесс восприятия слова, участия мыслительных процессов: сравнения, анализа, синтеза и др. Чувственный опыт восприятия и оценки размеров начинает складываться также в раннем детстве в результате установления связей между зрительными, осязательными и двигательно –тактильными ощущениями [2].
Л.С.Венгер, Э.Г.Пилюгина отмечают, что ориентировка детей раннего возраста в размерах предметов во многом определяется глазомером – важнейшей сенсорной способностью. Развитие глазомера непосредственно связано с овладением специальными способами сравнения предметов путем их сопоставления. В раннем возрасте дети первоначально прибегают к самому простому, но не всегда результативному приему сравнивать предметы «на глаз». Затем сравнение предметов по длине, ширине, высоте производится практически путем наложения или приложения. Глаз при этом как бы обобщает практическое действие руки [2].
Исследования Л.С. Венгер, показали, что дети раннего возраста прочно закрепляют признак величины за тем конкретным предметом, который им хорошо знаком: «Слон большой, а мышка маленькая». Они с трудом овладевают относительностью оценки размера. Если поставить перед ребенком 4 - 5 игрушек, постепенно уменьшающихся по размеру, а затем попросить показать самую большую, то он сделает это правильно. Если потом убрать ее и снова попросить указать на самую большую игрушку, то дети, как правило, отвечают: «Теперь нет большой» [1].
Таким образом, дети раннего возраста воспринимают размер предмета недифференцированно, т.е. ориентируются лишь на общий объем предмета, не выделяя его длину, ширину, высоту.
Постепенно, как отмечают Пилюгина Э.Г., дети раннего возраста более дифференцированно подходят к выбору предметов по высоте, длине и ширине, если эти признаки ярко выражены. Когда, например, высота значительно превосходит другие измерения, малыши легко замечают это. У низких же предметов они вообще не различают высоты. Наиболее успешно дети различают в предметах конкретные измерения, когда непосредственно сравнивают два или более предметов, различных по длине, или ширине, или высоте. При этом выделяемый признак должен превосходить по своим размерам остальные, а поскольку длина, как правило, является преобладающей у большинства предметов, то именно выделение длины легче всего удается ребенку. Значительно большее число ошибок делают дети при показе ширины. Допускаемые ими ошибки свидетельствуют о недостаточно четкой дифференциации других измерений: дети часто показывают вместо ширины длину и всю верхнюю плоскость предмета (коробки, стола).
Выделяя то или иное измерение, ребенок стремится показать его (проводит пальцем по длине, разведенными руками показывает ширину). Эти действия обследования важны для более дифференцированного восприятия размеров предметов [8].
Исследования В.П.Зинченко, показали, что неумение дифференцированно воспринимать размеры предметов существенно влияет на обозначение словом предметов различных размеров. Чаще всего дети младшего дошкольного возраста по отношению к любым предметам употребляют слова большой – маленький. Но это не означает, что в их словаре отсутствуют более конкретные определения. В отдельных случаях дети с разной степенью успешности употребляют их. Так, о шее жирафа говорят «длинная», о матрешке – «толстая». Довольно часто одни определения заменяются другими: вместо «тонкая» - говорят «узкая» и т.п. Это связано с особенностями восприятия, развития речи, тем, что окружающие детей взрослые часто пользуются неточными словами для обозначения размеров [5].
1.2. Особенности формирования представлений о форме и величине у детей раннего возраста
Традиционно ознакомление детей со свойствами предметов предполагает выделение формы, величины, цвета, как особых свойств предметов, без которых не могут быть сформированы полноценные представления.
При этом, по мнению таких исследователей, как А.В.Запорожец, Н.П.Сакулина, А.П.Усова, следует отграничивать целостное восприятие предмета и его узнавание, так как узнавание предмета лишь первый шаг к полноценному восприятию. Адекватное зрительное восприятие формы и величины предметов может возникнуть только на основе многократного применения, на практике различных способов, проб и примеривания, сравнения в самых разных ситуациях и на самых разных объектах, овладения умением вычленять нужный признак у предмета и соотносить с признаками других предметов [2].
Рассмотрим особенности формирования представлений о величине и форме у детей раннего возраста.
По мнению Н.П.Сакулиной, форма определяется как внешнее очертание, наружный вид предмета.
Для ознакомления
ребенка с разновидностями
Восприятию формы, независимо от положения фигуры в пространстве, ее цвета и величины, способствует овладение практическими действиями наложения фигур, прикладывания, обведения по контуру, ощупывания, сопоставления элементов фигур и др.
Действуя, путем проб и примеривания, ощупывания и т. д., дети начинают проявлять внимание к свойствам и отношениям предметов, учатся использовать эти знания на практике в повседневной жизни.
В дальнейшем
дети способны узнавать форму
предметов в зрительном, мысленном
плане благодаря сочетанию
Данные умения формируются в играх и упражнениях на группировку предметов по форме, на узнавание знакомых форм на рисунке, на определение формы предметов, и др.
Информация о работе Формирование у детей раннего возраста представлений о форме и величине