Формирование у старших дошкольников основ безопасной жизнедеятельности
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 19:58, курсовая работа
Краткое описание
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы социальных навыков, опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. С первых лет жизни активность и любознательность ребенка становятся небезопасными для него. Малыш по своим физиологическим особенностям не может определить всю меру опасности своего существования. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Зачастую взрослые пытаются оградить малыша от опасностей путем наложения целого ряда запретов или путем долгих, не всегда понятных детям, наставлений. Все это дает обратный результат.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6 1.1. Основные направления работы с детьми по основам безопасности 6 1.2. Специфика знаний старших дошкольников об основах безопасной жизнедеятельности 11 1.3. Сотрудничество с семьей по формированию основ безопасной жизнедеятельности у дошкольников 15 1.4. Анализ требований программ дошкольного образования по формированию основ безопасной жизнедеятельности 18 Выводы по главе 22 ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 23 2.1. Определение уровня знаний детей по основам безопасной жизнедеятельности 23 2.2. Анализ результатов исследования и построение системы работы по формированию основ безопасной жизнедеятельности дошкольников 25 2.3. Определение эффективности системы работы по формированию основ безопасной жизнедеятельности 37 Выводы по главе 38 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
2.1. Определение
уровня знаний детей по основам безопасной
жизнедеятельности
Практическая часть работы
проводилась на базе ДДУ № 60 Октябрьского
района г. Минска в течении двух месяцев.
Исследование охватило воспитанников
старшей группы ДДУ. В данном разделе ставились
задачи: выявить уровень знаний по основам
безопасности жизнедеятельности.
В эксперименте участвовало
25 человек.
Для выявления уровня знаний
по основам безопасности жизнедеятельности
с детьми всей группы была проведена диагностика(см.
Приложение 1).
Дети должны идти в школу с большим
багажом не только знаний, но и подготовить
детей к встрече с различными сложными,
а порой опасными жизненными ситуациями.
Для того чтобы понять, что именно дети
знают, думают, использовались беседы
- это позволило избежать передачи уже
известных им знаний. В то же время, опираясь
на уже имеющиеся у детей знания и представления,
получилось выделить те направления, по
которым необходимо провести специальное
обучение и выбрать адекватную методику
(занятие, игра, чтение, беседа, тренинги).
Иногда тема не всегда укладывается в
одно занятие, поэтому по отдельным темам
были проведены несколько занятий и работа
продолжалась в различных видах деятельности.
Прямолинейное, декларативное требование
соблюдать принятые в обществе правила
поведения чаще всего оказывается малоэффективным.
Тем не менее можно выделить такие правила
поведения, которые дети должны выполнять
неукоснительно, так как от этого зависят
их здоровье и безопасность. Для этого
очень важно найти адекватный способ объяснения
детям этих правил, а затем следить за
их выполнением, ведь безопасность - это
не просто сумма усвоенных знаний, а умение
правильно себя вести в различных ситуациях.
Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой
ситуации на улице и дома, поэтому надо
стимулировать развитие у них самостоятельности
и ответственности. Надо уделить больше
внимания организации различных занятий,
направленных на приобретение детьми
определенного навыка поведения, опыта.
Ведь все, чему учат детей, они должны уметь
применять в реальной жизни, на практике.
Для того, чтобы выяснить первоначальный
уровень знаний по основам безопасной
жизнедеятельности и выявить пробелы
в знаниях, с каждым ребенком была проведена
беседа по вопросам.
Результаты получились такие:
дети неплохо знают свои данные, но не
знают, к кому обратиться за помощью в
случае опасности, как вести себя в чрезвычайных
ситуациях; знания по правилам дорожного
движения не сформированы (см.Приложение
2). Знания детей по ОБЖ поверхностны, общий
уровень компетентности детей – низкий
(табл. 1).
Таблица 1
Результаты педагогического
обследования детей группы «Фантазеры»
по обеспечению безопасной жизнедеятельности
№ п/п
Уровень компетентности
Количество детей,
чел.
Количество детей,
%
1
Низкий
13
52
2
Средний
11
44
3
Высокий
1
4
Данное обследование помогло
определить дальнейшие цели работы по
разделам «Правила дорожного движения»,
«Пожарная безопасность дошкольников»,
«Чужие люди», «Травмы и отравления», «Животные»:
- сформировать представление
об опасных предметах, об экстремальных
ситуациях в быту;
- научить вести себя
с незнакомыми людьми; закрепить
правила поведения дома в отсутствии
взрослых;
- закрепить знания о
том, как избежать травм и отравлений;
- познакомить с правилами
дорожного движения и научить
на практике выполнять их;
- сформировать умение
обращаться по телефонам «101»,
«102», «103», «104» в случае экстремальной
ситуации, не теряться и сохранять
спокойствие.
2.2. Анализ
результатов исследования и построение
системы работы по формированию основ
безопасной жизнедеятельности дошкольников
На этапе формирующего
эксперимента главными задачами стали:
- знакомство с правилами
поведения в чрезвычайных ситуациях;
- формирование навыков
безопасной жизнедеятельности;
- вовлечение родителей
в процесс работы по проблеме.
В процессе нашей работы дети
должны были усвоить не только знания,
но и научиться применять их в жизни. О
природе, здоровье мы говорим постоянно,
но о том, какие опасности подстерегают
ребенка дома и на улице, зачастую забываем.
Нами был разработан материал по ОБЖ, где
раскрывается цели и задачи данной проблемы,
принципы, методы и средства ознакомление
детей с основами безопасности. Также
была затронута проблема сотрудничества
ДДУ с семьей, даны рекомендации родителям
по обеспечению безопасности детей. Нами
раскрывается воспитательно-образовательная
работа с детьми, дана подборка художественной
литературы и игр, связанные с содержанием
той или иной темы, предоставлены конспекты
занятий и развлечений. Материал по данной
теме дается детям в доступной форме и
строится на раскрытии причинно - следственных
связей.
Принципы организации
воспитательно-образовательной работы:
Принцип полноты. Содержание программы должно
быть реализовано по всем разделам. Если
какой-либо раздел выпадает из рассмотрения,
то дети оказываются не защищенными от
представленных в нем определенных источников
опасности.
Принцип системности. Работа должна проводиться
системно, весь учебный год при гибком
распределении содержания программы в
течение дня. Специально организованные
занятия целесообразно проводить в первой
половине дня. Что же касается игры, театрализованной
и других видов нерегламентированной
деятельности детей, то эти формы работы
могут осуществляться как до обеда, так
и во второй половине дня. Также следует
учитывать такой фактор, как состав группы:
летом или во время карантина, когда детей
мало, основное содержание программы давать
не следует, можно лишь закреплять пройденный
материал.
Принцип возрастной
адресованности. При работе с детьми разного
возраста содержание обучения выстраивается
последовательно: одни разделы выбираются
для работы с детьми младшего дошкольного
возраста, другие -для среднего, третьи
- для старших дошкольников. Второй путь
- одно и то же содержание программы по
разделам используется для работы в разных
возрастных группах. (В обоих случаях должны
использоваться методы, соответствующие
возрастным особенностям детей.)
Принцип интеграции. Работа по данной проблеме
может быть реализована как самостоятельная,
так и выступать как составная часть комплексной
программы. При этом ее содержание органично
вплетается в содержание основной комплексной
программы. Работу по обеспечению безопасности
следует естественно и органично интегрировать
в целостный педагогический процесс.
Принцип преемственности
взаимодействия с ребенком в условиях
дошкольного учреждения и в семье. Основные разделы по ОБЖ должны
стать достоянием родителей, которые могут
не только продолжать беседы с ребенком
на предложенные педагогами темы, но и
выступать активными участниками педагогического
процесса.
Средства ознакомления
детей с основами безопасности:
Сама социальная
действительность. Главное - это показать детям
социальный мир «изнутри» и помочь ребенку
накопить социальный опыт, понять свое
место в этом мире как члена людского сообщества,
участника событий, преобразователя. Поэтому
важными задачами являются анализ и отбор
из социального окружения такого содержания,
которое несет в себе развивающий потенциал
и может стать средством приобщения ребенка
к социальному миру. Например, с детьми
можно нарисовать план-схему групповой
комнаты, квартиры и отметить опасные
места красными кружочками. Дети могут
вспомнить, какие социальные объекты окружают
детский сад, их дом; вспомнить дорогу
в детский сад, план микрорайона.
Предметы рукотворного
мира. Мир разнообразен, поэтому и
предметы, окружающие ребенка, должны
быть разнообразными по свойствам, качествам,
функциям. По мере познания предметного
мира ребенок овладевает умением различать
опасные и безопасные для него предметы,
выделять полезные и интересные, осваивает
способы действия с ними, умеет ориентироваться
в мире предметов. В группе есть объекты,
которые могут оказаться опасными для
жизни детей: электрические розетки, иголки,
ножницы, нож, вилки, лекарства, пылесос,
магнитофон, часы. По поводу этих предметов
необходимо вести беседы, рассуждать,
какие еще опасности спрятаны в группе
до поры до времени. (Гвоздь в стуле, сломанная
игрушка с острыми концами).
Художественная литература. Художественное
слово в самых разнообразных формах —
потешка, сказка, рассказ, лирическое стихотворение,
загадка, пословица, поговорка — издавна
используется как одно из действенных
средств воспитания. Оно является
одновременно источником знаний и источником
чувств.
Именно поэтому
художественная литература так активно
используется для расширения знаний детей
по безопасной жизнедеятельности, ознакомления
их с предметами и явлениями, выходящими
за рамки личного непосредственного опыта
дошкольников, для закрепления полученных
ранее знаний.
Художественная
литература образно объясняет поведение
в разнообразных ситуациях, этим самым
расширяя жизненный опыт ребенка. Раскрывая
внутренний мир людей, показывая их чувства,
поступки героев, произведения художественной
литературы заставляют ребенка волноваться,
сочувствовать героям или осуждать их. Книги, которые дети
полюбили, окажут наиболее действенное
влияние на них, им захочется самостоятельно
перенести примеры безопасного поведения
литературных героев в свои творческие
игры, рисунки, спортивные соревнования,
спектакли, инсценировки.
Основные формы
работы с детьми группы «Фантазеры»: чтение
детской художественной литературы, иллюстрирование
детьми понравившихся моментов, викторины
по произведению, инсценированные постановки,
творческие задания «Что было бы, если…»,
«А я бы сделал...» и т д., перенос персонажей
литературных произведений в игру, загадывание
загадок и придумывание загадок дошкольниками.
Нами были отобраны литературные
произведения разных жанров: сказки, рассказы,
стихи, пословицы, загадки, произведения
по разным разделам основ безопасной жизнедеятельности
(см. Приложение 3).
Деятельность. Деятельность, особенно совместная,
является своего рода школой передачи
социального опыта. Не на словах, а на деле
ребёнок видит и понимает, какие опасности
окружают его вокруг, какие правила и рекомендации
необходимо выполнять. Деятельность обеспечивает
условие для формирования многих личностных
качеств: ребёнок учится сопереживанию,
овладевает умением проявлять своё отношение
к окружающей обстановке и отражать это
в поступках в разных опасных ситуациях.
Деятельность дает ребенку возможность
быть самостоятельным в познании мира.
Все виды деятельности можно
разделить на две группы. К первой группе
относятся игра и изобразительная деятельность.
Игра. Даёт ребёнку «доступные для
него способы моделирования окружающей
жизни, которые делают возможным освоение,
казалось бы, недосягаемой для него действительности»
(А.Н. Леонтьев). Отражая в игре события
окружающего мира, ребенок как бы становится
их участником, знакомится с миром, действуя
активно. Он искренне переживает все, что
воображает в игре.
Изобразительная
деятельность. Дети сознательно отражают
окружающую действительность и свое отношение
к ней в рисунках, лепных изделиях, сконструированных
объектах.
Ко второй группе относятся
виды деятельности, которые дают возможность
ребенку приобщаться к миру людей в реальном
плане. Это предметная деятельность, труд,
наблюдения.
Предметная деятельность. Заключает в себе возможность
познавать ближайшее окружение с помощью
всей группы сенсорных чувств, помогает
ориентироваться в окружающем мире, порождает
чувство уверенности в том, что мир управляем
и подвластен ему. В группе должны быть
предметы, с помощью которых ребенок знакомится
с правилами безопасного обращения с ними.
Это острые предметы (иголки, ножницы,
нож); электроприборы (магнитофон, проигрыватель,
утюг, пылесос).
Труд. Социальный опыт ребенка обогащается
по мере освоения им трудовой деятельности.
Ребенок начинает подражать взрослым,
делая попытки подмести пол, постирать
кукольное белье, протереть пыль. По мере
приобретения трудовых умений, ребенок
приобретает чувство уверенности. В отсутствии
взрослых ребенок может быть самостоятельным,
он уже не так зависим от старших. Многие
дети в старшем дошкольном возрасте уже
сами могут отрезать кусочек булки, намазать
его маслом и сделать себе чай. Во время
труда развиваются волевые качества, формируются
умения прилагать усилия для достижения
цели. И чем раньше ребенок начнет испытывать
удовольствие от своих трудовых усилий,
тем оптимистичнее будет смотреть на мир,
так как приобретет уверенность в своей
способности преодолевать трудности.
Наблюдение. Оно обогащает социальный опыт
ребенка. Что бы ни делал ребенок, он всегда
наблюдает и все запоминает (поведение
взрослых в опасных ситуациях, взаимоотношения
с другими людьми). Процесс наблюдения
у ребенка всегда активен, даже если внешне
эта активность выражается слабо. Именно
из него ребенок черпает «материал» для
формирующего миропонимания, для своей
«картины мира». В эту картину мира может
войти не только положительное, но и то,
что малышу было бы видеть педагогически
нецелесообразно.
Учебная деятельность. В процессе обучения на занятиях
ребенок имеет возможность приобретать
знания под руководством взрослого человека,
который организует сообщение знаний,
и контролирует их усвоение детьми, вносит
необходимую коррекцию.