Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 21:41, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Истории педагогики".
Италии и ставшими докторами Падуанского университета. Эта школа повышенного уровня уже приближалась по типу к западноевропейским университетам. Первыми стали посещать ее старшие ученики Типографской школы и школы Чудова монастыря. Братьям_Лихудам было разрешено преподавать все свободные науки на греческом и латинском языках. Границы между высшими и Средними школами в России были размыты в 17в. Все зависело от уровня образованности преподавателей и целей учебного заведения.
В1б87 в Москве было открыто
первое собственно высшее учебное заведение
- Славяно-греческая, впоследствии Славяно-греко-латинская
академия. Инициатор создания был
Симеон Полоцкий.
Учреждение как бы заканчивало 1ый, церковно-религиозный
период отечественною образования. В этом
учебном заведении серьезно изучалось
не только богословие,
но и светские науки. Московская академия
была организована по принципу Киевской.
Поэтому предметы
№30. Развитие педагогической мысли в Беларуси в 14-17 вв.
В начале 14 в. княжества Зап. Руси в основном вошли в состав ВКЛ - феодального гос-ва, в котором основную массу населения до Люблинской унии составляли «русские», т.е. белорусы и украинцы, о после нее - белорусы.
Школы на территории Б. в 14-15 вв. обычно возникали в крупных феодальных поместьях, а также в монастырях и городах. Детей учили странствующие учителя. Госуд. языком в ВКЛ был старобелорусский. Многие дети осваивали лишь азы грамотности, язык рукописных книг был перегружен старослав. и греч. словами и значительно отличался от разговорной речи. Первый круг обучения завершался тем, что уч-к умел читать лишь отдельные фразы.
В конце 15 в. в Б. наблюдается заметное развитие образования, распространение письменности, оживле¬ние духовной жизни. До нашего времени сохранилось значит, кол-во письменных памятников, первое место среди ко¬торых занимают конфессиональные произв-я в виде евангелия, псалтыри и апостола. При тогдашних монастырях и церквах, при дворах крупных феодалов существовали школы, где изучались грамматика, риторика, диалектика, арифме-тика, геометрия, астрономия и музыка. В школах повышенного типа учащиеся знакомились с философией, теологией, языками.
Вы¬дающимся вкладом в развитие бел. к-ры была деятельность Ф. Скорины, бел. издателя, энциклопедиста-просветителя. В 1517 г. в Праге он впервые издает на русском языке 23 книги Библии с комментариями и Псалтырь на славян¬ском. Выходят Апостол и Малая подорожная книжица. В предисловии и комментариях к Библии С. показывает пути и средства изучения семи свободных иск-в: грамматики, риторики, диалектики, музыки, арифметики, геометрии и астрономии. Для каждого из предметов он указывает соответствующие книги и разделы Библии. К 7 своб. иск-вам он предлагает добавить изучение истории и доб¬родетельности. Реальные земные потребности ч-ка занимают самое важное место в размышлениях С. Самопознание, изуч-е внутреннего мира ч-ка он считает главным как в интеллектуальной деятельности, так и в моральном совершенствовании. Особо важную роль в истории гос-ва российского сыграл Симеон Полоцкий (1629-1680), ученый, поэт, педагог. Родился в Полоцке, здесь окончил Богоявленскую братскую школу, учился в Киево-Могилянской академии. В 27-летнем получает должность учителя братской школы. В Москве Полоцкий возглавил греко-латинскую Заиконоспасскую школу. Им была основана типография. За 16 лет своей жизни в Москве издал 14 работ, половина из которых - учебно-педагогические и детские книги. В 1687 г. на базе школы Полоцкого была открыта Славяно-греко-латинская ака¬демия в Москве. Академия готовила не только духовенство нового типа, но и учащихся для медико-хирургических школ. Полоцкий - первый ч-к в нашей истории, который выдвинул целостную и оригинальную систему пед. взглядов: роль и значение воспитания, семейное восп-е, восп-е примером, воспитывающая роль обуч-я, роль уч-ля и требования к нему. Весь период восп-я делил на 3 7-летия. В первом нужно учить реб-ка родному языку, приучать говорить правду, форм-ть у него доброту, справедливость. Во втором - каждый должен овладеть грамотой, обучаться наукам и ремеслам. Третье 7-летие - гражданское восп-е. необходимо учить мудрости. Больш-во детей поддается восп-ю через пример или словесное внушение. Непокорных детей следует укрощать розгами, что по его представлению никак не вредит здоровью. Глав¬ное место в воспит. системе Полоцкого занимает труд, который он рассматривал достаточно широко: как источник бо¬гатства, как орудие духовного и умственного развития ч-ка, предохраняющее от поро¬ков, как способ исправления людей.
№31. Просвещение и школа в России в п.п. 18 в.
Петр I в конце 17 - начале 18
в. значительно активизировал
Пра-вительство стало требовать, чтобы в духовные шк. принимались лишь дети духовенства.
Петровские шк. во второй четверти 18 в. стали закрываться, акцент был перенесен на развитие сословных, пре¬жде всего дворянских, уч. заведений: кадетских корпусов, «благородных» пансионов, домашнего воспитания. Цифирные шк. с 1744 г. слились с гарнизонными школами. Оформилась своеобразная система дворян¬ского воспитания. Всех дворянских детей в 7 лет привозили в Петерб. или Москву на так называемый смотр. Второй смотр проводился через 5 лет. К этому времени подросток должен был уметь хорошо читать и писать. След. ступень обуч-я предполагала изучение арифметики, геометрии, Закона Божьего. В 16 лет юношей проверял сенат. Содерж-е дальнейшего обуч-я составляли география, история. Сохранялось право обуч-я в закрытых дворян¬ских уч. заведениях для детей разночинцев, но содерж-е обуч-я здесь было дифференцировано. Их не учили фехтованию, танцам, верховой езде. Постепенно обр-е становилось средством принадлежности к дворянскому сословию.
№32.Просвещение и школа в России во второй половине 18 века. В 60-80 гг. 18 в., время правления Екатерины II, окончательно оформляется идея создания общеобразовательной школы для широких слоев населения, исключая крепостное сословие, с собственно педагогической, а не узко профессиональной и сословной целью восп-я. На Екатерину II оказали влияние идеи французских философов-энциклопедистов: От Руссо она восприняла мысль о необходимости изолировать детей от испорченного вредными традициями общества, от Дидро - идею о правильном восп-ии в спец-но предназначенных для этой цели уч. заведениях, от русских просветителей - внимание к проблеме восп-я гражданина-патриота. В восп-ии Екатерина II видела главное условие формирования «новой породы людей». Задача форм-я гражданина возлагалась на правильное восп-е. Восп-е должно начинаться с детства. Далее надо прививать детям любовь к Отечеству, уважение к законам и правительству. Детям с раннего возраста необходимо прививать трудолюбие. При этом она особое внимание обращала на качества личности воспитателя, который сам должен быть образцом истинной гражданственности. Положив в основу создаваемой ею системы воспитания и обр-я сословный принцип, Екатерина II использовала идею французского Просвещения об изоляции реб-ка от общества в период его обуч-я. Восп-ю «новой породы» людей, просвещенных, трудолюбивых, преданных и послушных монарху, должна была способствовать система закрытых уч. заведений.
Толстой был инициатором открытия Московского университета. В январе 1755 г. императрицей был издан указ об учреждении в Москве университета и двух гимназий при нем - для дворян и для разночинцев. Благодаря этому удалось создать систему среднего и высшего обр-я. В гимназии изучали латинский и русский языки, арифметику, геометрию, географию. Преподавание вели наиболее способные сту¬денты ун-та, языком обуч-я был русский. В основе обучения должен был лежать познават. Интерес. Обр-е крестьянских детей было вне сферы внимания гос-ва. Оно зависело от инициативы самого населения, «вольными учителями.
№33Педагогическая мысль в вт.пол.18 в(Бецкой Янкович Лосоносов)
Иван Иванович Бецкой (1704-1795) был профессиональным педагогом, получившим образование за границей. Б. полностью разделял идею Екатерины II о необходимости восп-я «новой породы людей» в закрытых уч. заведениях сословного хар-ра. Его пед. взгляды формировались под влиянием Коменского, Локка, Руссо, Дидро. Именно ему Екатерина II поручила создать в России систему воспитательно-образовательных учреждений, прежде всего для дворянских детей. Обр-е без воспитания лишь вредит натуре реб-ка, портит его. Оптимальной формой организации восп-я и соответственного обуч-я, по его мнению, должно быть закрытое воспитательное учреждение, куда должны приниматься дети с 5-6 лет и находиться в нем до 18-20 лет. План созд-я госуд. системы образования начал реализовываться с создания училища при Академии художеств (1764), воспитательных домов в Москве (1764), Воспитательного общества благородных девиц в Петерб. (1764) и коммерческого училища (1773). Каждое уч. заведение имело свой устав, общим для которых было: запрещение телесных наказаний и запугивания детей, индивид, подход в оценке способностей каждого уч-ся, ориентация всей педагогич. деят-сти на решение задач развития неповторимой личности учащегося. Однако отсутствие в России спец-но подготовленных уч-лей свело на нет практически все благие намерения Бецкого. Единственно успешной была деят-сть Воспитательного общества благородных девиц Смольного института, положившая начало женскому образованию в России. Название «Общество благородных девиц» было закреплено за одной половиной этого учреждения -Николаевской. Втора его половина носила название Александровского училища. На Николаевскую половину принимали дочерей потомственных дворян, а на Александровскую - дочерей мелкопоместных дворян, а также дочерей священнослужителей. В течении 12 лет обуч-я родители не имели права забирать свою дочь домой. Содерж-е обуч-я - русский и иностр. языки, арифметика, география, история, стихосложение, музицирование, рисование. На практике серьезно изучались лишь языки франц. и немецкий.
Федор Иванович Янкович (1741-1814) - австрийский педагог. Играл главную роль в Комиссии об учреждении училищ. Он перевел на русский язык разные австрийские и немецкие инструкции для учителей, уставы школ, уч. пособия, что позволяло русским педагогам и госуд. деятелям познакомиться с западноевроп. организацией школьного дела. По всей России должны были создаваться народные училища 2-х типов: в губернских городах - главные народные училища со сроком обуч-я 5 лет, а в уездных городах и селах - малые народные училища со сроком обуч-я 2 года. Вводилась классно-урочная система вместо традиционной индивид, работы с уч-ся. Уч. план малого уч-ща включал чтение, письмо, арифметику, рисование. Телесные наказания запрещались. Большое внимание уделялось личности учителя. Он должен был обладать миролюбием, порядочностью, постоянной бодростью духа и тела, верностью своему сословию, христианской добродетельностью, телесным здоровьем и трудолюбием.