Шпаргалка по "Истории педагогики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 21:41, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Истории педагогики".

Вложенные файлы: 1 файл

istoria_pedagog.docx

— 197.54 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

№23. Реформаторская педагогика о содержании, формах и методах обучения.С конца XIX в. традиционная школа и педагогика стали подвергаться критике в вину несоответствия школьного образования новым общественно-экономическим условиям. Эти причины привели к тому, что стало появляться большое количество реформаторских течений. Одним из ярких представителей реформаторской педагогики являлся американский педагог Джон Дьюи, который стоял у истоков прагматизма(прагма - дело, действие). Он считал, что в основе отбора лежит принцип полезности, “истино то, что полезно”. Он создал собственную и по-своему последовательную пед. Концепцию, основанную на соответствии школьного образования интересам и потребностям ребенка.

Дьюи разработал собственный  вариант педагогики - инструментализм, где на 1 место выдвигал опыт, накопленный  детьми. Воспитание - реконструкция  опыта ребенка: обогащение  опыта,   накопленного детьми,  является  более   важной задачей,  чем  сообщение   им систематических  знаний. Дьюи считал революцией в педагогике педоцентризм - ведущий принцип педагогики прагматизма, где

в центре всей шк. жизни стоит  ребенок. Ребенок узнает новое не ради самих знаний, а ради деятельности и интересуется тем, что может  сделать сам.

Основные положения:

* отсутствие заранее составленных  учебных курсов

* Материал обучения берется  из окружающей жизни

* Обучение через делание

* Ребенок определяет как  качество, так и количество обучения

* Отрицание классно-урочной  системы и руководящей роли  учителя

Ребёнку присущи 4 основные влечения: к общению, к исследованию, к конструированию, к художественному  выявлению себя; упражняя эти ресурсы, мы развиваем ребёнка. К методам  развития Дьюи относил следующие:

- самостоятельное создание  детьми орудий труда

- использование этих орудий  для изготовления предметов

- практическая работа, экскурсии,  рисунки

- отчеты о приобретенных  сведениях как средства общения

Центр тяжести переносился  с учителя на активную работу самого ребёнка.

Мария Монтессори свою систему называет методом научной педагогики, так как он основывается на физиологии и психологии. Ее система построена на природосообразном воспитании, свободном развитии растущей личности, принципами которого явл. деятельность, самовоспитание, раскрытие задатков природы. Цель школы в открытии простора свободы и естественным проявлениям личности ребенка. Особенности системы;

* самостоятельный выбор  деятельности и оформление ее  результатов

* развитие у ребенка  концентрации внимания в процессе  выполнения действий

* индивидуальный темп  работы

* упражнения по оказанию  помощи другим и разрешение  помочь себе

* наличие материалов для  самоконтроля и проверки правильности  выполнения заданий

Рудольф Штайнер- представитель вальфдорской пед-ки,считал, что школьное воспитание должно служить развитию человека:

- необходимо вводить преподавание  иностранного языка с первого  года обучения

- в обучение входят  такие предметы как черчение, геометрия, эвритмия(язык, музыка, движение)

- художественное оформление  классных комнат, проведение праздников.

Педагогика   позволяет   развивать   художественные,   интеллектуальные,   нравственные   задатки   и религиозные переживания  ребенка. Принципы вальфдорской педагогики:

* демократичность - партнерские  отношения

* эстетическая направленность

* отказ от отметок успеваемости

* тесная связь с родителями

* ориентация в учебном  процессе на развитие и настроение  конкретного ребенка

* принцип экономичности  - исключение всего, что сдерживает  духовное развитие ребенка.

Развиваются 3 сферы внутренней деятельности человека - мышление, чувство, воля

Френе. Школа перестает быть комплексом классов, а превращ. в детское предприятие, тесно связанное с жизнью. В развитии творческой личности Ф. выделял 3 фазы: -Проб и ошибок -Упорядочивания - Игры-работы

Свободная деятельность ребенка  явл. его обучением. Но к ребенку  также предъявляются определенные требования, осуществляется контроль.

Петерсен Основополагающим считал замену обычного класса разновозрастной группой учащихся, близких друг другу по духу. Родители привлекались к участию в обсуждении учебных программ, школьного расписания, таким образом не разрушается связь с семьей. Процесс обучения в Иена-план школе строился с учетом индивидуальности школьников, способностей учащихся в группе, временем занятий, учебным материалом. П. рассматривал создание человеческих отношений на гуманистической основе как «стержень» воспитательной программы Йена-план. В 20-е годы классно-урочная системы пришла в упадок, ее потеснили новые формы организации учебного процесса, в частности Дальтон-план. Они получали от учителя задания, в которых указывались основные вопросы и источники для нахождения ответов. Работа шла самостоятельно, индивидуально или небольшой группой. Ведущая роль учителя отменялась, он становился консультантом. С одной стороны, снижались эффективность учебных занятий, с другой - увеличивалась осознанность и прочность изучаемого материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№24.Развитие принципа природосообразности в прогрессивной западноевропейской педагогике.

Идея природосообразности  зародилась в античной философии (-Демокрит), однако глубокую разработку она получила в трудах Я.А. Коменского . Не просто уделяя серьезное внимание вопросам воспитания, Демокрит приписывал им такую  великую силу, что сравнивал с  могуществом Природы.  
Демокрит отождествлял человека со всемирно-космической субстанцией, провозглашал его микрокосмом, т. е. малым миром, повторяющим в менее совершенном виде образ Космоса. Эта посылка сыграла эвристическую роль в истории педагогики, подарив ей объяснительный принцип для понимания человеческого онто- и филогенеза как природосообразного и закономерного процесса.  
Отмечая роль природных дарований, Демокрит доминирующую роль в выковывании характера и оттачивании ума у человека приписывают обучению и влиянию среды общения Хорошее воспитание способно менять к лучшему, а дурное – к худшему природное состояние души, преобразуя которое, воспитание создает "вторую природу человека" Демокрит раскрыл колоссальную, определяющую роль раннего воспитания.  
Поскольку ощущение, практика и разум равно необходимы для познания, воспитанию (оттачиванию в ходе тренировки и практикования) подлежат три великие способности: чувствовать, действовать, думать. Еще человеку совершенному вменяется в обязанность и хорошо говорить.  
Демокрит сильно повлиял на педагогические учения Аристотеля, Плутарха, Коменского.

Согласно принципу природосообразности по Коменскому, обучение и воспитание должны следовать законам природы, частью которой является человек.

Чтобы человек стал человеком, он должен получать образование. Я.А. Коменский полагал, что в школе не должно быть места насилию. Не следует насильно принуждать детей учиться. Школа всеми средствами должна, по мнению Я.А. Коменского, воспламенять в детях стремление к знанию и учению. Воспитание должно строиться сообразно с природой. Он является одним из первых педагогов, придававших особое значение принципу природосообразности в воспитании и обучении подрастающего поколения. По Коменскому, согласно принципу природосообразности, человек - частица природы и должен следовать законам ее развития. В соответствии с этим аспектом понимания принципа природосообразности Коменский ставит перед человеком три цели: быть разумным созданием; созданием, господствующим над другими созданиями; созданием, представляющим образ творца.

Руссо отвергал культуру вообще, он противопоставлял культуре природу, боготворил ее. Воспитание человека должно быть природосообразным: воспитание должно быть на лоне природы, вдали от культуры, в воспитании ребенка необходимо следовать его природе: учитывать возрастные и индивидуальные особенности, потребности и интересы.

И.Г. Песталоцци (1746-1827)на первый план в воспитании выдвигал идею об активной роли самого ребенка в развитии заложенных в нем от природы задатков. Он подчеркивал, что цель воспитания заключается в развитии всех природных сил и способностей человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоническим. Потенциальным внутренним силам, которыми ребенок обладает к моменту рождения свойственно стремление к действию. По его убеждению, человеку изначально даны силы троякого рода. Это сила знания, она таится в задатках к внешнему и внутреннему созреванию. Сила умения вырастает из задатков к всестороннему развитию и ловкости тела. Сила души опирается на изначальное стремление к тому, чтобы любить, стыдиться и владеть собой.

Дистервег. Обучение должно быть согласовано с человеческой природой и законами ее развития. Дистервег выделял 3 ступени возрастного развития: 0-9 лет - господство ощущений, преобладание физической деятельности. При обучении нужно руководствоваться чувственным познанием, упражнять чувства

9-14 лет - развитие памяти, накопление представлений. Задача  обучения - приобщение ума детей  к чувственно воспринимаемому  материалу, его прочному усвоению  и приобретению необходимых учебных  навыков. Проявление начала абстрактного  мышления, следует научить делать  общие заключения, выводить правила а применять их на практике. От 14-... - господство разума.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№25.Требования к личности учителя и его педагогическому мастерству в западноевропейской педагогике.

Коменский огромную роль уделял личности учителя,поэтому учитель должен быть:

•    честным

•    деятельным

•     настойчивым

•      высоконравственным

должен безгранично любить своё дело, учитывать и будить интерес учащихся к учению.

Ж.Ж.Руссо в решении сложных задач большую роль отводил воспитателю: умению предоставлять свободу ребенку. Гуманистическая заповедь Руссо состоит в том, чтобы воспитатель лишь наводил своего воспитанника на решение того или иного вопроса. Песталоцци отводил большую роль учителю. Учитель не только образованный человек, подготовленный к тому, чтобы передать детям свои знания, его функции являются более сложными и ответственными. Он прежде всего должен искренне любить детей, чувствовать себя как бы их отцом и считать, что все необходимое для их воспитания и развития должно входить в круг его обязанностей. Ребенок от природы обладает деятельными силами, поэтому задача педагога, по ею мнению, дать учащемуся соответственный материал, необходимый для упражнения этих сил. Дистервег относил профессиональные качества учителя к своим дидактическим правилам «развивающего, воспитательного и образовательного» учения. Он выделял следующие требования:

•     нужно стремиться к тому, чтобы преподавание было интересным, увлекательным для детей

•    учитель должен следить за правильной речью учащихся, правильным изложением своей мысли  при ответе на заданный вопрос.

•    учитель не может  останавливаться в своём развитии

•    учитель должен постоянно обогащать свои знания и развивать свои профессиональные способности

Заботясь о саморазвитии своих учеников, учитель должен саморазвиваться  и сам.

 

№26 Педагог.деят.и взгляды Корчака

ЯНУШ КОРЧАК (ГЕНРИК ГОЛЬДШМИТ) (1878-1942)

Педагогические  идеи и принципы

Основная идея - полноценность  ребенка как человека и самоценность детства как подлинного, а не предварительного этапа жизни: «Детейнетесть люди, но с иными масштабами понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств». Детство - фундамент  жизни.

Равноценность ребенка и  взрослого. Право ребенка на уважение и признание за ним права «быть  тем, что он есть». Осознание и  признание ребенка наиболее важным звеном в цепи субъектов воспитания. «Воспитания без участия ребенка  в нем не существует».

Необходимость точного индивидуального  подхода. * Предпосылка нормального  восп. процесса - создание в семье  или коллективе атмосферы доброжелательности, взаимного доверия, любви, уважения. Принципы воспитания

- уважения труда познания ребенка;

- уважения неудач и слез ребенка;

- уважения собственности ребенка;

- уважения тяжелой работы роста;

- уважения самобытности ребенка;

- паритетности взаимоотношений;

- безопасности ребенка («Учитель, не навреди!»);

- ненасилия (право ребенка быть тем, что он есть);

- безусловной поддержки и помощи взрослого ребенку;

- безусловной любви воспитателя к воспитаннику

Произведения

Воспитательные моменты; О школьной газете; Право ребенка  на уважение; Как любить ребенка; Правила  жизни; Шутливая педагогика.

Направление в  педагогике

Гуманистическое

Задача - изменить воспитание, изменить детство так, чтобы утвердить  свободу и достоинство личности ребенка.

Цель - полное, свободное  и гармоничное развитие внутренних сил и способностей каждого конкретного  ребенка, формирование личности в уважении к добру, к красоте, к свободе, личности, свободной от конформизма  и эгоцентризма.

 

 

 

 

 

 

 

№27 Воспитание у древних славян и в Киевском государстве.

Письменные свидетельства  южных соседей, а также данные археологии позволяют восстановить картину характерного для 6-9вв родоплеменного общества восточных славян. В практике воспитания и обучения можно обнаружить сохранение традиций первобытно-общинной эпохи: включение детей в различные виды деятельности в достаточно раннем возрасте, то же различие в воспитании мальчиков и девочек, те же обряды инициации. Однако развитие внутриобщинных экономических процессов привело к выделению семьи как самостоятельной хозяйственной ячейки и к обособлению различных социальных слоев- земледельцев, ремесленников, общинной знати, жречества. Воспитание и обучение в каждом из этих слоев начато приобретать свои специфические черты, ориентироваться на свой идеал. Так, дети знати должны были готовиться к руководству жизнью общины, жречества - к овладению священным знанием, дети рядовых общинников учились трудовой деятельности. Воспитание детей осуществлялось прежде всего в семье. Не случайно, что впоследствии на Руси ч-ка. достигшего полной зрелости называли «матерым», т.е воспитанный матерью. Большое значение в этот период придавалось военному обучению. Экономически общины уже могли позволить себе содержать дружины -профессиональных воинов. Последовательно развивался и процесс разделения труда, обособление ремесел и их усложнение в связи с чем возрастала деятельность подготовки к профессиональной деятельности. В результате у славян обозначилась такая форма обучения, как ученичество. Нужно отметить, что мастер должен был не только обучать ученика, но и знакомить его с определенными культовыми знаниями, а сами ремесленники считались у восточных славян чародеями.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории педагогики"