Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 21:41, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Истории педагогики".
№23. Реформаторская педагогика о содержании, формах и методах обучения.С конца XIX в. традиционная школа и педагогика стали подвергаться критике в вину несоответствия школьного образования новым общественно-экономическим условиям. Эти причины привели к тому, что стало появляться большое количество реформаторских течений. Одним из ярких представителей реформаторской педагогики являлся американский педагог Джон Дьюи, который стоял у истоков прагматизма(прагма - дело, действие). Он считал, что в основе отбора лежит принцип полезности, “истино то, что полезно”. Он создал собственную и по-своему последовательную пед. Концепцию, основанную на соответствии школьного образования интересам и потребностям ребенка.
Дьюи разработал собственный вариант педагогики - инструментализм, где на 1 место выдвигал опыт, накопленный детьми. Воспитание - реконструкция опыта ребенка: обогащение опыта, накопленного детьми, является более важной задачей, чем сообщение им систематических знаний. Дьюи считал революцией в педагогике педоцентризм - ведущий принцип педагогики прагматизма, где
в центре всей шк. жизни стоит ребенок. Ребенок узнает новое не ради самих знаний, а ради деятельности и интересуется тем, что может сделать сам.
Основные положения:
* отсутствие заранее
* Материал обучения берется из окружающей жизни
* Обучение через делание
* Ребенок определяет как качество, так и количество обучения
* Отрицание классно-урочной системы и руководящей роли учителя
Ребёнку присущи 4 основные влечения: к общению, к исследованию, к конструированию, к художественному выявлению себя; упражняя эти ресурсы, мы развиваем ребёнка. К методам развития Дьюи относил следующие:
- самостоятельное создание детьми орудий труда
- использование этих орудий для изготовления предметов
- практическая работа, экскурсии, рисунки
- отчеты о приобретенных сведениях как средства общения
Центр тяжести переносился с учителя на активную работу самого ребёнка.
Мария Монтессори свою систему называет методом научной педагогики, так как он основывается на физиологии и психологии. Ее система построена на природосообразном воспитании, свободном развитии растущей личности, принципами которого явл. деятельность, самовоспитание, раскрытие задатков природы. Цель школы в открытии простора свободы и естественным проявлениям личности ребенка. Особенности системы;
* самостоятельный выбор деятельности и оформление ее результатов
* развитие у ребенка
концентрации внимания в
* индивидуальный темп работы
* упражнения по оказанию помощи другим и разрешение помочь себе
* наличие материалов для
самоконтроля и проверки
Рудольф Штайнер- представитель вальфдорской пед-ки,считал, что школьное воспитание должно служить развитию человека:
- необходимо вводить
- в обучение входят такие предметы как черчение, геометрия, эвритмия(язык, музыка, движение)
- художественное оформление классных комнат, проведение праздников.
Педагогика позволяет развивать художественные, интеллектуальные, нравственные задатки и религиозные переживания ребенка. Принципы вальфдорской педагогики:
* демократичность - партнерские отношения
* эстетическая направленность
* отказ от отметок успеваемости
* тесная связь с родителями
* ориентация в учебном
процессе на развитие и
* принцип экономичности
- исключение всего, что
Развиваются 3 сферы внутренней деятельности человека - мышление, чувство, воля
Френе. Школа перестает быть комплексом классов, а превращ. в детское предприятие, тесно связанное с жизнью. В развитии творческой личности Ф. выделял 3 фазы: -Проб и ошибок -Упорядочивания - Игры-работы
Свободная деятельность ребенка
явл. его обучением. Но к ребенку
также предъявляются
Петерсен Основополагающим считал замену обычного класса разновозрастной группой учащихся, близких друг другу по духу. Родители привлекались к участию в обсуждении учебных программ, школьного расписания, таким образом не разрушается связь с семьей. Процесс обучения в Иена-план школе строился с учетом индивидуальности школьников, способностей учащихся в группе, временем занятий, учебным материалом. П. рассматривал создание человеческих отношений на гуманистической основе как «стержень» воспитательной программы Йена-план. В 20-е годы классно-урочная системы пришла в упадок, ее потеснили новые формы организации учебного процесса, в частности Дальтон-план. Они получали от учителя задания, в которых указывались основные вопросы и источники для нахождения ответов. Работа шла самостоятельно, индивидуально или небольшой группой. Ведущая роль учителя отменялась, он становился консультантом. С одной стороны, снижались эффективность учебных занятий, с другой - увеличивалась осознанность и прочность изучаемого материала.
№24.Развитие принципа природосообразности в прогрессивной западноевропейской педагогике.
Идея природосообразности
зародилась в античной философии (-Демокрит),
однако глубокую разработку она получила
в трудах Я.А. Коменского . Не просто
уделяя серьезное внимание вопросам
воспитания, Демокрит приписывал им такую
великую силу, что сравнивал с
могуществом Природы.
Демокрит отождествлял человека со всемирно-космической
субстанцией, провозглашал его микрокосмом,
т. е. малым миром, повторяющим в менее
совершенном виде образ Космоса. Эта посылка
сыграла эвристическую роль в истории
педагогики, подарив ей объяснительный
принцип для понимания человеческого
онто- и филогенеза как природосообразного
и закономерного процесса.
Отмечая роль природных дарований, Демокрит
доминирующую роль в выковывании характера
и оттачивании ума у человека приписывают
обучению и влиянию среды общения Хорошее
воспитание способно менять к лучшему,
а дурное – к худшему природное состояние
души, преобразуя которое, воспитание
создает "вторую природу человека"
Демокрит раскрыл колоссальную, определяющую роль раннего воспитания.
Поскольку ощущение, практика и разум
равно необходимы для познания, воспитанию
(оттачиванию в ходе тренировки и практикования)
подлежат три великие способности: чувствовать,
действовать, думать. Еще человеку совершенному
вменяется в обязанность и хорошо говорить.
Демокрит сильно повлиял на педагогические
учения Аристотеля, Плутарха, Коменского.
Согласно принципу природосообразности по Коменскому, обучение и воспитание должны следовать законам природы, частью которой является человек.
Чтобы человек стал человеком, он должен получать образование. Я.А. Коменский полагал, что в школе не должно быть места насилию. Не следует насильно принуждать детей учиться. Школа всеми средствами должна, по мнению Я.А. Коменского, воспламенять в детях стремление к знанию и учению. Воспитание должно строиться сообразно с природой. Он является одним из первых педагогов, придававших особое значение принципу природосообразности в воспитании и обучении подрастающего поколения. По Коменскому, согласно принципу природосообразности, человек - частица природы и должен следовать законам ее развития. В соответствии с этим аспектом понимания принципа природосообразности Коменский ставит перед человеком три цели: быть разумным созданием; созданием, господствующим над другими созданиями; созданием, представляющим образ творца.
Руссо отвергал культуру вообще, он противопоставлял культуре природу, боготворил ее. Воспитание человека должно быть природосообразным: воспитание должно быть на лоне природы, вдали от культуры, в воспитании ребенка необходимо следовать его природе: учитывать возрастные и индивидуальные особенности, потребности и интересы.
И.Г. Песталоцци (1746-1827)на первый план в воспитании выдвигал идею об активной роли самого ребенка в развитии заложенных в нем от природы задатков. Он подчеркивал, что цель воспитания заключается в развитии всех природных сил и способностей человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоническим. Потенциальным внутренним силам, которыми ребенок обладает к моменту рождения свойственно стремление к действию. По его убеждению, человеку изначально даны силы троякого рода. Это сила знания, она таится в задатках к внешнему и внутреннему созреванию. Сила умения вырастает из задатков к всестороннему развитию и ловкости тела. Сила души опирается на изначальное стремление к тому, чтобы любить, стыдиться и владеть собой.
Дистервег. Обучение должно быть согласовано с человеческой природой и законами ее развития. Дистервег выделял 3 ступени возрастного развития: 0-9 лет - господство ощущений, преобладание физической деятельности. При обучении нужно руководствоваться чувственным познанием, упражнять чувства
9-14 лет - развитие памяти,
накопление представлений.
№25.Требования к личности учителя и его педагогическому мастерству в западноевропейской педагогике.
Коменский огромную роль уделял личности учителя,поэтому учитель должен быть:
• честным
• деятельным
• настойчивым
• высоконравственным
должен безгранично любить своё дело, учитывать и будить интерес учащихся к учению.
Ж.Ж.Руссо в решении сложных задач большую роль отводил воспитателю: умению предоставлять свободу ребенку. Гуманистическая заповедь Руссо состоит в том, чтобы воспитатель лишь наводил своего воспитанника на решение того или иного вопроса. Песталоцци отводил большую роль учителю. Учитель не только образованный человек, подготовленный к тому, чтобы передать детям свои знания, его функции являются более сложными и ответственными. Он прежде всего должен искренне любить детей, чувствовать себя как бы их отцом и считать, что все необходимое для их воспитания и развития должно входить в круг его обязанностей. Ребенок от природы обладает деятельными силами, поэтому задача педагога, по ею мнению, дать учащемуся соответственный материал, необходимый для упражнения этих сил. Дистервег относил профессиональные качества учителя к своим дидактическим правилам «развивающего, воспитательного и образовательного» учения. Он выделял следующие требования:
• нужно стремиться к тому, чтобы преподавание было интересным, увлекательным для детей
• учитель должен следить за правильной речью учащихся, правильным изложением своей мысли при ответе на заданный вопрос.
• учитель не может
останавливаться в своём
• учитель должен постоянно обогащать свои знания и развивать свои профессиональные способности
Заботясь о саморазвитии своих учеников, учитель должен саморазвиваться и сам.
№26 Педагог.деят.и взгляды Корчака
ЯНУШ КОРЧАК (ГЕНРИК ГОЛЬДШМИТ) (1878-1942)
Педагогические идеи и принципы
Основная идея - полноценность ребенка как человека и самоценность детства как подлинного, а не предварительного этапа жизни: «Детейнетесть люди, но с иными масштабами понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств». Детство - фундамент жизни.
Равноценность ребенка и
взрослого. Право ребенка на уважение
и признание за ним права «быть
тем, что он есть». Осознание и
признание ребенка наиболее важным
звеном в цепи субъектов воспитания.
«Воспитания без участия
Необходимость точного индивидуального подхода. * Предпосылка нормального восп. процесса - создание в семье или коллективе атмосферы доброжелательности, взаимного доверия, любви, уважения. Принципы воспитания
- уважения труда познания ребенка;
- уважения неудач и слез ребенка;
- уважения собственности ребенка;
- уважения тяжелой работы роста;
- уважения самобытности ребенка;
- паритетности взаимоотношений;
- безопасности ребенка («Учитель, не навреди!»);
- ненасилия (право ребенка быть тем, что он есть);
- безусловной поддержки и помощи взрослого ребенку;
- безусловной любви воспитателя к воспитаннику
Произведения
Воспитательные моменты; О школьной газете; Право ребенка на уважение; Как любить ребенка; Правила жизни; Шутливая педагогика.
Направление в педагогике
Гуманистическое
Задача - изменить воспитание, изменить детство так, чтобы утвердить свободу и достоинство личности ребенка.
Цель - полное, свободное и гармоничное развитие внутренних сил и способностей каждого конкретного ребенка, формирование личности в уважении к добру, к красоте, к свободе, личности, свободной от конформизма и эгоцентризма.
№27 Воспитание у древних славян и в Киевском государстве.
Письменные свидетельства южных соседей, а также данные археологии позволяют восстановить картину характерного для 6-9вв родоплеменного общества восточных славян. В практике воспитания и обучения можно обнаружить сохранение традиций первобытно-общинной эпохи: включение детей в различные виды деятельности в достаточно раннем возрасте, то же различие в воспитании мальчиков и девочек, те же обряды инициации. Однако развитие внутриобщинных экономических процессов привело к выделению семьи как самостоятельной хозяйственной ячейки и к обособлению различных социальных слоев- земледельцев, ремесленников, общинной знати, жречества. Воспитание и обучение в каждом из этих слоев начато приобретать свои специфические черты, ориентироваться на свой идеал. Так, дети знати должны были готовиться к руководству жизнью общины, жречества - к овладению священным знанием, дети рядовых общинников учились трудовой деятельности. Воспитание детей осуществлялось прежде всего в семье. Не случайно, что впоследствии на Руси ч-ка. достигшего полной зрелости называли «матерым», т.е воспитанный матерью. Большое значение в этот период придавалось военному обучению. Экономически общины уже могли позволить себе содержать дружины -профессиональных воинов. Последовательно развивался и процесс разделения труда, обособление ремесел и их усложнение в связи с чем возрастала деятельность подготовки к профессиональной деятельности. В результате у славян обозначилась такая форма обучения, как ученичество. Нужно отметить, что мастер должен был не только обучать ученика, но и знакомить его с определенными культовыми знаниями, а сами ремесленники считались у восточных славян чародеями.