Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 21:41, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Истории педагогики".
Вообще, воспитание в ту эпоху осуществлялось в соответствии с языческим мировоззрением древних славян. Как и другие народы, славяне поклонялись богам и богиням. Таким образом, вся жизнь древнего славянина была органично связана с добрыми и злыми силами природы. Языческая культура не знала письменности, все понятия о жизни, конкретные знания передавались в устной форме. Некоторые свидетельства древних источников позволяют предположить, что распространение славянской письменности на Руси началось в начале 9в. в связи с проникновением христианства, до официального его принятия. Возможно. Индивидуальное обучение грамоте осуществляли миссионеры и к 988г. в Киеве. Смоленске, 11овгороде уже были грамотные люди, которые использовали славянскую письменность. Существуют также археологические находки, свидетельствующие о том, что письменность использовалась даже в быту. Однако настоящее распространение письменности и организация систематического обучения начались с момента крещения Руси. Русь приняла христианство на 500 лет позже, чем Западная Европа. Славянское языческое сознание постигало христианство, знакомясь с его книжной основой - священным писанием, отбирая для себя го. что было близко и понятно. По мнению Каптерова, древним славянам той эпохи более всего подходила модель воспитания, основанная на патриархальном укладе с непререкаемым авторитетом отца, подчиненном положении жены и детей, строгой домашней дисциплине и вместе с тем «отличавшаяся ореолом святости и утверждавшаяся на слове божьем». В итоге был заимствован не новозаветный воспитательный идеал с его проповедью любви, кротости, ценности каждого ч-ка а старый, суровый, во многом варварский - ветхозаветный идеал. Согласно ему служение отцу и матери уподоблялось служению Богу, оскорбление их- его оскорблению. Жена не рассматривалась как самостоятельная личность, ценность ее определялась отношением к мужу, аналогичным было отношение к детям. Акцент в новой религии делался на соблюдение внешних обрядов. Важной особенностью древнерусской культуры и образования было то, что языком богослужения, литературы и школы стал не греческий, как в Византии, не латинский, как в Западной Европе, а родной, славянский. В 988 Владимир Святославович открывает 1ую школу "учения книжного". Владимир заботился о распространении образования прежде всего среди господствующего сословия. Образование на первых порах насаждалось сверху, т.к школа была явлением совершенно новым и воспринималась с опаской
№28. Просвещение и школы на землях Беларуси в 11-18вв. Влияние реформации. Братские школы. Киево-Могилянская академия.
Прежде всего появление 1ых школ в этот период связано с именем Ярослава Мудрого .Он открыл 1ую библиотеку, которая насчитывала 130-140
тыс экземпляров. Во время
своего правления Ярослав Мудрый
открывал школы "учения книжного'"
не только в Киеве. но и в Новгороде.
А к 8в школы уже существовали
в Нереяславе. Чернигове, Владимире,
Полоцке, Муроме. Турове и т д.Вначале
подобные училища создавались
В 13в школы "книжного учения" приходят в упадок. Одной из причин явилось то. что православные священники стали часто передавать профессию и связанные с ней знания по наследству. В то же время они практиковали обучение грамоте детей из других семей у себя на дому и традиции семенною воспитания и обучения, т о. оказались сильнее попыток создавать школы. Очень большую роль в развитии образования играли монастыри. Они фактически представляли собой крупнейшие центры образования того времени. В них учились не только лица готовившиеся к принятию духовного звания, но и просто желавшие овладеть грамотой и читать книги. При монастырях получали элементарное образование и воспитание значительное число людей. Постепенно чтение церковных книг стало единственной возможностью удовлетворить стремление к знанию.
Киево-могилянская академия. Наибольшего развития достигла школа Львовского братства, которое в пору своего расцвета снабжало учителями другие братские школы. Ее выпускником был Петр Могила, основавший в 1615 школу в Киеве и впоследствии преобразовавший ее по типу иезуитских коллегий в Кисво-Могидянский коллегиум. А затем в академию. Для преподавания различных наук в академии он вызвал из Львовской школы православных учителей. Это было 1ое высшее учебное заведение на Руси, в котором училось 1200 ч-к и было 3 отделения: младшее, среднее и старшее. Много внимания уделялось философии, богословию, юридическим наукам. Выпускники получали образования на уровне западноевропейских схоластических стандартов. Некоторые из них приняли деятельностное участие в создании на Руси новых учебных, приближавшихся западноевропейским образцам. Так. Арсений Сатановский. Епифаний Славинецкий, стали
учителями 1ой из 1 ых московских школ 17в, opганизованной боярином Ртищевым. В 40х гг Ртищеву, занимавшему при дворе дипломатией и
хорошо знавшеме Малороссию, было поручено основать при Андреевеком монастыре школу по типу украинских училищ. В это же время на Украине начались гонения на православное население и часть представителей Киево-Моги.тянской академии перебрались в Москву. Школа, основанная Ртищевым, ориентировалась в образовании на греческую школьную традицию. В содержание обучения входили греческий, польский, латинский, риторика, богословие.
Братские школы.Борьба против окатоличевания и ополячивания местного населения вели братства, которые создавались при православных церквях и носили их имена. Братства имели свой устав, состояли из ремеслинников, мелкого купечества, крестьян, мещан, интеллигенции. Все вопросы решались на собраниях коллегиально, большинством голосов, избираемое руководство отчитывалось перед собранием. При братствах со {давались православные школы. История братских школ началась в 1584, когда по просьбе виленских мешан король дал им разрешение на "сбудование школ, на выхованье людей в письме умелых" так была создана 1ая бел. школа в Вильно. В1589 в Могилеве было создано православное братство скорняков. В Минске было 7 братств, важнейшие из них - Шпитальное и Петропавловское, при каждом имелась школа. Братские школы и типографии существовали также в Могилеве. Бресте. Минске. Орше, Ивье, Несвиже, Слуцкe. Мстиславле. По организации учебно-воспитательной работы братские школы не только не уступали, но во многом и превосходили западноевропейскую школу. В то время они были самыми демократичными и передовыми, бессословными, осуществляли тесную связь с родителями и общественностью. Каждый ч. мел право посещать школу с целью ознакомления с ее работой. Отдавая ребенка в школу, отец заключал с ректором договор, в котором указываось, чему его будут учить, а также определялись обязанности родителей по отношению к школе. В школу принимали только мальчиков. Ученики не имели выходных дней: по субботам повторялось выученное за неделю, по воскресеньям проводились беседы о праздниках и правилах поведения. выступления школьных музыкантов, хора и пиитов. Посещения учеников проверялись, за пропуски накладывали вплоть до исключения, физические меры воздействия применялись редко. К подбору учителей подходили весьма тщательно, требовали. чтобы учитель был " благочестив, рассудителен, смиренномудр, кроток, воздержлив. не пьяница, не лихоимец, не гневлив, не завистлив, не чародей, не басносказатель. не пособник ересей, чтобы к детям относился строго, но с любовью". От него требовалось, чтобы одинаково, как "сыновей богатыч. так и сирот убогих, и тех. Кто ходит по улицам и просит на пропитание" "учить их кто сколько по силам 'научиться сможет. только не старательнее об одних, нежели о других".в учениках ценились в первую очередь живой ум, любознательность, твердые знания. Соответственно успеваемости занимали они места в аудитории- "который больше умеет, с будет выше". Школы были 2ух типов: повышенные и элементарные. В 1ых углубленно изучались 7 свободных искусств. Преподавание в основном велось на славянском языке. В братских школах Белоруси и Украины впервые применили классно-урочную систему, опыт которой был позднее обобщен Коменским и стал мировым достоянием.
Школы на землях Беларуси. Период
Речи Посполитой связан не только с
переменами в социально-политической
сфере, но и изменением мировоззрения.
Образование и педагогическая мысль
активно развивались во всех направлениях
христианства, которые были достаточно
широко представлены на Беларуси: православие,
католицизм, униатство, протестантство.
Наиболее бурно развивались католические школы.
Они были представлены иезуитскими коллегиумами,
базилианскими, доминиканскими и школами
других католических орденов. Добротные
здания, хорошо оборудованные помещения,
в которых работали
№29Просвещение
и школы в Московском гос-ве в
16-17вв.(Славяно-греко-
В 14-16в получают
развитие те воспитательно-
За религиозное воспитание
детей отвечала церковь. В обязанности
священника входило обучение основным
догматам христианского вероучения,
воспитание уважения к церковным
и светским властям. Религиозно-нравственное
воздействие сочетаюсь с
Существовавшие тогда
способы обучения вполне отвечали потребностям
государства и общества, какая-либо
новая организация образования
казалась ненужной, и до 8 в. государственных
школ грамоты в России не было. Как
отмечал историк В.О.
Обучение ребенка начиналось приблизительно с 7 лет. и в целом дети всех сословий получали весьма ограниченное начальное образование. Тот, кто тянулся к книге и знаниям, должен был трудиться самостоятельно. Но повседневная жизнь, как правило, не требовала больших знаний.
Повышенный уровень