Шпаргалка по "Истории педагогики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 21:41, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Истории педагогики".

Вложенные файлы: 1 файл

istoria_pedagog.docx

— 197.54 Кб (Скачать файл)

В 10-11вв. в связи с ростом городов возникает новое сословие- горожане, а вместе с ними и городские  школы (магистратские, цеховые). Обучение велось на родном языке и носило прикладной х-р.

Основное содержание образования  в средние века составляли так  называемые семь свободных искусств, делящиеся на два цикла- тривиум (грам., риторика, диалектика) и квадриум (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Венцом наук считалось богословие, поэтому все названные предметы носили религиозно-мистический х-р. Во 2ой половине эпохи средневековья  в рез-те расширения торговых связей, выросла потребность в повышении образ-я. Первый университет- юридическая школа в Болонье(Италия) -1088г, затем -в Падуе, также Сорбонна в Париже (1200). Его устав лег в основу Оксфордского(1206) и Кембриджского(1231) ун-тов в Англии, Неаполитанского в Италии, Лиссабонского в Португалии. Университеты имели 4 факультета: подготовительный, или артистический, где давались и закреплялись знания по семи свободным иск-вам в течение 6-7 лет, юридический, медицинский и богословский со сроком обучения 5-6 лет. Проучившись 2 года, студент имел право сдавать экзамен на бакалавра иск-в. Летом занимались по 10 часов с перерывом на два часа, зимой- 8 часов с перерывом на час. Длительность каждого занятия = астрономическому часу. Основная нагрузка ложилась на память. Заучить - вот осн. задача средневекового студента. Диктовать разрешалось только на праздники, чтобы «и студенческой памяти дать передышку». Для того чтобы наилучшим образом организовать запоминание, на протяжении определенного времени изучали только один предмет или родственные ему. Для лучшего запоминания правил, их часто рифмовали. После каждой лекции усвоение ее проверялось в процессе собеседований (коллоквиумов). Каждую субботу устраивались диспуты: в большом зале собирались студенты и преподаватели всего факультета. После того как один из магистров выдвигал какую-нибудь мысль, выступали другие преподаватели, опровергая его положение и выдвигая свое. Выступали также студенты-бакалавры под руководством преподавателей Т.о., каждый предмет усваивался тремя способами: лекции, коллоквиумы, диспуты.

Церковь смотрела на универ. как на своего рода монастырь, стараясь держать в поле зрения каждый шаг  студента. Универ-ты имели относительно демократичную организацию: в выборе ректора участвовали и профессоры, и студенты, он периодически публично отчитывался о работе, учитывались отзывы студентов.

1450г. В Германии Гуттенберг изобрел книгопечатание. Это оказало влияние не только на распространение университетского образ-я, но и на весь ход разв-я цивилизации в Европе

 

№7.просвещение  в З.Е.в период 11-13в

Жившая античными традициями раннесред-невековая школа полностью  изменила направление своего развития в XI—XIII вв., поскольку период развитого  средневековья был отмечен полит.центр. в странах З.Е., концентрацией  власти в 

руках монархов. Это вызывало яростное сопротивление духовенства, не желавшего 

сдавать своих позиций. В  условиях глубоких изменений в поли¬тической  и дух жизни общества господствующее положение начинал занимать новый  вид религиозной философии —  схоластика  Она 

способствовала становлению  типа культуры, ориентированного на Аристотеля и абстрактное богословие. Важнейшая  роль в утверждении этой ориентации принадлежала философу и теологу Фоме Аквинскому (1225/26—1274). В

своем основном трактате «Сумма теологии» он пытался подчинить  светское знание

вере, опираясь при этом на Аристотелеву этику, логику, психологию.

В течение нескольких столетий сочинения Фомы А. служили основным источником при изучении богословии и европейских школах повышенного  типа — коллегиях и универ.Развитие схоластики и приспособленных к ней учебных заведений привело к упадку старой церк.школ. и преимущественным изучением грамматики и риторики, которые были вытеснены изучением формальной логики и нового лат.яз. В этой связи требовала пересмотра и организация обучения: почти при каждом монастыре учреждались школы средней ступени, а для завершения образования — школы высшей ступени.

Курс обучения в школах был рассчитан на 6—8 лет. Первые два года посвящались изучению философии, два следующих года — богословия, церковной истории и права, два  последних — углубленному изучению богословия. Через 13 лет, получив предварительно степень бакалавра, выпускники могли  стать магистрами.

В связи с ростом числа  схоласт. школ начала складываться категория  людей, занимавшихся педагог.трудом. Учителя  и ученики постепенно объединялись в корпорации, называвшиеся университетами, образование состояло из нескольких факуль. — младшего, артистического, подготовительного, где изучались «семь свободных искусств», и трех старших — юридического, медицинского и богословского. Средневековая университетская орг. обр. расширила рамки ранее

сложившейся книжной учености и выработала представление о  типе высокообразованного ученого, не только овладевающего знаниями для  самосовершенствования, но и пополняющего их.

Центрами образования  и культуры оставались города. Их рост и усиление торговли

породили новое сословие — бюргерство, торгово-ремесленную  часть городского нас. Именно для удовлетворения его потребностей стали создаваться новые типы школ — магистратские, цеховые, гильдейские. Они были различны по своему назначению — школы «счета» и родного языка, лат. школы.

Это были относительно независимые  от церкви учебные заведения. Первые такие школы появились в Италии, затем известность начали приобретать  парижские школы, главным образом  благодаря их руководителям. Один из них, Гуго сен-Викторский (1096—1141), создал педагогический трактат «Дидаскаликон», где были предложены разработанные им как классификация наук, подлежащих изучению в школах, так и методика обучения.

французский уче¬ный Пьер Абеляр (1079—1142), предложивший оригинальный метод «да — нет», заключавшийся в сопоставлении различ¬ных точек зрения в дискуссиях и комментариях.

 Появление со второй половины XII в. многочисленных сочинений, посвященных

вопросам воспитания и  обр, свидетельствовало о возникновении тенденции к выделению педагог. проблематики в специальную отрасль знания.Помимо

распространения церковных и светских школ средневековье сохранило и такую форму обучения, как ученичество, которое было принято в семьях торговцев и ремесленников. -- мастер брал к себе в обучение одного-двух учеников за определенную плату. Об умении мастера учить судили представители ремесленного или гильдейского цеха. Выучка у мастера давала возможность ученику по прохождении полного курса, продолжавшегося от 2 до 6 и более лет, работать подмастерьем до тех пор, пока он не заработает себе средств на открытие собственной мастерской.

Для рыцар. восп. мальчика в  возрасте 10—12 лет  отдавали в дом  знатного феодала или ко двору  короля. Принимая участие в жизни  новой семьи и выполняя роль пажа, обслуживавшего главу семьи, мальчик  учился хорошим манерам, игре на муз.инст., пению, танцам,  верховой езде, обращению  с оружием. Домашний священник наставлял  воспитанника на «путь истинный»  и учил грамоте. В 14—16 лет подросток  становился оруженосцем, а в 18 лет его посвящали в рыцари. Идеал рыцар.восп., предполагавший овладение различными умениями и навыками, широкой культурой и высокой, стал впоследствии эталоном гуман. воспитания эпохи Возрождения, поскольку именно в нем прослеживалась идея разностороннего развития личности. Представления о таком развитии ребенка нашли яркое отражение в сочинении выдающегося мыслителя средневековья Винсент

из Бове  «Об обучении детей благородных особ». По широте охвата педагогической

проблематики, включавшей все  аспек¬ты образования и воспитания как мальчиков, так и девочек, по глубине анализа христианских источников и сочинений античных авторов по вопросам воспитания этот труд можно смело отнести к  разряду выдающихся педагогических сочинений эпохи средневековья.

Девочки из знатных семей  воспитывались  дома или в монастырях. В программу их обучения входило  освоение грамоты, изучение иностранных  языков, рукоделие, музыка, чтение религиозных  книг. Обычно же девочки получали дом. восп.

Начиная с ХШ в., в связи с начавшимися изменениями в

экономической жизни большинства  европейских стран, школ.обр. оказалось  в сложном положении. Ориентация преимущественно на пересказ

схоластических трудов перестала  удовлетворять потребность общества в научном 

обр. Античная литература почти совсем исчезла из содержания школьного обучения. Школа довольствовалась зазубриванием наизусть учебных поэм новых граматиков, пользовавшихся так называемой «вульгарной латынью», что мало соответствовало требованиям жизни. зубрежка и телесные наказания начали занимать все большее место в школе. Постепенное сведение образования к элементарному обучению в течение двух-трех лет, приводило к снижению общего уровня образованности. Единственными учебными заведениями, сохранявшими старые традиции, оставались университеты. В их структуре сложился новый тип образовательного учреждения, совмещавший общежитие с учебным заведением, — коллегия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№8. Гуманистическая педагогическая мысль в эпоху Возрождения.

Позднее Средневековье было ознаменовано развитием новой прогрессивной  к-ры. получившей название Возрождение. Захват в 1453г. турками Константинополя  вызвал бегство оттуда ученых с их греческими рукописями в Италию, где  они начали возрождать античный. Это  означает, что В-е зародилось в  Италии и затем распространилось по всей Европе. В 16в. оно окончательно превратилось в общеевропейское  культурное движение. Особо важную роль в этом движении сыграла Флоренция. Другое название новой итальянской к-ры- гуманизм- в центре мировоззрения стоял ч-к. В настроениях людей преобладал оптимизм, вера в ч-ка, светлое будущее. Аскетизму не оставалось места: ч-кое тело, его страсти и потребности рассматривались как самое главное в жизни(« Я- ч-к. и нечто ч-кое мне не чуждо»). Земное сущ-е признавалось единственно реальным. Эпоха В-я особенно ярко запечатлела себя в иск-ве. Однако и пед. взгляды того времени были преобразованы. Многие деятели просвещения в Италии выдвинули идею гражданского воспитания, смысл кот. заключался в формировании члена общества, развитого и воспитанного в процессе трудовой д-ти. Представители «гражданского» гуманизма считали основной ф-цией воспитания формирование ч-ка, действующего на благо общества, а очагом воспитания- семью. Педагогическая триада Возрождения (классическое образование, физ. разв-е, гражданское воспитание) включает три основных слагаемых: античность, средневековье и идеи- предвестники нового общества. Итальянские мыслители 15-16вв. полагали, что наилучший путь воспитания - изучение классической греко-римской к-ры. Леонардо Бруни (1369-1444. Флоренция). создатель новой пед. с-мы. настаивал на воспитании не только духа, но и тела. Одним из первых потребовал организации светского женского образования.

Его современник и соотечественник Витторино да-Фельтре сделал первые шаги в практическом осуществлении новогуманистического образца воспитания. 15в. Открыл школу в Мантуе на Севере Италии под названием «Дом радости», которая располагалась в дворце, окруженном природой. В отличие от средневековых школ здесь было много воздуха и света. Учащиеся занимались физ-рой. изучали классические языки и лит-ру, математик), астрономию, совершали экскурсии в природу. Приоритет отдавался игровому методу.

Кроме детей герцога, в  поместье которого и на ср-ва которого содержалась школа, в ней учились  еще 70 неимущих. В школе обучались как мальчики, так и девочки, что было принципиально новым для того времени, Во Франции ярким представителем гуманистических идей в пед. был писатель Франсуа Рабле( 1494-1553)- обличал пороки средневекового воспитания и обучения и одновременно рисовал идеал гуманистического воспитания, гл. цель которого - духовное и телесное разв-е личности. В романе «Гаргатюа и Пантагрюэль» показывает преимущества нового и недостатки старого подходов к образованию на примере воспитания Гаргантюа. Ученые-схоласты заставляли мальчика зазубривать весь материал наизусть. Мальчик выучил книги так, что МОГ пересказать их, в рез-тс чего лишь отупел. Увидев это, король выгнал учителей-схоластов и пригласил одного учителя-гуманиста, кот. начал делать из мальчика сильного, воспитанного и образованного ч-ка. Гаргантюа изучает латынь, арифметику, геометрию, астрономию, музыку. Делается это в игровой форме. Умственные занятия чередуются с играми, физ. упражнениями. Он занимается верховой ездой. фехтует, плавает.

Другим представителем фр. гуманизма является Мишель де Монтень(1533-1592), автор книги «Опыты», в кот, он рассматривает ч-ка как высшую ценность. Монтень верит в неисчерпаемые возможности ч-ка, «предпочитает снять перед Богом шляпу, но не становиться на колени». Монтень видит в ребенке не уменьшенного взрослого, как считалось в средневековой педагогике, а природную индивидуальность. Ребенок от рождения обладает природной чистотой, которую в дальнейшем «разъедает» общество. Ребенок превращается в личность, развив способность к критическим суждениям. Он рекомендует, чтобы ученик больше говорил. Необходимо приучить учащихся исследовать окр. мир. чтобы они «все проверяли, а не усваивали на веру или из уважения к авторитету». самым влиятельным среди гуманистов был Эразм Роттердамский (1466-1536). Одним из первых Э. заговорил о народном образовании и провозгласил отношение к труду критерием нравственности, что поставило его в ряд самых прогрессивных мыслителей этой эпохи Осн. пед. идеи ЭР. изложены в его работах «О том, как подобает быстро и достойно обучать детей добродетели и наукам»( 1529). «О методе обучения»( 1511). В своем сатирическом сочинении «Похвала глупости» высмеивал нравы и пороки тогдашнего общества- невежество, тщеславие, лицемерие. Эразм склонялся к свободе вероисповедания. Во всех своих сочинениях Э.Р. определяет необходимость сочетания античной и христианской традиции при выработке пед. Идеалов. С 7 летнего возраста ребенок, независимо от пола, готов к систематическому обучению и воспитанию. А до этого времени его должны воспитывать мать и отец. Каких-либо особенностей воспитания девочек Э.Р, не признавал, считая, что спец. методы, приспосабливаемые к особенностям женского х-ра- капризам, любви к интригам - только усугубляют эти отрицательные качества. Однако, оговаривал, что женщинам целесообразно давать по преимуществу классическое языковое образование и в очень малом объеме- естествонаучные знания. Высочайшая цель формирования ребенка -  воспитание морального долга и религиозного послушания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№9. Педагогические  идеалы ранних  социалистов-утопистов   (Т. Мор ,Т. Кампанелла)

 Позднее Средневековье  было ознаменовано развитием  новой прогрессивной к-ры. получившей название Возрождение. Итальян. мыслители 15-16вв. полагали, что наилучший путь воспитания - изучение классической Греко-римской к-ры. Среди итальянских гуманистов Возрождения выделяется Томмазо Кампанелла( 1568-1639). написал ряд трактатов, «Город солнца». В нем он нарисовал образец общества экономического и полит. равенства. В трактате изложены пед. идеи, пафос которых заключен в отрицании книжности, возврате к природе, в энциклопедизме и универсализме образования. Горожане свободны от таких пороков, как лень, хвастовство, хитрость и воровство. Благодаря правильному воспитанию жители города отличаются отменным здоровьем и внешней привлекательностью. Во главе гос-ва СТОИТ самый образованный, просвещенный гражданин- Солнце, или Метафизик. Происходит он чаще всего из среды жрецов. должность несменяема до тех пор, пока Солнце не передаст ее добровольно - тому, кто окажется мудрее и способным к управлению. Компетенция Солнца: он глава всех в светском и духовном, и по всем вопросам и спорам он выносит окончательное решение. Публично исповедает грехи горожан. Сменяются должностные лица: по воле народа. Для этого народу необходимо на Большом Совете высказаться против неустраивающего руководителя. От частной собственности - происходит себялюбие, грабеж государства, гордость, праздность, лицемерие, предательство. Отказ от частной собственности доводит до любви к Родине. Достойнейший - тот, кто изучил больше искусств и ремесел, кто умеет применять их с большим знанием дела. Деторождение - деятельность на благо государства. Бесплодная женщина не пользуется таким же почетом как матрона. Каждый работает не больше четырех часов в день. Труд общеобязателен. Никакой телесный недостаток не принуждает соляриев к праздности, в преклонном возрасте солярий привлекается к совещаниям; если кто-то "совсем физически немощен, то он работает в деревне, получает хорошее содержание и служит соглядатаем. Солярии беспощадно преследуют врагов. Рабов, захваченных на войне, они или продают, или употребляют на тяжелые работы вне города. Иностранцы, желающие стать гражданами Государства Солнца, подвергаются месячному испытанию за городом, а потом в течение месяца в самом городе. Если преступление совершено против свободы государства, или против Бога, или против высших властей, то без всякого сострадания приговор выносится немедленно. И только такие преступники караются смертью. Девочки и мальчики учатся вместе. Им преподают чтение, письмо, математик), историю, обучают ремеслам, дети занимаются гимнастикой, бегом, играми. До семи лет дети изучают родной язык, выполняют физ. Упражнения.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории педагогики"