Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 21:41, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Истории педагогики".
М. В. Ломоносов (1711-1765) - ученого-энциклопедиста, художника и поэта. Л. был одержим мыслью создать российский по духу и содержанию университет и при нем гимназию, в которых могли бы учиться все желающие независимо от сословий.
Инициатор открытия Моск.универа
№34. Школьные реформы в России в п.п. XIXв.
В 1802 - 1804 была проведена реформа народного образования. (Александр 1)
Манифест 8 сентября 1802 - Образовано Министерство народного просвещения во главе с графом Завадовским
1803 - публикация "Предварительных правил народного просвещения"
1804 - "Устав учебных заведений "
Эти документы определяли структуру системы.
Вся Россия была поделена на 6 учебных округов - Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский. Виленский. Дерптский – с университетом во главе каждого из них. Обязанности у-тов значительно расширились - помимо выполнения традиционных научно-учебных функций, они должны были руководить деятельность гимназий своего округа.
Въездных училищах срок обучения
составлял 2 года - их задача - образование
детей непривилегированных
В гимназии обучение продолжалось 4 года, принимались в нес лишь дети дворян и чиновников. Цель гимназии - подготовка к университету. Уч. План - латинский, немецкий, французский языки, география, история, логика, математические и изящные науки (эстетика, нравоучение).
В начале 19 в. в России начали получать распространение идеи европейского Просвещения. Под их влиянием в дворянских усадьбах стали создаваться школы для крестьянских детей.
В первые пять лет царствования Александра были созданы специальные высшие школы - Московское коммерческое училище. Институт путей сообщения.
Осознание необходимости
иметь в обществе элиту, привело
Александра 1 к созданию специального
учебно-воспитательного
После восшествия на трон Николая 1 внимание гос-ва к вопросам воспитания усилилось.
В 1826 г. создан комитет по устройству учебных заведений, который подготовил новый "Устав гимназий и училищ, состоящих в ведении университетов". Гимназии становились образовательными учреждениями для детей дворян и высшего чиновничества. В уездных училищах обучали детей купцов, ремесленников, мещан и прочих горожан. В приходских училищах обучали детей самых низших сословий.
№35. Состоян. Шк. дела в Беларуси в п.п. 19вв.
возникли братские школы, кот. выступали за объеди¬нение Беларуси и России. К концу 18 в. школьное образование в Беларуси сконцентрировалось в руках различных монашеских орденов. Большинство братских школ исчезло в к. 17-н. 18в., Иезуиты открыли много школ к сер.17в(3-5 кл.). В 18в. только в некоторых иезуитских училищах изучались ин. языки и арифметика, иногда-русский язык. Обучение- на латинском языке. Они служили инте¬ресам феодалов и не были популярны среди населения. Униатская церковь занялась образованием еще в н.17в. В Базылянские школы полностью переняли иезуит¬скую организацию, систему и содержание образования и воспитания. Разница- больше внимания обучению на родном языке. Учились здесь дети мелких феодалов и горожан. В18в. действовали и др. монашеские католические ордены (доминиканцы, тринитарии, францисканцы). Все эти школы- средство окатоличивания и ассимиляции бел. народа. Изменения в социально-экономической жизни РП (развитие товарно-денежных отноше¬ний) потребовали гос. изменений нар. образования. 40-е гг.- Канарский взялся за реформирование школ монашеского ордена писаров, кот. появились в 20-х гт. 18в. Они напоми¬нали иезуитские, но здесь дети разных слоев населения, обучение бесплатное. Сод-е обр-я: латинский язык, ораторское искусство; математика, физика, история, политика, польский язык. 60-е гг.- более глубокие преобразования. Беларусь вошла в состав РИ. С 1775г. начали открываться русские школы, их было 20. В 1783г. создана образовательная комиссия. Школа становилась свет¬ской. Большое значение имели физико-математические предметы развитие мышления. Из-за нехватки кадров учили ксендза. 80-e гг.- создание в городах нар. училищ, главных и малых. Значительное место в образовании за¬нимали кат. школы. Наличие на бел. землях большого кол-ва узкосословных духовных уч. заведений- специф. Явление в истории образования Беларуси. Многие учителя были против царизма и церкви. Они сами искали лит-ру для обучения. Обр-е имело классовый xapак. В 1856г. только каждый 200-й белорус учился в школе, в нач. 60-х гг.- 567 уч.
"заведений. С 1812 бел. школа в упадке. Полоцкая иезуитская коллегия, позже академия, в кот. 3 фак-та- лингвистический, фак-т свободных наук и богословский. Рубеж_18-19вв.: сетка бел. школ неоднородна, лишена единого рук-ва, последов-ти шк. программой принципов обучения. 1810-1820- создано много незаконных школ-созданные крестьянами и школы взаимообучения, кот. распр-сь после 1812г. Имели ряд полож. черт: в нач. школах об-сь дети крепостных; на ровне с элемент, знаниями- творческие навыки, ре-месленный труд, что формировало нац. Самосознание. 50% уч. времени, снимались ест. и полит, дисциплины, В связи с восстанием 1830г. в 1832 был закрыт Виленский университета и виленский уч. округ. Проводилась ру¬сификаторская политика. П.п.19в.- нехватка кадров, иногда их готовили в Москве и Петербурге. Расшир-сь сетка нач. школ. В1834-1839гг. работала Витебская учительская семинария. Создана сетка школ высших ступеней, Было 6 гимназий и 17 губ. училищ.
№36 Представ-и револ-демокр.направл. в пед. теор. в России в сер. 19в.
Пед. взгляды Белинского В. Г. Сер. 19в.-период разложения феодализма и зарождения капито-лизма. Белинский протестовал против крепостного права, видел справедливое общество через распространение просвещения, что привело его к револ. демокр-зму. Был убежденным материалистом, против религии вообще Будущее России зависит от коренных преобразований на основе разума и справедливости. Б. разработал теорию народности иск-ва, литер-ры, просвещения и воспитания, но был против национализма. В 40-е гг.-социалист-утопист.
Считал способности
,Цель обучения- воспитать борцов за справедливость.
Одна из основных теорий Белинского — гармоничное развитие чел. Нравственное восп-е — важнейшее в формировании ч-ка - общественного деятеля. Малолетние дети должны видеть только положительные примеры, их нужно не учить, а приучать к хорошим чувствам, при этом учитывая уровень развития. Развитие сильного хар-ра. В старшем возрасте нравственное восп-е сочетается с умственным. Обучение в школе начинать с 7 лет. Нужно устранить разрыв между теорией и практикой, наукой и учебными предметами. Гуманитарные науки важнейшие. Белинский проявлял большой интерес к внедрению в школе новой методики, основа кот.-активность и самостоятельность детей. Выступал за равное образование мальчиков и девочек. Считал очень важным воспитание в семье, его основа-любовь к истине и ч-ку, а женское восп-е имеет уродливый хар-р. Детские книги должны восп-ть идейным содержанием.
Герцен И. В.-писатель, публицист, полит, деятель, ярый враг креп-ва и самодержавия выступал за крестьянскую общину. Считал союз науки с религией невозможным. Показал, как николаевское министерство просвещения душило образование, противоречия буржуазной пед-ки и системы обр. Выступил против теории свободного восп-я, восп-я вне общества. С юных лет нужно воспитывать ответственность за поступки, чувство долга, сознательность, дисциплинированность. В его романе «Кто виноват?» юноша не нашел места в жизни, т. к. был огражден от суровой действит-ти. Большое внимание умственному развитию, форм-ю материалист, мировоззрения. В «Опыте бесед с молодыми людьми» и «Разговорах с детьми» Г. объяснил явления природы, роль науки в борьбе с предрассудками. Нужно всестороннее общее развитие, р-е самост. мышления. Много ценных мыслей б общем образовании, восп-и в семье, чтении, самообразовании. Г. считал, что восп-е должно опираться на врожденные склонности к общению, восп-ть общественные стремления. Не подавлять детскую волю, но умело руководить нравственным воспитанием.
Чернышевский и Добролюбов.
Мировоззрение формировалось
№37. Обществ-пед. движ. в России в 60-е гг. 19в. Пирогов, его практич. деят-ть и пед. взгляды.
60-е гг. 19в.-период большого общ. движения (рез-т торможения производства крепостничеством). Критика крепостнического восп-я, борьба против сословной школы, за общее светское обр., образование женщин. Борьба против догматизма, зубрежки, уважение к личности ребенка. Пед. движение было неоднородным. В 1859г. создано Петербургское пед. Собрание (здесь Ушинский,«Труд в его психическом и воспитательном значении»). Созд-ся комитет грамотности, воскресные школы для рабочих, дошкольные учр-я. Развивалась пед. журналистика («Воспитание» Ушинского, «Учитель», сборник «Ясная поляна»). Пед. деятельность Пирогова Н. В. В 20лет-профессор хирургии. В 1856г. написал статью «Вопросы жизни», кот. освещала важные вопросы восп-я. П. стремился поднять зна-чение пед. советов, гимназий, внушал директорам и учителям не¬обходимость гуманного отноше-ния к детям. Подготовил открытие унив-та в Одессе. Рекомендовал учителям посещать уроки друг друга, поощрял методи¬ческие искания учителей, ввел в практику гимназий внеклассные литературные беседы, способст-вовал открытию в Киеве одной из первых в России воскресных школ для взрослых. В 1861г.-уволен с должности попечителя. Пирогов занялся под¬готовкой молодых людей к профессуре за границей, но в 1866г. тоже был уволен. Умер в 1881г. Пед. взгляды. Выступал против сословной школы, ранней профессиональной выучки, специализации, кот. тормозит нравственное развитие детей. Идеал человека понимал сформированным в духе гуманизма. П. предложил новый проект школьной с-мы, кот. строил по принципу единой школы. Она имела несколько ступеней:
1. элементарная начальная школа (2г.)
2. классическая прогимназия (5лет) или реальная (3)
3. классическая гимназия
(5)-носила
4. университет или высшее спец. учебное заведение
Пирогов считал, что неимущим нужно уменьшить плату за обучение в ун-те, применять новые ме¬тоды. Учитель должен возбудить интерес к учебному предмету. Древние языки в ср. школе главные.
Основные дидакт. принципы для Пирогова: обучение, активность и наглядность. Внес значи¬тельные улучшения в работу пед. советов гимназий, ввел в систему доклады и обмен мнениями по дидактическим вопросам. Требуя от учителей и директоров хорошего изучения учеников и их ус¬певаемости, предлагал перевод из класса в класс по результатам годовой успеваемости. Рекомендовал усилить беседы профессоров со студента¬ми, проводить семинары и практические занятия, развивать навыки углубленной самостоятельной работы. Педагог должен внимательно учесть обстоятельства совершения проступка, оценить его, довести до сознания ученика его вину и справедливость назначенного наказа¬ния. Принципиально осудил телесное наказание. Розга применялась, но в исключительных случаях и по постановлению пед. совета. Добролюбов критиковал его за отказ от ранее провозглашенных прогрессивных принципов.
№38. Развитие теории «свободного воспитания» в России во вт.п. 19-нач. 20в.
На рубеже 19 и 20вв; в России
несоответствие школы потребностям
экон и соц. развития страны. Усилилась
критика недостатков школы (пренебрежение
к возрасти., индивид., психологич. особенностям
детской лич-ти, к физ. и дух. развитию),
Все это побуждало к
Крупнейшим теоретиком «СВ»_был К.Н.Вентцель. Он создал оригинальную пед. теорию, вызвавшую ожесточенные споры.
Отделение школы от гос-ва - одно из главных положений теории СВ, выдвинутое в 1905г. Вентцелем. Он организует семейные школы, названные им «школами жизни» (синоним свободных школ). В. полагал, что ребенок должен получать знания в таком количестве, как он пожелает, и тогда, когда чувствует потребность.
1917г. были оглашены «