Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 21:41, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Истории педагогики".
В октябре 1906г. открылся Дом свободного ребенка, который представлял собой _«пед. общину», состоящую из детей, их руководителей и родителей, объединенных общностью дела и цели. Цель его - «освобождение ребенка» от власти взрослых, создание условий для всестороннего развития всех его способностей.
Отличие принципов ДСР и традиц. школы: школа берет за основу развитие интеллекта, а ДСР возьмет своей исходной точкой «развитие воли путем самостоятельного творчества». В. уделяет огромное внимание роли производительного труда. Труд явл. исходной точкой для здорового развития интеллекта. Жизнь в ДСР должна строиться из: 1) общественно необходимого труда; 2) удовлетворения детской любознательности; 4) свободных занятий искусством; 5) отдыха, еды, игр.
В нач. 60-х гг. Толстой признавал, что восп. явл. насилием над лич-тью ребенка и считал, что надо ограничиться лишь образованием, т.е. передачей взрослыми знаний детям. Но в Яснополянской школе он не только обучал, но и проводил воспитательную работу. Т.о., это одно из многих противоречий в пед. воззрениях и деят-сти Толстого. Он выдвигал лозунг: <<Критериум педагогики - только один - свобода». Т. требовал, чтобы каждая школа была своего рода экспериментальной школой (в 1861 -62гг.) ЯШ, открытая Толстым. Занятия строились в форме свободных бесед уч-ля с уч-ками. Преподавались чтение, письмо, чистописание, грам-ка, закон божий, арифметика, географии, рисование и пение. Определенного уч. плана, программы обучения и твердого расписания занятий не было. Садятся в классе, где кому вздумается: на лавках, столах, подоконниках, полу. Во время класса не шепчутся, не смеются. Д/з не было. Хотя обязательного ежедневного посещения школы от детей не требовалось, они посещали ее и настолько заинтересовывались занятиями, что им приходилось напоминать о том, что пора домой.
Вне училища, не смотря на всю свободу, между уч-ками и уч-лем устанавливаются новые отношения - большей свободы, те самые отн-ния, которые представляются нам идеалом того, к чему должна стремиться школа.
Крупными недостатками ЯШ были: недооценка систематич. знаний, отсутствие твердого уч. плана, программ и расписания занятий, отсутствие праильного распорядка, приучающего детей к чувству долга, организованности и дисциплине.
№39 К. Д Ушинский - Педагогика как наука и искусство.
К.Д. Ушинского по праву можно считать основоположником русской, и в частности, дошкольной педагогики. Он внес ценнейший вклад в развитие мировой педагогической мысли, глубоко проанализировал теорию и практику воспитания, в том числе и дошкольного. Обосновал идею народного воспитания Его учения о роли родного языка в умственном и нравственном воспитании и обучении детей, о народной школе оказали огромное влияние на многие последующие поколения педагогов.
Воспитание есть основа пед.
системы Ушинского. Под народностью
он понимал, своеобразие каждого
народа, обусловленное историч. развитием,
географич. и природными условиями.
Лучшим выражением народности, по его
мнению есть родной язык, история, география
и религия. Он первым среди русских
педагогов предпринял попытку суммировать
научные знания о человеке, исходя
их признания взаимосвязи
Анализируя понятие педагогики как науки и ее предмет– процесс воспитания, – К.Д.Ушинский приходит к заключению, что педагогику (как методику, политику) нельзя назвать наукой в строгом смысле этого слова. Это не наук, а искусство, которое имеет цель «не обучение того, что существует независимо от воли человека, а практическую деятельность, – будущее….»: искусство, которое «стремится создать то, чего еще нет и перед ним в будущем достигается цель и идеал его творчества». В этом смысле педагогика, по мнению К.Д.Ушинского, есть высочайшее из искусств, потому что оно признано удовлетворить наиболее значимую из потребностей человека – стремление к совершенствованию человеческой природы.
Овладение педагогической наукой полагал Ушинский, мост для превращения воспитания в искусство. В таком случае педагог из исправного, но малоэффективного исполнителя правил перерождается в творца, созидателя, художника своего дела. С этой точки зрения педагогика не только наука, но и искусство самое обширное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств.
Учитель, по Ушинскому, не только преподаватель, но в первую очередь наставник, воспитатель. Основной инструмент учителя – обучение. Главное достоинство … преподавателя состоит в том, чтобы он умел воспитать учеников своим предметом. Считал, что воспитателем может быть тот человек, кто умеет видеть не только недостатки детей, но и свои собственные. Воспитатель тогда достигает вершин искусства в своем общении с детьми, когда немеет им большую правду подлинно народных убеждений, когда сам способен на честный гражданский поступок, чем бы для него он не завершился, чем бы он ему не грозил.
По проекту Ушинского в России были открыты лучшие учительские семинарии. К.Д.Ушинский высказал идею об открытии педагогических факультетов в университетах, где бы готовили преподавателей педагогики и учителей средних школ, предлагал сконцентрировать при педфакультетах развитие и распространение педагогической науки.
№40 Идея народности образования и воспитания – основа педагогической теории К.Д.Ушинского
К.Д. Ушинского по праву можно считать основоположником русской, и в частности, дошкольной педагогики. Он внес ценнейший вклад в развитие мировой педагогической мысли, глубоко проанализировал теорию и практику воспитания, в том числе и дошкольного. Обосновал идею народного воспитания Его учения о роли родного языка в умственном и нравственном воспитании и обучении детей, о народной школе оказали огромное влияние на многие последующие поколения педагогов.
В основе педагогической системы К.Д.Ушинского лежит идея народности. Это стержень его педагогической системы.
Под народностью Ушинский понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими, природными условиями. Принцип, идею народности он изложил в статье «О народном и общественном воспитании». К.Д.Ушинским были определены положения, на которых он строил принцип народности:
• русская педагогическая наука должна отражать воспитательные цели русского народа, его экономические, общественно-политические и культурно-просветительские интересы;
• русская педагогика должна быть самобытной, т.е.свободной от неразумного влияния педагогических теорий других стран;
• принцип народности должен быть реализован прежде всего через приоритет родного языка, как предмет школьного образования.
Важное место в трактовке народности К.Д.Ушинский отводил идее труда как ведущего фактора развития личности (видел в подготовке ребенка к трудовой деятельности вхождение в народную жизнь); знакомству детей с историей, географией страны, ее природой, обрядами, которые считал источником народного воспитания.
Идея народности предусматривала бессословное образование, обучение детей обоего пола.
№41 Дидакт.принципы в педагог.системе Уш.
Дидактические взгляды У отличаются большой глубиной и оригинальностью. Он требовал построения обучения на основе учета возрастных этапов развития детей и их психологических особенностей. В частности, он дал ценностные указания по использованию внимания детей во время обучения. Отметив, что существует 2 вида внимания: активное, т.е. произвольное, и пассивное, т.е. непроизвольное, У считал, что надо с учетом особенностей детского возраста давать пишу пассивному вниманию, всемерно развивая в то же время внимание активное как главное, кот челу придется пользоваться в дальнейшем.
Говоря о памяти и заучиваний, У указывал, что частым повторением, предупреждающим забывание, надо укреплять в воспитаннике уверенность в своей памяти.
Обучение, как говорил У, должно быть построено на принципах посильности его для ребенка и последовательности. Во избежание переутомления нельзя допускать в первые голы обучения перегрузки детей занятиями.
Исходя из психологических особенностей детского возраста, У большое значение придавал принципу наглядности. "Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями, вообще..."; отсюда необходимость для детей наглядного обучения, "кот строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком". Обосновывая принцип наглядности обучения с гносеологической стороны, У указывал, что единственным источником наших знаний может быть опыт, сообщаемый нам посредством наших чувств". Непосредственно воспринятые нами из внешнего мира образы являются единственными мат-лами, над кот и посредством кот работает наша мыслительная способность. По словам У , этот ход учения, от конкретного к абстрактному, отвлеченному, от представлений к мысли, так естественен и основывается на таких ясных психологических законах, что отвергать его необходимость может только тот, кто вообще отвергает необходимость сообразоваться в обучении с требованиями человеческой природы вообще и детской в особенности. У видел в наглядности одно из условий, кот обеспечивает получение учащимся полноценных знаний, развивает их логическое мышление.
Отвергнув формальные упражнения, У стремился знакомить детей всесторонне с предметами, хотел, чтобы они уяснили себе действительные связи, кот между этими предметами существуют. У значительно расширил и_обогатил__новыми приемами методику наглядности обучения, кот раньше создали Коменский, Песталоцци, Дистервег. Так, он разработал подробно указания относительно рассказывания детям по картинкам, указал, что использованные для беседы картины следует оставлять вывешенными в классе для закрепления и повторения сведений, получ путем беседы. Много внимания уделил У осмысливанию, основательности и прочности усвоения детьми уч мат-ла. В понимание и применение этих принципов он также внес много нового по сравнению с предыдущими педагогами. Так, он подробно разработал методику повторения уч мат-ла(предупреждение забывания, расширение и углубление уч мат-ла при его повторении, роль повторения для лучшего понимания нового мат-ла и т.д.)
_В процессе обучения У различает 2 стадии. На первой стадии дети под руководством учителя наблюдают предмет или явление и составляют о нем общее понятие. Эта стадия имеет 3 ступени: 1) дети под руководством учителя непосредственно воспринимают предмет или явление. 2) Проводятся обобщение и закрепление получ. знаний. Под руководством учителя отличают и различают, сравнивают и сопоставляют получ. представления об изучаемом предмете или явлении и составляют о нем понятие. 3) учитель своими разъяснениями дополняет полученное детьми понятие, приводит в систему эти понятия, отделяя основное от второстепенного. У был против разделения функции воспитания и обучения между воспитателем и учителем. Он рассматривал обучение как важнейшее средство воспитания. Он требовал, чтобы в начачальной школе вместо отдельных учителей, преподающих каждый учеб предмет, были классные учителя, преподающие в данном классе все предметы.
№42 Личность учителя и проблема формир. педагог. мастерства в рус.и сов.пед.(Ушин.,Макар, Сухомл)
Ушинский высоко оценивал
роль учителя. Он справедливо считал,
что влияние педагога на учащихся
составляет ту воспитательную силу, которую
нельзя заменить никакими уставами и
программами, никакой организацией
учебных заведений, что «личность
воспитателя значит все в деле
воспитания».
звал их к постоянному движению вперед.
Внешне роль школьного педагога скромна,
но как в действительности велико общественное
значение его труда! Ушинский считал, что
общество должно относиться к учителю
с большим уважением и заботой, неизменным
вниманием.
Учитель должен быть не только преподавателем
тех или иных предметов, но и воспитателем,
любить свою профессию, относиться с чувством
большой ответственности к делу воспитания,
быть образованным человеком, знать педагогику
и психологию, обладать педагогическим
мастерством и педагогическим тактом.
В статье «Проект учительской семинарии»
(1861) Ушинский подробно разработал план
подготовки учителей для начальных школ.
По этому проекту учительские семинарии
следует открывать не в крупных центрах,
а в небольших городах и даже селах, с тем
чтобы соблазны большого города не влияли
дурно на воспитанников, а преподаватели
всецело отдавались бы работе в учительских
семинариях, не отвлекаясь совместительством
в других учебных заведениях.
Воспитанниками учительских семинарий
должны быть по преимуществу дети крестьян.
Для того чтобы лучше обеспечить нравственное
воспитание и большее влияние со стороны
преподавателей, воспитанники должны
жить в интернате, привыкая к простой,
суровой и деятельной жизни.
Ушинский наметил широкий круг наук, изучаемых
будущими наредными учителями в учительских
семинариях, а именно: русский язык и литература,
арифметика, география, история, естествознание
(сведения из ботаники, зоологии, анатомии
и физиологии человека, а также некоторые
сведения по сельскому хозяйству и медицине).
По проекту Ушинского большое место в
курсе учительской семинарии занимали
науки педагогического цикла: психология,
педагогика и методика первоначального
обучения. Воспитанники семинарии приобретали
навыки выразительного чтения, красивого
письма, рисования, черчения и пения. Педагогическая
практика воспитанников семинарии велась
в народной школе, существующей при каждой
учительской семинарии. Кроме того, к семинарии
прикреплялся ряд ближайших школ, в которых
семинаристы также вели педагогическую
практику, а окончившие семинарию в течение
года работали под руководством преподавателей
в качестве начинающих учителей-стажеров.
Семинария поддерживала связь с учителями
- бывшими ее воспитанниками.
Учительская семинария являлась педагогическим
центром, при котором организовались высшие
педагогические курсы для лиц, получивших
университетское образование, руководители
и учителя семинарии организовывали лекции
на педагогические темы и т. п.
По проекту Ушинского были открыты лучшие
учительские семинарии (например, была
организована соратником Ушинского Д.
Д. Семеновым Закавказская учительская
семинария в Гори и некоторые земские
учительские школы).
Ушинский высказал мысль о педагогических
факультетах, где бы готовились преподаватели
педагогики и учителя средней школы. Он
писал: если у нас есть медицинские факультеты
и нет факультетов педагогических, то
это лишь означает, что здоровьем своего
тела мы дорожим больше, чем здоровьем
нравственным и воспитанием.