Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 21:41, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Истории педагогики".
В 1920-е гг. осуществляется
реорганизация структуры и
В 1920-е гг. осуществляется
реорганизация структуры и
С 1923 г. в школьную практику вводятся комплексные программы, подготовленные научно-педагогической секцией ГУСа. Стержнем комплексных программ стали мировоззренческие идеи и понятия большевизма. Учебный материал строился не по учебным предметам, а по темам и направлениям. Содержание учебного материала концентрировалось вокруг трех тем: природа, труд, общество.
Первый опыт использования комплексных программ показал их достоинства (связь обучения с жизнью, развитие познавательной активности детей) и недостатки (отсутствие системности знаний). В 1927/28 учебном году вводятся переработанные программы ГУСа, предполагавшие сочетание комплексного и предметного обучения.
В 1920-е гг. экспериментальная работа ведется в опытно-показательных учреждениях, осуществлявших поиск и проверку новых учебных программ, форм и методов обучения и воспитания. Эти школы возглавляли опытные педагоги: М.М. Пистрак (школа-коммуна), СТ. Ш ацкий (Первая опытная станция), Н.И. Попова (Вторая опытно-показательная станция) и др.
В 1918 гг. на территории
Беларуси была создана школа-
П.П. Блонский который разработал основы трудовой политехнической школы, обосновал ее концепцию, развил идеи обучения и воспитания на основе знаний закономерностей развития ребенка, уважения его личности, потребностей и интересов, разностороннего умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания детей. В работе «Трудовая школа» (1919) он сформулировал принципы, не потерявшие своей актуальности: связь трудового обучения с общим образованием, связь содержания общего и политехнического образования с современным состоянием науки и др.
В 1930-е гг. в СССР была проведена радикальная реорганизация системы школьного образования. Постановление «О структуре начальной и средней школы в СССР» (1934) определило унифицированную структуру школьного образования с преемственностью ее ступеней.
согласно хкхланоилению, в с 1 ране оыли усыновлены следующие типы школ:
начальная школа (4 года);
неполная средняя школа (7 лет);
полная средняя школа.(10)
Она была оптимальной для того времени и получила мировое признание с точки зрения логичности построения и уровня общеобразовательной подготовки.
№45. Становл. совет. с-мы образ. в 30-ых гг. 20в. Унификация структуры, содержания и форм организации обучения.
В 30-е гг. в ряде постановлений
ЦК ВКП(б) намечаются пути перестройки
содержания, методов и организационных
форм обучения, берется курс на введение
всеобщего обязательного
Учебно-воспитательная работа
принимает все более
В конце 30-х гг. труд вовсе изымается из учебного плана и программ, школьные мастерские ликвидируются. Н. К. Крупская, как один из организаторов советской школы и как жена В. И. Ленина. Накануне войны в школах была введена начальная допризывная подготовка.
Постановление ЦК «О педологических извращениях» (1936) объявило деятельность педологов вредной, основанной на лженаучных.
Вследствие не всегда правильно
применявшихся приемов
Становление советской педагогики проходило в острой идейной борьбе с представителями теории независимости педагогики от политики, теории свободного воспитания, теории отмирания школы. В центр внимания встали проблемы, требующие определения общих целей воспитания, задач и содержания учебно-воспитательной работы в соответствии с коммунистическими идеалами. Неоднократно разгорались горячие дискуссии. Наиболее широкой была дискуссия 1927—1930 гг., охватившая такие проблемы, как предмет педагогики, ее основные задачи и границы. Некоторые педагоги настаивали на раздельном проживании детей и родителей («чтобы младшие товарищи не мешали старшим отдыхать после трудового дня»), старались убедить в том, что оптимальной формой социального воспитания детей должен быть признан детский дом.
Значительную роль в становлении и развитии советской педагогики сыграли первый нарком просвещения А. В. Луначарский, Н. К. Крупская, М. Н. Покровский, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, А. Г. Калашников.
№46 Развитие педагог.мысли в первые дес. сов.гос.Крупская Шацкий Блонский о воспитании
На первом этапе развития советской школы были приняты "Декреты", "Постановления" по переустройству общества, по ликвидации старой системы образования и созданию новой советской школы.
Надежда Константиновна Крупская
(1869-1939). Интерес к педагогической
деятельности возник у Н. К. Крупской
еще в семье, под влиянием собиравшихся
у отца народовольцев, осуществлявших
«хождение в народ». В 1899 году Н. К.
Крупская написала свою первую книгу -
«Женщина-работница», в которой с
исключительной яркостью раскрыла ужасающие
условия жизни трудящихся женщин
в России. В то же время Н. К. Крупская
трудилась и над решением педагогических
проблем, обстоятельно изучала большую
зарубежную и русскую педагогическую
литературу, посещала школы, получала
обширную информацию о положении
народного образования в
С.Т. Шацкий (1878-1934). Им была создана первая станция по народному образованию, которая решала ряд вопросов по молодой советской педагогики. Особое внимание Ш. уделял трудовому воспитанию детей, соединению обучения с трудом, с общественной работой. В первое 10-летие строительства трудовой школы советская дидактика добилась добилась заметных успехов в этом направлении. Павел Петрович Блонский (1884-1941). Им были создана «Педагогика» (1922) и «Основы педагогики» (25). В своих трудах он пытался пересмотреть старое педагогическое наследие по-новому решить проблемы воспитания и образования. Он утверждал, что воспитание, есть преднамеренное, организованное, длительное воздействие на ребёнка. Работы Блонского при всех недостатках делали шаг вперёд в педагогике.
Павел Петрович Блонский (1884-1941)
оказал заметное воздействие на становление
русской педагогической науки, особенно
в первое десятилетие советской
власти. Его монография "Трудовая
школа"(1919) рассматривалась как
важнейший теоретический
П.П. Блонский – автор
более 200 педагогических, психологических,
педологических, философских работ.
В предреволюционные годы были изданы
труды по дошкольному воспитанию,
национальному воспитанию, истории
педагогики, психологии. Блонский не ограничивался
созданием теоретических работ,
а активно участвовал и в разработке
новых школьных программ. Он организовал
Академию социального воспитания (высшее
педагогическое учреждение), проводил
опытно-экспериментальную
№47 Пед. новаторство А.С.Макаренко.Теория коллектива.
Антон Семенович Макаренко родился в 1888 г. В г. Белополье Харьковской губернии,в рабочей семье.принял идеалы октябрьской революции и включился в педагогическую деятельность. Макаренко создал новую концепцию воспитания. Ключевая воспитательная идея воплощалась в разносторонней многоплановой жизнедеятельности разновозрастного коллектива (Воспитание в коллективе, для коллектива, через коллектив).Главный субъект этого процесса-коллектив, обеспечивавший педагогику индивидуально-параллельного действия в коллективе. Цель такого воспитания- воспитание человека с гражданской направленностью, коллективиста, энергичного и целеустремленного, оценивающего любой свой поступок с точки зрения общества. Коллективная деятельность должна быть организована так, чтобы дети чувствовали себя хозяевами своей жизни, т.о.воспитанник находится в позиции объекта и субъекта воспитания.
Коллектив-это организм, в котором дети объединены обшей целью, общим трудом и ее организацией. Коллектив имеет свою структуру на первых шагах должна соответствовать интересам ребят.
А.С.Макаренко намечает следующие стадии развития коллектива:
1 стадия-руководитель
предъявляет требования к еще
неорганизованной группе детей.
2 стадия-руководителя начинает
поддерживать группа
Процесс развития коллектива-
это постоянное движение вперед Достижение
целей рождает новые
Отношения в коллективе носили характер отношений ответственной зависимости:
а) личные интересы согласовывались с интересами первичного и общего коллектива; б)в то же время это были дружественные отношения;
в)коллектив украшало чувство ответственности, собственного достоинства и гордости г)сложилась ситуация защищенности каждого члена коллектива. В коллективе всячески культивировалась способность умерять свои действия, желания. Воспитанникам прививался не только эстетический вкус, но и любовь к искусству, литературе, театру, музыке, живописи. Труд и игра пронизывали всю жизнь коллектива.
А.С.Макаренко заботился о педагогическом коллективе, учителе-воспитателе. Он не поддерживал учителей-одиночек, которые действуют «от себя лично», не чувствуют своей принадлежности к педагогическому коллективу .Каждый воспитатель должен знать цель воспитания и выступать от имени педагогического коллектива. По А.С.Макаренко, работа воспитателя- это прежде всего, работа организатора.
Он отрицал наказание как меру воздействия на воспитанников и считал, что наказание ущемляет честь и достоинство личности. Но наказание, направленное на защиту ценностей и норм коллектива, справедливо и необходимо. Всепрощение оказывает разрушительное воздействие на межличностные отношения в коллективе и приводит к его разложению. Отказ от наказаний делает учителя беззащитным перед агрессивным поведением детей.
Педагогические идеи и
опыт А.С.Макаренко не потеряли актуальности
и в наши дни. Его воспитательная
система, основанная
на коллективных
началах культивирует
такие качества
личности, как самостоятельность, принципиальность,
чувство ответственности и
№48. просвещения и школа в Беларуси во вт п. XIX. – нач.XXвв.
Школьная система,
законодательно оформленная