Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 15:29, шпаргалка
1. Теория воспитывающего обучения И.Ф. Герберта
2. Воспитательная система С.Т. Шацкого.
3.Идеи развивающего обучения в педагогической теории И.Г. Песталоцци. Идея развивающего обучения – "великое открытие Песталоцци"
Билет №5
1.Общая и профессиональная культура педагога
Общая и профессиональная культура педагога – совокупность главных и второстепенных требований к психологии деятельности и общения педагога, к его способностям, знаниям, умениям и навыкам, полезным для обучения и воспитания детей.
Эти требования можно разделить на два типа:
1) устойчивые – постоянно присущие учителям и воспитателям всех эпох;
2) изменчивые – обусловлены особенностями данного этапа социально-экономического развития на котором находится общество, где живет и работает педагог.
Основные требования,
1) любовь к детям и к педагогической деятельности:
2) наличие специальных знаний в той области, которой он обучает детей;
3) широкая эрудиция;
4) педагогическая интуиция;
5) высокоразвитый интеллект:
6) высокий уровень общей культуры и нравственности;
7) профессиональное владение разнообразными методами воспитания и обучения детей.
Дополнительные требования,
Главные и второстепенные педагогические качества в совокупности составляют индивидуальность педагога, в силу которой каждый учитель представляет собой уникальную и своеобразную личность.
Сложнее определить главные
и второстепенные изменчивые
Основная тенденция развития современного общества – демократизация жизни.
Это предполагает появление новых требований к личности педагога:
1) умение жить в условиях расширяющейся демократии, гласности;
2) умение общаться и взаимодействовать с людьми на демократической и правовой основах. Изменение экономической системы и экономических отношений требует таких качеств, как расчетливость, деловитость, бережливость, хозяйственная смекалка, предприимчивость.
2. Реформаторские образовательные течения
Реформаторская педагогика (движение нового воспитания) выступала против интеллектуализма в обучении. Сделать школу местом подготовки людей нового типа, разрешить противоречие между узкой специализацией и задачами общего развития стало основной общей идеей всех новых педагогических концепций и направлений: теории свободного воспитания, экспериментальной педагогики, прагматической педагогики (или прогрессивизма) и др. Вслед за традицией «естественного и свободного воспитания» (Ж. -Ж. Руссо) в основе реформаторской педагогики лежал принцип педоцентризма - педагогический процесс должен строиться, исходя из непосредственных интересов детей, заложенных в них потенций, а не по заранее разработанным программам и планам, противоречащим природе развития ребенка. «Новые школы» - платные частные учебные заведения интернатного типа стали лабораторией практической педагогики. Это широко распространенное движение сформулировало требования к школам иного, чем традиционные, типа, соответствующие требованиям класса буржуазии. Здесь применялись «свободные и активные» методы обучения, были хорошо оборудованные лаборатории, обучали ручному труду, было введено самоуправление. Умственное образование давалось не путем накопления знаний, а развивающими мышление методами, осуществлялся индивидуальный, развивающий подход к способностям воспитанников. Образование было направлено на удовлетворение интересов и потребностей учеников. Теоретическое обоснование и практическое создание таких школ осуществляли Сесиль Редди (1858-1932) - Англия, Герман Литц (1868-1919) - Германия, Эдмон Демолен (1852-1907) - Франция, Адольф Ферьер (1879-1960) - Швейцария, Овид Декроли (1871-1932)-Бельгия, Александр Нейл (1883-1973) - Англия и др.
Билет №6
1.Цели и содержание педагогической деятельности.
Педагогическая деятельность —
это вид профессиональной деятельности,
содержанием которой является обучение,
воспитание, образование, развитие обучающихся
(детей разного возраста, учащихся
школ, техникумов, профессионально-технических
училищ, высших учебных заведений, институтов
повышения квалификации, учреждений
дополнительного образования и
т.д.).
Одна из важнейших характеристик педагогической
деятельности — ее совместный характер:
она обязательно предполагает педагога
и того, кого он учит, воспитывает, развивает.
Эта деятельность не может быть деятельностью
только «для себя». Ее сущность — в переходе
деятельности «для себя» в деятельность
«для другого», «для других». В этой деятельности
соединяются самореализация педагога
и его целенаправленное участие в изменении
обучаемого (уровня его обученности, воспитанности,
развития, образованности).
Многие авторы определяют педагогическую
деятельность учителя как воспитывающее
и обучающее воздействие учителя на ученика,
направленное на его личностное, интеллектуальное
и деятельностное развитие, одновременно
выступающее как основа его саморазвития
и самосовершенствования. Климовым Е.А.
(Климов Е.А., 1996) была разработана схема
характеристик профессий. Согласно этой
схеме, объектом педагогической профессии
является человек, а предметом - деятельность
его развития, воспитания, обучения. Педагогическая
деятельность относится к группе профессий
"человек - человек).
Педагогическая деятельность – особый
вид социальной деятельности, направленный
на передачу от старших поколений младшим
накопленных человечеством культуры и
опыта, создание условий для их личностного
развития и подготовку к выполнению определенных
социальных ролей в обществе.
Дидактическое понятие “преподавание”
включает в себя совокупность дидактических
составляющих деятельности учителей в
процессе обучения, которые чрезвычайно
многосторонни и многообразны. Преподавание
– вид педагогической деятельности, направленный
на организацию познавательной деятельности
учеников. Все составляющие дидактической
деятельности можно объединить внутри
группы: дидактическое проектирование,
организация дидактического процесса,
дидактический анализ.
Дидактическое проектирование – это
мысленное предвосхищение учителем процесса
обучения и его результатов. Конструктивный
компонент педагогической деятельности
– планирование и построение педагогического
процесса.
Организация дидактического процесса
– это центральное звено деятельности
учителя, несущее наиболее значимую функциональную
нагрузку. Она состоит из элементов дидактической
деятельности, направленных на непосредственное
руководство процессом обучения, конкретную
организацию дидактической коммуникации
и кооперации в целях передачи и усвоения
содержания обучения. Организаторский
компонент педагогической деятельности
– выполнение системы действий, направленных
на включение учащихся в процесс обучения,
создание коллектива и организацию совместной
деятельности.
При дидактическом анализе учитель устанавливает
связь между тем, что запланировано, и
тем, что имело место на самом деле, он
осмысливает возникшие трудности, неожиданные
ситуации, поведение отдельных учащихся
и т.д. и делает выводы для дальнейшего
хода обучения.
Следовательно, деятельность учителя
характеризуется взаимодействием проектирующего,
организаторского и аналитического видов
деятельности. Когда речь идет о построении
процесса обучения, имеется в виду конкретная
организация дидактического процесса;
когда говорится о планировании процесса
обучения, подразумевается проектирующая
деятельность учителя, которая всегда
связана с конкретным ходом процесса и
соразмеряется с ним. Аналитическая деятельность
учителя – это связующее звено между проектированием
и организацией обучения.
2. М. Ломоносов и его роль в развитии национальной культуры, школы и просвещения
Билет №7
1.Структура и содержание
педагогической деятельности. Педагогический
труд как специфическое
Психологическая наука рассматривает педагогическую деятельность как сложную многоуровневую динамическую систему, которая содержит следующие структурные элементы:
1 Цель профессиональной
педагогической деятельности
2 Содержание преподавательской
деятельности Он охватывает
3 Средства деятельности учителя К ним относятся научные (теоретические и эмпирические) знания; тексты учебников и результаты самостоятельных наблюдений учащихся как носители знаний Прочие средства (технические, графически нет, компьютерные и т.д.о).
4 Результат преподавательской
деятельности Им является
5 субъектов педагогической деятельности Это учитель, инструменты влияния которого - его личность, знания, умения, чувства, воля
6 объектов педагогической
деятельности Он специфический,
Схематично структуру педагогической деятельности учителя можно представить так: определение педагогических целей и задач - \"выбор средств и способов решения поставленных задач (кого учить? Кому учить? Что в учить? і вчителя).
Если рассматривать деятельность учителя шире, то к этим элементам, которые реализуют преимущественно на уроках, следует добавить еще подготовительный и внеурочное
В педагогической науке относительно педагогической деятельности преобладает подход, который заключается в выделении ее компонентов как относительно самостоятельных видов деятельности
Компоненты (лат сотропо - составляю) педагогической деятельности - относительно самостоятельные функциональные виды деятельности, каждый из которых охватывает совокупность умений, необходимых для его реализации
Российский психолог
Наталья Кузьмина в структуре
педагогической деятельности выделяет
следующие взаимосвязанные
1 Конструктивный компонент
Он связан с подбором и
2 Организационный компонент Предусматривает привлечение учащихся к различным видам деятельности, организацию ученического коллектива и превращение его в инструмент педагогического воздействия на личность
3 Коммуникативный компонент
Сущность его заключается в
установлении педагогически
Все компоненты проявляются в работе педагога любой специальности Для успешного их осуществления необходимы соответствующие способности и умение - коммуникативные, организационные, конструктивные, перцептивные, с суггестивные, дидактические, познавательные, саморегуляцийни тощо.
Во-первых, педагогический труд как общественно значимая деятельность состоит в формировании подрастающего поколения, его человеческих качеств. Педагогический труд — это процесс взаимодействия между человеком, овладевшим культурой (учитель), и человеком, овладевающим ею (ученик). В нём в значительной мере осуществляется социальная преемственность поколений, включение подрастающего поколения в существующую систему социальных связей, реализуются природные возможности человека в овладении определенным социальным опытом.
Во-вторых, в педагогическом труде специфичен предмет труда. Здесь он — не мертвый материал природы, не животное или растение, а активное человеческое существо с неповторимостью индивидуальных качеств.
В педагогическом труде,
как и в других видах труда,
различают субъект труда и
его объект (предмет). Однако учащийся
выступает в этом труде не только
его объектом, но и субъектом, поскольку
педагогический процесс лишь тогда
будет продуктивным, когда он заключает
в себе элементы самовоспитания и
самообучения учащегося. Более того,
процесс обучения и воспитания преобразует
не только учащегося, но и педагога,
воздействуя на него как на личность,
развивая в нём одни качества личности
и подавляя другие. Педагогика —
чисто человеческая форма деятельности,
рожденная потребностями
Цель педагогического процесса определяет не только его организацию, но и методы обучения и воспитания, всю систему отношений в нём. Изменения исторических форм педагогической деятельности в конечном итоге определяются потребностями общества в определённых типах человеческой личности, что диктует цели и задачи воспитания, его методы и средства, направляет деятельность учителя, хотя внешне может показаться, что учитель сам выбирает, чему он будет учить и как. Специфичен и итог педагогического труда — человек, овладевший определенной суммой общественной культуры. Однако если в материальном производстве, которое направлено на природу, с получением продукта труда процесс этим и завершается, то продукт педагогического труда — человек — способен к дальнейшему саморазвитию, а воздействие педагога на этого человека не угасает, а иногда продолжает влиять на него всю жизнь. Как видим, важнейшей особенностью педагогического труда является то, что он с начала и до конца является процессом взаимодействия людей. В нем предмет — человек, орудие труда — человек, продукт труда также человек. Это значит, что в педагогическом труде цели, задачи и методы обучения и воспитания осуществляются в форме личностных отношений. Эта особенность педагогического труда подчеркивает важность в нём нравственных аспектов.
2. Педагогическая мысль России XVIII века (И.И. Бецкой, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев).
В период правления в России императрицы
Екатерины II огромную роль в развитии
просвещения и педагогической мысли
сыгралИван Иванович Бецкой (1704 – 1795), государственный
деятель, создатель закона «о воспитании
обоего пола юношества» (1764). В законе говорилось
о необходимости воспитать в стране «новую
породу людей» из всех сословий путем
организации закрытых воспитательно-образовательных
учреждений, в которых дети должны пребывать
с 5 – 6 лет до 18-летнего возраста. Бецкой
реорганизовал систему обучения детей
разных сословий, не было таких учебных
заведений только для детей крепостных
крестьян. В период его образовательно-
Педагогические взгляды И.И. Бецкого основывались
на идеях обучения и воспитания английского
философа и педагога Дж. Локка (см. предыдущие
лекции). Бецкой был хорошо знаком с педагогическими
идеями Запада, поэтому в своих педагогических
докладах и уставах учебных заведений
(«Генеральный план воспитательного дома»
(1764), «Краткое наставление… о воспитании
детей») трактует вопросы физического,
умственного и нравственного воспитания
в свете педагогических идей Дж. Локка,
Ж.Ж. Руссо. Следует отметить, что созданная
И.И. Бецким система воспитания и обучения
в закрытых учебных заведениях была оторвана
от жизни и далеко не всегда давала желаемые
педагогические результаты.