Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 15:29, шпаргалка
1. Теория воспитывающего обучения И.Ф. Герберта
2. Воспитательная система С.Т. Шацкого.
3.Идеи развивающего обучения в педагогической теории И.Г. Песталоцци. Идея развивающего обучения – "великое открытие Песталоцци"
В 1990 году решением
МО РТ на базе татарской
школы №35, которая славилась на
всю республику внедрением
С Ново-Татарской
слободой связаны имена
Всемирно известный поэт Г. Тукай оставил свои следы в Ново-Татарской слободе. Его новые родители - Газиза и Мухамметвали были ремесленниками Ново-татарской слободы.
В доме М. Дулат-Алиевых вечерами собирались Г. Тукай, Ф. Амирхан. Они обсуждали проблемы, касающиеся просвещения татар. Дочь М. Дулат-Алиева Назира подарила нашему музею стол и два стула, а также дорожную корзину Г. Тукая.
К. Насыри 3 года обучал детей в русско-татарской школе в Ново-Татарской слободе. Он объяснял родителям необходимость изучения русского языка. В это же время он пишет «Историю Ново-Татарской слободы».
Коллектив учителей татарской гимназии № 1 за успешный труд в области образования награжден премией им. К. Насыри.
Билет №15
1.Педагогические идеи Д. Локка.
Обращаясь к рассмотрению педагогических идей английского мыслителя, необходимо отметить, что он выделял в жизни каждого человека процесс воспитания («Мысли о воспитании») и процесс учения («Об учении»), каждый из которых имеет свои цели, задачи и методы. Локк полагает, что обучение необходимо, но оно стоит на втором плане после воспитания, поскольку к нему можно приступить только тогда, когда обеспечено развитие характера ребенка.
Многие взгляды Локка являлись реформаторскими для своего времени. Философ не боялся выступать с критическими оценками существующих школьных программ и методов обучения. Он все время упрекает современные ему школы в том, что они дают мертвые, абсолютно непонятные знания в целях тренировки разума, что они стали непроницаемы для новых веяний. В «Мыслях о воспитании» он критикует формальное образование, полученное им самим и господствовавшее во всех латинских школах Англии того времени.
Локк отстаивает собственную позицию и на процесс воспитания, не принимая предшествующую ему официально-религиозную точку зрения, гласившую, что в человеке содержится от рождения злое начало, которое должно быть вытравлено в процессе воспитания, что поведение, характер и психология человека определяются добрыми и злыми потусторонними силами, познать и справиться с которыми можно только в процессе изучения божественной премудрости. Мыслитель говорит о душе человека как о «tabula rasa», то есть чистой доске или чистом листе бумаги, наполняющейся постепенно в процессе соприкосновения с внешним миром различными чертами и качествами.
Задача воспитания - развить те положительные, добрые начала и задатки, которые даны нам природой, и идти к их совершенствованию. Роль воспитателя в данном случае заключается в усмотрении этих природных задатков и помощи в их развитии. «Тот, кто имеет дело с детьми, должен основательно изучить их натуры и способности,…каковы их природные задатки, как можно их усовершенствовать и на что они могут пригодиться. Он должен подумать над тем, чего им недостает, и могут ли они это приобрести с помощью прилежания и усвоить путем практики, и стоит ли об этом стараться». Положительное реформаторство мыслителя заключается и в обращении внимания своих современников на необходимость изучения детской психологии. Этот момент является очевидным и бесспорным в сегодняшней педагогике.
Цель воспитания - воспитание добродетели. Человек рождается, не имея никаких нравственных принципов и понятий, все они приобретаются в процессе опыта и общения. Каждый человек стремится к личному счастью, однако это возможно только в случае, если он считается с интересами других. Такое поведение Локк считает естественным, разумным и мудрым идеалом, к которому должен стремиться каждый. Навыки такого поведения и его осмысление должны найти свое место в процессе воспитания.
Таким образом, мы подходим ко второй составляющей педагогической науки - обучению. Цель учения Локк определяет как знание. Знание – «это сокровище, которое не может быть ни отдано взаймы, ни передано совсем». Цель знания видит в практике или передаче этого знания другим.
Главная цель, ради которой мы должны приобретать знания, заключается в его использовании для нашего благоденствия и благоденствия других в этом мире.
Ввиду всеобъемлемости знания философ рекомендует отбросить некоторые вещи, которые могут нас запутать или которые лежат в стороне от нашего пути.
1) Необходимо отбросить лабиринт слов и фраз, которые изобретались и применялись с одной целью, - научиться искусству дискутирования и которые не имеют в себе никакого смысла или имеют его крайне мало. Они являются знаками вещей; когда нет ничего, что бы им соответствовало в действительности, они не больше, как нули».
2) Нет необходимости
знать, каковы были мнения
3) Не стоит тратить
много времени на изучение
иностранных языков только для
того, чтобы выделиться в обществе
и достичь репутации ученого.
Однако Локк делает исключение
для тех языков, которые могут
помочь нам в понимании
4) Следует отбросить
древность и историю как запас
рассказов и легенд, ибо, если
речь идет о стремлении
5) Следует исключить
тонкости, далекие от жизни и
бесполезные умозрительные
Однако Локк признает, что между всеми видами знания существует гармония, что все они взаимно подкрепляют и освещают друг друга, что история, языки, чужие мнения часто помогают в выяснении и подтверждении важных научных положений. Единственным неприемлемым для постижения истины и сбивающим с пути к ней является лабиринт слов и фраз, который ни при каком случае не заслуживает внимания и должен быть отброшен совершенно.
Предупредив нас об опасном пути к поиску истины, философ дает нам рекомендации на пути выбора предмета исследования. Он выстраивает такую иерархию: наука о небе – наука о мудрости (разумное поведение и управление собой при различных обстоятельствах жизни) – специальная профессия, избираемая каждым человеком лично.
Когда же выбран предмет исследования, а тело и душа готовы к учению, необходимо:
-Поддерживать душу
всегда настроенной к
-Стараться получить
ясное и верное понятие о
вещах, каковы они сами по
себе, а не следовать за авторами
книг, запоминая чужие аргументы,
поскольку «мы обладаем как
бы инстинктивным знанием
-Думать о вещах
в отвлечении и обособлении
их от слов. Лучше иметь дело
непосредственно с идеями
-Полезно как не быть слишком уверенным в силе своего суждения, так и не быть слишком неуверенным в ней.
-Знать то, как далеко простираются наши способности.
-Подумать, какие доказательства может дать нам материал, которым мы уже располагаем.
-Держание перед собой
схемы наук, которыми занимаешься,
является подспорьем для
-Не мешает изучать
самих себя, то есть свои способности
и дефекты. Изучение своих
2. Вклад Ш. Марджани в просвещении татарского народа.
Билет №16
1.Я.А. Коменский и
становление педагогики как
2. Каюм Насыйри – выдающийся татарский педагог.
Билет №17
1.Я. А.Коменский о возрастной периодизации и системе школ.
2. Риза Фахретдин – идеолог и лидер движения джадидизма.
Риза Фахретдин принадлежал к той
группе общественных деятелей, которые
критиковали Оренбургское Духовное Собрание,
прежде всего, за чрезмерное усердие в
защите интересов государства. Фахретдин
сформулировал три основные задачи, обусловившие
возникновение Собрания:
"1) Создать любовь к России со стороны
восточного Ислама;
2) Оставить без силы не имеющих официального
статуса улемов, оказавшихся под скипетром
России;
3) Превратить Ислам на берегах Волги и
Урала в официальную религию и распространить
везде мектебы и медресе".
Будучи сам казыем в течение многих лет,
он видел, что муфтии почти ничего не делают
для просвещения народа, да и по своему
статусу не имеют возможности проводить
реформы для улучшения образованности
мусульман.
В 1908 г. , тогда уже бывший казый, Риза Фахретдин
дал унич-тожительную характеристику
среднеазиатской схоластической школе:
"У нашего народа в течение почти целого
века была введена схоластика.. . Латиняне
(римляне — А. X.) по причине схоластики
вымерли. Греки погибли от схоластики".
Но где же выход из состояния прозябания
мусульманского мира? Прежде всего, нужно
обратить внимание на роль религии. В 1905
г. Риза Фахретдин в биографии великого
улема и суфия Ибн Араби писал, что Ислам
должен давать ответы на все запросы современности,
на все проблемы этого и загробного миров.
Чуть позднее Фахретдин утверждал, что
необходимо как религиозное, так и светское
знание. Стоит отметить, что тюркская нация
мусульман России, российское государство
и исламская нация — умма для Фахретдина
три составных части некой общности.
В личности Марджани Фахретдин видит своеобразного
провидца, взгляды которого актуальны
и для современников и для потомков. В
попытке Марджани отменить традиции, возникшие
после эпохи Мухаммада и его соратников,
Фахретдин видел борьбу с деспотическими
запретами, сводившими умственную деятельность
мусульманина к слепому поклонению авторитетам.
Однако он понимал насколько трудно человеку
освободиться от поклонения привычным
кумирам. Фахретдин писал: "Самый трудный
объект для изменения — это вопросы религии,
вопросы так или иначе связанные с Шариатом.
Один из улемов говорил: "Труднее изменить
религию и привести ее к первоначальному
состоянию, чем заложить основы новой
религии". Поэтому преклонение перед
Марджани, перед его гением, способностью
открыть для нации новые возможности в
современном мире, объединить племенные
группы в единый народ Фахретдин пронесет
через всю свою жизнь
Билет №18
1.Я.А. Коменский о
содержании образования и
2.Основные принципы единой трудовой школы РСФСР.
Билет №19
1.Концепция естественного
общечеловеческого свободного
2. Разработка теории
и практики воспитания в
Билет №20
1.Концепция свободного воспитания М. Монтессори.
2. Отечественная педагогика советского периода.
Билет №21
1.Общая характеристика педагогической профессии.
Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных обществом образовательных учреждениях: дошкольных заведениях, школах, профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки.
Другой характер педагогической деятельности стихийный, обусловленный тем, что человек подвергается влиянию различных внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на его развитие.
Профессиональная
педагогическая деятельность имеет
системный характер, проявляющийся
в единстве целей, мотивов, действий
и результатов. Основная, исторически
сложившаяся, цель педагогической профессии
– воспитание. Педагог, реализуя свою
деятельность, должен стремиться к
формированию личности человека, способной
к успешной жизнедеятельности в
современном обществе с учетом возможностей
самореализации человека, исходя из его
интересов и стремлений. Основными
объектами педагогического
Все свойства педагогической
деятельности проявляются через
педагогическое действие, являющееся
совокупным единством целей и
содержания. Первичная задача, в
которой проявляется