Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 15:29, шпаргалка

Краткое описание

1. Теория воспитывающего обучения И.Ф. Герберта
2. Воспитательная система С.Т. Шацкого.
3.Идеи развивающего обучения в педагогической теории И.Г. Песталоцци. Идея развивающего обучения – "великое открытие Песталоцци"

Вложенные файлы: 1 файл

история педагогики.docx

— 105.03 Кб (Скачать файл)

 В 1990 году решением  МО РТ на базе татарской  школы №35, которая славилась на  всю республику внедрением новых  технологий обучения в преподавании  татарского и русского языков  открылась Татарская гимназия  №1 – одна из первых гимназий  в Республике Татарстан.      

 С Ново-Татарской  слободой связаны имена известных  поэтов, писателей, композиторов. Среди  них Г. Исхаки, Ф. Амирхан, М. Джалиль, С. Сайдашев, Г.Тукай. Знаменитый писатель Г. Исхаки преподавал в медресе «Амирхания». Ф. Амирхан жил напротив нашей школы в доме № 1. Великий поэт М. Джалиль в 1935 – 1936 гг.  жил на улице Портовой и был влюблен в девушку по имени Закия.  Выдающийся композитор С. Сайдашев руководил хором девочек в школе № 35 (ныне Татарская гимназия № 1). Песню «Голубое озеро» он посвятил нашей школе.      

 Всемирно известный  поэт Г. Тукай оставил свои следы в Ново-Татарской слободе. Его новые родители  - Газиза и Мухамметвали были ремесленниками Ново-татарской слободы.      

 В доме М. Дулат-Алиевых вечерами собирались Г. Тукай, Ф. Амирхан. Они обсуждали проблемы, касающиеся просвещения татар. Дочь М. Дулат-Алиева Назира подарила нашему музею стол и два стула, а также дорожную корзину Г. Тукая.      

 К. Насыри 3 года обучал детей в русско-татарской школе в Ново-Татарской слободе. Он объяснял родителям необходимость изучения русского языка. В это же время он пишет «Историю Ново-Татарской слободы».

Коллектив учителей татарской  гимназии № 1 за успешный труд в области  образования награжден премией  им. К. Насыри. 

 

Билет №15

1.Педагогические идеи  Д. Локка.

Обращаясь к рассмотрению педагогических идей английского мыслителя, необходимо отметить, что он выделял  в жизни каждого человека процесс  воспитания («Мысли о воспитании») и  процесс учения («Об учении»), каждый из которых имеет свои цели, задачи и методы. Локк полагает, что обучение необходимо, но оно стоит на втором плане после воспитания, поскольку  к нему можно приступить только тогда, когда обеспечено развитие характера  ребенка.

Многие взгляды Локка  являлись реформаторскими для своего времени. Философ не боялся выступать  с критическими оценками существующих школьных программ и методов обучения. Он все время упрекает современные  ему школы в том, что они  дают мертвые, абсолютно непонятные знания в целях тренировки разума, что они стали непроницаемы для  новых веяний. В «Мыслях о воспитании»  он критикует формальное образование, полученное им самим и господствовавшее во всех латинских школах Англии того времени.

Локк отстаивает собственную  позицию и на процесс воспитания, не принимая предшествующую ему официально-религиозную  точку зрения, гласившую, что в  человеке содержится от рождения злое начало, которое должно быть вытравлено в процессе воспитания, что поведение, характер и психология человека определяются добрыми и злыми потусторонними силами, познать и справиться с  которыми можно только в процессе изучения божественной премудрости. Мыслитель говорит о душе человека как о «tabula rasa», то есть чистой доске или чистом листе бумаги, наполняющейся постепенно в процессе соприкосновения с внешним миром различными чертами и качествами.

Задача воспитания - развить  те положительные, добрые начала и задатки, которые даны нам природой, и идти к их совершенствованию. Роль воспитателя  в данном случае заключается в  усмотрении этих природных задатков и помощи в их развитии. «Тот, кто  имеет дело с детьми, должен основательно изучить их натуры и способности,…каковы  их природные задатки, как можно  их усовершенствовать и на что  они могут пригодиться. Он должен подумать над тем, чего им недостает, и могут ли они это приобрести с помощью прилежания и усвоить  путем практики, и стоит ли об этом стараться». Положительное реформаторство мыслителя заключается и в  обращении внимания своих современников  на необходимость изучения детской  психологии. Этот момент является очевидным  и бесспорным в сегодняшней педагогике.

Цель воспитания - воспитание добродетели. Человек рождается, не имея никаких нравственных принципов  и понятий, все они приобретаются  в процессе опыта и общения. Каждый человек стремится к личному  счастью, однако это возможно только в случае, если он считается с  интересами других. Такое поведение  Локк считает естественным, разумным и мудрым идеалом, к которому должен стремиться каждый. Навыки такого поведения  и его осмысление должны найти  свое место в процессе воспитания.

Таким образом, мы подходим ко второй составляющей педагогической науки - обучению. Цель учения Локк определяет как знание. Знание – «это сокровище, которое не может быть ни отдано взаймы, ни передано совсем». Цель знания видит в практике или передаче этого знания другим.

Главная цель, ради которой  мы должны приобретать знания, заключается  в его использовании для нашего благоденствия и благоденствия  других в этом мире.

Ввиду всеобъемлемости знания философ рекомендует отбросить некоторые вещи, которые могут нас запутать или которые лежат в стороне от нашего пути.

1) Необходимо отбросить  лабиринт слов и фраз, которые  изобретались и применялись с  одной целью, - научиться искусству  дискутирования и которые не имеют в себе никакого смысла или имеют его крайне мало. Они являются знаками вещей; когда нет ничего, что бы им соответствовало в действительности, они не больше, как нули».

2) Нет необходимости  знать, каковы были мнения других  людей. «Истина не нуждается  в рекомендации, равно как и  заблуждение не исправляется  ею». Истину нельзя постичь,  только руководствуясь авторитетом  учителя, необходимо личное вовлечение  в процесс ее поиска, то есть  необходимо «воспитывать» свой  разум, чтобы он мог объективно  смотреть на вещи, анализировать  их и приходить самостоятельно  к выводам. Однако Локк не  отрицает, как мы уже говорили, тот факт, что в процессе ознакомления  с мыслями и суждениями других  людей, сталкиваясь с новыми  понятиями и принципами рассуждения,  стремясь их постичь, человек  развивает и совершенствует свой  разум. «Знакомясь с этими мнениями  во всем их разнообразии, противоречиях  и необычности, мы можем узнать  о тщеславии и невежестве рода  человеческого, и это соображение  научит нас скромности и осторожности».

3) Не стоит тратить  много времени на изучение  иностранных языков только для  того, чтобы выделиться в обществе  и достичь репутации ученого.  Однако Локк делает исключение  для тех языков, которые могут  помочь нам в понимании священных  писаний: «Священные писания,  исходящие непосредственно от  источника истины, являются вечной  основой истины, и все, что помогает  нам понять их истинный смысл,  вполне достойно наших трудов  и нашего изучения». Умение  же говорить на своем родном  языке дает много преимуществ,  и на овладение этим усилием  стоит затратить определенные  усилия.

4) Следует отбросить  древность и историю как запас  рассказов и легенд, ибо, если  речь идет о стремлении научиться  мудрой жизни, мы не можем  отдавать предпочтение рассказам  о Цезаре или Александре перед  историей Робин Гуда.

5) Следует исключить  тонкости, далекие от жизни и  бесполезные умозрительные суждения, такие как: где находился земной  рай и какой плод был запрещен?

Однако Локк признает, что между всеми видами знания существует гармония, что все они  взаимно подкрепляют и освещают друг друга, что история, языки, чужие  мнения часто помогают в выяснении  и подтверждении важных научных  положений. Единственным неприемлемым для постижения истины и сбивающим с пути к ней является лабиринт слов и фраз, который ни при каком случае не заслуживает внимания и должен быть отброшен совершенно.

Предупредив нас об опасном  пути к поиску истины, философ дает нам рекомендации на пути выбора предмета исследования. Он выстраивает такую  иерархию: наука о небе – наука  о мудрости (разумное поведение и  управление собой при различных  обстоятельствах жизни) – специальная  профессия, избираемая каждым человеком  лично.

Когда же выбран предмет  исследования, а тело и душа готовы к учению, необходимо:

-Поддерживать душу  всегда настроенной к восприятию  истины, поскольку истина есть  подлинный объект для души; подходить  к учению и к поискам знания  с душой, стремящийся к истине.

-Стараться получить  ясное и верное понятие о  вещах, каковы они сами по  себе, а не следовать за авторами  книг, запоминая чужие аргументы,  поскольку «мы обладаем как  бы инстинктивным знанием истины, которая всегда наиболее приемлема  для ума».

-Думать о вещах  в отвлечении и обособлении  их от слов. Лучше иметь дело  непосредственно с идеями вещей.

-Полезно как не  быть слишком уверенным в силе  своего суждения, так и не быть  слишком неуверенным в ней.

-Знать то, как далеко  простираются наши способности.

-Подумать, какие доказательства  может дать нам материал, которым  мы уже располагаем.

-Держание перед собой  схемы наук, которыми занимаешься,  является подспорьем для памяти  и средством избежать путаницы.

-Не мешает изучать  самих себя, то есть свои способности  и дефекты. Изучение своих слабостей  и дефектов поможет найти средство  для их исправления.

 

2. Вклад Ш. Марджани в просвещении татарского народа.

 

 

Билет №16

1.Я.А. Коменский и  становление педагогики как науки.  Идея природосообразности.

2. Каюм Насыйри – выдающийся татарский педагог.

 

 

Билет №17

1.Я. А.Коменский о возрастной периодизации и системе школ.

2. Риза Фахретдин – идеолог и лидер движения джадидизма.

Риза Фахретдин принадлежал к той группе общественных деятелей, которые критиковали Оренбургское Духовное Собрание, прежде всего, за чрезмерное усердие в защите интересов государства. Фахретдин сформулировал три основные задачи, обусловившие возникновение Собрания: 
"1) Создать любовь к России со стороны восточного Ислама; 
2) Оставить без силы не имеющих официального статуса улемов, оказавшихся под скипетром России; 
3) Превратить Ислам на берегах Волги и Урала в официальную религию и распространить везде мектебы и медресе". 
Будучи сам казыем в течение многих лет, он видел, что муфтии почти ничего не делают для просвещения народа, да и по своему статусу не имеют возможности проводить реформы для улучшения образованности мусульман. 
В 1908 г. , тогда уже бывший казый, Риза Фахретдин дал унич-тожительную характеристику среднеазиатской схоластической школе: "У нашего народа в течение почти целого века была введена схоластика.. . Латиняне (римляне — А. X.) по причине схоластики вымерли. Греки погибли от схоластики". 
Но где же выход из состояния прозябания мусульманского мира? Прежде всего, нужно обратить внимание на роль религии. В 1905 г. Риза Фахретдин в биографии великого улема и суфия Ибн Араби писал, что Ислам должен давать ответы на все запросы современности, на все проблемы этого и загробного миров. Чуть позднее Фахретдин утверждал, что необходимо как религиозное, так и светское знание. Стоит отметить, что тюркская нация мусульман России, российское государство и исламская нация — умма для Фахретдина три составных части некой общности. 
В личности Марджани Фахретдин видит своеобразного провидца, взгляды которого актуальны и для современников и для потомков. В попытке Марджани отменить традиции, возникшие после эпохи Мухаммада и его соратников, Фахретдин видел борьбу с деспотическими запретами, сводившими умственную деятельность мусульманина к слепому поклонению авторитетам. Однако он понимал насколько трудно человеку освободиться от поклонения привычным кумирам. Фахретдин писал: "Самый трудный объект для изменения — это вопросы религии, вопросы так или иначе связанные с Шариатом. Один из улемов говорил: "Труднее изменить религию и привести ее к первоначальному состоянию, чем заложить основы новой религии". Поэтому преклонение перед Марджани, перед его гением, способностью открыть для нации новые возможности в современном мире, объединить племенные группы в единый народ Фахретдин пронесет через всю свою жизнь

 

Билет №18

1.Я.А. Коменский о  содержании образования и методике  обучения.

2.Основные принципы  единой трудовой школы РСФСР.

Билет №19

1.Концепция естественного  общечеловеческого свободного воспитания  Ж.Ж. Руссо.

2. Разработка теории  и практики воспитания в коллективе  А.С. Макаренко.

 

      

Билет №20

1.Концепция свободного воспитания М. Монтессори.

2. Отечественная педагогика  советского периода.

Билет №21

1.Общая характеристика педагогической профессии.

Педагогическая  деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных обществом образовательных учреждениях: дошкольных заведениях, школах, профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки.

Другой характер педагогической деятельности стихийный, обусловленный тем, что человек  подвергается влиянию различных  внешних и внутренних факторов, оказывающих  влияние на его развитие.

Профессиональная  педагогическая деятельность имеет  системный характер, проявляющийся  в единстве целей, мотивов, действий и результатов. Основная, исторически  сложившаяся, цель педагогической профессии  – воспитание. Педагог, реализуя свою деятельность, должен стремиться к  формированию личности человека, способной  к успешной жизнедеятельности в  современном обществе с учетом возможностей самореализации человека, исходя из его  интересов и стремлений. Основными  объектами педагогического воздействия  являются воспитательная среда, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив  и индивидуальные особенности воспитанников. Среди ведущих задач педагога выделяют формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.

Все свойства педагогической деятельности проявляются через  педагогическое действие, являющееся совокупным единством целей и  содержания. Первичная задача, в  которой проявляется педагогическое действие – познавательная, которая  по окончании переходит в задачу проектирования и преобразования. Весь процесс педагогической деятельности сводится к решению множества  задач разных уровней сложности, классов и видов. Причем, педагогические задачи в большинстве случаев  не поддаются алгоритмизации и зачастую требуют нестандартного эвристического решения, возникающего в процессе напряженной  работы, включающий исследование, анализ, прогнозирование, эксперимент, контроль и вывод. Каждый новый шаг педагога становится для него источником новой  информации, преобразующийся в накопленный  опыт.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"