Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 15:29, шпаргалка
1. Теория воспитывающего обучения И.Ф. Герберта
2. Воспитательная система С.Т. Шацкого.
3.Идеи развивающего обучения в педагогической теории И.Г. Песталоцци. Идея развивающего обучения – "великое открытие Песталоцци"
Когда в 1861 году Пирогов был уволен с должности попечителя, прогрессивная общественность Киева устроила ему торжественные проводы. Герцен написал в «Колоколе», что увольнение Пирогова — это «одно из мерзейших дел России дураков против России развивающейся».
Правительство сделало
вид, что оно намерено использовать
опыт Пирогова как педагога, и назначило
его руководителем молодых
Педагогические взгляды Н. И. Пирогова.
Критика сословно-профессионального образования и идея общечеловеческого воспитания. В статье «Вопросы жизни» и в других своих педагогических сочинениях Н. И. Пирогов резко выступил против сословной школы и ранней утилитарно-профессиональной выучки, которую стремилось ввести царское правительство за счет снижения уровня общего образования молодежи. Он противопоставил официальному курсу образования идею общечеловеческого воспитания, которое должно подготовить к общественной жизни высоконравственного человека с широким умственным кругозором. «Быть человеком — вот к чему должно вести воспитание»,— писал Пирогов, указывая, что для этого все до известного возраста, когда определяются склонность и способности, «должны пользоваться плодами одного и того же нравственно-научного просвещения». Он восстает против ранней, преждевременной специализации детей, которая суживает их кругозор и тормозит их нравственное развитие. «К чему променивать так скоро выгоды общечеловеческого образования на прикладной, односторонний специализм? Не спешите с вашей прикладной реальностью. Дайте созреть и окрепнуть внутреннему человеку»,— восклицает Пирогов, указывая, что основанием профессионального обучения должно быть широкое общее образование.
Статья «Вопросы жизни»,
главной идеей которой была защита
общечеловеческого образования, произвела
большое впечатление на современников,
вызвала ряд откликов на нее со
стороны передовой
Билет №10
1.Воспитание и образование
в рабовладельческих
ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
МЫСЛЬ В РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОМ
В рабовладельческих государствах Древнего
Востока, в Греции и Риме начинают уже
складываться первые системы воспитания,
семейного и общественного, зарождаться
первые педагогические теории.
Воспитание, школа и педагогическая мысль
в Древней Греции
Древняя Греция — страна, объединявшая
множество рабовладельческих городов-государств
— полисов. В истории Греции особое значение
имели два полиса — Афины и Спарта. В каждом
из них сложились особые системы воспитания,
своеобразие которых было обусловлено,
с одной стороны, закономерностями рабовладельческого
строя вообще и, с другой — особенностями
развития данной страны.
Воспитание детей в Спарте.
Спартанское государство было одним из
самых ранних в Древней Греции. Оно возникло
в начале IX в. до н. э. в результате вторжения
на территорию Лаконии племенных группировок
дорян, завладевших землей и подчинивших
себе коренных жителей.
Население Спарты резко делилось на спартиатов
— господствующий класс (завоеватели),
периэков — граждан имущих, лично свободных,
но лишенных политических прав, и илотов
— порабощенных людей, лишенных всяких
прав, но оставленных завоевателями на
их прежней земле, ставшей собственностью
всего государства. Следствием жестокой
эксплуатации илотов были их частые восстания.
Это заставляло спартиатов силой оружия
поддерживать свое господство. В связи
с этим быт спартиатов имел своеобразную
военизированную форму — все взрослое
мужское население спартиатов составляло
войско, которое держало рабов-илотов
в постоянном страхе и повиновении.
В этих условиях сложилась особенная спартанская
государственная система воспитания,
целью которой было готовить из детей
спартиатов воинов, стойких и закаленных,
будущих рабовладельцев. Государство
контролировало семенное воспитание детей
с момента их рождения. Старейшины осматривали
новорожденных и только здоровых передавали
обратно отцу, больные и слабые уничтожались
(по преданию их бросали в Тайгетскую пропасть).
Малышей, как правило, воспитывали матери
с помощью кормилиц-рабынь. Часто это были
женщины образованные, уже имеющие педагогический
опыт. Кормилицы заботились о жизни и здоровье
детей, закаляли их, прививали свойственные
спартиатам навыки поведения. Детей не
пеленали, растили неприхотливыми в еде,
приучали не бояться темноты, легко переносить
голод, жажду, неудобства и трудности,
возможные в будущих военных походах.
В 7 лет мальчиков забирали из семьи и помещали
в специальные государственные воспитательные
учреждения — агелы, где они находились
до 18 лет. Воспитанием в агеллах руководили
педономы, люди, специально выделенные
государством. Наибольшее внимание они
уделяли военно-физической подготовке
детей, учили их бегать, прыгать, бороться,
метать диск и копье, приучали беспрекословно
подчиняться старшим, презирать рабов
и их главное занятие — физический труд,
быть беспощадными к рабам. Образование
в агеллах ограничивалось обучением письму
и счету. Особое внимание уделялось развитию
у детей умения четко и кратко отвечать
на вопросы (“лаконическая речь”).
Воспитание было делом всей спартанской
общины; часто военачальники, государственные
деятели посещали агеллы, вели с детьми
беседы на моральные и политические темы,
присутствовали при состязаниях, вразумляли
и наказывали провинившихся.
Важным средством воспитания будущего
воина и рабовладельца было участие подростков
14—15 лет в криптиях — ночных облавах и
истреблении наиболее строптивых рабов.
С 18 до 20 лет юноши проходили специальную
военную подготовку в эфебии, затем они
зачислялись в войско. Лишь с 30 лет молодые
спартиаты считались полноправными гражданами.
Девочки воспитывались дома, но и в их
воспитании на первом месте было физическое
развитие , военная подготовка, приучение
их управлять рабами. Когда мужчины уходили
на войну, женщины сами охраняли свой город
и держали в повиновении рабов. Девушки
участвовали в общественных празднествах
и спортивных состязаниях. Воспитание в Древнем Риме.
Школы в Древнем Риме делились по имущественному признаку. (многие черты) и знатности происхождения их учащихся.
Элементарные школы частные
и платные обслуживали
В грамматических школах, также частных и платных, обучались сыновья богатых и знатных семей (мальчики шли в школу в 11-12 лет. Богатые родители предпочитали давать своим детям начальное образование на дому).
Обучали мальчиков латинскому и греческому, риторике (искусству красноречия), литературе и истории.
15 – летние юноши пройдя курс
серьезной для того времени
гуманитарной подготовки, могли
в будущем посвятить себя
В последнее столетие Римской республики (начало и середина 1 столетия до н.э.) возникли школы риторов (араторов), где знатное юношество за высокую плату обучалось риторике, философии, правоведению, греческому языку, математике и музыке с тем, чтобы в дальнейшем занять высшие государственные должности.
Наиболее известным из римских педагогов был Марх Фабий Квинтилиан. (42-118 г. н.э.). Сохранились фрагменты его сочинений «О воспитании аратора» В истории педагогики это одна из первых работ, тесно связанная с практикой школы. Квинтилиан был сторонником гуманистической педагогики. Он считал, что в большинстве своем дети от природы имеют все физические и духовные данные для успешного овладения знаниями и получения необходимого образования. Но для того, чтобы этот потенциал возможностей мог реализоваться, педагог должен внимательно изучать и учитывать индивидуальные особенности каждого из своих воспитанников, четко ориентируясь на возрастную специфику их развития.
Квинтилиан теоретически обосновал и использовал в своей практике три метода обучения и воспитания, которые считал наиболее эффективными: подражание, обучение (теоретическое наставление), упражнение. Считал, что основы знаний должны закладываться прочно и не спеша. В школе Квинтилиана основательность широкого общего образования совмещалась глубоким изучением ораторского искусства.
2. Идей свободного воспитания в педагогической концепции Л.Н.Толстого.
Грамотная и тщательная
разработка Л.Н. Толстым педагогической
концепции свободного воспитания включает
в себя систему дидактических
принципов, среди которых наиболее
значимыми он признавал принцип
сознательности, принцип тесной связи
обучения и жизни, принцип доступности
обучения, принцип прочности усвоения
знаний и принцип природосообразности,
которые были тесно взаимосвязаны, четко
описаны и логически вытекали один из
другого.
Осуждая традиционные методы обучения
и воспитания, Л.Н. Толстой разработал
свою собственную методическую систему,
которую использовал на экспериментальной
базе Яснополянской школы, соразмерно
организуя учебно-воспитательный процесс
с возрастными и психологическими особенностями
детей, а также учитывая их потребности
и отвечая их интересам.
Наиболее значимыми методами обучения
и воспитания в рамках концепции Л.Н. Толстого
признаны методы наглядности, метод рассказа,
метод эмоционального воздействия, метод
ситуации затруднения, метод индивидуального
подхода.
Вся педагогическая концепция Л.Н. Толстого
пронизана идеей свободного обучения
и воспитания ребенка, отказа от принуждения
и защиты от подавления детского активного
мышления, творчества, самопознания, самостоятельности.
Высказываясь об особенностях семейного
воспитания, Л.Н. Толстой придерживается
своих взглядов на необходимость гармоничного
развития личности ребенка и создание
условий для естественного и природосообразного
течения этого процесса.
Билет №11
1.Древнегреческие философы Сократ и Платон о воспитании.
Сократ (470/469 - 399 до н. э.). Его главным
дидактическим достижением можно назвать"майевтику" ("
Суть педагогических суждений Сократа
составляет тезис о том, что главной среди
жизненных целей человека должно быть
нравственное самосовершенствование.
По Сократу, человек обладает разумным
сознанием, направленным к добру и истине.
Счастье состоит прежде всего в устранении
противоречия между личным и общественным
бытием. И, напротив, акцент на личных интересах,
их противопоставление интересам ближних
ведут к душевному разладу и дисгармонии
с обществом.
Сократ - один из основоположников учения
о доброй природе человека. Придавая особое
значение природной предрасположенности,
Сократ видел наиболее верный путь проявления
способностей человека в самопознании:
"Кто знает себя, тот знает, что для него
полезно, и ясно понимает, что он может
и чего он не может".
Природные способности человека Сократ
связывал с правом на образование "Могучие
духом... если получат образование... становятся
отличными... полезными деятелями. Оставшись
без образования.. они бывают очень дурными,
вредными людьми".
Учительская деятельность для Сократа
была дороже жизни. Когда перед ним встал
выбор, сохранить жиузнь или отказаться
от такой деятельности, Сократ принял
яд цикуты.
Сократ излагал свое учение в любой аудитории,
будь то городская площадь или аллеи Ликея.
Он был одним из родоначальников диалектики
как метода установления истины путем
постановки наводящих вопросов - т. н. сократического
метода. Главную задачу наставника Сократ
видел в том, чтобы пробудить мощные душевные
силы ученика. В таком "повивальном
искусстве" он видел основное предназначение
учителя. Беседы Сократа были направлены
на то, чтобы помочь "самозарождению"
истины в сознании ученика. В поисках истины
ученик и наставник должны были находиться
в равном положении, руководствуясь тезисом:
"Я знаю только то, что я ничего не знаю".
Беседы Сократа вызывали у слушателей
особый эмоциональный и интеллектуальный
подъем. "Когда я слушаю его, сердце
у меня бьется гораздо сильнее... а из глаз
моих от его речей льются слезы; то же самое,
как я вижу, происходит и со многими другими"
- так описывал свои впечатления ученик
Сократа.
Известны имена учеников Сократа, высказавших
интересные мысли о воспитании. Один из
них, Ксенофонт (430 - 355 до н. э.), является
автором первого античного педагогического
романа "Воспитание Кира". Ксенофонт
полагал, что образование должно быть
прежде всего делом государства, которому
следует воспитывать совершенных граждан.
Во главу угла нравственного воспитания
ставилось формирование чувства справедливости.
Платон (427 - 347 до н. э.). Известная
философская притча Платона о заключенных
в мрачную пещеру людях имеет не только
мировоззренческий, но и педагогический
смысл. Люди в этой пещере прикованы к
стене, на которой видят лишь отражение
сущего. Освободившись от цепей,
они могут узреть ослепительный свет истины.
Достижение знания и истины, следовательно,
- мучительный труд избавления от привычных
пут и предрассудков.
Платон предложил обширную программу
воспитания, пронизанную единой философской
мыслью, и открыл связи воспитания с общественным
устройством.
Педагогическая деятельность была органичной
частью жизни и размышлений Платона. Педагогическая
проблематика присутствует в "Диалогах"
Платона, его трактатах "Государство"
и "Законы". Основанное Платоном в
Афинах учебное заведение - Академия - просуществовало
более тысячи лет.
Педагогические суждения Платона выросли
из его философского видения человека
и мира. По Платону, земная жизнь - преходящий
этап движения человека к "истинному
бытию - неким умопостигаемым и бестелесным
идеям". Земная жизнь должна готовить
к слиянию человека с "истинным бытием".
Приобретение знаний, следовательно, является
процессом воспоминания о бестелесном
мире идей, откуда вышел и куда уйдет каждый
человек. Вот отчего столь большое значение
придавалось самопознанию.
Платон оценивал воспитание как важнейший
фундамент всей жизни человека: "В каком
направлении кто был воспитан, таким и
станет, пожалуй, весь его будущий путь".
Воспитание, по Платону, надо начинать
с раннего возраста, так как "во всяком
деле самое главное - это начало, в особенности
если это касается чего-то юного и нежного".
Платон рассматривал воспитание как могучий,
но не всесильный способ формирования
личности. Педагогическое воздействие
ограничено сложной и противоречивой
природой человека, где сплетены воедино
свет и тень, добро и зло.
Воспитатель должен учитывать такие противоречия,
готовить воспитанников к преодолению
отрицательных природных потенций. По
мысли Платона, воспитание должно обеспечить
посте пенное восхождение ученика к миру
идей. Реализовать подобное зоспитание
способен прежде всего наставник преклонных
лет, то гсть человек, стоящий на пороге
мира идей. Сделать это можно 5ыло при наличии
тесной духовной связи между наставником
учеником (что впоследствии стали именовать
"платонической «обовью").
Платон требовал разностороннего воспитания
для всех, кто его мог получить, будь то
мудрецы или воины.
В трактате "Государство", говоря
об идеалах и программе разностороннего
воспитания, Платон, по сути, развивает
афинскую педагогическую традицию, полагая,
что надлежит обеспечить "для тела гимнастику,
для души музыку". В трактате мусическое
и гимнастическое образование рассматривается
как подготовка к прохождению нового образовательного
высшего этапа. Этот этап делится на два
длительных цикла - 10 и 15 лет. Речь шла,
таким образом, о фактически пожизненном
воспитании, в программу которого включались
лишь теоретические дисциплины: риторика,
геометрия, астрономия, музыка. Идея ввода
в программу заключительного воспитания
трудовых процессов чужда Платону.
В трактате "Законы" Платон изложил
свои педагогические воззрения, особо
выделив значение социальных функций
воспитания - "сделать совершенным гражданином,
умеющим справедливо подчиняться или
начальствовать".
В идеальном обществе, которое представлено
в "Законах", руководитель дела образования
является первым лицом государства. Государство
опекает будущих матерей, заботясь, чтобы
они вели здоровый образ жизни. Платон
провозглашает принцип всеобщего обязательного
(минимум трехлетнего) обучения: "Стар
и млад должны по мере сил получить образование".
В программе он сделал попытку соединить
положительные стороны спартанского и
афинского воспитания, соблюдая при этом
"золотую середину". Особое внимание
он предлагает уделять физическому воспитанию,
в частности, посредством спортивных упражнений
и танцев.
Платон полагает, что при обучении следует
обеспечить "свободу призвания" (личные
склонности), - сегодня это именуется дифференциацией
образования сообразно призванию человека
и общественным потребностям. "Я говорю
и утверждаю, - замечал в этой связи Платон,
- что человек, желающий стать выдающимся
в каком бы то ни было деле, должен с ранних
лет упражняться... Например, кто хочет
стать хорошим земледельцем или домостроителем,
должен еще в играх либо обрабатывать
землю, либо возводить какие-то детские
сооружения. И воспитатель должен каждому
из них дать небольшие орудия - подражания
настоящим. Точно так же пусть он сообщит
им начатки необходимых знаний, например,
строителя пусть научит измерять и
пользоваться правилом, воина ездить верхом
и так далее. Пусть |он пытается направлять
вкусы и склонности детей к тому занятию,
в котором они должны впоследствии достичь
совершенства". В программу всеобщего
образования включалось обучение грамоте,
началам математики, начатки трудовой
подготовки посредством работы с "малыми
инструментами - воспроизведением настоящих".
Программа подобного обучения адресовалась
лишь свободным гражданам общества.
Весьма привлекательными выглядят у Платона
идеи игрового обучения, принцип воспитывающего
обучения ("самым важным в обучении
мы признаем надлежащее воспитание").
Хотя Платон не оставил специальных трактатов
по воспитанию, его с полным основанием
считают выдающимся мыслителем по вопросам
воспитания и обучения. Уже более двух
тысяч лет наследие Платона пользуется
особым вниманием педагогической мысли.
И это закономерно. Ведь Платон стоит у
истоков разработки обширного комплекса
проблем воспитания непреходящей теоретико-практической
значимости. Особенно велико влияние Платона
на педагогическую мысль европейской
цивилизации. Раннее христианство видело
в нем своего идеолога при осмыслении
цели воспитания. Взлет интереса к идее
разностороннего воспитания Платона наблюдался
в эпоху Возрождения. Новое звучание Платоновы
мысли об идеальном воспитании нашли в
педагогических построениях утопистов
Т. Мора, Т. Кампанеллы, К. А. Сен-Симона,
Ш. Фурье, Р. Оуэна. Своеобразная преемственность
существует между педагогическими идеями
Платона и Ж.-Ж. Руссо. "Хотите получить
представление об общественном воспитании,
прочтите... Платона", - писал Ж. -Ж. Руссо.