Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 15:29, шпаргалка

Краткое описание

1. Теория воспитывающего обучения И.Ф. Герберта
2. Воспитательная система С.Т. Шацкого.
3.Идеи развивающего обучения в педагогической теории И.Г. Песталоцци. Идея развивающего обучения – "великое открытие Песталоцци"

Вложенные файлы: 1 файл

история педагогики.docx

— 105.03 Кб (Скачать файл)

Педагогическая деятельность и взгляды Н. И. Новикова. Известный просветитель-педагог второй половины XVIII века Николай Иванович Новиков (1744-1818) воспитывался в Московском университете, где формировалось его мировоззрение а затем развернулась просветительская деятельность. Новиков возглавил общественное движение по организации независимых от царской власти народных училищ, направляя общественную инициативу на создание школ для непривилегированного населения. Он стремился помочь домашним учителям правильно поставить обучение детей и издал много учебной литературы: азбук, букварей, учебников по различным предметам. Новиков был создателем и редактором первого в России детского журнала «Детское чтение для сердца и разума», издание которого затем передал известному историку и писателю Н. М. Карамзину. Об этом журнале очень положительно впоследствии отзывался В. Г. Белинский. В своих сатирических журналах «Трутень», «Живописец» и других изданиях Новиков помещал статьи на педагогические темы, привлекая общественное внимание к вопросам воспитания. 
Вся просветительская деятельность Новикова была проникнута ненавистью к самодержавию, к крепостническому режиму и всем его порождениям, в том числе к крепостнической системе воспитания. Однако борьбу против рабства, деспотизма и произвола он вел с просветительских позиций. В просвещении Новиков видел главное средство разрешения социальных вопросов. «Причина всех заблуждений человеческих есть невежество, а совершенства - знание»,- говорил он. 
Новиков призывал к нравственному совершенствованию людей, полагая, что они станут добродетельными, если будут просвещенными и образованными, стремился примирить науку с религией и видел в религиозном воспитании составную часть нравственного воспитания детей и юношества. Но Новиков не был защитником официальной религии и господствующей церкви. Он являлся поборником веротерпимости, критиковал православное духовенство, выдвигал антиклерикальные идеи, высказал предположение, что развитие мира совершается по своим естественным законам. 
Цель воспитания, по его мнению, заключается в формировании активной добродетельной личности, направляющей свою деятельность на то, чтобы приносить пользу отечеству и своим согражданам. 
Всякий человек тем полезнее бывает государству, чем просвещеннее его разум, и Новиков настаивал на том, чтобы дать детям широкое и разностороннее умственное образование. Он считал, что образование должно не только обогащать разум детей новыми знаниями, но и развивать их способность мыслить. «Разум их должен быть не только упражняем и обогащаем разными познаниями, но и так упражняем, чтобы они мало-помалу приобретали способность исследовать и разбирать то, что они знать желают, удобно отличать истинное от ложного».

Александр Николаевич Радищев (1749-1802) – русский писатель, философ, историк, юрист, экономист, химик, врач, педагог, сторонник материализма, основатель революционного направления русской общественной мысли. Он также внес значительный вклад в развитие просвещения в России XVIII в. Родился в дворянской семье. Учился в кадетском корпусе в Петербурге, окончил Лейпцигском университете юридический факультет. Большое влияние на его мировоззрение оказали французские и русские просветители (Дени Дидро,  Жан-Жак Руссо, М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков). Работал чиновником в Сенате, был юридическим советником, управляющим Петербургской таможни. В 1783 г. написал оду "Вольность", первое свободолюбивое произведение русской поэзии. По приказу Екатерины II был арестован и заключен в Петербургскую крепость. За издание "пагубной книги" "Путешествие из Петербурга в Москву" его приговорили к смертной казни, заменили ссылкой в Сибирь на 10 лет с лишением чинов и дворянства. При Павле I писателю было разрешено поселиться в имении отца, а при Александре I он вернулся в Петербург. Работая в законодательной комиссии, он выступал с вольнодумными мыслями и радикальными требованиями в защиту крестьян. Под угрозой новых преследований А.Н. Радищев покончил с собой. 
 
Подобно Ж.-Ж. Руссо, поклонником которого был А.Н. Радищев, писатель связывал прогресс в воспитании с переустройством общества на началах справедливости и народного счастья. Он настаивал, прежде всего, на гражданском воспитании, на формировании "сынов Отечества", требовал покончить с сословностью в образовании и сделать его одинаково доступным и для дворян, и для крестьян. В трактате "О человеке, о его смертности и бессмертии" раскрыл свою материалистическую концепцию возрастного развития растущего человека и его движущих сил. Рассуждая о подготовке подрастающего поколения к жизни, к труду, Радищев отмечал, что крепость духа так же необходима в жизни, как и здоровый организм

Билет №8

1.Содержание и характер  воспитания  в  первобытном  обществе.

На первой ступени  развития первобытного общества —  в дородовом обществе — люди присваивали  готовые продукты природы и занимались охотой. Процесс добывания средств  существования был по-своему несложным  и в то же время трудоемким. Охота  на крупных зверей, тяжелая борьба с природой могли осуществляться только в условиях коллективных форм жизни, труда и потребления. Все  было общим, между членами коллектива отсутствовали социальные различия. 
Общественные отношения в первобытном обществе совпадают с кровнородственными. Разделение труда и социальных функций в нем базировалось на естественнобиологических основах, вследствие чего существовало разделение труда между мужчинами и женщинами, а также возрастное деление общественного коллектива. 
Дородовое общество делилось на три возрастные группы: дети и подростки; полноценные и полноправные участники жизни и труда; пожилые люди и старики, не имеющие уже физических сил для полноценного участия в общей жизни (на дальнейших ступенях развития первобытнообщинного строя число возрастных групп увеличивается). 
Родившийся человек сначала попадал в общую группу подрастающих и стареющих, где он возрастал в общении со сверстниками и стариками, умудренными опытом. Интересно, что латинское слово еducarе означает буквально «вытягивать», в более широком переносном значении «выращивать», соответственно русское «воспитание» имеет своим корнем «питать», его синоним «кормить», откуда «вскармливание»; в древнерусской письменности слова «воспитание» и «вскармливание» — синонимы. 
Войдя в соответствующий биологический возраст и получив некоторый опыт общения, трудовые навыки, знания правил жизни, обычаев и обрядов, человек переходил в следующую возрастную группу. С течением времени этот переход стал сопровождаться так называемыми инициациями, «посвящениями», т. е. испытаниями, во время которых проверялась подготовка молодежи к жизни: умение переносить лишения, боль, проявлять храбрость, выносливость.  
Отношения между членами одной возрастной группы и отношения с членами другой группы регулировались неписаными, нестрого выполняемыми обычаями и традициями, которые закрепляли складывающиеся социальные нормы. 
В дородовом обществе одной из движущих сил развития человека остаются еще и биологические механизмы естественного отбора и приспособления к среде. Но по мере развития общества складывающиеся в нем социальные закономерности начинают играть все большую роль, постепенно занимая главенствующее место. 
В первобытном обществе ребенок воспитывался и обучался в процессе своей жизнедеятельности, участия в делах взрослых, в повседневном общении с ними. Он не столько готовился к жизни, как это стало позже, сколько прямо включался в доступную для него деятельность, вместе со старшими и под их руководством приучался к коллективному труду и быту. Все в этом обществе было коллективным. Дети тоже принадлежали всему роду, сначала материнскому, затем отцовскому. В труде и повседневном общении со взрослыми дети и подростки усваивали необходимые жизненные навыки и трудовые умения, знакомились с обычаями, учились выполнять обряды, сопровождавшие жизнь первобытных людей, и все свои обязанности, полностью подчинять себя интересам рода, требованиям старших. 
Мальчики участвовали вместе со взрослыми мужчинами в охоте и рыбной ловле, в изготовлении оружия; девочки под руководством женщин собирали и выращивали урожай, готовили пищу, делали посуду и одежду. 
На последних этапах развития матриархата появились первые учреждения для жизни и воспитания подрастающих людей—дома молодежи, отдельные для мальчиков и девочек, где под руководством старейшин рода они готовились к жизни, труду, «посвящениям». 
На стадии патриархальной родовой общины появились скотоводство, земледелие, ремесло. В связи с развитием производительных сил и расширением трудового опыта людей усложнялось и воспитание, которое приобрело более многосторонний и планомерный характер. Дети приучались к уходу за животными, земледелию, ремеслу. Когда возникла необходимость в более организованном воспитании, родовая община поручала воспитание подрастающего поколения наиболее опытным людям. Наряду с вооружением детей трудовыми умениями и навыками они знакомили их с правилами зародившегося религиозного культа, преданиями, обучали письму. Сказания, игры и танцы, музыка и песни, все народное устное творчество играло огромную роль в воспитании нравов, поведения, определенных черт характера. 
В результате дальнейшего развития родовая община стала «самоуправляющейся, вооруженной организацией» (Ф. Энгельс). Появились зачатки военного воспитания: мальчики учились стрелять из лука, пользоваться копьем, ездить верхом и т. д. В возрастных группах появилась четкая внутренняя организация, выделились вожаки, усложнилась программа «посвящений», к которым готовили молодежь специально выделенные старейшины рода. Стало уделяться больше внимания усвоению начатков знаний, а с появлением письменности и письму. 
Осуществление воспитания особыми людьми, выделенными родовой общиной, расширение и усложнение его содержания и программы испытаний, которыми оно завершалось, — все это свидетельствовало о том, что в условиях родового строя воспитание начало выделяться как особая форма общественной деятельности.

2. Создание государственной системы начального, среднего и высшего образования в России в XIX в. (уставы 1804, 1828 гг.).

Следующим важным моментом в развитии народного образования становится принятие "Устава учебных заведений, подведомым университетам" в 1804г.

Особенностью нового Устава явилось  то, что подготовлен он был ведомством, специально созданным для руководства  народным образованием - Министерством  народного просвещения, начавшего  свою деятельность с 1802 года. Для руководства  на местах создаются специальные  губернские органы - дирекции народных училищ.

Устав 1804 года определил новую систему  образования:

училища приходские в городах и  селах (1 год обучения);

училища уездные (два года обучения);

училища губернские или гимназии в  губернских центрах (4 года обучения);

университеты.

В соответствии с новым уставом  главное народное училище в Петрозаводске  было преобразовано в гимназию, однако произошло это позже, в 1808 году. Из двух старших классов училища  была образована гимназия, а два  младших составили уездное училище (по Уставу 1804г.).

Первоначально в курс гимназии входили: 1) математика чистая и прикладная и  общая физика; 2) история (при ней  мифология и древности), география  и статистика; 3) философия (логика, всеобщая грамматика, психология, нравоучение), изящные науки (эстетика и риторика), политические науки (политическая экономия, право естественное и народное); 4) естественная история (начальные  основы науки, относящиеся к торговле и технологии); 5) языки (немецкий и французский); 6) рисование.

Уже по расписанию 1819г. гимназический  курс подвергся изменениям. По новому расписанию преподавались: чтение из Священного Писания, география, история, статистика, логика, риторика, языки (греческий, латинский, немецкий и французский), чистая математика, начала механики, опытная физика, естественная история и рисование.

В августе 1804г. должность директора  народных училищ Олонецкой губернии занял надворный советник Аврам Егорович Крылов (местный уроженец из духовного звания, выпускник Александро - Невской духовной академии). В том же году он объехал губернию и подготовил к открытию ряд сельских школ. В 1805-1806 гг. организовано было 20 школ в сельской местности.

Всего учащихся в главном народном училище, в трех малых и 18 сельских было в 1805г. 324 мальчика и 8 девочек. В 1806 г. количество учащихся несколько возросло - стало на две сельские школы  больше - 420 мальчиков и 23 девочки.

К сожалению, в 1806г. А.Е.Крылов умер от чахотки и уже на следующий год три из открытых им сельских школ прекратили свое существование. Через семь лет осталось только 5 школ, а в 1823г. закрылись все школы, основанные А.Е.Крыловым в деревнях.

Количество образовательных учреждений в начале XIXв. в губернии росло медленно. По сведениям Н.К.Чукова в 1802г. открываются уездные и приходские училища при Каргопольском Спасском монастыре, при Александро-Свирском монастыре, в 1806г. в Петрозаводске и Вытегре. В 1808г. малые народные училища в Олонце, Вытегре и Каргополе преобразованы в уездные по Уставу 1804г.

В первой четверти XIX века практически  не получает развития сельская школа  и основная масса населения не имеет возможности получить даже элементарное образование.

УСТАВ 1828 ГОДА, 

В 1828 году в царствование Николая I был принят новый "Устав гимназий и училищ". Положительными моментами  в новом Уставе были: увеличение сроков обучения - курс обучения в уездных  училищах возрастал до трех лет, а  в гимназиях до семи, увеличение окладов содержания и улучшение  положения о пенсиях для учителей.

Намечаются и серьезные отступления  от принципов, заложенных в 1786 и 1804гг. Известный  деятель того времени адмирал  А.С. Шишков указывает: "Приходские училища  должны у нас существовать преимущественно  для крестьян, мещан и промышленников низших классов. Уездные - для купечества, обер-офицерских детей и дворян, не лишая, впрочем, права учиться  в них и людей низшего звания, особенно приготовляющихся в университеты или в ученое звание". Иными  словами образование становится сословным.

В 1829 году в Петрозаводске открылась  духовная семинария, роль которой в  развитии образования в крае, в  подготовке учителей исключительно  велика.

В 1836 году Священный Синод издал  специальный Указ, в котором духовенству  разъяснялись правила "о первоначальном обучении поселянских детей". В 1838 году новому министерству государственных имуществ предписано организовывать приходские училища для мальчиков в "казенных" селениях и разрешено отдавать мальчиков на обучение священникам.

Царствование Николая I связано  с усилением борьбы против церковного раскола, в связи с чем православная церковь усиленно заботилась об открытии училищ в целях борьбы с расколом.

В 1830-е - начале 40-х гг. происходит рост школ, который знаменует постепенный  сдвиг в этом деле. В 1836 году открыты  приходские училища в Пудоже и  Повенце, а в 1837г. в Сумском Посаде (Кемский уезд Архангельской губернии).

Н.К. Чуков приводит следующую статистику на 1838г.: " … в Олонецкой губернии существовали: 1 гимназия, 1 семинария, 7 уездных и 12 приходских училищ, 18 сельских училищ ведомства государственных имуществ, 1 - удельного ведомства, 160 училищ епархиального ведомства, открытых для первоначального обучения грамоте детей в селениях при приходских церквах, кроме того, две частные школы".

В конце 1820-х гг. возникает новый  тип учебных заведений - училища  для детей канцелярских служителей. Их задача: готовить низший персонал для  государственных учреждений. Первое такое училище открыто в Петрозаводске  в июле 1829г.

Необходимость подготовки грамотных  мастеровых побудила начальство Александровского завода открыть училище для детей  мастеровых в 1831г.

Одним из первых специальных учебных  заведений, открытых на территории нынешней Карелии, стала шкиперская школа, открытая в Кеми в 1841г. и предназначенная  для подготовки мореходов для  плавания по Белому и другим северным морям. Однако Кемь в этот период входит в состав Архангельской губернии. По губернии Олонецкой к 1853г. мы имеем всего 1729 учащихся, из которых в губернской гимназии обучается 99, в уездных училищах 200, в приходских городских училищах 407, в частных школах 33 и в сельских приходских училищах 999 учащихся.

Соотношение учащихся к прочим жителям  губернии: 1:156 (соответственно в Санкт-Петербургской  губернии: 1:43, в Архангельской: 1:152).

Однако мы замечаем новые тенденции: и церковь, и правительство, и  население осознает необходимость  улучшения положения в народном образовании, во-вторых: растет, хотя и  медленно, количество школ и учащихся; в третьих: появляются новые специальные  учебные заведения.

 

Билет №  9

1.Воспитание, образование  и педагогическая мысль в древнем  мире.

 

2. Педагогические взгляды  и деятельность Н.И. Пирогова.

Педагогическая деятельность Н. И. Пирогова.

Николай Иванович Пирогов (1810—1881) родился в Москве. По окончании  Московского университета (медицинский  факультет) он подготовлялся в Дерпте (г. Тарту) к профессуре и после  защиты диссертации на степень доктора  медицины в течение двух лет занимался  в Германии усовершенствованием  своих знаний.

B возрасте 26 лет он стал профессором хирургии сначала в Дерптском университете, а затем в Медико-хирургической академии в Петербурге.

В 1854 году во время осады  Севастополя Пирогов по его личной просьбе был направлен на фронт  во главе с организованной им общиной  «сестер милосердия».

Здесь, на театре военных  действий, Пирогов отдавал все  свои силы лечению раненых воинов. Им было произведено несколько тысяч  операций. Его теоретические работы по хирургии и практическая деятельность в качестве хирурга заслуженно принесли ему славу великого ученого, отца военно-полевой хирургии.

В 1856 году появилась статья Пирогова «Вопросы жизни», освещавшая важные вопросы воспитания. Она обратила на себя внимание общественности передовыми идеями об общечеловеческом воспитании, сделала имя автора широко известным.

В 1856 году Пирогов был  назначен попечителем Одесского  учебного округа. Александр II отрицательно относился к Пирогову, считая его  «красным» (хотя он был только либералом), но, назначая его на этот пост, хотел  создать видимость заботы царского правительства о народном образовании. В течение двухлетнего управления Одесским учебным округом Пирогов  стремился поднять значение педагогических советов гимназий, внушал директорам и учителям учебных заведений  мысль о необходимости гуманного  отношения к детям, подготовил открытие университета в Одессе. Либеральная  деятельность его в качестве попечителя учебного округа вызвала у одесского  генерал-губернатора подозрение в  свободомыслии и подрыве авторитета властей. Пирогов был переведен  в Киев на должность попечителя Киевского  учебного округа. Здесь он продолжал  улучшать работу школ, рекомендовал учителям посещать уроки друг друга, поощрял  методические искания учителей, ввел в практику гимназий внеклассные  литературные беседы, способствовал  открытию в Киеве одной из первых в России воскресных школ для взрослых.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"