Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 15:29, шпаргалка
1. Теория воспитывающего обучения И.Ф. Герберта
2. Воспитательная система С.Т. Шацкого.
3.Идеи развивающего обучения в педагогической теории И.Г. Песталоцци. Идея развивающего обучения – "великое открытие Песталоцци"
2. Педагогическая деятельность великого русского педагога К.Д. Ушинский.
Билет №12
1.Идеи Аристотеля
о всестороннем развитии
Ближайший ученик Платона Аристотель в своих педагогических трудах развил идеи учителя, но вместе с тем во много занял противоположную точку зрения («Платон мне друг, но истина дороже»). Он создал в Афинах учебное заведение «Ликей», которым руководил 12 лет. Ликей – символ всей последующей деятельности Аристотеля. Он полагал, что человек обладает одновременно душой растительной, и нуждается в питании и обречена на разложение, душой животной (чувства, ощущения) и душой разумной – чистой, бесплотной, универсальной и бессмертной. Наиболее системно он изложил свои взгляды на воспитание в трактате «Политика».
Аристотель придавал
первостепенное значение государственному
воспитанию. Он допускал домашнее воспитание
до 7-го возраста под присмотром отца.
Однако, настаивал о необходимости государственного
контроля за домашним воспитанием (педономы).
Воспитанием с 7-го возраста должно было
заниматься государство. Идеи Аристотеля о
2. Идеи народности в педагогической системе К.Д. Ушинского.
В основе педагогической системы Ушинского
лежит идея народности. «Есть одна
только общая для всех прирожденная
наклонность, на которую всегда может
рассчитывать воспитание: это то, что
мы называем народностью... воспитание,
созданное самим народом и
основанное на народных началах, имеет
ту воспитательную силу, которой нет
в самых лучших ситемах, основанных на
абстрактных идеях или заимствованных
у другого народа... Всякая живая историческая
народность есть самое прекрасное создание
божие на земле, и воспитанию остается
только черпать из этого богатого и чистого
источника», - писал Ушинский в статье
«О народности в общественном воспитании»
(1857).
Под народностью Ушинский понимал своеобразие
каждого народа, обусловленное его историческим
развитием, географическими, природными
условиями.
В статье «О народности в общественном
воспитании» он начинает поэтому анализ
воспитания в духе народности с характеристики
тех черт, которые исторически сложились
у различных народов. Ушинский дает меткую
характеристику и глубокий анализ французского,
английского, немецкого и американского
воспитания. Особенно подробно он останавливается
на критике реакционной немецкой педагогики
того времени, на которую ориентировался
царизм. Ушинский доказывал крайнюю нецелесообразность
механического перенесения этой педагогики
на русскую почву.
К. Д. Ушинский подчеркивает, что одной
из характерных черт воспитания русского
народа является развитие у детей патриотизма,
глубокой любви к родине. Поскольку лучшим
выражением народности, по его мнению,
является родной язык, в основу обучения
русских детей должен быть положен русский
язык; обучение в начальной школе должно
также хорошо ознакомить детей с русской
историей, географией России, с ее природой.
К. Д. Ушинский указывал, что русский народ
проявлял и проявляет большую любовь к
родине, доказав ее подвигами в борьбе
с польскими интервентами в начале XVII
века, в Отечественной войне 1812 года, в
Крымской кампании 1853-1855 годов. Однако
это чувство, «пробуждающееся по временам
с истинно львиной силой», по мнению Ушинского,
вспыхивает у некоторых людей лишь порывами,
когда родине угрожает опасность. Основанное
на народности воспитание должно приучить
проявлять этот патриотизм всегда, повседневно,
при исполнении гражданами своего общественного
долга.
Это воспитание призвано развить у детей
чувство национальной гордости, чуждое,
однако, шовинизму и сочетающееся с уважением
к другим народам. Оно должно воспитать
у детей чувство долга перед родиной, приучить
их всегда ставить оощие интересы выше
личных.
Ушинскому была свойственна неиссякаемая
вера в творческие силы русского народа.
Благодаря своей мощи, отваге, стойкости
русский народ выдержал монголо-татарское
иго и избавил от нашествия монголо-татарских
полчищ Западную Европу; неоднократно
спасал он независимость родины от посягательств
иноземных врагов. Ушинский писал, что
сам народ создал «тот глубокий язык, глубины
которого мы и до сих пор еще не могли измерить;
что этот простой народ создал ту поэзию,
которая спасла нас от забавного детского
лепета, на котором мы подражали иностранцам;
что именно из народных источников мы
обновили всю нашу литературу и сделали
ее достойной этого имени».
Русская музыка и живопись, русская философия
также черпали многое из народного творчества:
из «серой, невежественной, грубой массы
льется чудная народная песнь, из которой
почерпают свое вдохновение и поэт, и художник,
и музыкант; слышится меткое, глубокое
слово, в которое... вдумываются филолог
и философ и приходят в изумление от глубины
и истины этого слова...».
Билет №13
1.Образование и воспитание в средние века в Западной Европе.
ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В СРЕДНИЕ ВЕКА В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ
Огромное влияние на развитие образования
в Средневековье оказала
При монастырях существовали монастырские
школы, при церквях — приходские школы.
Прежде всего они готовили духовных лиц
для занятия низших церковных должностей,
"но с течением времени в этих школах
стали также учиться и те, кто не собирался
быть служителем церкви. Учителя — монахи
или священники — воспитывали учащихся
мальчиков в духе христианской религии
нравственности, учили их. читать и писать
на чуждом для них латинском языке, на
котором велось католическое богослужение.
Дети зазубривали молитвы, учились церковному
пению, счету. Обучение латинской грамоте
в средневековой школе велось буквослагательным
методом, рассчитанным исключительно
на механическое запоминание, часто даже
без понимания того, что заучивается. Процесс
обучения был крайне трудным и длительным.
За неуспеваемость и малейшее нарушение
дисциплины учеников подвергали тяжелым
физическим наказаниям.
При соборах, при кафедре епископа, были кафедральные,
или соборные школы, которые посещали, как правило, дети
дворян и именитых граждан. Постепенно
эти школы стали давать учащимся повышенное образовани
Светские феодалы (рыцари) получали иное
воспитание и образование, заключавшееся
в овладении семью “рыцарскими добродетелями”:
умением ездить верхом, плавать, фехтовать,
владеть мечом, щитом и копьем, охотиться,
играть в шахматы, слагать и петь стихи
в честь своего сюзерена и дамы сердца.
Уметь читать и писать было необязательно.
Необходимые знания будущий рыцарь приобретал
при дворе сюзерена, где с 7 до 14 лет был
пажом при жене феодала, а затем с 14 лет
до 21 года оруженосцем своего господина,
сопровождал его в военных походах и на
охоте. На 21-м году жизни юношу посвящали
в рыцари, что сопровождалось особой торжественной
церемонией.
Дочери феодалов получали образование
дома и в женских монастырях, где их воспитывали,
в религиозном духе, обучали чтению, письму
и рукоделию.
К XII—XIII вв. развитие ремесел, торговли
и рост городов в Западной Европе способствовали
возникновению городской, преимущественно
светской, культуры. Горожане, боровшиеся
с феодальным гнетом, выступали и против
католической церкви. В городах ремесленники
открывали для своих детей цеховые
школы, а купцы — гильдейские школы. В этих школах, созданных городским
населением, а не церковью, основное внимание
уделялось счету, чтению и письму на родном
языке.
2. Дидактические взгляды К.Д. Ушинского
Ушинский считал что педагогика
– это искусство воспитания. Считал,
что ни политика, ни медицина, ни педагогика
не могут называться науками. Т.к. главная
задача педагогики – выработка
В педагогическом наследии Ушинского особое место занимает дидактика, т.е. та часть педагогики, которая устанавливает принципы и закономерность обучения и отвечает на вопрос: чему учить и как учить? Дидактические взгляды Ушинского отличаются большой глубиной и оригинальностью. Он более основательно, в сравнении с другими своими зарубежными предшественниками, разработал психологические основы обучения – дал ценные указания по использованию внимания детей в процессе обучения, по построению учебного процесса с учетом возрастных этапов развития детей и их психологических особенностей. Опираясь на такие принципы как сознательность и прочность усвоения знаний, посильность, последовательность, активность, им были детально разработаны методика повторения учебного материала, формирования у детей общих представлений и понятий на основе наглядности, методика одновременного развития мышления и речи детей.
Следуя принципу развивающего обучения ведущему начало еще от И.Ф.Гербарта, Я.А.Коменского, он был против разделения функции воспитания и обучения, справедливо указывая на единство двух этих начал в воспитании гармонично развитой личности.
Обучение решает двоякую задачу
– образовательную и
Главной формой организации обучения для обеспечения единства воспитания, образования и развития К.Д.Ушинский считал урок – важнейший элемент классно-урочной системы обучения, основой которой является класс с твердым составом учащихся, твердое расписание классных занятий, сочетание фронтальных форм обучения с индивидуальными при ведущей роли учителя в ходе урока.
В целом К.Д.Ушинский разработал классическое учение об уроке, определив его организационное строение, установив его отдельные виды.
Безусловно новыми в дидактических исканиях К.Д.Ушинского стала его разработка проблем начального обучения. Чему было посвящено большое количество статей. Им были составлены учебные книги для начальных классов «Родное слово», «Детский мир». На этих книгах воспитывались многие поколения детей. Книга «Родное слово» выдержала 167 изданий.
Билет №14.
1.Школа и педагогическая мысль эпохи Возрождения.
В европейской культуре постепенно складывается новый взгляд на мир и человека, отличающихся от средневекового религиозно-догматического. Самые передовые мыслители провозгласили тогда идеи гуманизма, а человека признали тогда высшей ценностью на земле. Началась эпоха названная Возрождением, что означало восстановление утраченных ценностей античного мира, новое открытие античных достижений.
Это время великих изобретений и открытий, развития культуры, науки, образования.
Возникнув в Италии, идеи Возрождения проникают вначале во Францию, затем в другие западноевропейские страны. Педагоги-просветители эпохи Возрождения подвергли критике пороки воспитания и определили новый гуманный принцип воспитания Витторино да Фельтре (XVB.). Учебно-воспитательное учреждение, названное «Дом радости», которым руководил этот педагог, стремилось развить «ум, тело и сердце». Главными предметами программы была классические языки, литература. Изучались логика, математика, живопись, музыка. Воспитанники много упражнялись физически. Обучались совместно мальчики и девочки, что было нововведением. Телесных наказаний не было, порядок поддерживался с помощью надзора и личного примера воспитателей. Большое внимание уделялось религиозному воспитанию. В школе занимались 80 воспитанников. Это были дети аристократов и одаренные дети.
Франсуа Рабле (1494-1553) - французский писатель, в своем романе «Гаргаятюа и Пантагрюэль» критикует воспитание того времени и представляет идеал гуманистического воспитания, заключающегося в заботе о подготовке к жизни сильного физически, образованного и хорошо воспитанного человека.
Эразм Роттердамский (1469-1536) жил в Голландии, в Париже, в Англии. Провозгласив природное равенство людей, он в своих педагогических сочинениях заявил о необходимости развития активности и врожденных способностей ребенка через трудовую деятельность, призывал учитывать силы и возможности ребенка в обучении, заинтересовывать его учением.
Томазо Кампанелла (1568-1639) - итальянский философ-мыслитель написал трактат-утопию «Город Солнца», где дал образец общества, основанного на равенстве. В трактовке описаны те педагогические принципы, на которых строится воспитание: изучение наук, истории, традиций и обычаев; занятия искусством, ремеслами, общественно-полезным трудом; физическое развитие путем занятий гимнастикой, бегом, играми.
Томос Мор (1478-1535) — английский мыслитель, в своем труде «Остров Утопия» изложил свои взгляды на воспитание. Первостепенной задачей он считал воспитание высокой нравственности, в духе той морали, которая отвечает интересам общества и каждого человека. Скромность, добродетель, трудолюбие, доброта - воспитание, нравственные черты, отличающие гармонию развитого человека. Государственные школы признаны развивать в учениках духовные силы, предоставив возможность заниматься науками, искусствами, соединив обучение с трудом. Обучать нужно на родном языке, обучать нужно всех: и мальчиков, и девочек.
Итак, главными идеями педагогов гуманистов являлись: забота о гармоничном развитии ребенка, основанном на его активности, стремлении к нравственному, физическому, умственному совершенствованию детей, любовь к детям, отказ от физических наказаний, приобщение к труду.
2. История татарской национальной школы
C IX века в Булгарском государстве особое развитие получила сеть школ и медресе. В 1860 году в Казанской губернии насчитывалось 814 школ и медресе. На улице Рабочей (Эш урамы) была расположена медресе, а затем первая советская школа. В ней училось 50 учеников. В медресе во время урока присутствовали учитель мугаллим и казый, устанавливающий порядок. В XIX веке в медресе обучались только мальчики – шакирды, а девочек обучала дома абыстай. В 1815 году была открыта медресе «Амирхания», ее руководителем был отец Ф.Амирхана Зариф Амирхан. В экспозиции представлен табель успеваемости одного из учеников этого медресе.
Уже в то время
широкое развитие получили
В Ново-Татарской слободе в здании медресе в 1917 г. была открыта татарская начальная школа. Там работали 2 учителя, обучались около 50 учащихся. Ее первым учителем был Вафа Бахтияров. Он современник Ф. Амирхана и Г. Тукая. В витрине представлены тетрадь ученика данной школы, а на стенде вы можете видеть табель ученика.
В 1919 году была
организована школа II-ступени,
В 1960 году школа
получила современное
В 1961 году 35ая школа
преобразована в татарскую
В 1961 году школа
стала опорной Татарского