Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 23:11, шпаргалка

Краткое описание

1. ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИКИ
Несмотря на многочисленные разработки, в трактовке педагогики как науки среди специалистов до сих пор нет единства.
Греческим словом пейдагогос (pais - дитя, ауо - веду) первоначально называли раба, которому аристократы поручали присматривать за детьми, играть с ними, сопровождать их в школу. В последствии педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием детей. От этого слова и произошло название науки о воспитании - педагогика. Из Древней Греции происходят и многие другие педагогические термины.

Вложенные файлы: 1 файл

ПЕДАГОГИКА ШПАРГАЛКА.doc

— 946.00 Кб (Скачать файл)

          Специальным видом является комплексная проверка.

 С ее помощью диагностируется способность обучаемых применять полученные при изучении различных учебных предметов знания, умения для решения практических задач (проблем).

          Учитель должен сознательно стремиться к объективной и реальной оценке выполненной учащимися работы. Необходимо объяснять учащимся, какая, почему и за что выставляется оценка.

 

 

 

46. ТЕСТИРОВАНИЕ ОБУЧЕННОСТИ

          Тест обученности - это совокупность заданий, сориентированных на определение (измерение) уровня (степени) усвоения определенных аспектов (частей) содержания обучения.

           Требования к составлению тестов обученности:

  • краткосрочность (тест не должен требовать больших затрат времени);
  • однозначность (не должно быть произвольного толкования тестового задания);
  • правильность (исключение возможности формулирования многозначных ответов);
  • краткость (требование сжатых ответов);
  • информационность (тесты должны обеспечивать возможность соотнесения количественной оценки за выполнение теста с порядковой или даже интервальной шкалой измерений);
  • удобство (пригодность для быстрой математической обработки результатов);
  • стандартность (пригодность для широкого практического использования - измерения уровня обученности возможно более широких контингентов обучаемых, овладевающих одинаковым объемом знаний на одном и том же уровне обучения).

         Классификации тестов по различным аспектам (компонентам) развития и формирования человеческих качеств:

  1. Тесты общих умственных способностей, умственного развития.
  2. Тесты специальных способностей в различных областях деятельности.
  3. Тесты обученности, успеваемости, академических достижений.
  4. Тесты для определения отдельных качеств (черт) личности (памяти, мышления, характера и др ).
  5. Тесты для определения уровня воспитанности (сформированности общечеловеческих, нравственных, социальных и других качеств).

 Важнейшими критериями диагностических тестов обученности являются действенность (валидность, показательность), надежность (вероятность, правильность), дифференцированность (различимость).

          Действенность теста по своему содержанию близка к требованию полноты, всесторонности проверки, пропорционального представления всех элементов изучаемых знаний, умений. Условия действенности теста:

  • четкая и ясная постановка вопросу в пределах освоенных знаний;
  • правильно выбранные статистические методы. Величина 0.7 0,9 свидетельствует о высокой действенности тестов обученности. При коэффициенте корреляции 0,45 0,55 действенность теста считается удовлетворительной, при более низких значениях она считается неудовлетворительной.
  • стабильность, устойчивость показателей при повторных измерениях с помощью того же теста или его равноценного заменителя. Грамотно составленные и апробированные тесты обученности достигают коэффициент надежности 0.9. Надежность теста повышается при увеличении количества тестовых заданий.
  • дифференцированность (различимость) теста связана с использованием таких тестов, где нужно выбирать правильный ответ из нескольких возможных альтернатив. Если коэффициент корреляции между ответами на конкретные задания и на тест в целом больше 0,5, то дифференцированности теста достаточна;
  • эффективность теста. Тест, обеспечивающий при прочих равных условиях большее количество ответов за единицу времени, считается более эффективным.

          Правила подготовки материалов для тестового контроля:

  1. Нельзя включать ответы, неправильность которых на момент тестирования не может быть обоснована учащимися.
  2. Неправильные ответы должны конструироваться на основе типичных ошибок и должны быть правдоподобными.
  3. Правильные ответы среди всех предлагаемых ответов должны размещаться в случайном порядке.
  4. Вопросы не должны повторять формулировок учебника.
  5. Ответы на одни вопросы не должны быть подсказками для ответов на другие.
  6. Вопросы не должны содержать «ловушек».

          Тесты обученности применяются на всех этапах

дидактического процесса. С их помощью эффективно обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости, академических достижений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

47. ВИДЫ ОБУЧЕНИЯ

          В современной школе используется 3 вида обучения: объяснительно-иллюстративное (ОИ), называемое также традиционным, сообщающим или конвенциональным (обычным); проблемное (ПбО); программированное (ПО) и развившееся на его основе компьютерное или компьютеризованное обучение (КО).

          Объяснительно-иллюстративное обучение.

 Главные методы такого обучения - объяснение в сочетании с наглядностью. Ведущие виды деятельности учащихся - слушание и запоминание. Главные требования и основной критерий эффективности - безошибочное воспроизведение изученного. Преимущества объяснительно-иллюстративного обучения: экономит время; облегчает учащимся понимание сложных знаний; обеспечивает эффективное управление процессом. Недостатки: преподнесение «готовых» знаний, незначительные возможности индивидуализации и дифференциации учебного процесса.

          Проблемное обучение – один из видов обучения, основанных на использовании эвристических методов. Цель - развитие эвристических умений в процессе разрешения проблемных ситуаций, которые могут носить как практический, так и теоретико-познавательный характер. В поисковый процесс вовлекаются и тем самым активизируются знания и аналитические умения, имеющиеся у обучаемых. Учебная проблема, которая вводится в момент возникновения проблемной ситуации, должна быть достаточно трудной, но посильной для учащихся. Этапы разрешения проблемы: введение и осознание учебной проблемы; анализ имеющихся знаний поданному вопросу, выяснение их недостаточности, включение в поиск недостающей информации, приобретение различными способами необходимых для решения проблемы знаний; проверка полученных результатов. Преимущества ПбО: самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности, высокий интерес к учебному труду, развитие продуктивного мышления, прочные и действенные результаты обучения. Недостатки: слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся, большие затраты времени на достижение запроектированных целей.

          Программированное обучение - система последовательных действия (операций), выполнение которых ведет к заранее запланированному результату. Основная цель ПО - улучшение управления учебным процессом. Особенности ПО:

  • учебный материал разделяется на отдельные порции (дозы);
  • учебный процесс состоит из последовательных шагов, содержащих порцию знаний и мыслительных действий по их усвоению;
  • каждый шаг завершается контролем (вопросом, заданием и т.д.);
  • при правильном выполнении контрольных заданий учащийся получает новую порцию материала и выполняет следующий шаг обучения;

при неправильном ответе учащийся получает помощь и дополнительные разъяснения;

  • каждый учащийся работает самостоятельно и овладевает учебным материалом в посильном для него темпе;
  • результаты выполнения всех контрольных заданий фиксируются, они становятся известными как самим учащимся (внутренняя обратная связь), так и педагогу (внешняя обратная связь);
  • педагог выступает организатором обучения и помощником (консультантом) при затруднениях, осуществляет индивидуальный подход;
  • в учебном процессе, широкое применение находят специфические средства ПО (программированные учебные пособия, тренажеры, контролирующие устройства, обучающие машины).

        Бурный прогресс в области развития персональных электронно-вычислительных машин (ПЭВМ) вывели педагогов на новую технологию компьютерного (компьютеризованного) обучения, которой, судя по всему, предстоит сыграть важную роль в преобразовании учебно- воспитательного процесса.

          Качество компьютерного обучения обусловливается 2 основными факторами: качеством обучающих программ; качеством вычислительной техники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

48. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ  ОБУЧЕНИЯ

          Формы организации обучения (организационные формы) - это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем.

          Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям:

          По количеству учащихся: массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные формы обучения.

          По месту учебы: школьные и внешкольные формы.

          Школьные формы обучения школьные занятия (уроки), работа в мастерских, на пришкольном опытном участке, в лаборатории и т.п.

          Внешкольные формы обучения: домашняя самостоятельная работа, экскурсия, занятия на предприятиях и т.п.

          По длительности времени обучения различают: классный урок (45 минут), спаренное занятие (90 мин ); спаренное укороченное занятие (70 мин.); уроки произвольной продолжительности.

          История развития школы знает различные системы обучения, в которых преимущество отдавалось тем или иным формам организации: индивидуально-групповой (в школах средневековья), взаимного обучения (оелланкастерская система в Англии), дифференцированного обучения по способностям учащихся (мангеймская система), бригадное обучение (существовавшее в 20-е гг. в советской школе), американский «план Трампа», согласно которому 40% времени учащиеся проводили в больших группах (100-150 человек), 20% - в малых (10-15 учащихся) и 40% времени отводилось на самостоятельную работу

          Наибольшее распространение как в нашей стране, так и за рубежом получила классно-урочная система обучения, возникшая в XVII в и развивающаяся уже более трех столетий Ее контуры очертил немецкий педагог И. Штурм, а разработал теоретические основы и воплотил в практическую технологию Я.А. Коменский.

          Существуют также вспомогательные формы организации учебной работы, т е. разнообразные занятия, дополняющие и развивающие классно-урочную деятельность учащихся. К ним относятся:

          Лекция (модификация урока передачи-усвоения новых знаний: изложение учебного материала распределяется на два учебных часа, чем обеспечивается рассмотрение крупной темы в единстве всех ее компонентов) побуждает школьников к целостному осмыслению фактов в их логической взаимосвязи.

          Семинар может быть посвящен обсуждению результатов самостоятельного изучения учащимися той или иной учебной темы. Учитель обеспечивает готовность школьников к такой деятельности, инструктирует их по работе со справочной литературой.

          Предметные кружки, предлагаемые школой, отличаются большим разнообразием как по направленности, так и по содержанию, методам работы, времени обучения и т. д. Работа учащихся в предметных кружках активизирует учебный процесс, способствует повышению качества обучения.

          Экскурсия. Чтобы успешно провести экскурсию, учитель должен всесторонне подготовиться: предварительно ознакомиться с объектом и маршрутом, разработать детальный план, организовать учащихся на выполнение предстоящих задач. Экскурсия может быть фронтальной, групповой или микрогрупповой (бригадной). Выбор ее организационной формы обусловливается целью, особенностями объекта На заключительном этапе экскурсии подводятся итоги.

          Факультативы и курсы по выбору разрабатываются с учетом пожеланий и интересов школьников, их родителей, а также исходя из общественных потребностей и возможностей школы. Факультативные занятия должны проводиться в тесной связи с уроками по обязательным и общеобразовательным предметам.

Консультация, учебная беседа, в которой вопросы задают преимущественно учащиеся. В процессе консультации учитель направляет деятельность учащихся так. чтобы они самостоятельно приходили к правильному пониманию того или иного вопроса.

          Дополнительная работа с учащимися. Прежде чем начинать дополнительные занятия, важно узнать причину и характер отставания ученика, чтобы правильно наметить формы работы и ее объем. Дополнительные занятия могут носить как добровольный, так и обязательный характер.

          В последнее время широко распространена т.н. индивидуальная форма обучения. Это такое обучение, когда учитель обучает каждого ученика отдельно, ориентируясь на его индивидуальный темп усвоения учебного материала и его способности. Преимущество такой формы обучения в том, что учитель имеет непосредственный контакт с учеником и всегда может исправить ошибки и отметить успехи.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"