Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 23:11, шпаргалка

Краткое описание

1. ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИКИ
Несмотря на многочисленные разработки, в трактовке педагогики как науки среди специалистов до сих пор нет единства.
Греческим словом пейдагогос (pais - дитя, ауо - веду) первоначально называли раба, которому аристократы поручали присматривать за детьми, играть с ними, сопровождать их в школу. В последствии педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием детей. От этого слова и произошло название науки о воспитании - педагогика. Из Древней Греции происходят и многие другие педагогические термины.

Вложенные файлы: 1 файл

ПЕДАГОГИКА ШПАРГАЛКА.doc

— 946.00 Кб (Скачать файл)

          Структура урока обобщения, или повторения: организация начала урока; постановка цели и задач урока; обобщение и систематизация учебного материала; итоги урока и задание на дом. Особенность и сложность проведения этого типа урока в том, чтобы точно определить границы учебного материала, умело выделить основные идеи, понятия, правила, положения, подобрать соответствующие упражнения. При повторении усиливается внимание к воспитывающей стороне урока. Учебный материал здесь в большей степени связан с интересными фактами; событиями, впечатлениями. Одна из особенностей систематизации и обобщения состоит в том, что учитель сам объясняет мало, он преимущественно руководит познавательной деятельностью учащихся.

           Структура комбинированного урока: организация начала урока; проверка домашнего задания; постановка цели и задач урока; объяснение нового материала; закрепление, повторение; итоги урока и задание на дом. Этот тип урока представляет собой комбинацию всех элементов. Каждая часть имеет равноценное значение среди других. В комбинированном уроке объяснению также уделяется большое внимание. Однако и другие части урока имеют не менее важное значение. Например, проверка домашнего задания обычно выполняется как самостоятельный элемент структуры, который иногда трудно связать непосредственно с изучением нового. Закрепление, или повторение, а также проверка знаний являются относительно самостоятельными частями урока. Такое сочетание разнообразных форм работы на одном уроке характерно для начальных классов.

          Структура контрольного урока: объяснение цели проверки и инструкция об организации работы; ознакомление с содержанием контрольного задания и способами его выполнения; самостоятельная работа учащихся; предварительное подведение итогов урока. Начало урока состоит в инструкции и проверке готовности школьников к работе. Сразу нужно пояснить характер контрольной работы, какие знания, по какой теме проверяются. Учитель напоминает о том, какое правило, понятие будут проверяться. Говорит о том, в какой форме будет проводиться контрольная работа. Учитель указывает путь мыслительной деятельности учащихся: как следует использовать теоретический анализ, как связать теорию с практической работой, какие могут быть способы самоконтроля. Как правило, домашнего задания школьники не получают. Но можно рекомендовать учащимся, .особенно средних и старших классов, дополнительную литературу, близкую к изучаемым темам, или отдельные задания поискового, творческого характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

53. ПОДГОТОВКА К УРОКУ

          В подготовке учителя к уроку выделяют 3 этапа:

  1. Диагностика заключается в «прояснении» всех обстоятельств проведения урока: возможностей учащихся, мотивов их деятельности и поведения, запросов и наклонностей, интересов и способностей, требуемого уровня  обученности, характера учебного материала, его особенностей и практической значимости, структуры урока, - а также во внимательном анализе всех затрат времени в учебном процессе - на повторение (актуализацию) опорных знаний, усвоение новой информации, закрепление и систематизацию, контроль и коррекцию знаний, умений. Завершается данный этап получением диагностической карты урока, на которой наглядно представляется действие определяющих эффективность занятия факторов. Наибольшее качество ожидается в том случае, когда факторы находятся в зоне оптимальных условий.
  2. Прогнозирование направлено на оценку различных вариантов проведения будущего урока и выбор из них оптимального по принятому критерию. Современная технология прогнозирования позволяет выводить количественный показатель эффективности урока следующим способом. Объем знаний (умений), формирование которых составляет цель урока, принимается за 100%. Влияние препятствующих факторов, естественно, снижает этот идеальный показатель. Величина потерь (она определяется по специальной методике) вычитается из идеального результата и определяет реальный показатель эффективности урока по задуманной педагогом схеме. Если показатель удовлетворяет учителя, он приступает к заключительному этапу подготовки урока - планированию, а если нет, педагог вынужден искать более совершенную схему организации, манипулируя теми факторами, влияние которых он может менять.

Проектирование (планирование) - это завершающая стадия подготовки урока, и заканчивается она созданием программы управления познавательной деятельностью учащихся. Программа управления - это краткий и конкретный произвольно составленный документ, в котором педагог фиксирует важные для него моменты управления процессом: кого и когда спросить, где вводить проблему, как перейти к следующему этапу занятия, по какой схеме перестроить процесс в случае возникновения заранее предусмотренных затруднений и т. д. Программа управления отличается от традиционного плана урока четким, конкретным определением управляющих воздействий.

          В плане педагога должны быть отражены следующие моменты:

  • дата проведения урока и его номер по тематическому плану;
  • название темы урока и класса, в котором он проводится;
  • цели и задачи образования, воспитания, развития школьников;
  • структура урока с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени по этим этапам;
  • содержание учебного материала;
  • методы и приемы работы учителя в каждой части урока;
  • учебное оборудование, необходимое для проведения урока;
  • задание на дом.

          Особой подготовки требуют т.н. интегрированные уроки. Требования к планированию, организации и проведению интегрированных уроков следующие:

  • определение системы таких уроков на целый год в каждом классе;
  • тщательное планирование каждого урока, выделение главной и сопутствующих целей;
  • моделирование (т.е. анализ, отбор, многократная перепроверка) содержания уроков, наполнение их только тем содержанием, которое поддерживает главную цель;
  • тщательный выбор типа и структуры урока, методов и средств обучения;
  • оптимальная нагрузка детей впечатлениями;
  • привлечение к проведению интегрированных уроков педагогов различных учебных предметов, специалистов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

54. ДОМАШНЯЯ УЧЕБНАЯ РАБОТА

       Значение выполнения учебных заданий дома в том, что они развивают самостоятельность рассуждении и действий ученика. Хотя он работает в соответствии с указаниями учителя и по учебнику, но действует индивидуально и самостоятельно, что способствует развитию мышления, помогает осознанному овладению материалом. Требования к домашней учебной работе:

  • домашние задания должны быть небольшими, но содержательными. Они сосредоточены на усвоении, закреплении или повторении конкретного правила, операции мышления, практического действия;
  • учебные задания на дом более просты и понятны, чем та учебная работа, которая проводится в классе, т.к. в классе ученик работает под руководством учителя, в  условиях коллективных действий, а дома самостоятельно. Если домашнее задание сложное, ученик тратит много времени, у него снижается интерес и познавательная активность;
  • домашние задания нужно связывать с непосредственными наблюдениями и впечатлениями детей, особенно при составлении задач, примеров, предложений, сочинений, проведении практических и лабораторных работ;
  • необходимость инструктивных указаний о том, как выполнять задание, чтобы предупредить возможность механического копирования того, что выполнялось в классе;
  • индивидуализировать домашние задания в соответствии с познавательными возможностями ученика и его успехами в учебе. Для отстающего или неуспевающего  ученика более легкое задание укрепляет его силы, формирует уверенность. Более трудное и сложное задание для хорошо успевающих учеников способствует  более интенсивному умственному развитию. Для всех учащихся иногда можно давать задания на разных уровнях с правом выбора желаемого варианта.
  • домашнее задание должно быть проверено учителем. Это формирует у школьников ответственность и дисциплину.
  • учитель должен знать, каковы формы помощи родителей в учебной домашней работе школьников, т.к. их влияние может быть как положительным, так и отрицательным.

В школах и группах продленного дня, в школах-интернатах после уроков проводится самостоятельная индивидуальная учебная работа. Организация самостоятельных учебных заданий по внешней форме напоминает урок. Дети собираются группами или всем классом, консультируются с учителем, советуются друг с другом. Т.е., ученик не остается наедине сам с собой, поэтому его самостоятельная работа напоминает самостоятельную работу на уроке.

          Отсюда следует, что основная задача организации самостоятельной работы в школах и группах продленного дня, в школах-интернатах сводится к созданию условий для самостоятельного индивидуального выполнения учебных заданий. Групповая организация учебной деятельности сохраняется, т.к. учащиеся, соблюдая режим дня, занимаются в одни и те же часы, обычно в одной классной комнате. Но последовательность действий ученика, темп его работы, рассуждения и поиск варианта решения должны быть индивидуальными.

          Руководство учителя при выполнении самостоятельных работ состоит в том, чтобы учащиеся знали и соблюдали инструктивные указания. Он помогает ученикам вспомнить этапы работы и их последовательность, советует, какой материал, какое правило нужно вспомнить, чтобы решить задачу, примеры, упражнение. Учитель должен понимать индивидуальные особенности учащихся, чтобы вовремя дать каждому из них верное направление мысли и практической работы.

          Особые требования к характеру домашних заданий предъявляются в условиях школ-интернатов. Здесь домашние задания должны быть более интересными, занимательными, более связанными с личным опытом ученика, с непосредственными наблюдениями, больше включать проблемных ситуаций и вопросов. Задача в том, чтобы стимулировать познавательный интерес и активность учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

55. ПОНЯТИЕ ОБУЧАЕМОСТИ  И

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

          Обучаемость - это способность (пригодность) учащегося овладевать заданным содержанием обучения. Синонимы обучаемости: «податливость», «учебная способность», «потенциальные возможности», «восприимчивость» и др., выражающие качества обучающейся личности.

          Основные факторы обучаемости: потенциальные возможности обучаемого (индивидуальные характеристики / качества: восприимчивость, готовность к умственному труду, способность учиться, успешность познавательной деятельности и др.); фонд действенных знаний (тезаурус); обобщенность мышления / мыслительного процесса (сила, гибкость, самостоятельность, экономичность); темпы продвижения в обучении (усвоения знании).

          Все преимущества личности, имеющей более высокую обучаемость, перед личностью с более низкой характеристикой данного качества практически сводятся к разнице в темпах (времени) освоения знаний, умений, продвижения в обучении и прироста результатов. На темпы влияют и потенциальные возможности обучаемых, и фонд их действенных знаний, умений, и характеристики мышления. Поэтому именно темпы являются определяющей характеристикой обучаемости. Необходимо учитывать следующие темпы в обучении:

  1. Темп усвоения знаний, умений (Ту) - время усвоения эталонного понятия (выполнения эталонного теста), а также произвольного (но одинакового для всех обучаемых) понятия или теста: Ту=Тф/Тэ*100%, где Тф - фактически затраченное время на полное усвоение эталонного понятия или выполнение эталонного теста конкретным обучаемым; Тэ - среднестатистическое время выполнения эталонного задания.

      2.Темпы продвижения в обучении (Тп) намного полнее характеризует обучаемость, т.к. учитывает более длительный период обучения, на котором влияние данного качества проявляется значительно сильнее. При использовании данного показателя принимается во внимание время полного усвоения раздела, части курса, всего учебного предмета. Аналитическое выражение показателя не отличается от предыдущего: Тп=Ту/Тэ*100%, где Ту - время полного усвоения раздела (части курса, всего учебного предмета) конкретным учащимся; Тэ - эталонное время усвоения того же объема учебного материала, установленное экспертным путем или же с помощью теоретических расчетов.

        3. Темп прироста результатов (Тр) характеризует динамику обучаемости. Показатель изменения результативности (Тр) выражает отношение последующих достижений к предыдущим: Тр=Тп/Тд *100%, где Тп - «последующее» зафиксированное значение показателя обучения (в процентах, относительных значениях, баллах), Тд - зафиксированное значение достигнутого (предыдущего) показателя или среднеарифметическое значение ряда показателей.

          В зависимости от уровня обучаемости школьников стоится учебный процесс.

          Дифференцированное обучение - такой подход, при котором максимально учитываются возможности и запросы каждого ученика или отдельных групп школьников. Дифференциация обучения на уроке осуществляется через изменение содержания, регулирование трудности и длительности выполнения отдельных заданий, средств методической поддержки учеников в соответствии с их возможностями и подготовленностью к обучению. Дифференциация обучения осуществляется в основном через групповые и индивидуальные задания. Способы дифференциации:

  • содержание задания одинаково для всего класса, но для сильных учеников время на выполнение работы уменьшается;
  • содержание задания одинаково для всего класса, но для сильных учеников предлагаются задания большего объема или более сложные;
  • задание общее для всего класса, а для слабых учеников дается вспомогательный материал, облегчающий выполнение задания (опорная схема, алгоритм, таблица, программированное задание, образец, ответ и т.Д);
  • используются на одном этапе урока задания различного содержания и сложности для сильных, средних и слабых учеников;
  • предоставляется самостоятельный выбор учениками одного из нескольких предложенных вариантов заданий. Чаще всего используется на этапе закрепления материала.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"