Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 23:11, шпаргалка

Краткое описание

1. ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИКИ
Несмотря на многочисленные разработки, в трактовке педагогики как науки среди специалистов до сих пор нет единства.
Греческим словом пейдагогос (pais - дитя, ауо - веду) первоначально называли раба, которому аристократы поручали присматривать за детьми, играть с ними, сопровождать их в школу. В последствии педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием детей. От этого слова и произошло название науки о воспитании - педагогика. Из Древней Греции происходят и многие другие педагогические термины.

Вложенные файлы: 1 файл

ПЕДАГОГИКА ШПАРГАЛКА.doc

— 946.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

49. КЛАССНО-УРОЧНАЯ ФОРМА

ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

          Особенности классно-урочной формы

организации: постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс); каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения); учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков); каждый урок посвящается только одному предмету (монизм); постоянное чередование уроков (расписание); руководящая роль учителя (педагогическое управление); применяются различные виды и формы познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности).

          Ключевым компонентом классно-урочной системы организации обучения является урок. Урок - это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса.

          Общие требования, которым должен отвечать качественный современный урок: 

  • Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.
  • Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.
  • Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.
  • Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей.
  • Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся.
  • Мотивация и активизация развития всех сфер личности.
  • Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.
  • Эффективное использование педагогических средств.
  • Связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся.
  • Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.
  • Формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний.
  • Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока

Дидактические (образовательные) требования:

  • четкое определение образовательных задач каждого урока;
  • рационализация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей;
  • внедрение новейших технологий познавательной деятельности;
  • рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов;
  • творческий подход к формированию структуры урока;
  • сочетание различных форм коллективной деятельности

с самостоятельной деятельностью учащихся;

  • обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления;
  • научный расчет и мастерство проведения урока.

Воспитательные требования к уроку:

  • определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке;
  • постановка только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания учебной работы;
  • воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях,

формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, ответственности, исполнительности, самостоятельности,

работоспособности, внимательности, честности, коллективизма и др.;

  • внимательное и чуткое отношение к учащимся, сотрудничество с учащимися.

Развивающие требования:

  • формирование и развитие у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности;
  • изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся, проектирование «зоны ближайшего развития»;
  • проведение учебных занятий на «опережающем» уровне;
  • прогнозирование «скачков» в интеллектуальном, эмоциональном, социальном развитии учащихся.

Кроме перечисленных требований к уроку выделяются и другие: организационные, психологические, управленческие, требования оптимального общения учителя с учащимися, требования сотрудничества, санитарно-гигиенические, этические и т.д

 

 

 

 

50. ТИПЫ УРОКОВ

          Основой классификации урока является учебная цель, метод его проведения или составные звенья процесса обучения. В зависимости от этого предлагаются различные типы уроков.

          Классификация уроков по логическому содержанию работы и характеру познавательной деятельности:

  • вводный,
  • урок первичного ознакомления с материалом,
  • усвоения новых знаний,
  • применения полученных знаний на практике,
  • урок навыков,
  • закрепления, повторения и обобщения (цель - обобщение и систематизацию изученного, выработка и закрепление умений и навыков),
  • контрольный (цель - проверка знаний),
  • смешанный, или комбинированный.

             Одно из новых направлений совершенствования обучения в школе - организация и проведение интегрированных уроков (от лат. «полный», «целостный»), т.е. уроков, в которых вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов. Такой урок имеет ряд преимуществ, способствует информационному обогащению содержания обучения, мышления и чувств учеников за счет включения интересного материала, который позволяет с различных сторон познавать явление или предмет изучения.

          Интегрированные уроки отличаются от традиционного использования межпредметных связей, которые предусматривают только эпизодическое включение материала других предметов. В интегрированных уроках объединяются блоки знаний по разным предметам, подчиненные одной теме. Поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного урока. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации. Пока не созданы в достаточном количестве интегрированные учебники, отбор и систематизация материала - нелегкая задача для учителя.

          Существует еще один вид урока - нестандартный урок. Это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Мнения педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают такие уроки нарушением педагогических принципов.

          В свою очередь можно выделить несколько видов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Наиболее распространенные типы нестандартных уроков:

  • Уроки—деловые игры
  • Уроки — пресс-конференции
  • Уроки типа КВН
  • Театрализованные уроки
  • Уроки взаимообучения учащихся
  • Уроки—аукционы
  • Уроки—конкурсы
  • Уроки—фантазии
  • Уроки концерты
  • Уроки—игры «Поле чудес»

Нестандартные уроки, необычные по здмыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

51. СТРУКТУРА УРОКА

          Структура урока - это соотношение и последова- тельность проведения частей, моментов, этапов урока, способствующих выполнению учебных задач. В зависимости от типа учебного занятия сложилась его определенная структура.

          Общие элементы урока:

          Организация начала урока занимает от одной до нескольких минут и проводится как его самостоятельная часть. Очень важно начало урока. Тот, кто умело и правильно предъявляет требования к действиям учащихся в начале урока обеспечивает успех всего учебного занятия. С первых минут учащиеся должны почувствовать в учителе лидера, который не отступит от своих требований и добьется выполнения детьми учебных задач. Здесь все имеет значение: как входит учитель в класс, его уверенность в себе, тон. манера поведения, умелое предъявление требований и искреннее уважение к ученикам.

          Проверка усвоения изученного материала (обычно домашнего задания), смысл которой состоит как в проверке и контроле, так и в подготовке к изучению нового материала. Учитель сосредоточивает внимание учащихся на основных идеях, правилах, которые легли в основу выполнения домашнего задания. Проверяет, все ли выполнили задание, какие были трудности.

          Постановка цели и задач урока. Уяснение конкретных задач урока и путей их реализации обеспечивает определенность, систематичность и последовательность действий учителя и учащихся на уроке. Каждый момент урока должен соответствовать поставленным образовательным и воспитательным целям урока. Здесь важно сочетание общей цели и конкретных задач. Формы постановки учебных задач различны, но всегда следует помнить о сочетании общих идей с конкретными условиями, не ограничиваться только общими соображениями. Постановка целей и задач занимает обычно мало времени, но создает направленность учебной деятельности и имеет большое воспитательное воздействие.

          Объяснение - научное изложение содержания учебного материала. Доступная логика научных доказательств, опирающихся на имеющиеся у школьников знания, простая и убедительная форма изложения, ясность мысли учителя являются основами хорошего понимание и усвоения учащимися нового материала. Объяснение может включаться в другие части урока, например в процесс закрепления, когда возникает необходимость повторения какого-либо доказательства, правила.

          Закрепление как система упражнений, самостоятельных работ, специальных заданий проводится после объяснения учителем нового материала как часть урока или как самостоятельный урок помогает сосредоточить внимание на главных, опорных пунктах материала, связи теоретических положений с практической учебной деятельностью, на процессе формирования определенных учебных умений и навыков. Учитель здесь получает обратную связь, информацию о том, насколько успешно поняли учащиеся объяснение.

          Повторение. Это систематизация, обобщение, воспроизведение учебного материала по темам, разделам, курсам. Сложность здесь в выделении основных идей и подборе упражнений и заданий.

          Подведение итогов урока. Это относительно самостоятельная часть урока, которая заключается в напоминании главных идей изученного и сосредоточении внимания на связи теоретических положений с упражнениями.

          Домашнее учебное задание. Учитель сообщает задание на дом, разъясняет основные идеи и способы его выполнения. Главная задача в том, чтобы помочь ученикам организовать свой домашний учебный труд. Инструкция о выполнении домашнего задания должна, даваться четко, кратко, последовательно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

52. ПОСТРОЕНИЕ УРОКОВ

          В зависимости от учебной задачи и содержания работы соотношение частей урока меняется. Возникают особенности в построении различных типов урока.

          Структура уроков изучения новых знаний включает следующие элементы: организация начала урока; цель и задачи урока; подготовительная работа к объяснению нового (проверка домашних заданий, воспроизведение ранее изученного и др ); объяснение; итоги урока и задание на дом. Главная часть — объяснение, закрепление играет вспомогательную роль и проводится преимущественно с диагностической целью. Учитель получает информацию о том, как дети поняли и усвоили новые знания.

          Структура урока закрепления: организация начала урока; постановка цели и задач урока; закрепление; итоги и задание на дом. В начале урока нужно проверить готовность каждого ученика к работе. При постановке цели урока учитель напоминает основные положения и правила, которые будут лежать в основе практической учебной деятельности. Проверку домашнего задания целесообразно совместить с закреплением. Основная часть урока - практические задания, разрешение проблемных ситуаций и вопросов, тренировочные упражнения, самостоятельные работы. Успех урока зависит от подбора упражнений с учетом особенностей учащихся данного класса. Главное здесь в том, чтобы правильно найти степень трудности упражнения. При подведении итогов урока, помимо практических выводов, нужно отметить работоспособность и усердие учеников.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"