Шпаргалка по "Теории и методике развития математических представлений у детей"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 18:32, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Теории и методике развития математических представлений у детей".

Вложенные файлы: 1 файл

МОЁ фэмп ответы ПЕЧ.docx

— 304.23 Кб (Скачать файл)

34. специфика деятельности  отсчета. Обучение д-й отсчетуОбучение  приемам отсчета предметов. После  того как дети научатся вести  счет предметов, их учат отсчитывать  предметы, самостоятельно создавать  группы, содержащие определенное  число предметов. Данной работе  отводят 6—7 занятий. На этих занятиях  параллельно идет работа и  по другим разделам программы.Обучение отсчету предметов начинают с показа его приемов . Обычно новый способ действия поглощает внимание ребенка, и он забывает, сколько предметов надо отсчитать. Многие дети, отсчитывая, соотносят числительные не с предметами, а со своими движениями, например берут в руку предмет и произносят один, ставят его и говорят два. Объясняя способ действия, воспитатель подчеркивает необходимость запомнить число, показывает и разъясняет, что предмет надо брать молча и только тогда, когда он поставлен, называть число. При проведении первых упражнений детям дается образец (карточка с кружками или рисунками предметов). Ребенок отсчитывает по образцу столько игрушек (или вещей), сколько кружков на карточке. Карточка служит средством контроля за результатами действия. Дети считают кружки сначала вслух, а в дальнейшем про себя. Кружки на карточке-образце могут быть расположены по-разному. Вначале ребенок получает образец в руки, а позднее педагог его только показывает. Особенно полезны упражнения в уравнивании совокупностей предметов типа «Отсчитай и принеси столько пальто, чтобы всем куклам хватило». Ребенок считает игрушки и приносит требуемое. Данные упражнения позволяют подчеркнуть значение счета.На третьем занятии дети учатся отсчитывать предметы по названному числу («Отсчитай и принеси 4 зайчика»). Педагог постоянно предупреждает их о необходимости запоминать числа. От упражнения в воспроизведении одной группы дети переходят к составлению сразу двух групп, к запоминанию двух чисел («Принеси 3 зайчика и 4 морковки»). Давая такие задания, называют соседние в натуральном ряду числа. Это позволяет попутно упражнять детей в сравнении чисел. Детям предлагают не только отсчитать определенное количество предметов, но и расположить их в определенном месте, например поставить на верхнюю или нижнюю полочку, положить на столе слева или справа и т. п. Воспитатель меняет количественные соотношения между одними и теми же предметами, а также место их расположения. Устанавливаются связи между числом, качественными признаками и пространственным расположением предметов. Дети все более самостоятельно, не ожидая дополнительных вопросов, рассказывают о том, сколько, каких предметов и где расположено. Результаты отсчета они проверяют, пересчитывая предметы.На последующих 2—3 занятиях детям предлагают сделать так, чтобы разных предметов было поровну. (3 круга, 3 квадрата, 3 прямоугольника — всех фигур по 3.)Общим признаком для всех групп предметов в данном случае является равное их количество. После таких упражнений дети начинают понимать обобщающее значение итогового числа.Показ независимости числа предметов от их пространственных признаков. Дети научаются (в итоге 8—10 занятий) вести счет и отсчет предметов. Однако это не означает, что у них сложилось представление о числе. Воспитатели часто сталкиваются с фактом, когда ребенок, пересчитав предметы, оценивает как большую группу ту, в которой предметов меньше, но они более крупного размера. Как большую дети оценивают и группу предметов, занимающую большую площадь, несмотря на то что в ней может быть меньше предметов, чем в другой, занимающей меньшую площадь.

35. Современные методические подходы к знакомству с цифрамиОзнак. с названием и внешним видом цифры идет в возрасте до четырёх лет, а после обучения счету детей знакомят с сущностью цифр.

1 этап. Восп-ль в различных ситуациях знакомит детей с именем и внешним видом цифры (в процессе прогулки обращает внимание на номера домов, машин; на номера страниц).Восп-ль читает стишки, в которых описывается внешний вид цифр . (С.Маршак «Веселый счет», Г. Виеру «Считалочка»).

2 этап: (ср.возр.)Как только дети научились считать в соответ. пределах, их необходимо познакомить с сущностью каждой цифры последовательно. Предлагается обозначить в гр. кол-во предметов разными способами: соответствующим количеством счетных палочек, соответствующей числовой карточкой, и, наконец, с помощью цифр.Можно предложить детям рассмотреть таблицу, где нарисовано одно и то же кол-во разных предметов и все они обозначены одной цифрой.

Подводим детей к тому, что одинаковое кол-во предметов всегда обозначается одной и той же цифрой.  Отличие понятия «число» и «цифра» (лiк – число, лiчба - цифра): цифра - значок или рисунок, с пом. кот. можно написать число или указать кол-во предметов. Надо понимать, что число изобр-ся не только с помощью цифры. Можно познакомить детей с римской нумерацией – изображением числа с помощью рисунков. Или предложить цветные числа – палочки Кьюизенера.

Упр-я на закрепление сущности цифр:- Подобрать цифру для соответ. мн-ва.- Создать (найти) группу предметов, соответствующую по кол-ву показанной цифре.

Игры: «Найди пару»  (лото).«Найди свой домик».

Знакомство с цифрой 0.

Детям предлагается 3 блюдца: на одном - 3 предмета, на другом - 5, на третьем - ни одного. Просим обозначить с помощью цифр кол-во предметов в каждом блюдце.  Дети могут сообразить, что на пустое блюдце надо положить «0». Если дети затрудняются, то воспитатель читает стихотворение про «0»: Цифра вроде буквы «О» - это «ноль» иль «ничего». А затем поясняем, что отсутствие предметов также обозначаем цифрой, это – цифра «0».

Знакомство с изображением числа 10.

Надо показать детям, что число 10 изобр-ся с помощью двух цифр «1» и «0». Восп-ль читает соответствующий стих.

Круглый ноль такой хорошенький, но не значит ничегошеньки.

Ну, а если рядом с ним единицу примостим –

Он побольше станет весить, потому что это - десять. (С.Я.Маршак)

Для закрепления подходят те же игры, что и для других цифр. В игры и упражнения включаем 0 и 10.

36. Методика знакомства  детей с образованием числа Сформированное в мл. дошк. в-те (2—4 года)  умение анализировать мн-ва предметов с точки зрения их численности, видеть послед-ть и различия по качеств.  и количеств. признакам, представление о равенстве и неравенстве предметных групп, умение должным образом отвечать  на вопрос «сколько?» (столько же, здесь больше, чем там) является основой овладения счетом.

 В ср. дошк. в-те (пятый  год жизни) в процессе сравнения  двух групп предметов, выделения  их свойств, а так же счета  у детей форм-ся представление  о числе, позволяющее дать точную  колич-ю оценку совокупности. Они  овладевают приемами и правилами  счета предметов, звуков, движений (в  пределах 5).

 Для формир. у детей  представлений о натур. ряде  чисел их знакомят с образованием числа (в пределах 5) в процессе сравнения двух множеств предметов и увеличения или уменьшения одного из них на  единицу.

 На протяжении всего  этого периода обучения уделяется  большое внимание сравнению множеств предметов по кол-ву составляющих их элементов, уравниванию множеств, отличающихся одним элементом,  установлению взаимосвязи отношений «больше — меньше».

 В ср. группе дети, овладев  умением считать предметы,  звуки, движения, отвечать на вопрос  «сколько?», учатся практически пользоваться  количественным и порядковым  счетом.

 В процессе обучения  у детей формир. умение воспроизводить  мн-ва, отсчитывая предметы по  образцу, по задан ному числу из их большего кол-ва, запоминать числа.

 В ходе спец. упр-ий  по овладению счетом у детей  форм-ся представление о числе  как общем признаке разнообразных  множеств. Они убеждаются в независимости  числа от несущественных признаков, используют различные способы  получения равных и неравных  по кол-ву групп. Дети учатся видеть идентичность (тождественность), обобщать по числу предметы множеств (столько же, по четыре, пять, такое же количество, т. е. число).

 В процессе практич. действий с мн-ми предметов  счета и сравнения дети овладевают  словами и выражениями: число, здесь  столько же, тоже три, первый, пятый, последний, пара; разложил в ряд, подложил один предмет под  другой, составил пары, добавил один .... убрал один..., стало меньше, сосчитал, отсчитал столько, сколько нарисовано... и др. При этом они упр-ся  в построении простых и сложных  предложений с союзами и, а, если, то, объяснении своих действий, умении  задавать простые вопросы со  словом сколько о количестве предметов в комнате, на картине.

 Учатся выражать в  речи не только результат своих  действий, т. е. отвечать на вопрос  «Что ты сделал?», но и способ  выполнения действия. Сначала по  вопросам педагога, а затем самост. дошк-ки отвечают на вопрос  «Как ты выполнил задание?».

 В пер-д дочислового  обучения форм-ся чувственная  основа дальнейшего овладения  счетом: расчлененное восприятие  совокупности, практич. установление  поэлементного соответствия, общая  количеств. оценка, что стимулирует потребность в определении некот. кол-тва предметов конкретным числом.

 Счет как деят-ть  с конечными мн-ми включает  след. структ. компоненты: цель (выразить кол-во предметов числом), средства достижения (процесс счета, состоящий из ряда действий, отражающих степень освоения деятельности), результат (итоговое число).

 Наибольшую сложность  для детей представляет достижение  результата счета, т. е. итог, обобщение. Выработка умения отвечать на вопрос «сколько?» словами много, мало, один, два, столько же, поровну, больше, чем... ускоряет процесс осмысления детьми значения итогового числа при счете.

 В ходе упр. по обучению  счету необходимо сформ-ть у  детей умение соотносить называемое  по порядку число с одним  из предметов, не пропускать предметы, числа и не называть их повторно.

 Обучение счету путем  поэлемент. сопоставления двух предметных  множеств  помогает  подготовить  детей  к познанию отношений  между числами.

Период обучения счету делят на два этапа.

 Цель первого этапа  состоит в ознак. детей с назначением  счета, обучении умению отвечать  на вопрос «сколько?», называя  при этом последнее при счете  число. Счет предметов, предварит. сравнение их (1 и 2, 3 и 2, 3 и 4) осуществляет педагог, а дети, наблюдая процесс счета, отвечают на вопросы: «Сколько всего кукол? мишек? По скольку мишек и кукол? (Поровну, по три.) Чего больше (меньше)?» В ходе таких упр. педагог переводит детей от дочислового сравнения к сравнению с помощью чисел: «Кукол две, а мишек три. Кукол меньше, чем мишек. Число 2 меньше числа 3».

 Цель второго этапа  обучения состоит в формир. у  детей счетных умений, знакомстве  с образованием каждого следующего  числа на основе добавления  предмета к одному из сравниваемых  множеств.  Нагл. материал для обучения подбирается с учетом доступности выделения детьми качеств, признаков и свойств предметов. Сначала исп-ся предметы, имеющие качеств. различия (большие и маленькие, красные и зеленые яблоки), затем отличающиеся родовыми признаками (яблоки и груши). Упр-ям по обучению счету предшествуют анализ состава предметов,  выделение общих признаков, способа расположения (как правило, по рядам). В процессе обучения счету постоянно варьируются задания, оценивается равное и неравное количество предметов   (2  и  3,  3  и  3,   3  и  4  и  т.   д.).   При ознакомл. со счетом для каждого нового числа показывается способ его получения. В ходе объяснения в сочетании с показом восп-ль знакомит детей с правилами счета: показывая рукой предметы, начиная от первого, т. е. расположенного слева, одновременно следует называть послед-но числа. После называния числа, соответ. последнему в ряду предмету, важно акцентировать внимание детей с помощью кругового движения рукой и ответить на вопрос «сколько?». Числа называются четко, строго в порядке следования, а сами пересчитываемые предметы не называются. Называть предметы следует лишь при подведении итога счета («Всего 5 квадратов»).

 В ходе освоения  счета у детей возникают трудности  в согласовании числительных  с существительным в роде, числе, падеже.  В начальный период  обуч. обращается внимание на  выработку умений считать слева  направо, брать предметы по одному  правой рукой и расклад-ть их  слева направо. Это обстоятельство  необходимо для дальнейшего обучения  письму, чтению, хотя в определении  кол-ва особой роли не играет. Обучение счету сопров-ся беседами  с детьми о назначении, применении  счета в разных видах деят-ти. Постепенно дошк-ки переходят  к пересчитыванию предметов быта, игрушек. В ходе знакомства детей  с образ. каждого из чисел натур. ряда в пределах 5 обращается их внимание на сп-б получения нового (большего) числа путем добавления одного предмета. Берутся две группы предметов (елки и грибы), сравниваются (столько, сколько, поровну, по три, одинаково по количеству). Затем добавл-ся один предмет, выясняется, чего больше или меньше. Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько стало грибов? Демонстр-ся способ счета в пределах 4. После этого обе совокупности вновь сравниваются. Подчерк-ся, что елок осталось прежнее количество (3), а количество грибов увеличилось,  их стало больше — 4, так как добавили еще один гриб. Чтобы подгот-ть детей к усвоению общего принципа образ. любых чисел, следует упр-ть их в получении меньшего числа из большего. Педагог заостряет внимание ребят на  способе получения числа: «Сколько было предметов? Сколько стало?  Что нужно сделать, чтобы стало два вместо трех?» Обучение детей счету осущ-ся в ходе выполнения действий по увеличению и уменьшению пересчитываемых и сравниваемых мн-в на один элемент. Счет в пределах 5 усваивается детьми на трех-четырех занятиях.  Вся последующая работа в ср.  гр. способствует  закреплению счетных умений, формир-ю навыков и представлений о числах.

 В средней группе  дети овладевают порядковым счетом.Для этого необходимо научиться различать вопросы «сколько?», «который?», «какой по порядку?».  Пониманию и осмыслению детьми порядкового значения числа  способствует расположение предметов в строго определенном порядке. В этом случае необх-ть определения порядкового номера объекта мотивирована. Порядок следования (первый, второй...) выявляется с опорой на дополн. признак: размер, цвет и др. Для обучения создается определенная  ситуация:   матрешки   идут  на  прогулку,  дети пошли в лес и т. д. Определяется   порядковый номер и качественный признак (имя, рост, размер): «Первая девочка в красном платье, она самая высокая, вторая — в зеленом, она пониже» и т. д.

Формир-ю навыка счет. деят-ти, обобщению представлений о числе способствуют упр-я в сосчитывании звуков, движений, предметов по осязанию. Сначала дети овладевают умением считать звуки, движения, производимые воспитателем с помощью игрушки.Затем они считают звуки, движения, выполняемые ими самост., проговаривая числа вслух, а в дальнейшем шепотом и про себя, учатся запоминать числа. В работе по сопоставлению двух мн-в исп-ся непересекающиеся мн-ва (яблоки и груши, елки и грибы и т. п.).

Информация о работе Шпаргалка по "Теории и методике развития математических представлений у детей"