Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 18:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Теории и методике развития математических представлений у детей".
Любой из многоуг-ков в случаях расположен по одну сторону от прямой, проведенной через каждую его сторону, т. е., если продолжить любую сторону, полученная прямая не пересечет многоугольник.В каждом из многоуг-ков в сущ. хотя бы одна такая сторона, продолжение которой пересекает многоугольник. Первые называются выпуклыми, вторые — невыпуклыми.
Треугольник, квадрат, прямоугольник
— выпуклые четырехугольники. Пятиконечная
звездочка — невыпуклый
Стороны и вершины мног-ка, т. е. замкнутая ломаная, образуют границу многоуг-ка.
Под окрестностью точки А будем понимать круг любого радиуса с центром в точке А.
Для любой внутр. точки А, как бы близка она ни была к границе, всегда можно найти окрестность, все точки которой внутр-е.
Для граничной точки В нет такой окрестности, т. е., какую бы окрестность точки В ни взяли, внутри ее найдутся как внутр., так и внеш. точки. Такими же св-ми обладают внутр. и граничные точки на географ. карте, представляющей собой некоторую геометр. фигуру.
Среди форм используемых нами блоков (или фигур) кроме треугольника, квадрата, прямоугольника имеется и круг. Кроме того, многие предметы, с которыми встречаются дети (тарелки, блюдца, колеса велосипеда и др.), имеют круглую форму. Считаем нецелесообразным для дошк-ков вводить термин окружность.
В элементар. геометрии круг определяется как мн-во (или геометр. место) всех точек плоскости, удаленных от некоторой точки, называемой центром, на расстояние, не превышающее R (R — радиус круга); окружность определяется аналогично как мн-во всех точек плоскости, удаленных от точки, называемой центром, на одно и то же расстояние R.
Дошк-ки знакомятся с одним из простейших многогранников, каким является куб.
Куб — пространст. аналог квадрата. Он ограничен шестью квадр-ми. Его можно сконструировать из плоской фигуры – выкройки.
22. Понятие величины. Измерение величин. Относительные и абсолютные величины. Величина - одно из матем. понятий, кот. явл. обобщением более конкретных понятий: длины, объема, массы и т.д. Понятие величины связано со способами сравнения определенных св-тв предметов. Однородными называются такие величины, которые имеют одинак. единицы измерения.Свойства однородных величин:
1) для двух величин
одного рода справедливо
2) Отношение «быть большим по величине» ( х>у) является отношением порядка. Например, отношение «быть тяжелее» на мн-ве всех яблок является антирефлексивным (любое из яблок не тяжелее самого себя), антисимметричным (если яблоко х тяжелее яблока у, то яблоко у не тяжелее яблока х), транзитивным (если яблоко х тяжелее яблока у и яблоко у тяжелее яблока z, то яблоко х тяжелее яблока z);
3) отношение «быть одинаковым по величине» (х=у) является отношением эквивалентности. Например, «быть одинаковым по массе» на мн-ве всех яблок рефлексивно (каждое яблоко одинаково по массе с самим собой), симметрично (если яблоко х одинаково по массе с яблоком у, то яблоко у одинаково по массе с яблоком х), транзитивно (если яблоко х одинаково по массе с яблоком у и яблоко у одинаково по массе с яблоком z, то яблоко х одинаково по массе с яблоком z);
4) однородные величины можно складывать. Сложение величин обладад. св-ми:
а) переместительности, т.е. х+у=у+х,б) сочетательности, т.е. x+(y+z)=(x+y)+z,в) монотонности, т.е. х<х+у;
5) если х<у, то сущ. величина z, такая, что x+z=y. Величина z=y-x наз. разностью между величинами у и х;
6) всякую величину х можно делить на любое число n одинаковых частей; 7) для любых величин х и у всегда найдется такое число n, что х<nу; 8) две бесконечные последовательности однородных величин. Первая а1, а2, ..., аn, ... - возрастающая, а вторая в1, в2, ..., вn, ... - убывающая. Пусть любая величина первой последовательности меньше любой величины второй последовательности. И чем больше номер члена каждой послед-ти, тем больше они приближаются друг к другу. При этих условиях сущ. единст. величина х, которая больше всех членов первой послед-ти и меньше всех членов второй последовательности, т.е.ai <вi.
Эти св-ва характ-ют любую величину, т.е. определяют общее понятие величины.
1. Сравнение величин путем приложения предметов друг к другу.
2. Сравнение величин с помощью предмета-посредника (условной мерки).
3. Сравнение и измерение величин с помощью частей тела (локоть, ладонь).
4. Сравнение и измерение величин с помощью универсальных общепринятых условных мерок: - чарка, штоф, бочка (для объемов),- локоть, сажень, аршин (для расстояний), - пуд, лот, фунт (для масс).
5. Введение метрической системы. Предложена в конце 18 в. учеными в Париже. Эта сист. мер принята не во всех странах. В СССР она исп-сь с 1917 года. За основу измерения был принят метр (в пер. с греческого «измеряю»), величина которого равна приблизительно
1/40 000 000 части Гринвичского меридиана. Все остальные единицы измерения величин связаны с метром. Так 1 кг равен массе 1 дм3 дистиллированной воды, 1 л равен объему этой же воды. Все остальные единицы измерения в 10n раз больше или меньше основных (мм, дм, км, г, мг, мл и т.п.).
Объемные (абсолютные) обобщающие показатели характеризуют объем или массу общественных явлений. Они получаются как итог непосредственного подсчета или суммирования статистических данных. Объемные показатели - это абсолютные величины, имеющие определенную единицу измерения, например, к ним относятся количество зарегистрированных преступлений на территории респ-ки или области.
Абсолютная величина - исходная, первичная, самая общая форма выражения статистич. показателей, выражающая размеры общест. явлений в виде численности единиц совокупности или величины характ-их их признаков. Абсолютная величина - это всегда именованное число, связанное с единицей измерения.В кач. измерителей абсолютных величин используются следующие единицы: натуральные; трудовые; денежные единицы.В кач. натур. единиц исп-ся обычные физич. единицы (кг, м, л и т.п.), а также условные, пересчитанные по какому-либо эквиваленту.Относительной величиной в статистике называется мера отношения абсолютного значения признака к базовому значению. Относительные величины получают в результате сравнения двух показателей. Знаменатель отношения называется основанием, или базой сравнения. Если основание принять за единицу, то относительная величина выражается в виде коэффициента, который показывает, во сколько раз сравниваемая величина больше или меньше базы сравнения. Если основание принять за 100%, то относительная величина будет выражена в процентах.
23. Значение формирования
элементарных матем
При постановке и реализации задач предмат. подготовки дошк-ков учитывают:
— закономерности
становления и развития
— возрастные возможности дошк-ков в усвоении знаний и связанных с ними навыков и умений;
— принцип преем-ти в работе дет. сада и школы.
В процессе предматем.,
подготовки обучающие, воспитат. и
развивающие задачи решаются
в тесном единстве и
Приобретая матем. представления,
ребенок получает необходимый
чувст. опыт ориентировки в разнообр.
св-вах предметов и отношениях
между ними, овладевает способами
и приемами познания, применяет
сформированные в ходе
1. Формир. сист. элемент. матем. представлений у дошк-ков. С содержательной стороны наиболее важными в смысле формир. первичных простейших представлений являются такие фундаментальные мат. понятия, как «множество», «отношение», «число», «величина. Система знаний и первоначальных представлений о множествах, отношениях, числах и величинах, хотя и весьма ограничен, рамками возможностей обучения дошк-ков, является значимой для дальнейшего овладения понятиями школьной матем.
ЭМП форм-ся н; базе освоения детьми в опред. послед-ти способов действий. Способы действий постепенно усложняются; к концу обучения в дет. саду вырабатываются простейшие навыки счета предметов, измерения расстояний, объемов жидкостей и сыпучих веществ условной меркой, умения выполнять вычисления при решении арифм. задач в одно действие на сложение и вычитание.
ЭМП и соответствующие им способы действий являются осн. составными частями системы знаний для дошк-ков.
Усвоение различных понятий, относящихся к наиболее сложным отраслям человеч. знания, должно опираться на чувст. опыт и житейские представления, которые складываются уже в дошк. возр.
Основное отличие
понятия от представления
В экспериментальных
исследованиях (П. Я. Гальперин, Л. Ф. Обухова
и др.) показана возможность формир.
у дошк-ков отдельных
Понятийный способ
распознавания объектов
Обучение, построенное
по методу поэтапного развития
умст. действий, позволяет приблизиться
к формир. понятия числа, основанного
на понимании принципа
Повышению уровня в обобщении матем. представлений, формир. матем. понятий способствует не только особая организация умст. деят-ти, но и применение в процессе обучения спец. познавательных средств: моделей, графиков, схем и т. д. Например, «лесенка», составленная из кругов, моделирует количеств. и порядковые отношения натур. чисел, четыре круга — розового, белого, голубого и черного цвета — модель частей суток и т. д.
Ребенок должен научиться овладевать и готовыми знаниями, накопленными человечеством, ценить их, уметь пользоваться ими для анализа как своего опыта, так и фактов и явлений окр. жизни.
Конкретизируя свои
знания, дошк-ки показывают и называют
треугольники, квадраты, прямоугольники
разных размеров, относя все эти
фигуры к многоугольникам. Представление
о многоугольнике как бы
Обучение в дет. саду — это не только сообщение знаний, но и разв. у детей умст. способностей, механизмов умст. деят-ти, что облегчает переход от эмпирических знании к понятийным.
Процесс ФЭМП строится с учетом уровня развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления дошк-ка и имеет своей целью создание предпосылок для перехода к более абстрактным формам ориентировки в окружающем. Овладение различными практич. способами сравнения, группировки предметов по количеству, величине, форме, пространст-му расположению фактически закладывает основы логич. мышления. В процессе ФМП у дошк-ков разв. умение применять опосредованные способы для оценки различных свойств предметов (счет - для определения количества, измерение— для определения величин и т. д.), предвосхищать результат, по результату судить об исходных данных, понимать не только видимые внешние связи и зависимости, но и некоторые внутренние, наиболее существенные. Определенным итогом обучения дошк-ков явл. не только сформ-я система матем. представлений, но и основы наглядно-схематического мышления как переходной ступени от конкретного к абстрактному. У детей соверш-ся способность к аналитико-синтетической и классиф-ей деят-ти, абстрагированию и обобщению.
Осн. направл. в обучении маленьких детей — осуществление постепенного перехода от конкретных, эмпирических знаний к более обобщенным. Эмпирические знания, формир-е на основе сенсорного опыта,— предпосылка и необходимое условие умст. и матем. развития детей дошк. в-та.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории и методике развития математических представлений у детей"