Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 18:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Теории и методике развития математических представлений у детей".
Детей целенапр-но обучают отдельным приемам и обобщенным способам обследования: обведению контура предмета рукой и взглядом для выявления формы, «взвешиванию» предметов на ладонях обеих рук с целью сравнения их масс, наложению или приложению полосок бумаги для сравнения длины, сопоставлению элементов одной группы предметов с другой для выяснения отношений «больше», «меньше», «равно» и др.
Система эталонов
сложилась в общественно-
В дошк. в-те осуществляется освоение сенсорных эталонов не только на перцептивном, но и на интеллект. уровне (Л. А. Венгер).
Сенсор. процессы (восприятие, представление) и способности (наблюдательность, глазомер) являются также основой целенапр. работы, проводимой с детьми в русле их предматем. подготовки.
Процес ФЭМП предполагает
планомерное усвоение и
Количеств. отношения ребенок отражает с помощью слов много, один, ни одного, столько, сколько, поровну, больше, меньше и т. д., которые осознаются в результате непосредственных действий при сравнении отдельных предметов и их совокупностей. Заимствованные из речи окружающих слова-числительные наполняются смыслом и используются с определенной целью — узнать, сколько предметов. При счете ребенок учится на интуитивном уровне согласовывать числительное с существительным в роде, числе и падеже. Чем глубже осознаются математические связи, зависимости и отношения, тем более совершенные средства применяются для их отражения в речи.
Детей учат не только на чувст. уровне распознавать величины предметов, но и правильно отражать свои представления в слове, например: шире — уже, выше — ниже, толще — тоньше и т. д., отличая эти изменения от изменений общего объема (больше— меньше, большой — маленький).
Предлоги, наречия, сущ-е,
обозначающие пространственные
отношения, становятся предметом
особого внимания, осмысливаются, приобретают
обобщенное значение в
Дети осваивают и словарь временных обозначений: утро, день, вечер, ночь, вчера, сегодня, завтра, быстро, медленно, названия дней недели, месяцев, сезонов. Овладение значением этих слов помогает осмыслить «текучесть», длительность, периодичность времени, развивает «чувство времени».
При ФМП речевое развитие происходит не изолированно, а во взаимосвязи с сенсорными и мыслительными процессами.
Важную роль играет предм. подготовка и для становления начальных форм учеб. деят-ти. У детей вырабатываются умения слушать и слышать, действовать в соответствии с указаниями воспитателя, понимать и решать учебно-познавательные задачи определенными способами, использовать по назначению дидакт. материал, выражать в словес. форме способы и результаты собственных действий и действий своих товарищей, контролировать и оценивать их, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность и другие навыки и умения учебной деят-ти. Ребенок овладевает матем. представлениями в основном на занятиях, находясь в коллективе сверстников, тем самым расширяется сфера и опыт коллект. взаимоотношений между детьми. В процессе ФМП у дошк-ков разв. орган-ть, дисципл-ть, произвольность псих. процессов и поведения, возникают активность и интерес к решению задач.
Задачи решаются не изолированно, а комплексно, в тесной связи друг с другом. Будучи в основном направленными на матем. разв. детей, они сочетаются с выполнением задач нравст., трудового, физич. и эстетич. воспит., т. е. всестор. разв. личности дошк-ков.
Необходим учет в дошк. учрежд. всех требований школы, а с другой – опора на достигнутый уровень развития, знания и умения детей.
Преемственность в содержании обучения заключается в следующем:- в основе обеих программ лежит теория множеств,- еще в дет. саду дети овладевают матем. языком, что является опорой для будущего обучения,- в дет. саду у детей форм-ся представления о некоторых матем. понятиях, в 1 классе вводятся отдельные понятия, содержание знаний поднимается на новую ступень, осмысливается с теоретических позиций,- в программе 1 класса продолжается изучение материала в рамках тех же 5 разделов, что и в дет. саду.
Преемственность дет. сада и школы проявляется также и в методах обучения. По-прежнему основное место занимают практич. методы, ведущим из которых является игра. Первоклассникам дается больше самост-ти при выполнении упражнений, все чаще используются продуктивные методы. В качестве наглядного материала педагог уже использует не игрушки, не картинки, а более абстрактную наглядность (счетные палочки, фигуры). Больше требований предъявляется к словесным методам, детей учат рассуждать. В первом классе, как и в дошк. возрасте, детей учат рассуждать по индукции (у синего квадрата 4 равных угла и 4 равных стороны, и у красного квадрата 4 равных угла и 4 равных стороны, значит у всех квадратов 4 равных угла и 4 равных стороны).
Преем-ть дет. сада и школы существует также и в формах обучения: В 1-м классе уроки по матем. проводятся в игровой форме по 30 минут 4 раза в неделю, домашних заданий нет. Чтобы обеспечить преем-ть в формах обучения, воспитатель обязан провести в старш. гр. несколько занятий, аналогичных школьным урокам (длительность до 25 минут, когда дети сидят за столами по 2, учатся поднимать руку, если желают ответить, учатся удерживать внимание, выполняя задание воспитателя).
24. Цель и задачи предметематической подготовки.
Целью и результатом пед. содействия матем. разв. детей дошк. в-та явл. разв. интеллектуально-творческих способностей детей через освоение ими логико-матем. представлений и способов познания.
Задачи матем. развития в дошк. детстве определены с учетом закономерностей развития познават. процессов и способностей детей дошк. в-та, особенностей становления познават. деят-ти и развития личности ребенка в дошк. детстве. Выполнение этих задач должно обеспечивать реализацию принципа преемст-ти в развитии и воспит. ребенка на дошк. и начал. школьной ступенях образования.
Осн. задачами матем. разв. детей дошк. в-та явл.:
25. Генезис представлений
о множестве у детей от
Дети 4-го г.- учатся образовывать группы предм. По 2-3призн.,подбирать пары предметов.Это вырабатывает у детей умение сравнивать,классифиц.Дети осваивают отношения равенства и нерав. между множ-ми.Дети учатся объяснять способы выполнения действия. На 5г,ж,-у детей фор-ся предст-я о числе.Они овладевают приемами счета предметов,звуков,движений в пределах 5.Дети знак-ся с образованием чисел,учатся уравнивать множ-ва, отличающ-ся одним элементом.В проц.обучения формир-ся умение воспроизв-ть множ-во,отсчитывая предметы по образ.,по заданному числу,запоминать числа.Дети учатся выражать в речи рез-ты своих действий.
На 6г.ж.-колич. предст-я формир-ся под влиянием овладения счетной и измерит. деят-ти.Дети осваивают счет в пред-х 10,опред-ют кол-во условных мерок при измерении протяженных объектов,объемов жидкостей,масс сыпучих вещ-в.Д.учатся образовывать числа при уменьшении данного числа на 1.,уравнивать мн-ва с разницей в 3 элемента.Дети уч-ся разл-ть колич. и порядк. значение чисел и применять в деят-ти колич-й и порд-й счет.Дети знак-ся с цифрами от 0до9,соотносят их с числами и используют в играх.
Группировка элементов множества.1. Формир. умения группировать предметы (2- 6 лет)
1 этап. Выделение, нахождение и называние признаков предметов.
Сначала учат групп-ть по одному признаку,
при этом все остальные признаки должны
отсутствовать или быть несущественными
для детей. Признак, по которому предлагается
группировка предметов, усложняется с
возрастом (цвет–название–величина–форма–
2 этап. Груп-ка по двум - трём и более признакам.
При этом предметы должны отличаться только по этим признакам или другие признаки должны быть несущественны. Например:- взять для постройки красные большие кубики (а фигуры отличаются по форме, цвету, величине),- построить цепочку так, чтобы фигура отличалась по величине и форме.
3 этап. Груп-ка предметов по образцу.
Признаки словесно не указываются, предметы должны отличаться по нескольким признакам, дети должны сами найти общие признаки и провести группировку.
Например: принести на стол вот такие игрушки.
4 этап. Груп-ка по заданному признаку.
Предметы отличаются по нескольким признакам, но указывается лишь один.
Наиб. легкие признаки – цвет и название. Наиболее сложные – функции предмета. Например: - Назвать предметы формы круга. - Собрать и положить в тазик игрушки, которые можно мыть.
С детьми провод. упр-я или игры, в которых показывается, что мн-во состоит из отдельных элементов. Детям показывают, как образуется мн-во и как мн-во разбивается на отдельные элементы.
Для начала берется мн-во однородных предметов. Акцентируется внимание на словах: «Сколько?», «Много», «Один», «Ни одного».
Например: дети собирают листья, воспитатель отбирает однородные листья по количеству детей и говорит:
- У меня много листьев. – Сколько у меня листьев? (Много.)
- Я раздаю по одному.
Тебе один, тебе один, тебе один.
Листьев становиться все
- Я собираю листья: один у тебя, один у тебя, один у тебя. У меня становится листьев все больше и больше. Снова у меня много листьев. Сколько у меня листьев? А сколько осталось у тебя?
Такое упр. проводится с разными видами предметов несколько раз.
Позже эта задача решается с неоднородными мн-ми. В 5 – 6 лет детям показывается, что группировать предметы можно по разным признакам, не принимая во внимание несущественные признаки.
26. Формирование
элементарных представлений о
множестве у детей в
Информация о работе Шпаргалка по "Теории и методике развития математических представлений у детей"