Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 18:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Теории и методике развития математических представлений у детей".
Дальнейшее формир. представлений о числах и натур. ряде осущ-ся под влиянием овладения счетной деят-ю.
Ст/гр- знакомят с понятиями «смежные числа», «связи» (какое больше), «отношения»(на сколько).
Натур. числа - одно из старейш. матем. понятий.
Натур. числа - это числа, начиная с 1, получаемые при счете предметов.
Наимен. Натур. число - 1.
Наибольш. натур. числа не существует.
При счёте число ноль не исп-ся. Поэтому ноль не считается натур. числом.
Раньше всего люди стали изображать единицу одной палочкой, потом двумя палочками - число 2, тремя - число 3. | - 1, || - 2, ||| - 3, ||||| - 5 и т.д.
Затем появились и особые знаки для обозначения чисел – предшеств-ки соврем. цифр. Цифры, которыми мы пользуемся для записи чисел, родились в Индии примерно 1 500 лет назад. В Европу их привезли арабы, поэтому их называют арабскими цифрами.
Всего цифр десять: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. С помощью этих цифр можно записать любое натур. число.
Натур. ряд - это послед-ть всех натур. чисел:
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 ...
В натур. ряду каждое число больше предыдущего на 1.
Натур. ряд бесконечен, наибольшего натур. числа в нём не существует.
Систему счёта (счисления), который мы пользуемся, называют десятичной позиционной.
Десятичной потому, что 10 единиц каждого разряда образуют 1 единицу старш. разряда. Позиционной потому, что значение цифры зависит от её места в записи числа, то есть от разряда, в котором она записана.
19. Способы записи чисел. История их развития.
Нумерация - графич. Изобр. числа.
Сущ-ют разные способы изоб-я числа. У разных народов в разное время сущ-ли разные сп-бы изоб-я чисел:
Первые 9 чисел – обознач-ся первыми 9 буквами алфавита; следующие 9 букв обозначают десятки; следующие – сотни. Чтобы запись числа отличалась от записи букв, ставилась титла – волнистая черточка над буквой.
I – 1, V – 5, X – 10, L – 50, C – 100, D – 500, M – 1000. Все остальные числа записывались с помощью этих знаков на основе следующих правил:
Если низшее число написано справа, то его прибавляют: VI; если низшее число написано слева, то его отнимают: IV .
Прибавлять можно не более 3-х знаков, а отнимать не более одного: VIII – восемь, IX – девять.
Отнимать можно непосредственно предыдущий знак, от сотни – только 10, от 500 – только 10. Например, 99 – XCIX.
Если надо записать число более 3-х тысяч, мы записываем его низшими знаками, берем в скобки и обозначаем индексом m. 214698 – (CCXIV)m DCXCVIII.
6. Арабскую нумерацию придумали в Индии, европейцы переняли у арабов. Исп-ся 10 знаков – цифры: 0, 1, …., 9.
20. Счёт как деятельность. Система счисления. Их характеристика. Формир-ю навыков счетной деят-ти, обобщению предст-ий о числе способ-ют упр-я в сосчитывании звуков, движений, предметов по осязанию. Сначала дети овладевают умением считать звуки, движения с помощью игрушки. Затем они считают звуки, движения, выполняемые ими самостоятельно, проговаривая числа вслух, затем шепотом и про себя.Звук и движения должны быть ритмичны, разнообразны, интересны. Лучше, если источник звука скрыт от детей, что обостряет деят-ть слух. анализатора.
В кач. подготовки к счету звуков и движений уместны упр-я в соотнесении звуков движений с предметами.
Счет предметов по осязанию вначале носит игровой хар-р.Далее дети считают предметы, зафиксированные на плоскости. Нагляд.материал после рассм-я закрыв-ся салфеткой и пересчит-ся, соблюдая правила счета(правой рукой вести по предметам слева направо, называть число в момент фиксации предмета, итоговое число называть сразу после окончания счета) Наиболее сложным для детей ср.гр явл.счет по осязанию предметов не зафиксир-ых на плоскости, т.к. он связан с передвиж-ем их с лева направо. Числа произносятся, когда движение уже закончено.Считыв-ся предметы, а не движения рук.
Хар-ка десятичной системы исчисления.
Письм. нумерация – система записи чисел:-Древневавилонская клиновская нумерация(50в.до н.э.); -Древнеегипетская письменная нумерация(40 в до н.э.) – Римская (порядковое обозначение числа); - Алфавитная(пришла из Византии 9-10в);- Арабская письменная нумерация (изобретена в Индии в 18в)
Системы счисления – это системы счета единицами, десятками, и т.д.. Бывает двоичная, пятеричная, десятичная- Архимед. Позиционная система-значение знака зависит от его позиции в числе 777(последняя-единицы, 7посредине- десятки 70, первая-сотни 700)
Непозиционная –каждый знак обозначает одно и тоже число независимо от места(римская система ХХV где Х-всегда 10, а V-всегда 5)
Счет десятками- разложение конеч. мн-ва на десятки ведет к понятию разряда – каждый разряд больше предыдущего в 10 раз(1,10,100,1000) Три разряда вместе составляет класс(1.1000.1000.000) Каждый класс больше предыдущего в 100 раз.
Система счисления – это совокупность способов записи чисел и выполнения действий над числами.
Различают позиционные и непозиционные системы счисления. В позиционных – значение каждого знака в записи числа зависит от занимаемой им позиции (222), а в непозиционной – не зависит (CCXXII).
К позиционным системам счисления относятся: десятичная (используется 10 знаков для записи чисел – 0, 1, 2, …, 8, 9), двоичная (используется 2 знака – 0, 1) и т.п.
Одними из первых появились пятеричная и десятичная системы счисления (по количеству пальцев на одной или двух руках). Сущ-ла также двенадцатеричная и шестидесятеричная системы счисления. В первой из них считали большим пальцем фаланги остальных четырех пальцев. Отголоски этой системы дошли до наших дней: посуда группируется по 12 приборов (в дюжины). Гипотеза появления шестидесятеричной системы счисления такова: объединились два народа, у одного из которых была пятеричная, а у другого двенадцатеричная системы счисления. В наше время свидет-вом существования этой системы служит состав часа из 60 минут и т.п.
21. Понятие геометрической фигуры. Фигуры планиметрии и стереометрии. Историч. понятие геом. фигуры, так же как понятие натур. числа, было одним из исходных понятий матем. Как и натур. числа, понятие геометр. фигуры образовалось с помощью абстракции отождествления, в основе кот. лежит некот.отношение эквивалентности. В данном случае таким отношением является сходство, подобие предметов по их форме, с помощью кот. мн-во предметов разбивается на классы эквивалентности так, что любые два предмета одного класса имеют одинак. форму, а любые два предмета различных классов — различные формы. Абстрагируясь при этом от других свойств предметов, мы получаем самост. понятие геометр. фигуры. В матем. поступают и так: класс подобных по форме предметов определяется любым принадлежащим ему предметом и называется формой.
Решая задачу классифик. блоков по их форме, дети получают классы квадратных, круглых, треугольных и прямоугольных блоков, затем каждый из этих классов, так же как и отдельные их представители, называется соответственно квадратом, кругом, треугольником, прямоугольником. В основе выделения этих понятий лежит отношение экв-ти иметь одинак. форму.
В изучении геометрии выделяют уровни мышления:
Первый хар-ся тем, что геом. фигуры рассм-ся как целые и различаются только по своей форме.
На втором уровне
пров-тся анализ
Всякая геометр. фигура подразумевается состоящей из точек, т.е. всякая геометр. фигура представляет собой мн-во точек, в том числе одну точку тоже принято считать геометр. фигурой. На предмат. ур-не дети знакомятся с простейшими, но наиболее распростр-ми геом. фигурами: различными линиями, формами блоков — квадратом, кругом, треугольником, а также пятиугольником, шестиугольником. Строгих определений, разумеется, на этом уровне не дается.
^ Виды геометрических фигур
Все геом. фигуры делятся на плоские и пространственные. Под линией будем иметь в виду плоскую линию — линию, все точки которой лежат на некоторой плоскости, а сама линия есть подмн-во точек плоскости.
Прямую линию, или просто прямую, можно выделить среди других линий с помощью ее характер-их свойств, т. е. таких свойств, которыми обладает только прямая и никакие другие линии.
На геометрическом яз.: через две точки D и С проходит несколько линий. Прямая выделяется среди них тем, что это — линия кратчайшего расстояния.
Еще одно характер-е св-во прямой: через две точки D и С можно провести много различных линий, прямых — только одну, т. е. через две точки проходит одна и только одна прямая.
Линии бывают замкнутыми и незамкнутыми. Например, прямая — незамкнутая линия, окружность — замкнутая.
По отношению к прямой две точки могут находиться «по одну сторону» от нее или «по разные стороны».
На геометрическом языке:точки А и В находятся по одну сторону от прямой , если отрезок, соединяющий эти точки, не пересекает прямую.
Первые представления о внутри и вне закрепляются в играх с обручами, когда дети встречаются со все усложняющимися ситуациями: определение блоков внутри и вне одного обруча, внутри одного и вне другого обруча, внутри всех трех обручей, внутри двух обручей и вне третьего и т. п. Поэтому перед решением задач, связанных с классиф. блоков или фигур в играх с обручами, необходимо выяснить, распознают ли дети внутр. и внеш. области по отношению к каждому обручу.
Если две точки А и В или D и Е лежат в одной области, то отрезок, соединяющий их, не пересекает линии ; если две точки, например С и D, принадл. различным областям, то соединяющий их отрезок пересекает линию (в точке К).
Одна из этих областей называется внутренней, другая — внешней.
Область, которая интуитивно принимается за внеш., обладает св-вом: можно найти в этой области две точки, например D и Е, такие, что прямая, проходящая через них, целиком лежит в этой области. Вторая область, которая интуитивно принимается за внутреннюю, не обладает этим свойством или характ-ся св-вом, представляющим собой отрицание характерист-го свойства внешней области, т. е. нельзя найти в ней такие две точки, чтобы прямая, проходящая через них, лежала целиком в этой области.
Оотрезок можно понимать как подмн-во точек прямой. Иногда пользуются отношением между, применимым к трем точкам. Это отношение соответствует наглядному представлению о точке, лежащей на прямой между двумя другими точками: если точка С лежит между точками А и В, то нельзя «дойти» по прямой от А к В, не пройдя через точку С. Эти наглядные представления подсказывают и некоторые свойства отношения между: если точка С лежит между А и В, то С лежит и между В и А; из трех точек только одна лежит между двумя другими, т. е. если С лежит между А и В, то уже А не лежит между Си В, а также В не лежит между А и С.
Имеются две различные трактовки понятия отрезка . По одной из них отрезку АВ принадлежат сами точки А я В (концы отрезка) и все точки прямой АВ, лежащие между А и В. По другой трактовке точки А и В не считаются принадлежащими отрезку АВ, хотя по-прежнему называются его концами (т. е. концы отрезка не принадлежат ему).
Так как через две точки А и В проходит единст. прямая АВ, то эти две точки определяют и единст. отрезок с концами А и В.
Зная, что такое отрезок,
можно уточнить и понятие
Если А1,А2, At,, .., A„-j, Ап — точки, никакие последоват. три из которых не лежат на одной прямой, то линия, состоящая из отрезковааА1А2>А2А3> ..,Ап_]А„, называется ломаной линией, эти отрезки называются звеньями ломаной, а точки А1, А2, A3,.., Ап_, А„ — ее вершинами; точки Аj и Ап называются также концами ломаной. Если концы ломаной совпадают, то ломаная называется замкнутой, в противном случае — незамкнутой .
Как и всякая замкнутая линия, замкнутая ломаная линия разбивает мн-во не принадл-их ей точек плоскости на две области — внутр. и внеш.
Среди ломаных линий выделяют простые (без самопересечений) ломаные линии, т. е. такие, которые сами себя не пересекают.
Имеются два основные понятия: согласно одному из них, под многоугольником понимают простую замкнутую ломаную линию, согласно второму — простую замкнутую ломаную вместе с ее внутр. областью или объединение простой замкнутой ломаной и ее внутр. области.
Согласно первой трактовке, модель многоугольника, например, можно изготовить из проволоки, по второй — вырезать из бумаги. Для мал. детей более естест. явл. называть квадратом, треугольником и т. д. именно ту фигуру, которую они закрасили и вырезали, т. е. ломаную вместе с ее внутр. областью. Поэтому представляется, что и для школы вторая трактовка является более целесообразной.
Многоуг-ки классиф-ся по числу сторон или углов: треугольники, четырехугольники, пятиугольники, шестиугольники и т.д. Наблюдая различные многоуг-ки, можно обнаружить наличие или отсутствие св-ва, называемого выпуклостью.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории и методике развития математических представлений у детей"