1. Общение на основе
высоких профессиональных установок
педагога, его отношения к педагогической
деятельности в целом. О таких
говорят: «За ним дети (студенты)
буквально по пятам ходят!»
2. Общение на основе
дружеского расположения. Оно предполагает
увлеченность общим делом. Педагог
выполняет роль наставника, старшего
товарища, участника совместной
учебной деятельности. Однако при
этом следует избегать панибратства.
Особенно это касается молодых
педагогов, не желающих попасть
в конфликтные ситуации.
3. Общение-дистанция
относится к самым распространенным
типам педагогического общения.
В этом случае во взаимоотношениях
постоянно прослеживается дистанция
во всех сферах: в обучении
— со ссылкой на авторитет
и профессионализм, в воспитании
— со ссылкой на жизненный
опыт и возраст. Такой стиль
формирует отношения «учитель—ученики».
Но это не означает, что ученики
должны воспринимать учителя
как сверстника.
4. Общение-устрашение, негативная
форма общения, антигуманная, вскрывающая
педагогическую несостоятельность
прибегающего к нему преподавателя.
5. Общение-заигрывание, характерное
для молодых преподавателей, стремящихся
к популярности. Такое общение
обеспечивает лишь ложный, дешевый
авторитет.
Следует отметить
диаметральную противоположность
монологической и диалогической
форм педагогического общения. В
первом случае существуют субъект-объектные
отношения, где объектом является
ученик, студент, класс, группа. Во втором
— субъект-субъектные отношения,
при которых педагог взаимодействует
с обучаемым или с обучаемыми
на основе партнерских отношений,
в союзе с ним или с ними.
Это отличие и составляет сущность
педагогического сотрудничества, когда
в своей деятельности преподаватель
отходит от привычных представлений
о труде педагога, где один (педагог)
должен учить и направлять
развитие, воспитывать, а другие
— учиться и развиваться под
его руководством. Каковы же условия
плодотворного педагогического
общения на основе педагогического
сотрудничества?
1. Педагогическое сотрудничество
— двусторонний процесс, основанный
на взаимодействии «преподаватель—учащийся»,
успешность которого зависит
от деятельности и личности
педагога и деятельности обучаемого.
2. Педагогическое взаимодействие
адекватно индивидуальным возможностям
личности обучаемого, способствуя
их максимальному проявлению.
Таким образом, педагогическое
общение, основанное на субъект-субъектных
отношениях, проявляется в сотрудничестве,
которое осуществляется в атмосфере творчества
и способствует гуманизации обучения.
Можно выделить разные уровни
педагогического общения:
• высокий — характеризуется
теплотой во взаимоотношениях, взаимопониманием,
доверительностью и пр.;
Уровень общения непосредственно
связан с воздействиями педагога, которые
соответствуют парциальным (частичным)
оценкам, хорошо изученным Б. Г. Ананьевым.
Эти воздействия можно разделить на два
вида:
• положительные — одобрение,
поощрение самостоятельности, похвала,
юмор, просьба, совет и предложение;
Различные стили коммуникативного
взаимодействия порождают несколько моделей
поведения преподавателя в общении с обучаемыми
на занятиях.
Процесс общения преподавателя
со студентами может складываться
в двух крайних вариантах:
1) взаимопонимание, слаженность
выполнения учебной деятельности,
развитие способности прогнозировать
поведение друг друга и
2) разлад, отчужденность, неспособность
понять и предугадать поведение
друг друга, появление конфликтов.
Достижение положительного
результата общения и взаимодействия
связано с накоплением и правильным обобщением
информации друг о друге, зависит от уровня
развития коммуникативных умений педагога,
его способности к эмпатии и рефлексии,
к наблюдательности, «сенсорной остроте»,
установлению «раппорта» и умению учитывать
репрезентативную систему собеседника,
от умения слушать, понимать студента,
воздействовать на него посредством убеждения,
внушения, эмоционального заражения, изменения
стилей и позиций общения, от умения преодолевать
манипуляции и конфликты. Важную роль
играют психолого-педагогическая компетентность
преподавателя в области психологических
особенностей и закономерностей общения,
взаимодействия.
Существует шесть основных
функций взаимодействия субъектов педагогического
процесса при оптимальном педагогическом
общении:
• конструктивная — педагогическое
взаимодействие преподавателя и студента
при обсуждении и разъяснении содержания
знаний и практической значимости по предмету;
• организационная — организация
совместной учебной деятельности преподавателя
и студента, взаимной личностной информированности
и общей ответственности за успехи учебно-воспитательной
деятельности;
• коммуникативно-стимулирующая
— сочетание различных форм учебно-познавательной
деятельности (индивидуальной, групповой,
фронтальной), организация взаимопомощи
с целью педагогического сотрудничества;
осведомленность студентов о том, что
они должны узнать, понять на занятии,
чему научиться;
• информационно-обучающая
— показ связи учебного предмета с производством
для правильного миропонимания и ориентации
студента в событиях общественной жизни;
подвижность уровня информационной емкости
учебных занятий и ее полнота в сочетании
с эмоциональным изложением учебного
материала, опорой на наглядно-чувственную
сферу студентов;
• эмоционально-корригирующая
— реализация в процессе обучения принципов
«открытых перспектив» и «победного»
обучения в ходе смены видов учебной деятельности;
доверительного общения между преподавателем
и студентом;
• контрольно-оценочная
— организация взаимоконтроля обучающего
и обучаемого, совместное подведение итогов
и оценка с самоконтролем и самооценкой.
Педагогический такт, его значение
в процессе обучения и воспитания. В.А.Сухомлинский
о значении педагогического такта в воспитании
подростков и юношества.
Такт – это чувство меры, подсказывающее
наиболее деликатную линию поведения
по отношению к кому-либо.
В деятельности педагога важную
роль играет такт вообще и психологический
такт в особенности.
Психологический такт, с одной
стороны, характеризуется как профессиональное
качество педагога, а с другой –как целесообразное
общение с учащимися.
Условием тактичного поведения
педагога является его умение уважительно
строить взаимоотношения с учащимися.
Наиболее существенными признаками
психолого-педагогического такта являются:
- человечность.
- учет субъективных состояний
учащихся.
- требовательность без
грубости и мелочной придирчивости,
- умение слушать учащихся,
не выражая безразличия или
своего превосходства.
- общение без раздражительности,
- простота общения, но
не допускающая панибратства,
- объективный подход к
оценке ответов учащихся,
- юмор без насмешливости.
Педагогический такт -
интуитивное чувство меры, помогающее
дозировать воздействия и уравновешивать
одно средство другим. Тактика поведения
учителя состоит в выборе стиля и тона
в зависимости от времени и места педагогического
действия, а также от возможных последствий
применения тех или иных методов.
Педагогический такт
во многом зависит от личных
качеств педагога, его кругозора,
культуры, воли, гражданской позиции
и профессионального мастерства.
Он является той основой, на
которой вырастает духовная близость
между педагогами и учащимися,
зарождается доверие. Особенно отчетливо
педагогический такт проявляется
в контрольно-оценочной деятельности
педагога, где крайне важны
особая внимательность и справедливость.
Педагогическая справедливость
- своеобразное мерило объективности
учителя, уровня его нравственной
воспитанности (доброты, принципиальности,
честности), проявляющейся в его
оценках поступков учащихся, их
отношения к учебе, социально
полезной деятельности и т.п. Справедливый
учитель-это высшая похвала педагогу;
в ней выражены уважение, признание
ума и человечности, доброты
и принципиальности, единства личных
и деловых качеств.
В.А.Сухомлинский
считал педагогический такт важным
условием учебно-воспитательного
процесса. Вера школьника в учителя,
взаимное доверие между ними,
человечность и доброта - вот то,
что необходимо воспитателю, то
что хотят видеть дети в
своем наставнике. Одно из самых
ценных его качеств - человечность,
в которой сочетается сердечная
доброта с мудрой строгостью
родителей.
19. Поняття
«педагогічна майстерність».
Шляхи формування
педагогічної
майстерності
вихователя.
Педагогическое мастерство,
выражая высокий уровень развития педагогической
деятельности, владения педагогической
технологией, в то же время выражает
и личность педагога в целом, его опыт,
гражданскую и профессиональную позицию.
Мастерство учителя - это синтез личностно-деловых
качеств и свойств личности, определяющий
высокую эффективность педагогического
процесса.
До елементів педагогічної
майстерності належать:
1. Гуманістична спрямованість
діяльності. Полягає в спрямованості
діяльності педагога на особистість
іншої людини, утвердження словом
і ділом найвищих духовних
цінностей, моральних норм поведінки
й стосунків. Передбачає гуманістичний
вияв його ціннісного ставлення
до педагогічної діяльності, її
мети, змісту, засобів, суб'єктів. Той, хто
не любить і не поважає дітей,
учнів, не може досягти успіху
в педагогічній праці, бо тільки
щира любов і глибока повага
педагога до вихованців породжують
відповідну любов і повагу
до нього, до його ідей, поглядів,
переконань, знань, які він вчить
здобувати.
2. Професійна компетентність,
професіоналізм. Передбачають наявність
професійних знань (суспільних, психолого-педагогічних,
предметних, прикладних умінь та
навичок). їх змістом є знання
предмета, методики його викладання,
знання педагогіки і психології.
Особливостями професійних знань
є їх комплексність (потребує
вміння синтезувати матеріал, аналізувати
педагогічні ситуації, вибирати
засоби взаємодії), натхненність (висловлення
власного погляду, розуміння проблеми,
своїх міркувань).
Професіоналізм педагога —
це сукупність психофізіологічних, психічних
та особистісних змін, які відбуваються
в людині у процесі оволодіння знаннями
та довготривалої діяльності, що забезпечують
якісно новий, вищий рівень вирішення
складних професійних завдань.
Педагогічний професіоналізм
— уміння вчителя мислити та діяти професійно.
Охоплює набір професійних властивостей
та якостей особистості педагога, що відповідають
вимогам учительської професії; володіння
необхідними засобами, що забезпечують
не тільки педагогічний вплив на вихованця,
але і взаємодію, співробітництво та співтворчість
з ним. Для активного співробітництва
з вихованцями вчителю необхідна мобілізація
інтелекту, волі, моральних зусиль, організаторського
хисту та вміле оперування засобами формування
моральних, інтелектуальних та духовних
засад у школярів. Він повинен володіти
широким арсеналом інтелектуальних, моральних
та духовних засобів, що забезпечують
педагогічний вплив на учня. До інтелектуальних
засобів належать кмітливість, професійне
спрямування сприйняття, пам'яті, мислення,
уяви, прояв та розвиток творчих здібностей
учня. До моральних — любов до дітей, віра
в їх можливості та здібності, педагогічна
справедливість, вимогливість, повага
до вихованця — все, що складає основу
професійної етики вчителя. Духовні засоби
— основа його загальної та педагогічної
культури.