Шпаргалка по дошкольной педагогике и частным методикам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 18:11, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на экзаменационные вопросы по дошкольной педагогике и частным методикам.

Вложенные файлы: 1 файл

ПЕДАГОГИКА ЭКЗАМЕН.docx

— 674.79 Кб (Скачать файл)

П этап - от 2,5-3 мес. до 5-6 мес;

Ш этап - от 5-6 мес. до 9-10 мес;

1У этап - от 9-10 мес. до I года

В соответствии с этапами развития на 1-ом году жизни устанавливаются четыре возрастных режима. Установить своевременную смену сна и бодрствования на I мес жизни еще нельзя, так как эти процессы у новорожденного аритмичны, они возникают многократно в сутки и продолжительность их разная. В этом возрасте необходимо наладить только правильный ритм кормления, т.е. кормить ребенка всегда в одно и то же время, через одинаковые интервалы. К концу I мес. устанавливается суточный режим: ребенок начинает бодрствовать преимущественно днем, а спать ночью. Именно с этого возраста важно установить не только режим кормления, но и режим сна и бодрствования. Для этого необходимо класть спать ребенка в одно и то же время и создавать условия для быстрого засыпания и глубокого сна (спокойная обстановка, сон на воздухе), во время бодрствования создавать условия для активного деятельного состояния ребенка. В 1-ые месяцы жизни малыша кормление, бодрствование и сон должны чередоваться через одинаковые промежутки времени, так как это облетает привыкание к режиму. Режим должен быть таким, чтобы ребенок после кормления бодрствовал, а потом спал до следующего кормления. Если в период приучения ребенка к режиму дня он сам не просыпается к началу кормления, его нужно будить. Последовательность чередования режимных моментов меняется у детей 1У -го етапа - от 9-Ю мес до I года. Последовательность теперь такая: бодрствование - кормление - сон. Осуществляется переход детей на двухразовый сон, который сохраняется до 1,5 лет.

С первых дней жизни у детей необходимо воспитывать положительное отношение ко всем режимным процессам. Естественной и наиболее правильной едой для младенца является грудное молоко матери. Важно, чтобы ребенок ел в спокойном состоянии, с аппетитом. съедал всю порцию. Перед едой детям делают туалет. Когда вводится докармливание, то малыш получает еду из бутылочки с соской, которая по форме напоминает сосок женской груди. В 4,5-5 мес, когда вводится полугустая еда (овощное пюре, творог), необходимо приучивать детей есть с ложки. В это время ребенок должен находиться в полусидячем положении. В 6-7 мес. нужно учить пить детей из чашки фруктовые соки, кефир, чай. Как только малыш научится сидеть, его нужно кормить за столом. Необходимо правильно организовать сон ребенка. Постель должна быть ровной и твердой. Дневной сен ребенка в любую пору года целесообразно проводить на свежем воздухе. Неспокойным детям можно давать пустышку, однако, когда ребенок загнет, пустышку нужно вынимать изо рта. Когда ребенок спит, взрослые разговаривают вполголоса, свет не должен падать ему на лицо, радио и телевизор нужно выключить. С 8 мес. ребенка приучают к горшку. Он должен быть удобным. Целесообразно исполь зовать специальный стульчик. Высаживают ребенка на горшок только в те моменты, когда у него есть потребность. Не следует долго держать ребенка на горшке, это может вызвать отрицательное отношение к высаживанию.

Особенности воспитания и развития детей первого года

ВЕДУЩИЕ ЛИНИИ - основные умения, которые определяют развитие ребенка в данный момент и являются благоприятными предпосылками для следующего развития.

Наиболее важным и ответственным периодом в жизни каждого ребенка является первый год жизни. Его отличительные особенности:

  • более быстрый в сравнении с другими возрастными периодами темп физического и нервно-психического развития,

  • тесная взаимосвязь физического и нервно-психического развития,

  • проявление сенсомоторной потребности,

  • ярко выраженная эмоциональность,

  • большая ранимость организма и относительно низкая сопротивляемость к разным заболеваниям,

  • потребность в общении со взрослыми, высокая пластичность нервной системы.

Задачи воспитания:

- обеспечение полноценного физического развития детей, охрана и укрепление их здоровья, формирование движений, воспитание элементарных навыков аккуратности и опрятности, положительного отношения к режимным процессам;

- с целью умственного воспитания своевременное формирование ориентировочной активности, расширение сенсорного опыта детей, развитие умения действовать с игрушками и предметами быта, развитие понимания речи, подготовительных этапов активной речи;

- формирование предпосылок  нравственного поведения, т.е. положительных  привычек, предупреждение появления  отрицательных, поощрение активности и самостоятельности во всех видах  деятельности, воспитание доброжелательного отношения ко взрослым и детям;

- для развития предпосылок эстетического восприятия продуманная организация предметной среды, систематическое осуществление музыкального воспитания.

На I этапе ведущими линиями развития являются:

- развитие зрительного и слухового сосредоточения;

- развитие эмоционально-положительных реакций, формирование "комплекса оживления";

КОМПЛЕКС ОЖИВЛЕНИЯ - сочетание эмоциональных (улыбка), голосовых (гукание) и двигательных (движения рук и ног) реакций.

- формирование умення лежать на животе, приподняв голову и опираясь на предплечья.

Для П этапа характерны следующие линии развития:

- формирование зрительных и слуховых диффереицировок;

- развитие умения тянуться к игрушкам, брать их в руки;

- формирование первых голосовых реакций (гуления и лепэта);

- дальнейшее совершенствование умения лежать на животе, прогибаясь в пояснице и удерживая голову.

На Ш этапе ведущими линиями развития являются:

- формирование умения совершать целенаправленные действия с предметами;

- дальнейшее совершенствование лепета;

- начало становления пассивной речи (слышит, понимает, но не раэ-говаривает);

- развитие ползания.

Для 1У этапа характернмми являются такие линии развития:

- формирование результативных действий с предметами;

- появление первых осмысленных слов;

- дальнейшее развитие пассивной речи;

- формирование умения самостоятельно ходить.

Цель. - это осознанное представление конечного результата определенной деятельности.

Целью воспитания является мысленное представление о том, каким в конечном итоге должен стать человек, которого хотят воспитать. Эта цель должна соответствовать представлению общества об идеале человеческой личности, выражать требования общества к человеку.

Применительно к детям дошкольного возраста цель воспитания формулируется как разностороннее развитие и воспитание ребенка в духе гармонии трех начал:

-физическое развитие  и воспитание ребенка, формирование  у него первоначальных основ  здорового образа жизни;

-духовное, личностное развитие  и воспитание ребенка;

-интеллектуально-познавательное  развитие и воспитание. Основными  задачами физического воспитания  являются:

-создание условий для  эмоционально радостного проживания  ребенка, комфортного состояния; формирование  желания быть здоровым, сильным, красивым;

-использование содержательной  физкультурно-оздоровительной деятельности  детей для формирования у них  потребности в активных движениях  и физическом совершенстве;

-рациональное питание, формирование  навыков личной гигиены, закаливание, формирование у детей представлений  о своем организме и его  охране;

-учет экологических условий, установление режима жизни в  зависимости от здоровья каждого  ребенка, обеспечение индивидуального  подхода к детям, учет своеобразия  воспитания мальчиков и девочек.

Основные задачи духовного развития ребенка:

-формирование первоначальных  основ гуманистического мировоззрения  с ориентацией на общечеловеческие  ценности;

-развитие нравственной  мотивационнопотребностной и эмоциональной  сферы;

-формирование основ национального  самосознания;

-воспитание эстетического  отношения к жизни.

Задачи интеллектуально-познавательного развития и воспитания

-раннее развитие задатков, дарованных ребенку природой;

-расширение кругозора  детей;

-развитие познавательных  интересов и потребностей, умений  и навыков умственной деят-ти;

-развитие сенсорной культуры;

-развитие речи;

-формирование готовности  ребенка к новой внутренней  позиции "я - будущий школьник", готовности к совместной деятельности; развитие произвольного и осознанного  регулирования умственной деятельности  и поведения

 Визнаючи необхідність  вікового та індивідуального  підходу до дитини, сучасна педагогіка  спирається на ідеї української  етнопедагогіки, яка закумулювала  психолого-педагогічні знання про  вікові та індивідуальні особливості  дітей і виховання. Українське  дитинознавство найбільшу увагу  приділяє характеристиці дітей  від народження до п'яти років. Це свідчить про те, що народ  емпірично дійшов висновку про  вирішальну роль раннього дитинства  у формуванні особистості.

   Народне дитинознавство  дає психолого-педагогічну характеристику  кожному року життя дитини  до п'ятирічного віку.

   1. Про новонароджену  дитину кажуть “пискля”, “народженяточко”. Назви кількамісячної дитини  характеризують її дії як здобутки  розвитку. Дитина, яка емоційно спілкується  з дорослим, — “сміюн”, “плакса”; починає сидіти і повзати, —  “сидун”, “плазун”, “лазуночка”; ходить, — “дибун”, “ходун”; вчиться говорити, — “сокотун”, “белькотун”, “воркота”; має успіхи в оволодінні мовою, — “щебетун”, “цвіркотун”; повільно  вчиться говорити, — “мовчун”. Уже  в цьому віці звертали увагу  на індивідуальні особливості  дітей: швидка дитина — “бігунець”, голосна — “зіпун”, любить хвалитися  — “хвастунець”.

   2. Дворічну дитину  називають “стрижак”, “друга каша”, “друге літо”, її як індивідуальність  характеризують словами “балакуча”, “нишкла”, “понура”, “тихоня”.

   3. На третьому році  життя: “третяки”, “третє літо”, “гулячки”, бо допитливість і активність  у пізнанні світу є головною  ознакою цього віку.

   4. Чотирирічна дитина  — “четвертак”, “четверте літо”, “четверта каша”. її рухливість  і самостійність позначають назвами  “метунець”, “шмиглик” та ін.

   5. П'ятирічна дитина  — “п'ятак”, “п'ятиліток”, “підпасок” (готується допомагати старшим  дітям по господарству, виявляє  інтерес до праці).

   Згідно з етнопедагогікою  кожен вік дитини потребує  відповідного виховання, в якому  найголовніше — співучасть в  усіх здобутках розвитку. У народі  кажуть, що людина, крім свого  дитинства, стільки разів вчиться  ходити, говорити, діяти самостійно, скільки у неї є дітей. Дитина  в дошкільному віці, коли відбувається  особистісне становлення, має бути  центром уваги батьків та інших  членів сім'ї, які впливають на  її розвиток. Народна мудрість  наголошує на необхідності гуманного  виховання: не втручання, не управління, а співучасть у розвитку дитини.

      У психічному  розвитку дитини простежуються  періоди відносно помірних, поступових  змін (дитина упродовж тривалого  часу зберігає однакові психологічні  риси) і різких, стрибкоподібних  змін, пов'язаних із зникненням  попередніх, появою нових психологічних  рис. Л. Виготський назвав їх віковими  кризами.

   У стабільному  періоді розвиток відбувається  поступово, шляхом малопомітних  змін, які, відповідно до закону  переходу кількісних змін у  якісні, реалізуються стрибкоподібно  — як новоутворення в організмі  та психіці людини. Відносно коротким  у часі критичним періодам  властиві відчутні зміни фізичного  і психічного розвитку. Вікові  кризи виникають при переході  від одного вікового періоду  до іншого в результаті якісних  перетворень у сфері соціальних  відносин, діяльності та свідомості. У дитячому віці виокремлюють  кризу першого року життя, кризу  трьох років, кризу шести-семи  років, підліткову кризу. Кризові  періоди часто пов'язані з труднощами  в налагодженні контакту з  дитиною, оскільки новий етап  розвитку вимагає зміни ставлення  до неї, а дорослі здебільшого  практикують звичний стиль виховання. Досвідчені, вдумливі батьки, педагоги  у своїй взаємодії з дитиною  виходять з того, що кризові  періоди виникають неодмінно  і не так важко дорослому  у цей період спілкуватися  з дитиною, як їй із собою  та іншими людьми. Дорослі повинні  весь час відкривати нові можливості  дитини, створювати умови для  їх розвитку.

Информация о работе Шпаргалка по дошкольной педагогике и частным методикам