12. Навчіть дитину знайомитися
з іншими дітьми, звертатися до
них по імені, просити, а не
забирати іграшки, у свою чергу,
пропонувати іграшки іншим дітям.
13. Ознайомтеся з іншими
батьками та їхніми дітьми. Називайте
інших дітей у присутності
вашого малюка по іменах. Запитуйте
його думку про нових друзів.
14. Вводити дитини в
нову ситуаціютреба поступово. У
перші дні побудьте з ним
якийсь час в дитячому садку,
не йдіть відразу. А, прощаючись,
обов’язково скажіть, що повернетеся
за ним. Як правило, багато дітей
через кілька днів звикають
до нових умов.
15. Коли ваш син або
дочка вперше відправляться в
сад, не забудьте дати йому
з собою свою іграшку: звична
тепла річ, що пахне будинком,
буде діяти на малюка заспокійливо,
це для нього частинка дому,
частинка безпеки.
16. Не забудьте так розпланувати
свій час, щоб повністю звільнити
собі першу пару тижнів, щоб
зі свого боку допомогти дитині
плавно пройти адаптацію в
садку.
17. На перших порах намагайтеся
приділяти своїй дитині потрійну
увагу вдома і на прогулянках,
нагадуйте ввечері йому про
садок, про хлопців, про виховательці.
Найголовніше – не бійтеся
сліз дитини, адже він поки
не може реагувати інакше! Не
дратуйте дитини своїми сльозами
і нервозністю. Багато мам не
можуть стримати емоцій при
розлученні з дитиною вранці,
коли дитина йде до групи. Якщо
у мами не виходить бути
витриманою, краще довірити татові
відвести дитину в садок.
18. Постарайтеся бути терпимими
в період адаптації дитини
до дитячого садочку, не шкодуйте
часу на емоційно-особистісне
спілкування з дитиною, заохочуйте
відвідування дитячого саду дитиною.
Пам’ятайте, що дитячий сад –
це перший крок у суспільство,
імпульс до розвитку знань
дитини про поведінку в суспільстві. 22. Адаптація дітей
до умовДНЗ БИОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ
- перестройка физиологических систем
организма, обеспечивающая целесообразное
приспособление к новым условиям жизни.
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ - способность
изменить свое поведение в зависимости
от новых социальных условий.
Поступление в ДУ представляет
для ребенка значительные трудности. При
этом многие дети становятся беспокойными,
плаксивыми, замкнутыми. Тревожное состояние,
эмоциональная напряженность связаны
с отсутствием близких для ребенка людей,
изменением бытовой обстановки, привычных
условий и ритма жизни. Функциональная
незрелость, ранимость затрудняют приспособление
детского организма к новым условиям.
С приходом в Д/С изменяется и социальное
положение ребенка. В семье он был в центре
внимания, общался с ограниченным кругом
людей. В ДУ он становится членом детского
коллектива, равным среди других детей.
В связи с этим ребенку необходимо психологически
перестроиться, изменить свое поведение,
вступать я контакт с незнакомыми взрослыми
и сверстниками. Все это приводит к нарушениям
сложившихся стереотипов в деятельности
и поведении ребенка, требует биологической
и социальной адаптации к новым условиям.
Существуют значительные различия
адаптационных возможностей у детей..
Различают 3 степени
адаптации:
легкая, при которой наблюдается кратковременное
отрицательное эмоциональное состояние,
которое выражается в снижении речевой
активности, незначительных нарушениях
поведения, ухудшении сна и аппетита;
средняя, естественная
адаптация; состояние ребенка нормали
значительных и длительных сдвигах в поведении,
ребенок теряет вес, нарушается речь, болеет,
но не тяжело, без осложнений; состояние
ребенка нормализуется через месяц;
тяжелая, или
патологическая, при которой привыкание ребенка
идет длительно и сложно, затягивается
порой на несколько месяцев, сопровождается
частыми повторными заболеваниями с осложнениями,
стойким нарушением поведения, в ряде
случаев граничащим с неврологическими
состояниями; наблюдается замедление
темпов физического развития, задержка
в развитии речи и психики.
Характер и длительность привыкания
детей к новым условиям определяют следующие факторы:
- возраст детей (критическим
для привыкания считается первое
полугодие второго года жизни);
-состояние их здоровья
(перенесенные острые заболевания,
патология родов, отягощенная наследственность
и др.);
-индивидуально-типологические
особенности (легче привыкают дети
с уравновешенными и подвижными
нервными процессами; труднее -те, у
кого они слабые, неуравновешенные,
малоподвижные);
-условия семейного воспитания
(организация режима дня дома,
жилищно-бытовые условия, состав
семьи и пр.);
-наличие или отсутствие
тренировки нервной системы детей
к новым условиям.
Рекомендации по обеспечению привыкания
детей к условиям дошкольного учреждения:
-постепенное комплектование
групп;
-окружение вновь поступивших
детей особенным вниманием, лаской
и заботой со стороны воспитателя;
-рекомендация родителям
в первые дни оставлять ребенка
в яслях только на время
одного бодрствования;
-в первые дни пребывания
ребенка в яслях не должно
быть травмирующих мероприятий (например,
прививок);
-сохранение привычек, даже
отрицательных, которые сформировались
у ребенка дома;
- разрешение родителям
присутствовать некоторое время
в группе, принести ребенку из
дома любимую игрушку;
-установление единства
воспитания в семье и в яслях.
Работа
с родителями в этот период: через индивидуальные беседы,
консультации, памятки родители получают
рекомендации по организации жизни ребенка
в подготовительный период;
они знакомятся с методикой
кормления, сна; получают советы по формированию
навыков самообслуживания, развитию предметных
и игровых действий, расширению опыта
общения; воспитатели изучают индивидуальные
особенности и привычки детей, условия
их жизни в семье
23.Фізичне
виховання дошкільників, його завдання
та засоби.
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - это часть
общей культуры, совокупность достижений
общества (материальных и духовных ценностей),
которые накоплены, создаются и используется
для физического совершенствования
людей.
ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВО - исторически
обусловленный уровень физического развития,
здоровья, физической подготовленности
человека, оптимально соответствующий
требованиям общества. У людей разных
профессий, пола, возраста физическое
совершенство имеет свои особенности.
. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗШ1ТИЕ - это биологический
процесс изменения форм и функций организма
человека.
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - педагогический
процесс, направленный на совершенствование
форм и функций организма человека, развитие
физических качеств, способностей, формирование
двигательных навыков и умений, специальных
знаний в области физической культуры
к спорта.
Гармоническое развитие дошкольника
предусматривает разностороннее физическое
воспитание. В дошкольном возрасте происходит
бурное развитие организма ребенка. У
него активно формируется нервная система,
костно-мышечная, совершенствуется дыхательный
аппарат. В этот период закладываются
основы хорошего здоровья и полноценного
физического развития. Поэтому так важно
правильное осуществление физического
воспитания детей дошкольного возраста.
Успех в любой деятельности во многом
определяется физическим состоянием ребенка.
Детский организм остро реагирует на незначительные
отклонения от нормы в окружающей среде,
что связано с его развитием и недостаточной
функциональной зрелость отдельных органов
и систем. Поэтому решение многих педагогических
задач должно осуществляться с обязательным
учетом физических возможностей и состояния
ребенка. В концепции дошкольного воспитания
сказано, что воспитание ребенка должно
быть пронизано заботой о его физическом
здоровье и психологическом благополучии.
Условия воспитания в детском саду такие,
что создается высокий риск нарушений
здоровья детей (инфекционные, простудные
заболевания). Уже с дошкольного возраста
дети страдают дефицитом движений и неэакаленностью.
Отсюда одной иэ главных задач детского
сада является задача охраны и укрепления
здоровья детей.
Задачи физического воспитания
в дошкольном детстве, сохраняя общую
целевую направленность, конкретизируются
с учетом анатомо-фиэиологических и психологических
особенностей.
Оздоровительные
задачи направлены на развитие форм
и функций организма (костная система,
мышечная, сердечно-сосудистая, дыхательная,
нервная системы, внутренние органы, кожа),
борьбу с заболеваниями, закаливание,
повышение сопротивляемости организма
под влиянием внешней среды.
Образовательные
задачи включают формирование двигательных
навыков, привитие навыков правильной
осанки, навыков гигиены, первоначальных
знаний, связанных с физкультурными занятиями
и освоением культурно-гигиенических
навыков.
Воспитательные
задачи включают необходимость выработки
у детей потребности, привычки к ежедневным
занятиям физическими упражнениями, умения
самостоятельно заниматься этими упражнениями
дома и в дошкольном учреждении, развития
нравственно-волевых качеств, положительных
черт характера, двигательных качеств,
способностей; содействие умственному,
трудовому, эстетическому, нравственному
воспитанию.
Все эти задачи решаются комплексно,
на основе соответствующих принципов.
Основные принципы
физического воспитания дошкольников:
ведущая роль воздействия среды,
воспитания и обучения в физическом раэвитяи
связь физического развития
с общим развитием ребенка,
всесторонность физического
воспитания,
эмоционально-положительное
влияние игры в системе физического воспитания
систематичность и последовательность
в работе по физическому воспитанию,
учет индивидуальных особенностей
детой в физическом воспитании
сознательность и активность
детей при овладении движениями, гигиеническими
навыками.
В процессе физического
воспитания и обучения применяются
общепедагогические принципы - наглядности,
доступности и т.д.
Основными средствами физического
воспитания дошкольников являются:
I) гигиенические факторы
(режим дня, гигиена одежды, обуви,
гигиеническая обстановка, культурно-гигиенические
навыки). Они повышают эффективность
воздействия физических упражнений
на организм ребенка, а также
содействуют нормальной работе
всех внутренних органов и
систем.
2) Естественные силы природы
(солнце, вода, воздух) усиливают положительное
воздействие физических упражнений
на организм и повышают работоспособность
ребенка, используются для его
закаливания.
3) Физические упражнения
- основное средство физического
воспитания. Они используются для
решения оздоровительных, образовательных
и воспитательных задач, содействуют
осуществлению умственного, нравственного,
эстетического и трудового воспитания
дошкольников, а также являются
средством лечения при многих
заболеваниях. Все эти средства
физического воспитания имеют
свои характеристики, методы и
пути осуществления для детей
разного возраста. Но все они
основаны на общих требованиях,
сформулированных Е.Л.Ларкиным:
- во всех мероприятиях по физическому
воспитанию следует основываться на знании
анатомо-физиологических особенностей
детей дошкольного возраста;
- необходимо учитывать целостность
и единство организма ребенка, которое
проявляется в том, что всякое воздействие
на любую часть тела вызывает реакцию
всего организма. Не может быть изолированных
реакций: центральная нервная система
объединяет все системы организма в единое
целое;
- важное значение придается
подвижным играм. Они являются не только
средством физического воспитания здоровых
детей, но и лечебным и оздоровительным
средством для больных и ослабленных детей.
Игра формирует нравственные качества
ребенка, его характер;
- необходим индивидуальный
подход к каждому ребенку. Дня этого следует
знать не только силы и умения ребенка,
но и учитывать, что они развиваются и
формируются под воздействием воспитания.
При этом нельзя выделять детей, которым
отдельные движения даются легко и подчеркивать
недостатки другого ребенка. Следует у
всех детей воспитывать уверенность в
своих способностях. Здесь особенно важна
роль личности воспитателя, его отношение
к физкультуре, гигиене, закаливанию.
Завдання фізичного виховання
дітей
Головний зміст фізичного виховання
полягає в оволодінні дитиною основами
фізичної культури:
1. Опанування основ особистої
гігієни. Йдеться про охайність,
чистоту тіла, одягу, взуття, гігієну
приміщення, режим дня (сон, харчування,
раціональна організація активної діяльності
й відпочинку).
З раннього віку дитину слід
привчати до систематичного догляду за
своїм тілом, прищепити навички здорового
способу життя, бажання займатися фізичною
культурою і спортом.
До культурно-гігієнічних навичок,
якими повинні оволодіти діти протягом
дошкільного дитинства, належать:
— навички їжі (акуратно їсти,
користуватися посудом, серветкою та ін.);