Классификация методов художественного
обучения определена Н.А.Ветлугиной:
- в зависимости от источника
знаний (наглядные, словесные, практические,
игровые);
- в зависимости от вида
художественно-творческой деятельности
и учебных задач;
- в заивисимости от
задач развития художественно-творческих
способностей;
- в зависимости от возрастных
особенностей детей;
- в зависимости от индивидуальных
особенностей детей;
- в зависимости от этапов
художественных занятий.
Проблема развития детского
творчества в советский период впервые
нашла отражение в "Положении о единой
трудовой школе" (1918 г.), где был поставлен
вопрос о " систематическом развитии
органов чувств и творческих способностей"
детей всех возрастов.
В настоящее время разработана
программа по художественному развитию
детей дошкольного возраста, концепция
эстетического воспитания детей.
В творческой деятельности
ребенка следует выделять три основных
этапа, каждый из которых, в свою очередь,
может быть детализирован.
1. Возникновение, развитие,
осознание и оформление замысла.
2. Создание детьми образа.
3. Анализ результатов.
Условия развития
детского творчества:
создание непринужденной обстановки;
широкое включение в педагогический
процесс игры, игровых ситуаций, игровых
приемов;
общественная направленность
занятий, положительная оценка деятельности.
- изобразительная деятельность,
в процессе которой дети рисуют,
лепят, -конструируют, делают аппликации;
- художественно-речевая
деятельность предполагает чтение
детьми стихов, пересказывание сказок,
рассказов, придумывание загадок, рассказов,
обмен впечатлениями об увиденном
или услышанном, обсуждение иллюстраций
в книгах и др.;
- музыкальная деятельность
,в ходе которой дети поют, водят
хороводы, играют в "концерт", одновременно
играя на музыкальных инструментах, слушают
музыку, сочиняют оперу.
- театрализованная деятельность
предполагает игру детей в
кукольном, теневом, плоскостном, пальчиковом
театре, использование фланелеграфа, игру-драматизацию.
25. Розумове
виховання дошкільників, його завдання,
зміст та засоби.
УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ - целенаправленная
деятельность воспитателей по развитию
умственных сил и мышления ребенка, по
формированию у него системы умственных
действий и познавательных способностей.
Умственное воспитание и развитие
ребенка нельзя рассматривать в отрыве
от его психического развития в целом,
от богатств интересов ребенка, его чувств
и всех других черт, которые создают его
духовный облик. Цель умственного воспитания
дошкольников нельзя понимать упрощенно
- как то, чтобы дать детям как можно больше
знаний об окружающем, значительно более
важно выработать у них общие способы
познавательной деятельности (умение
анализировать, сравнивать, обобщать),
развивать речь, формировать потребность
получать новые знания, овладевать умением
мыслить. Темп умственного развития дошкольников
очень высокий в сравнении с более поздними
возрастными периодами. Какие-либо дефекты
умственного воспитания дошкольников
трудно восполнимы в более старшем возрасте
и оказывают отрицательное влияние на
все дальнейшее развитие ребенка. Особенно
большая роль умственного воспитания
в подготовке детей к школе. Овладение
запасом знаний, развитие умственной активности
и самостоятельности, приобретение интеллектуальных
умений и навыков - это важные предпосылки
для успешного обучения в школе и для подготовки
к будущей трудовой деятельности.
Методологической основой умственного
воспитания является философская теория
познания, которая гласит, что путь познания
реального мира осуществляется таким
образом: "от живого созерцания к абстрактному
мышлению и от него к практике - таков диалектический
путь познания объективной реальности".
Первая
ступень познания - живое созерцание, в процессе
которого осуществляется непосредственное
чувственное восприятие предметов и явлений
при помощи ощущений и восприятий. В дошкольном
возрасте чувственное восприятие является
основным источником знаний детей об окружающем,
первой ступенью познания ими реального
мира.
Таким образом, умственное развитие
ребенка начинается с непосредственного
чувственного восприятия окружающего
(педагогическое требование наглядности
обучения)
вторая
и высшая ступень познания- абстрактное мышление. Чувственное
восприятие постоянно обогащает мышление
конкретными, реальными, "живыми"
образами, фактами, а абстрактное мышление
на основе этих фактов дает возможность
проникнуть в такие свойства и отношения
вещей, которые недоступны живому созерцанию.
Сущность предметов, явлений, их взаимосвязи
раскрываются ребенку благодаря мышлению.
Абстрактное мышление позволяет экономно
расходовать умственные силы ребенка,
создавать я его памяти целые совокупности
представлений, которыми ребеиок пользуется
по аналогии, изучая новые предметы, явления.
Мыслительные операции, которыми постепенно
овладевает ребенок: анализ, обобщение,
классификация, «решение - являются примером
экономной работы человеческого мозга.
Решающую роль в познании объективной
реальности открывает практика.
Она доказывает силу, мощь, истинность
человеческого познания. В игровой, трудовой,
учебной деятельности детей проверяется
истинность полученных знаний. Практика
- не только критерий истины, но и источник познания.
Через игру, труд дети легко и незаметно
осваивают большое количество знаний,
умений и навыков. Процесс познания имеет
деятельностно-активный харпктер. Активность
заложена в самой человеческой чувствительности.
Органы чувств функционирует благодаря
реализации в них способности отражать.
Ребенок рождается на свет с безусловными
рефлексами. На их основе формируются
многочисленные условнее рефлексы. Образование
условных рефлексов есть установление
нервной временной связи в коре головного
мозга человека. Эти временные связи является
материальное основой всех приобретенных
человеком знаний, навыков, привычек, Внешним
раздражителем для маленького ребенка
являются непосредственные воздействия
предметов и явлений окружающего мира.
Эти раздражителе воспринимаются органами
чувств (анализаторами). Я.П.Павлов назвал
их сигналами I сигнальной системы. Функционирование
органов чувств тесно связано с потребностями
маленького ребенка. Сначала это органические
потребности,- удовлетворение которых
необходимо для сохранения жизни. Позже
появляются и др.потребности: потребность
в общении со взрослым, потребность в активных
движениях, о активных действиях с предметами.
В деятельности с предметами ребенок познает
свойства предметов, качества, связи между
ними. Активность ребенка имеет ориентировочно-исслеовательский
характер.
В процессе действий с предметами
у ребенка возникает наглядно-действенное
мышление. Это самая элементарная
форма мышления, возникающая в раннем
детстве. В процессе действий с предметами
ребенок запоминает образы предметов.
Восприятие их обычно сопровождается
соответствующей словами взрослых. Происходит
взаимодействие между чувственным восприятием
и словом, т.е. между I и П сигнальными системами.
Неоднократное совпадение слова и действия,
слова и качества предмета приводит к
тому, что потом только по произнесенному
слову взрослого возникает зрительный
образ названного предмета. Так получает
развитие новая более сложная форма мышления
- наглядно- образная.
С ее помощью решение ряда задач осуществляется
ребенком в уме, без участия практических
действий - он оперирует только образами.
Дошкольника интересует не только новый
предмет сам по себе. Он хочет узнать о
его назначении, строении, способе использования.
Мотивом действия с предметами является познавательный
интерес.
Развитие познавательных интересов
у дошкольников проявляется и том, что
растет желание заниматься умственной
деятельностью. Ребенок задает взрослым
много вопросов, любит сравнивать пещи
и явления, спорить. Взрослые должны поддерживать
любознательность, поощрять ребенка к
поиску решения умственной задачи. Возникаем
новый тип активности - умственная
активность. Ребенок осмысливает действие,
ставит цель, планирует, отбирает способы
се достижения. Ребенок переходит уже
на новую ступень умственного развития.
Детей нужно приучать
к осмысленному восприятию слова,
учить понимать его предметное
содержание, какое действие или
качество оно обозначает. Слово
формируется как обобщенное понятие,
отрезается, от своего первоначального
конкретного образного содержания.
Возникает понятийная или словесно-логическая
форма мышления Часто взрослые стремятся
быстрей развивать понятийную форму мышления
у дошкольников, недостаточно уделяют
внимания развитию первых двух форм мышления.
Это отрицательно сказывается на умственном
и общем психическом развитии детей. Понятийная
форма мышления только тогда успешно развивается,
когда хорошо развиты наглядно-действенная
и наглядно-образная формы мышления. Они
являются фундаментом, на котором строится
понятийное мышление.
Задачи умственного
воспитания дошкольников:
I) формирование у детей
системы элементарных знаний
о предметах и явлениях окружающей
жизни;
2). формирование навыков
и умений умственной деятельности,
развитие познавательных интересов
и способностей;
3) формирование познавательных
интересов и любознательности;
4) приучение детей к умственному
труду.
В дошкольном возрасте используются
разные средства умственного
воспитания: игра, труд, конструктивная
и изобразительная деятельность, обучение.
Игра - практика детской жизни, поэтому
в ней прежде всего отражается то, что
уже было воспринято ребенком раньше.
Но в процессе игры эти знания преобразуются»
совершенствуются. Благодаря речи, знания,
сформированные на уровне наглядно-образных
представлений, переводятся в речевой
план а, значит, обобщаются. Осуществляется
переход знаний на новый уровень - словесно-логический.
В игре идет и пополнение знаний
благодаря действиям е предметами, обмену
мыслями игращих, советам и объяснениям
взрослого.
В игре формируются и познавательные
интересы детей. Интерес к содержанию
игры переносится на сами явления я события.
В процессе конструирования
к умственной деятельности ребенка предъявляются
специфические требования: целенаправленно
воспринимать предмет, видеть его частя,
их соотношения, умение зрительно расчленять
предмет на отдельные элемента и соотносить
их с имеющимися деталями, планировать
деятельность и т.д. Конструирование способствует
формированию более точных, конкретных
представлений о предмете, развивает умение
видеть общее и своеобразное в целой группе
предметов.
В процессе изобразительной
деятельности происходит интенсивное
формирование сенсорных способностей
и умственных действий (деление целого
на части, положение предмета в пространстве,
восприятие цвета и т.д.).
Трудовая деятельность
содержит огромные возможности для умственного
воспитания детей. Каждое трудовое задание
для дошкольника представляет умственную
задачу. Он должен понять, что нужно сделать,
зачем, как это следует сделать, проанализировать
условия выполнения задания, внимательно
рассмотреть материал, орудия труда, оценить
их свойства, соответствие задач. Требуется
наличие у ребенка определенных знаний,
умений и навыков. Труд оказывает влияние
на развитие познавательных интересов
детей. Наиболее значительным
средством умственного воспитания является обучение.
В процессе обучения у детей развивается
мышление и речь, формируются познавательные
интересы. Дети овладевают самой учебной
деятельностью.
26. Сенсорне
виховання дошкільників, його завдання,
зміст та засоби.
СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ - система
целенаправленннх педагогических воздействий,
направленных на формирование способов
чувственного познания я совершенствование
ощущений и восприятия,
Сенсорное воспитание является
центральной проблемой на протяжения
целых эпох развития дошкольной педагогики.
Внимание на эту проблему впервые направил Я.А.Коменский
в I7 веке. Он словесному воспитанию противопоставил
воспитание деятельное. Считал необходимым
организовать восприятие явлений окружающего
мира детьми с помощью всех органов чувств.
Свои взгляды на эту проблему он отразил
в своем труде "Мир чувственных вещей
в картинках".
Большое значение накоплению
чувственного опита детей уделял И.Г.Песталоцци.
В своей книге "Азбука зрительного восприятия"
он пробует опираться на чувственный опыт
ребенка, учитывает роль этого опыта я
овладении счетом.
Первую резвернутую систему
сенсорного воспитания дошкольников предложил Фридрих Фребель
(1-ая половина 19 в.). Он создал пособие "Дары
Фребеля", которое имело 6 даров (шары,
кубы, цилиндры, плитки и др.) Использование
этого пособия способствовало развитию
у детей строительных навыков, формировало
представления о форме, величине, пространственных
отношениях, количестве. Ценная черта
"даров" -последовательность в ознакомлении
детей с геометрическими формами, сама
мысль о строительном материале.
К сильным сторонам
этой системы следует отнести
включение задач сенсорного воспитания
в общие задачи умственного
развития ребенка, признание роли
самого ребенка в умственном
и сенсорном развитии, обеспечение
систематического руководства этой
деятельностью со стороны педагога.