Недостатком "даров" является
абстрактность, сухость, формализм материала,
ограниченность всей системы сенсорного
воспитания, практически несвязанной
с живой действительностью, что ограничивало
кругозор детей и свободу творчества.
Мария Монтессори создала четкую продуманную
систему сенсорного воспитания, которая
к до сих пор является основой программ
в дет. саду за рубежом. Она считала, что
нельзя научить ребенка правильно мыслить,
если он сам не будет упражняться в правильном
мышлении. В этих целях должна использоваться
система сенсорных упражнений. Для того
чтобы научить ребенка мыслить, необходимо
научить его правильно сравнивать и группировать,
т.е. правильно различать. Для развития
чувства осязания, веса, размера, зрения,
слуха, ритма и т.д. по ее методике были
изготовлены предметы (дощечки, кубики,
цилиндры, пластинки) из различного материала.
Ребенок должен был, например, вставлять
бруски и цилиндры разных размеров в соответствующие
отверстия или на ощупь, с завязанными
глазами) определить свойство материала
и его конфигурацию, назвать, из какого
материала сделан предмет и что это за
предмет. Отношение к ее педагогическим
идеям и опыту не было однозначным ни в
зарубежной, ни в русской педагогике. Так,
Е.Н.Водовозова и Е.И.Тихеева,
критически оценивая практику воспитания
в "Доме ребенка", указывали на такие
недостатки, как отсутствие живой свободной
речи, свободных коллективных игр.
Овид Декроли идее тренировки органов чувств
противопоставил возможность воспитания
у детей "правильного отношения к впечатлениям
от окружающей жизни". Он создал систему
дидактических игр, обеспечивающих сенсорное
развитие детей. В отличие от Фребеля он
использовал в играх детей не геометрические
тела, а предметы окружающего мира. Разработал
обстоятельную методику проведения сенсорных
игр. Например, детям предлагались предметы
разной формы (ключ, волчок, ложка, чашечка,
отвертка, мячик, наперсток, монетка и
др.), сложенные в ящик, с тем чтобы они
осмотрели и ощупали предметы (т.е. получили
таким образом множество впечатлений,
которые бы послужили основой для составления
понятия о форме). Затем следовало перебрать
те же предметы с завязанными глазами
и назвать их. Было установлено, что ребенку
легче запомнить название натурального
предмета, нежели назвать его изображение
на картинке. Он делает вывод, что игры
являются средством сенсорного и духовного
развития ребенка. Эта идея раскрыта в
его сочинении "Возбуждение умственной
и двигательной анергии посредством воспитательных
игр".
Огромный вклад в разработку
проблемы сенсорного воспитания дошкольников
внесла Е.И.Тихеева.
Она считала возможным лишь в отдельных
случаях применять специальные упражнения
по так называемой "умственной ортопедии",
которые при умелом руководстве могут
содействовать развитию у детей утонченности
восприятия, воспитывать выдержку, волю,
наблюдательность и др. Эти упражнения
должны связываться с практическими занятиями
и играми, проводимыми в детском саду;
их следует постоянно разнообразить. Она
создала свою оригинальную систему дидактических
материалов для развития органов чувств,
построенную на принципе парности и состоящую
из различных знакомых детям предметов
(две чашечки, две вазочки разных размеров,
цветовой окраски и т.д.), игрушек и природного
материала (листья, цветы, плоды, шишки,
раковины и т.д.). Игры и занятия детей,
в которых эти дидактические материалы
использовались, сопровождались беседами.
Руководящая роль в таких играх принадлежала
воспитателю.
Сенсорное воспитание - система
целенаправленннх педагогических воздействий,
направленных на формирование способов
чувственного познания я совершенствование
ощущений и восприятия.
Сенсорное воспитание означает
целенаправленное совершенствование,
развитие у детей сенсорных процессов
(ощущений, восприятий, представлений).
С восприятия предметов и явлений
окружающего мира начинается познание.
Все другие формы познания (память, мышление)
строятся на основе образов восприятия,
являются результатом их переработки.
Поэтому умственное развитие невозможно
без опоры на полноценное восприятие.
Хорошо известно, что знания, получаемые
словесным путем и не подкрепленные чувственным
опытом, неясны, неотчетливы и непрочны.
Предметы и явления окружающей действительности
обладают комплексом свойств (величина,
цвет, форма, конструкция, звучание, запах
и т.п.). Необходимо учить детей выделять
в предметах и явлениях самое существенное,
характерное. Сенсорное развитие является
условием успешного овладения любой практической
деятельностью. Необходимо для успешного
обучения ребенке в детском саду, в школе.
Большая роль сенсорных процессов в формировании
индивидуальных способностей ребенка.
Большинство из них имеет ярко выраженную
сенсорную основу (музыкальные, изобразительные
и др.).
Задачи
сенсорного воспитания детей дошкольного возраста
1) формирование у детей системы
перцептивных (обследовательских) действий;
2) формирование у детей системы
сенсорных эталонов;
3) формирование у детей умения
самостоятельно применять систему перцептивных
действий и систему сенсорны': эталонов
в практической к познавательной деятельности.
Содержание
сенсорного воспитания представляет собой круг свойств
и качеств, отношений предметов и явлений,
которые должны быть освоены ребенком
дошкольного возраста. Успешное выполнение
практических действий зависит от предварительного
восприятия и анализа того, что нужно делать.
Умение воспринимать предметы, анализировать
их, сравнивать, обобщать не формируется
само собой в ходе той или иной деятельности;
требуется специальное обучение по определенной
системе. Так, важно в предметах выделять
форму, величину, цвет, материалы, части
и пространственное их отношение, скорость
и направление перемещения предмета относительно
других, соотношение предметов по величине,
удаленность предметов и др. В программу
сенсорного воспитания включены и способы
обследования предметов, например: поглаживание
для выделения гладкости или шероховатости;
сжимание, надавливание для определения
твердости или мягкости; взвешивание на
ладони для определения массы и т.п. В программу
сенсорного воспитания включена и система сенсорных
эталонов - это обобщенные представления
о свойствах, качествах и отношениях предметов.
Это эталоны цвета (цвета спектра), форм
(геометрические плоскостные и объемные
формы), пространственного положения и
направлений (вверху, внизу, слева, справа
и др.), эталоны величины (метр, килограмм,
литр и др.), длительность времени (минута,
секунда, час, сутки и др.), эталоны звучания,
звуков речи, звуковысотных интервалов
(тон, полутон) и т.п. Ребенок в жизни сталкивается
с огромным разнообразием форм, красок
и других свойств предметов. Овладение
системой сенсорных эталонов и их словесными
обозначениями облегчает ребенку ориентировку
в окружающем мире, помогает видеть знакомое
в незнакомой, замечать особенности незнакомого,
накапливать новый сенсорный опыт. Ребенок
становится более самостоятельным в познании
и деятельности, поднимается на
новый, более высокий уровень
знаний – обобщенных и систематизированных.
Условиями сенсорного воспитания в детском
саду являются:
1. содержательная, результативная деятельность
детей.
Продуктивная деятельность
(рисование, лепки, аппликация, конструирование)
к. только создает благоприятные условия
для развития ощущений и восприятий, но
и вызывает потребность в овладении формой,
цветом, пространственными ориентировками;
2.
использование в дидактическом процессе
различных средств и форм организации
обучения: занятий, дидактических
игр, дидактических упражнений.
В методике
сенсорного воспитания дошкольников можно выделить
несколько этапов.
Целью
I этапа является привлечение внимания
детей к тому сенсорному признаку,
который должен быть освоен. Для этого
воспитатель предлагает детям что-нибудь
нарисовать, слепить, построить, сделать
какой-то предмет, который должен быть
похожим на образец или удовлетворять
определенным требованиям. Если дети не
имеют достаточного сенсорного опыта,
они начинают выполнять задание, не проанализировав
образец, не отобрав нужный материал. В
результате рисунок или постройка оказываются
непохожими. Неумение достигнуть результата
в деятельности ставит ребенка перед необходимостью
познания, выделения особенностей предметов,
материала. Взрослый помогает детям увидеть,
выделить, осознать то свойство, которое
должно быть учтено в деятельности. Этот
момент является исходным для обучения
детей способам выделения свойств, особенностей
предметов.
Цель
2 этапа -
обучение детей перцептивным действиям
и накопление представлений о сенсорных
признаках. В процессе обучения воспитатель
показывает и называет перцептивное действие
и то чувственное впечатление, которое
стало результатом обследования. Затеи
он предлагает детям все это повторить.
Самое главное - организовать многократные
упражнения в выделении разных качеств.
При этом важно следить за точностью способа,
которым пользуется ребенок, точностью
словесных обозначений.
Цель
3-го этапа - формирование представлений
об эталонах. В раннем возрасте ребенок
усваивает сенсомоторные предэталоны,
когда он отображает лишь отдельные особенности
предметов - некоторые особенности формы,
величину предметов, расстояние и т.д.
В возрасте до 5 лет ребенок пользуется
предметными эталонами, т.е. образы свойств
предметов соотносит с определенными
предметами. Например: "овал похож на
огурчик", "треугольник такой, как
крыша у домика". В старшем дошкольном
возрасте происходит усвоение детьми
системы общепринятых эталонов, когда
сами свойства предметов приобретают
эталонное значение в отрыве от конкретного
предмета. В этот период ребенок уже соотносит
качество предметов с освоенными общепринятыми
эталонами предметов: трава зеленая, яблоко
как шар, крыша у домика треугольная и
т.д. Детей учат применять освоенные эталоны
качеств для анализа предметов, учат сравнивать
предмет с эталоном, замечать сходство
и отличие.
Цель
4-го этапа -создание условий для самостоятельного применения
детьми освоенных знаний и навыков в анализе
окружающей действительности и в организация
собственной деятельности. Здесь важна
система знаний, требующих при их выполнении
самостоятельного анализа, учета определенных
качеств, свойств, отношений. Например,
отбор материалов и инструментов для труда
и т.п. Широко используются все виды деятельности
как на занятиях, так и в повседневной
жизни.
ФОРМУВАННЯ СЕНСОРНИХ
ЗДІБНОСТЕЙ ДІТЕЙ МОЛОДШОГО ДОШКІЛЬНОГО
ВІКУ ЗА ДОПОМОГОЮ ТЕАТРАЛІЗОВАНИХ ІГОР
Сенсорне виховання, спрямоване
на формування повноцінного сприйняття
навколишньої дійсності, служить основою
пізнання світу, першим ступенем якого
є плотський досвід. Успішність розумового,
фізичного, естетичного виховання в значній
мірі залежить від рівня сенсорного розвитку
дітей, тобто від того, наскільки абсолютно
дитина чує, бачить, відчуває те, що оточує.
Дитина на кожному віковому
етапі виявляється найбільш чутливою
до тих або інших дій. В зв'язку з цим кожен
віковий ступінь стає сприятливим для
подальшого нервово-психічного розвитку
і всебічного виховання дошкільника. Чим
менше дитина, тим більше значення в його
житті має плотський досвід. На етапі раннього
дитинства ознайомлення з властивостями
предметів грає визначальну роль.
У історії дошкільної педагогіки,
на всіх етапах її розвитку, ця проблема
займала одне з центральних місць. Видними
представниками дошкільної педагогіки
(Я. Коменський, Ф. Фребель, М. Монтессорі,
О. Декролі, Е. І. Тіхєєва і ін.) були розроблені
різноманітні дидактичні ігри і вправи
по ознайомленню дітей з властивостями
і ознаками предметів. Аналіз дидактичних
систем перерахованих авторів з позицій
принципів радянської теорії сенсорного
виховання дозволяє зробити вивід про
необхідність розробки нового змісту
і методів ознайомлення дітей з властивостями
і якостями предметів в світлі новітніх
психолого - педагогічних досліджень.
Театралізовані ігри являють
собою могутній засіб формування сенсорних
здібностей у дітей молодшого дошкільного
віку. З розвитком системи суспільного
дошкільного виховання театр активно
входить до життя дітей дошкільного віку.
У іграх-драматизаціях або театралізованих
іграх діти самі або під керівництвом
педагога можуть грати в особах літературний
твір або діяти з ляльками театру маріонеток
та інших видів театрів: площинного, настільного,
пальчикового тощо. Театралізована діяльність
вносить розмаїття у монотонне життя дитини,
відіграє важливу роль в емоційному розвитку
дитини.
Беручи участь у спектаклі,
дитина обмінюється інформацією й учиться
координувати функції, що сприяє створенню
спільності дітей, взаємодії і співробітництву
між ними, задовольняє потреби у творчому
самовираженні, ініціативності, самостійності
і втіленні художнього задуму.
Аналіз існуючої педагогічної
літератури дозволяє припустити, що театралізовані
ігри є найбільше синтетичним засобом
формування різних знакових систем (вербальні,
образно - рухові і образно - графічні),
розвитку пізнавальної, рухової й емоційної
сфери, а також соціалізації дітей із проблемами
в розвитку.
Театралізовані ігри можуть
використовуватися на заняттях по розвитку
мови, по ознайомленню з навколишнім середовищем,
у процесі конструктивної діяльності,
при формуванні сенсорних здібностей.
І мають стати школою такої діяльності,
у якій підпорядкування необхідності
виступає не як нав'язане ззовні, а як таке,
що відповідає власній ініціативі дитини,
як бажане. Театралізована гра по своїй
психологічній структурі є прототипом
майбутнього дорослого життя дитини.
Теорія і практика сенсорного
розвитку дітей знайшла широке відображення
у народній педагогіці, де обґрунтований
зміст, завдання і засоби формування сенсорних
здібностей дітей.
У основі здібностей людини
лежать процеси мислення і уяви. Тому основними
напрямами розвитку здібностей в дошкільному
віці є:
Розвиток продуктивної творчої
уяви, яка характеризується такими якостями
як багатство образів і спрямованість.
Розвиток якостей мислення,
які формують креативність; такими якостями
є асоціативність, діалектична і системність
мислення.
Дитячий вік має багатющі можливості
для розвитку здібностей. На жаль, ці можливості
з часом необоротно втрачаються, тому
необхідно, якомога ефективніше використовувати
їх в дошкільному дитинстві.
Успішний розвиток сенсорних
здібностей можливий лише при створенні
певних умов, що сприяють їх формуванню.
Такими умовами є:
Фізичний і інтелектуальний
розвиток дітей.
Створення обстановки, що визначає
розвиток дитини.
Самостійне вирішення дитиною
завдань, що вимагають максимальної напруги,
коли дитина добирається до "стелі"
своїх можливостей.
Надання дитині свободу у виборі
діяльності, чергуванні справ, тривалість
занять однією справою і так далі
Розумна доброзичлива допомога
(а не підказка) дорослих.
Комфортна психологічна обстановка,
заохочення дорослими прагнення дитини
до творчості.