Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2015 в 14:27, дипломная работа
Целью моей дипломной работы является повышение уровня словаря детей дошкольного возраста за счет планирования и реализации программы работы по ознакомлению детей с предметным миром.
Задачи дипломной работы:
1. Изучение научно – методической литературы по вопросу обогащения словаря дошкольника при ознакомлении с окружающим через предметный мир.
2. Выявление уровня развития словарного запаса дошкольников экспериментальной группы.
3.Разработка программы (занятий, игр, упражнений, опытов) направленной на развитие словаря детей и выявление эффективности её реализации.
Введение.
Глава 1.
Теоретический анализ проблемы развития словаря у детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с предметным миром.
1.1.Сущность, значение и содержание словарной работы в детском саду.
1.2.Принципы и задачи словарной работы в детском саду.
1.3.Особенности овладения словарем детьми дошкольного возраста.
1.4.Влияние работы по ознакомлению с предметным миром на развитие словаря детей среднего дошкольного возраста.
1.5.Виды занятий по ознакомлению с предметным миром и требования к их проведению.
1.6.Методика проведения работы по ознакомлению с предметным миром в средней группе.
1.7. Анализ опыта работы по развитию словаря дошкольников через ознакомление с предметным миром.
Глава2.
Экспериментальное изучение развитие словаря у детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с предметным миром
2. 1.Диагностика.
2. 2.Формирующий эксперимент.
2.3. Контрольный эксперимент.
2.4. Формулировка выводов.
Список литературы.
Министерство образования и науки РФ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Волгоградский педагогический колледж»
Дипломная работа
РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРЕДМЕТНЫМ МИРОМ
Исполнитель Шкатова Елена Александровна
Группа
Специальность «Дошкольное образование»
Руководитель Лосева Л.В.
Волгоград 2013
ПЛАН:
Введение.
Глава 1.
Теоретический анализ проблемы развития словаря у детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с предметным миром.
Глава2.
Экспериментальное изучение развитие словаря у детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с предметным миром
2. 1.Диагностика.
2. 2.Формирующий эксперимент.
2.3. Контрольный эксперимент.
2.4. Формулировка выводов.
Список литературы.
Приложение.
Введение.
На современном этапе реформирования дошкольного образования проблема формирования словарного запаса у детей дошкольного возраста занимает важнейшее место, а вопрос о состоянии словаря и о методике его формирования является актуальнейшем среди всех вопросов речевого развития в детском саду.
В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм родного языка.
В
Федеральных Государственных требованиях
к основным
Целью моей дипломной работы является повышение уровня словаря детей дошкольного возраста за счет планирования и реализации программы работы по ознакомлению детей с предметным миром.
Задачи дипломной работы:
1. Изучение
научно – методической
2. Выявление уровня развития словарного запаса дошкольников экспериментальной группы.
3.Разработка программы (занятий, игр, упражнений, опытов) направленной на развитие словаря детей и выявление эффективности её реализации.
Объектом моего исследования является процесс развития словаря детей среднего дошкольного возраста.
Предметом исследования является процесс формирования словаря детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с предметным миром.
За гипотезу принято предположение о том, что в процессе повышения уровня компетентности ребенка в предметном мире, повышается уровень словаря ребенка, при следующих условиях:
Глава 1.
Теоретический анализ проблемы развития словаря у детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с предметным миром.
I.1. Сущность, значение и содержание словарной работы в детском саду.
В современной методике развития речи словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепляемых значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.
Слово обеспечивает содержание общения. Свободная устная речь опирается, прежде всего, на владение достаточным словарным запасом. Для того чтобы раскрыть значение словарной работы с детьми, ее места в общей системе работы по развитию речи, обратимся к характеристике слова, его роли в языке и речи.
В современной научной литературе слово рассматривается как знак, обозначающий результат познания, мышления. Язык как средство общения – это, прежде всего язык слов. Словами называются конкретные предметы, отвлеченные понятия, выражаются чувства и отношения.
Следует различать значение и смысл слова.
Смысл – это содержание слова и речи, в определенном контексте. Слово в речи может приобретать различные смысловые и эмоционально – экспрессивные оттенки в зависимости от своего сочетания с другими словами. Большая роль в изменении смысла слова в речи принадлежит также интонации, с которой оно произносится.
Слова существуют не изолированно друг от друга. Они входят в единую лексическую систему. Каждая лексическая единица этой системы, связана различными отношениями с другими единицами как по значению, так и по форме Место слова также определяется его многозначностью, сочетаемостью с другими словами. При усвоении лексики эти связи начинают взаимодействовать.
Ребенок только тогда может освоить значение слова, когда оно будет употребляться в словосочетаниях, предложениях, связном высказывании. Поэтому формирование словаря должно проходить в тесной взаимосвязи с развитием связной речи детей.
В детском саду очень важно подчеркнуть, что значение слова можно определить на основе установление трех сторон:
1) Соотнесенности слова с предметом.
2) Связи слова с определенным понятием.
3) Соотнесенности слова с другими лексическими единицами внутри лексической системы языка.
Усвоить
значение слова – значит овладеть всеми
его сторонами. Анализ природы слова и
особенностей освоения детьми лексики
позволяет выделить в словарной работе
с дошкольниками два аспекта. Первый аспект
заключается в освоении ребенком предметной
отнесенности слов и их понятийного содержания.
Он связан с развитием познавательной
деятельности детей и осуществляется
в логике предметных связей и отношений.
В дошкольной методике развития речи этот
аспект представлен прежде всего в работах
Е. И. Тихеевой, М. М. Кониной, Л. А. Пеньевской,
В. И. Логиновой, В. В. Гербовой, А. П. Иваненко,
В. И. Яшиной.
Второй аспект заключается
в усвоении слова как единицы лексической
системы, его связей с другими лексическими
единицами. Здесь особое значение приобретают
ознакомление детей с многозначными словами,
раскрытие их семантики, точное по смыслу
использование антонимов, синонимов, многозначных
слов, т.е. развитие смысловой стороны
речи. Это направление в большей степени
представлено в работах Ф. А. Сохина и его
учеников (О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной
и других). Оба эти аспекта взаимосвязаны
между собой, и, безусловно, работа над
смысловой стороной слова становится
возможной лишь при усвоении детьми предметного,
понятийного содержания слова.
Таким образом, словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Вместе с тем она имеет большое значение для общего развития ребенка.
Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирование понятий, развития содержательной стороны мышления.
Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.
Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Через слово формируется нравственность, навыки поведения.
Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связанна со всей воспитательно – образовательной (или как она называется по ФГТ – психолого-педагогической) работой с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность. Таким образом, роль слова как важнейшей единицы языка и речи, его значение в психическом развитии ребенка определяют место словарной работы в общей системе работы по развитию речи детей в детском саду.
Содержание словарной работы в дошкольном возрасте, прежде всего, определяется тем, что здесь первоначально складывается словарный запас, обозначающий элементы присваиваемой ребенком культуры – материальной, интеллектуальной, соционормативной. Содержание словарной работы определяется на основе анализа общей программы развития и воспитания детей. В содержании словарной работы выделяются слова, обозначающие материальную культуру, природу, человека, его деятельность, способы деятельности, слова, выражающие эмоционально – ценностное отношение к действительности.
Прежде всего, дети усваивают бытовой словарь: название частей тела, лица, название игрушек, посуды, мебели, одежды, пищи, предметов туалета.
Природоведческий словарь: названия явлений неживой природы, растений, животных;
Обществоведческий словарь: слова, обозначающие явления общественной жизни (труд людей, родная страна, национальные праздники, армия и т.д.);
Эмоционально – оценочную лексику: слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства (смелый, честный, радостный), качественную оценку предметов (хороший, плохой, прекрасный); слова, эмоциональная значимость которых создается при помощи словообразовательных средств (голубушка, голосок), образование синонимов (засмеялись - захихикали); с помощью фразеологических сочетаний (бежать сломя голову); слова, в собственно лексическом которых содержится оценка определяемых им явлений (ветхий – очень старый); лексику, обозначающую время, пространства, количество.
В активном словаре детей должны быть не только названия предметов, но и названия действий, состояний, признаков (цвет, форма, величина, вкус), свойств и качеств; слова, выражающие видовые (название отдельных предметов), родовые (фрукты, посуда, игрушки, транспорт и др.) и отвлеченные обобщенные понятия (добро, зло, красота и др.)
На протяжении дошкольного детства в разных возрастных группах содержание словарной работы усложняется в нескольких направлениях.
В.И.Логинова выделила три таких направления:
- расширение
словаря на основе
- усвоение слов на основе углубление знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
- введение слов, обозначающих элементарные понятия на основе различения и обобщения по существенным признакам
Особо следует отметить, что в детском саду словарная работа проводится, прежде всего, в ономасиологическом аспекте (обращается внимание на название объектов – Как называется это?). Кроме того, следует выделить также работу над смысловой стороной речи, над семантикой слова, т.е. семасиологический аспект (обращается внимание на само слово – Что значит это слово?). Необходимо развивать у детей желание узнавать, что означает слово, учить замечать незнакомые слова в чужой речи, развивать ориентировку в сочетаемости слов.