Экспериментальное изучение развитие словаря у детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с предметным миром

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2015 в 14:27, дипломная работа

Краткое описание

Целью моей дипломной работы является повышение уровня словаря детей дошкольного возраста за счет планирования и реализации программы работы по ознакомлению детей с предметным миром.
Задачи дипломной работы:
1. Изучение научно – методической литературы по вопросу обогащения словаря дошкольника при ознакомлении с окружающим через предметный мир.
2. Выявление уровня развития словарного запаса дошкольников экспериментальной группы.
3.Разработка программы (занятий, игр, упражнений, опытов) направленной на развитие словаря детей и выявление эффективности её реализации.

Содержание

Введение.
Глава 1.
Теоретический анализ проблемы развития словаря у детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с предметным миром.
1.1.Сущность, значение и содержание словарной работы в детском саду.
1.2.Принципы и задачи словарной работы в детском саду.
1.3.Особенности овладения словарем детьми дошкольного возраста.
1.4.Влияние работы по ознакомлению с предметным миром на развитие словаря детей среднего дошкольного возраста.
1.5.Виды занятий по ознакомлению с предметным миром и требования к их проведению.
1.6.Методика проведения работы по ознакомлению с предметным миром в средней группе.
1.7. Анализ опыта работы по развитию словаря дошкольников через ознакомление с предметным миром.

Глава2.
Экспериментальное изучение развитие словаря у детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с предметным миром
2. 1.Диагностика.
2. 2.Формирующий эксперимент.
2.3. Контрольный эксперимент.
2.4. Формулировка выводов.

Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 2.25 Мб (Скачать файл)

 

 

 

Приложение № 4

 

Занятия  по  знакомству с предметным  миром.

 

3 а н я т и е   1.    НА   ЧЕМ   МЫ   ЕЗДИМ

Программное содержание:

Формировать у детей представления о назначении некоторых транспортных средств (грузовая машина, автобус, троллейбус) и о профессии водителя; развивать познавательный интерес детей (что привозит машина в детский сад?);

Уточнить знания детей о правилах поведения в общественном транспорте и элементарных правилах дорожного движения.

Словарная работа:

Ход занятия

1.Загадки о транспортных средствах.

Мощный транспорт,  тяжести   возить привык. Что же это?,. (Грузовик.)

По дороге едет дом,

Окна светлые кругом,

Носит обувь из резины

И питается бензином.   (Автобус.)

Я мчусь, держась за провода!

Не заблужусь я  никогда. (Троллейбус.)

2. Беседа  о транспортных средствах.

Вопросы:

  • Для чего нужен автобус, троллейбус?
  • Кто управляет ими?
  • Чем они похожи? Чем отличаются?

 

  1. Сюрпризный игровой момент: в группу к детям приезжает грузовая                машина.

Беседа по вопросам:

  • Какая машина к нам в гости пожаловала? (Грузовая.)
  • Какого она цвета? Какая по размеру? Какой формы? (Обследовательские действия.)
  • Что в ее внешнем виде особенного?
  • Что привезла машина в детский сад?

Дети по очереди достают продукты, называют их, рассказывают, для чего нужны овощи, крупы, молочные продукты, сахар и др.

4. Физкультминутка.

Дети делятся на несколько групп, в которых одному ребенку определена роль троллейбуса, а остальные дети - пассажиры. Воспитатель в роли ведущего произносит четверостишие, а дети двигаются по группе.

Троллейбус движется   вперед, 
Держась за провода. 
Он   не   спеша  людей   везет,

                                                    Вздыхая    иногда.

5. И г р а «Мы водители».

Воспитатель устанавливает макет светофора, мальчики-водители по сигналу заводят свои машины и выезжают на дорогу, а девочки-пешеходы гуляют по тротуару с детьми (куклами). Воспитатель регулирует работу светофора: на зеленый свет водители (мальчики) останавливаются, а пешеходы (девочки с куклами) переходят дорогу.

6. Анализ ситуаций «Кому нужно уступить место в троллейбусе?».

Дети должны обосновать свой ответ, кому и почему они уступили бы место в транспортном средстве: молодому человеку, женщине с младенцем на руках, инвалиду, пожилому человеку, мальчику-школьнику, молодой женщине, старушке, женщине с тяжелыми сумками, мужчине с мальчиком-дошкольником.

 

7. И г р а  «Подбери груз к машине».

Дети делятся на две группы - машины и грузы. Дети-машины выбирают себе различные грузовые автомобили (нарисованные на картинках или игрушки), дети-грузы - нарисованные на картинках грузы. По сигналу воспитателя «Подбери себе груз» дети-машины начинают движение по группе и останавливаются около тех детей, чей груз считают нужным взять. «Грузы» цепочкой движутся вместе с «машинами». По сигналу воспитателя «Стоп» дети-машины и дети-грузы проверяют правильность своего выбора.

3 а н я т и е   2.    ВО ЧТО Я ЛЮБЛЮ ИГРАТЬ

(игрушки)

Программное содержание:

 формировать представления  дошкольников об игрушках (мяч, машины, куклы, мозаика, строительный материал), их назначении, существенных признаках (цвет, форма, величина), о материалах, из которых они сделаны; показать детям историю развития мяча; познакомить с правилами обращения с металлическими игрушками, мелкими игрушками и деталями; воспитывать бережное отношение к игрушкам, изготовленными взрослыми для игр детей.

Словарная работа:

Ход занятия

1. Сюрпризный игровой момент.

В группу к детям приходит Незнайка (игрушка, картинки или подготовленный ребенок), здоровается с детьми. На столе лежат игрушки: мячи (разного размера), машины (самосвал, скорая помощь), кукла, мозаика, строительный материал (разного цвета, формы, величины).

Незнайка. Что это у вас на столе разложено? (Игрушки.). Ребята, покажите мне их, пожалуйста. А что с ними можно делать?

Незнайка берет в руки мяч и ведет с детьми беседу по в о п р о -сам:

  • Что это за предмет?
  • Какого он цвета, формы?
  • Да здесь еще есть мячи! Чем они похожи? Чем отличаются?
  • Какие на ощупь? (Обследовательские действия.)

~ Как вы с ними играете? (Дети показывают движения с мячом.) Н е з н а й к а. Ой! А он не разобьется? Д е т и. Не беспокойся, он резиновый.

2. И г р а «Поймай мяч».

Незнайка. Я тоже хочу поиграть с мячом. (Дети становятся в круг и перебрасывают мяч друг другу.)

3. И г р а -путешествие в прошлое мяча.

Незнайка. Как вы думаете, мяч всегда был таким, как сейчас? (Показывает детям картинки из истории развития мяча и рассказывает детям о его происхождении.) Первоначальный мяч наши предки сплели из тростника, и был он не совсем круглым.

- Как вы думаете, удобен был такой мяч?

Затем люди стали шить мячи из шкур животных и набивать их ненужными тряпками, но такие мячи были очень тяжелыми и плохо подпрыгивали. Потом стали изготавливать мячи из разных материалов (шкур оленей, растительной смолы) и наполнять их воздухом. Вот такие мячи дошли до нас. (Рассматривают мячи.)

- Чем они похожи? Чем отличаются? Из чего сделаны?

4. Беседа о машинах.

Незнайка берет машину (самосвал) в руки, рассматривает, показывает и задает детям вопросы:

  • Как называется машина?
  • Как она выглядит?
  • Из каких элементов, запасных частей состоит машина? (Обследовательские действия.)
  • Из чего она сделана?
  • Что машина перевозит?

Незнайка. Да здесь еще есть какая-то интересная машина! (Достает модель машины «скорой помощи».)

  • Как называется эта красивая машина с мигалкой?
  • Для чего она нужна? Что это за красный фонарик у нее сверху, чтобы дорогу подсвечивать? (Нет, сигнальный фонарь включает водитель для того, чтобы другие машины уступали ей дорогу, когда она везет тяжелобольного в больницу.)

- А из чего сделаны ваши машины? (Из пластмассы.) Незнайка. У меня дома есть металлические машины. Я однажды ими играл и поранил себе руку. Было очень больно. До сих пор не понимаю, как такое могло случиться.

Воспитатель. Ребята, подскажите Незнайке, как нужно обращаться с острыми металлическими игрушками. (Дети рассказывают.)

5. Беседа о кукле.

Незнайка (берет куклу). Какая странная девочка у вас есть, я ее спрашиваю, а она ничего не отвечает. Ее не научили говорить?

Дети. Это не девочка, а кукла.

Незнайка. Как зовут вашу куклу? Раз у нее есть имя, наверное, она живая? Чем же отличается девочка от куклы? Кто больше любит играть с куклами? (Ответы детей.)

6. Беседа о мозаике.

Незнайка (берет мозаику). Что это такое - удивительно красочное, разнообразной необычной формы, с ножками? (Дети рассказывают о мозаике.)

Незнайка. Друзья, я видел в передаче «Служба спасения -01» сюжет об одном умном и находчивом мальчике. Он мне подсказал, что мозаикой можно не только играть, но и в носу поковырять, ухо почистить.

Воспитатель. Что ты такое говоришь, Незнайка! Я тоже смотрела этот сюжет. Ведь с этим мальчиком после таких его «находок» беда произошла - мозаичные фигурки застряли и в носу, и в ухе. Ему было больно, трудно дышать. Извлечь эти мелкие мозаичные предметы было очень сложно - пришлось службу спасения вызывать. Дети нашей группы тоже очень смекалистые, умеют выполнять из мозаики оригинальные узоры, но они знают правила обращения с играми, состоящими из мелких деталей. Послушай, Незнайка, и запомни эти правила. (Дети рассказывают.)

А теперь они покажут тебе, какие рисунки можно выполнить из мозаичного материала. (Дети самостоятельно работают с мозаикой.)


7. Беседа о строительном материале.

Дети под руководством воспитателя рассматривают строительный материал.

  • Что есть в строительном наборе? (Называют фигуры.)
  • Какой они формы, цвета, величины?
  • Что с ними можно делать?

у Из чего они сделаны? (Из пластмассы, дерева.)

- А можно их бросать, как мячики? Почему?

8. Конструирование «Гараж для машин».

Дети выполняют конструкции гаражей из крупного строительного материала.

Занятие 3. ВО ЧТО Я ЛЮБЛЮ ОДЕВАТЬСЯ

(одежда)

Программное содержание:

 формировать представления  детей об одежде (шапка, пальто, куртка, сапоги, ботинки и др.), ее связи с сезоном, возрастом, о материалах, из которых она изготовлена, и их качестве; показать детям зависимость здоровья ребенка от одежды и времени года;

воспитывать бережное, аккуратное отношение к своей одежде и одежде других.

Словарная работа:

Ход занятия

1. Сюрпризный игровой момент.

Приходит в группу к детям грустная кукла Катя, одетая в летнюю одежду.

Воспитатель (обращает внимание детей на внешний вид куклы). Что случилось с Катей, как вы думаете? (Ответы детей.) А теперь послушайте Катю. Да она вся дрожит... (обращается к Кате). Катюша, чем ты опечалена, не заболела ли?

К а т я. Я гуляла на улице и очень замерзла, увидела детский сад и решила зайти к вам погреться.

Воспитатель. Почему замерзла Катя? Какое сейчас время года? Что на ней надето? (Шелковое платье, туфли, шляпа.)

Катя. А какую одежду вы носите сейчас? (Дети рассказывают.)

2. И г р а «Что нужно надевать в разную погоду?».

Детям предлагаются пейзажные картинки с изображением разной сезонной погоды (на каждого ребенка) - идет дождь, снег, ветер, лужи, светит солнце и др., а также предметные картинки с изображением одежды и атрибутов к ней - зонт, пальто, панамка, резиновые сапоги и др. Дети должны подобрать одежду в соответствии с погодой и объяснить свой выбор.

Катя (смотрит, как дети выполняют задание и обращается к ним). Почему ты подобрал именно эту одежду? Мне кажется, что нужно было подобрать другую. Я благодарю вас, ребята, за то, что вы научили меня правильно выбирать одежду к каждому сезону.

3. Игра-путешествие в прошлое одежды.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть волшебный альбом, состоящий из нескольких красочных страниц и рассказывающий о том, как появилась одежда.

1 -я страница: изображена кукла в шкуре животного.,

Воспитатель. Удобно ли было носить такую одежду? (Тяжелая, летом жарко)

2-я страница: нарисована кукла в юбке из листьев.

Воспитатель. Из чего еще можно сделать себе одежду? (Из соломы, веток.) Можно ли такую одежду долго носить?

3-я  страница: кукла изображена в накинутой ткани.

Воспитатель (просит подойти ребенка и накидывает на него ткань). Удобно ли носить ткань? Почему? Можно ли это назвать одеждой?

4-я страница: нарисованы куклы в различной современной сезонной одежде.

 Воспитатель. Какая одежда надета на этих куклах? Из чего она сшита? А из какого материала сшита ваша одежда? (Обращает внимание детей на сундучок.) Вот сундучок не простой, расписной, с секретом. Бабушкин сундучок, в нем одежек возок.

- Как вы думаете, какие  предметы одежды мы найдем  в этом сундучке? Попробуйте догадаться:

Не ботинки, не сапожки, Но их тоже носят ножки. В них мы бегаем зимой: Утром - в садик, вечером - домой.

(Валенки.)

Дали братьям теплый дом, Чтобы жили впятером. Брат большой не согласился И отдельно поселился.

(Варежки.) Воспитатель достает из сундучка предметы и объясняет детям их принадлежность.

Онучи - обмотки для ног под сапоги или лапти, портянки. Жупан - старинный полукафтан.

Зипун - крестьянский кафтан из грубого толстого сукна, без воротника.

Катанки - валенки.

Кичка - старинный русский праздничный головной убор замужней женщины.

4. И г р а «Оденем  куклу Катю на прогулку».

Воспитатель показывает предметы одежды, дети называют материал, из которого изготовлены кофта, колготки, брюки, пальто, шапка, сапоги, ботинки и т. п.

Дети, используя алгоритм одевания, одевают Катю на прогулку.

 

 

Занятие  4 . ПОСУДА

Программное содержание:

 формировать представления детей о разновидности посуды (чайная, кухонная), ее назначении, качествах и свойствах, материалах для изготовления посуды (пластмасса, стекло, керамика, метал), о связи материала с назначением посуды; воспитывать осторожное, бережное обращение с предметами посуды.

Словарная работа:

Ход занятия 

1. Игровой сюрпризный момент.

Приходит грустная кукла Катя и рассказывает, что пригласила гостей на чай, но не знает, как сервировать стол, какая посуда для этого нужна, просит помощи у детей.

2. Обследовательские действия.

Катя принесла в коробке посуду, по очереди достает предметы посуды и показывает детям.

Воспитатель. Дети, назовите предметы посуды, расскажите, для чего нужен тот или иной предмет, из какого материала он сделан. Отберите отдельно чайную и кухонную посуду.

Информация о работе Экспериментальное изучение развитие словаря у детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с предметным миром