Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2015 в 14:27, дипломная работа
Целью моей дипломной работы является повышение уровня словаря детей дошкольного возраста за счет планирования и реализации программы работы по ознакомлению детей с предметным миром.
Задачи дипломной работы:
1. Изучение научно – методической литературы по вопросу обогащения словаря дошкольника при ознакомлении с окружающим через предметный мир.
2. Выявление уровня развития словарного запаса дошкольников экспериментальной группы.
3.Разработка программы (занятий, игр, упражнений, опытов) направленной на развитие словаря детей и выявление эффективности её реализации.
Введение.
Глава 1.
Теоретический анализ проблемы развития словаря у детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с предметным миром.
1.1.Сущность, значение и содержание словарной работы в детском саду.
1.2.Принципы и задачи словарной работы в детском саду.
1.3.Особенности овладения словарем детьми дошкольного возраста.
1.4.Влияние работы по ознакомлению с предметным миром на развитие словаря детей среднего дошкольного возраста.
1.5.Виды занятий по ознакомлению с предметным миром и требования к их проведению.
1.6.Методика проведения работы по ознакомлению с предметным миром в средней группе.
1.7. Анализ опыта работы по развитию словаря дошкольников через ознакомление с предметным миром.
Глава2.
Экспериментальное изучение развитие словаря у детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с предметным миром
2. 1.Диагностика.
2. 2.Формирующий эксперимент.
2.3. Контрольный эксперимент.
2.4. Формулировка выводов.
Список литературы.
Приложение № 4
Занятия по знакомству с предметным миром.
3 а н я т и е 1. НА ЧЕМ МЫ ЕЗДИМ
Программное содержание:
Формировать у детей представления о назначении некоторых транспортных средств (грузовая машина, автобус, троллейбус) и о профессии водителя; развивать познавательный интерес детей (что привозит машина в детский сад?);
Уточнить знания детей о правилах поведения в общественном транспорте и элементарных правилах дорожного движения.
Словарная работа:
Ход занятия
1.Загадки о транспортных средствах.
Мощный транспорт, тяжести возить привык. Что же это?,. (Грузовик.)
По дороге едет дом,
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус.)
Я мчусь, держась за провода!
Не заблужусь я никогда. (Троллейбус.)
2. Беседа о транспортных средствах.
Вопросы:
Беседа по вопросам:
Дети по очереди достают продукты, называют их, рассказывают, для чего нужны овощи, крупы, молочные продукты, сахар и др.
4. Физкультминутка.
Дети делятся на несколько групп, в которых одному ребенку определена роль троллейбуса, а остальные дети - пассажиры. Воспитатель в роли ведущего произносит четверостишие, а дети двигаются по группе.
Троллейбус движется
вперед,
Держась
за провода.
Он не спеша людей везет,
5. И г р а «Мы водители».
Воспитатель устанавливает макет светофора, мальчики-водители по сигналу заводят свои машины и выезжают на дорогу, а девочки-пешеходы гуляют по тротуару с детьми (куклами). Воспитатель регулирует работу светофора: на зеленый свет водители (мальчики) останавливаются, а пешеходы (девочки с куклами) переходят дорогу.
6. Анализ ситуаций «Кому нужно уступить место в троллейбусе?».
Дети должны обосновать свой ответ, кому и почему они уступили бы место в транспортном средстве: молодому человеку, женщине с младенцем на руках, инвалиду, пожилому человеку, мальчику-школьнику, молодой женщине, старушке, женщине с тяжелыми сумками, мужчине с мальчиком-дошкольником.
7. И г р а «Подбери груз к машине».
Дети делятся на две группы - машины и грузы. Дети-машины выбирают себе различные грузовые автомобили (нарисованные на картинках или игрушки), дети-грузы - нарисованные на картинках грузы. По сигналу воспитателя «Подбери себе груз» дети-машины начинают движение по группе и останавливаются около тех детей, чей груз считают нужным взять. «Грузы» цепочкой движутся вместе с «машинами». По сигналу воспитателя «Стоп» дети-машины и дети-грузы проверяют правильность своего выбора.
3 а н я т и е 2. ВО ЧТО Я ЛЮБЛЮ ИГРАТЬ
(игрушки)
Программное содержание:
формировать представления дошкольников об игрушках (мяч, машины, куклы, мозаика, строительный материал), их назначении, существенных признаках (цвет, форма, величина), о материалах, из которых они сделаны; показать детям историю развития мяча; познакомить с правилами обращения с металлическими игрушками, мелкими игрушками и деталями; воспитывать бережное отношение к игрушкам, изготовленными взрослыми для игр детей.
Словарная работа:
Ход занятия
1. Сюрпризный игровой момент.
В группу к детям приходит Незнайка (игрушка, картинки или подготовленный ребенок), здоровается с детьми. На столе лежат игрушки: мячи (разного размера), машины (самосвал, скорая помощь), кукла, мозаика, строительный материал (разного цвета, формы, величины).
Незнайка. Что это у вас на столе разложено? (Игрушки.). Ребята, покажите мне их, пожалуйста. А что с ними можно делать?
Незнайка берет в руки мяч и ведет с детьми беседу по в о п р о -сам:
~ Как вы с ними играете? (Дети показывают движения с мячом.) Н е з н а й к а. Ой! А он не разобьется? Д е т и. Не беспокойся, он резиновый.
2. И г р а «Поймай мяч».
Незнайка. Я тоже хочу поиграть с мячом. (Дети становятся в круг и перебрасывают мяч друг другу.)
3. И г р а -путешествие в прошлое мяча.
Незнайка. Как вы думаете, мяч всегда был таким, как сейчас? (Показывает детям картинки из истории развития мяча и рассказывает детям о его происхождении.) Первоначальный мяч наши предки сплели из тростника, и был он не совсем круглым.
- Как вы думаете, удобен был такой мяч?
Затем люди стали шить мячи из шкур животных и набивать их ненужными тряпками, но такие мячи были очень тяжелыми и плохо подпрыгивали. Потом стали изготавливать мячи из разных материалов (шкур оленей, растительной смолы) и наполнять их воздухом. Вот такие мячи дошли до нас. (Рассматривают мячи.)
- Чем они похожи? Чем отличаются? Из чего сделаны?
4. Беседа о машинах.
Незнайка берет машину (самосвал) в руки, рассматривает, показывает и задает детям вопросы:
Незнайка. Да здесь еще есть какая-то интересная машина! (Достает модель машины «скорой помощи».)
- А из чего сделаны ваши машины? (Из пластмассы.) Незнайка. У меня дома есть металлические машины. Я однажды ими играл и поранил себе руку. Было очень больно. До сих пор не понимаю, как такое могло случиться.
Воспитатель. Ребята, подскажите Незнайке, как нужно обращаться с острыми металлическими игрушками. (Дети рассказывают.)
5. Беседа о кукле.
Незнайка (берет куклу). Какая странная девочка у вас есть, я ее спрашиваю, а она ничего не отвечает. Ее не научили говорить?
Дети. Это не девочка, а кукла.
Незнайка. Как зовут вашу куклу? Раз у нее есть имя, наверное, она живая? Чем же отличается девочка от куклы? Кто больше любит играть с куклами? (Ответы детей.)
6. Беседа о мозаике.
Незнайка (берет мозаику). Что это такое - удивительно красочное, разнообразной необычной формы, с ножками? (Дети рассказывают о мозаике.)
Незнайка. Друзья, я видел в передаче «Служба спасения -01» сюжет об одном умном и находчивом мальчике. Он мне подсказал, что мозаикой можно не только играть, но и в носу поковырять, ухо почистить.
Воспитатель. Что ты такое говоришь, Незнайка! Я тоже смотрела этот сюжет. Ведь с этим мальчиком после таких его «находок» беда произошла - мозаичные фигурки застряли и в носу, и в ухе. Ему было больно, трудно дышать. Извлечь эти мелкие мозаичные предметы было очень сложно - пришлось службу спасения вызывать. Дети нашей группы тоже очень смекалистые, умеют выполнять из мозаики оригинальные узоры, но они знают правила обращения с играми, состоящими из мелких деталей. Послушай, Незнайка, и запомни эти правила. (Дети рассказывают.)
А теперь они покажут тебе, какие рисунки можно выполнить из мозаичного материала. (Дети самостоятельно работают с мозаикой.)
7. Беседа о строительном материале.
Дети под руководством воспитателя рассматривают строительный материал.
у Из чего они сделаны? (Из пластмассы, дерева.)
- А можно их бросать, как мячики? Почему?
8. Конструирование «Гараж для машин».
Дети выполняют конструкции гаражей из крупного строительного материала.
Занятие 3. ВО ЧТО Я ЛЮБЛЮ ОДЕВАТЬСЯ
(одежда)
Программное содержание:
формировать представления детей об одежде (шапка, пальто, куртка, сапоги, ботинки и др.), ее связи с сезоном, возрастом, о материалах, из которых она изготовлена, и их качестве; показать детям зависимость здоровья ребенка от одежды и времени года;
воспитывать бережное, аккуратное отношение к своей одежде и одежде других.
Словарная работа:
Ход занятия
1. Сюрпризный игровой момент.
Приходит в группу к детям грустная кукла Катя, одетая в летнюю одежду.
Воспитатель (обращает внимание детей на внешний вид куклы). Что случилось с Катей, как вы думаете? (Ответы детей.) А теперь послушайте Катю. Да она вся дрожит... (обращается к Кате). Катюша, чем ты опечалена, не заболела ли?
К а т я. Я гуляла на улице и очень замерзла, увидела детский сад и решила зайти к вам погреться.
Воспитатель. Почему замерзла Катя? Какое сейчас время года? Что на ней надето? (Шелковое платье, туфли, шляпа.)
Катя. А какую одежду вы носите сейчас? (Дети рассказывают.)
2. И г р а «Что нужно надевать в разную погоду?».
Детям предлагаются пейзажные картинки с изображением разной сезонной погоды (на каждого ребенка) - идет дождь, снег, ветер, лужи, светит солнце и др., а также предметные картинки с изображением одежды и атрибутов к ней - зонт, пальто, панамка, резиновые сапоги и др. Дети должны подобрать одежду в соответствии с погодой и объяснить свой выбор.
Катя (смотрит, как дети выполняют задание и обращается к ним). Почему ты подобрал именно эту одежду? Мне кажется, что нужно было подобрать другую. Я благодарю вас, ребята, за то, что вы научили меня правильно выбирать одежду к каждому сезону.
3. Игра-путешествие в прошлое одежды.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть волшебный альбом, состоящий из нескольких красочных страниц и рассказывающий о том, как появилась одежда.
1 -я страница: изображена кукла в шкуре животного.,
Воспитатель. Удобно ли было носить такую одежду? (Тяжелая, летом жарко)
2-я страница: нарисована кукла в юбке из листьев.
Воспитатель. Из чего еще можно сделать себе одежду? (Из соломы, веток.) Можно ли такую одежду долго носить?
3-я страница: кукла изображена в накинутой ткани.
Воспитатель (просит подойти ребенка и накидывает на него ткань). Удобно ли носить ткань? Почему? Можно ли это назвать одеждой?
4-я страница: нарисованы куклы в различной современной сезонной одежде.
Воспитатель. Какая одежда надета на этих куклах? Из чего она сшита? А из какого материала сшита ваша одежда? (Обращает внимание детей на сундучок.) Вот сундучок не простой, расписной, с секретом. Бабушкин сундучок, в нем одежек возок.
- Как вы думаете, какие предметы одежды мы найдем в этом сундучке? Попробуйте догадаться:
Не ботинки, не сапожки, Но их тоже носят ножки. В них мы бегаем зимой: Утром - в садик, вечером - домой.
(Валенки.)
Дали братьям теплый дом, Чтобы жили впятером. Брат большой не согласился И отдельно поселился.
(Варежки.) Воспитатель достает из сундучка предметы и объясняет детям их принадлежность.
Онучи - обмотки для ног под сапоги или лапти, портянки. Жупан - старинный полукафтан.
Зипун - крестьянский кафтан из грубого толстого сукна, без воротника.
Катанки - валенки.
Кичка - старинный русский праздничный головной убор замужней женщины.
4. И г р а «Оденем куклу Катю на прогулку».
Воспитатель показывает предметы одежды, дети называют материал, из которого изготовлены кофта, колготки, брюки, пальто, шапка, сапоги, ботинки и т. п.
Дети, используя алгоритм одевания, одевают Катю на прогулку.
Занятие 4 . ПОСУДА
Программное содержание:
формировать представления детей о разновидности посуды (чайная, кухонная), ее назначении, качествах и свойствах, материалах для изготовления посуды (пластмасса, стекло, керамика, метал), о связи материала с назначением посуды; воспитывать осторожное, бережное обращение с предметами посуды.
Словарная работа:
Ход занятия
1. Игровой сюрпризный момент.
Приходит грустная кукла Катя и рассказывает, что пригласила гостей на чай, но не знает, как сервировать стол, какая посуда для этого нужна, просит помощи у детей.
2. Обследовательские действия.
Катя принесла в коробке посуду, по очереди достает предметы посуды и показывает детям.
Воспитатель. Дети, назовите предметы посуды, расскажите, для чего нужен тот или иной предмет, из какого материала он сделан. Отберите отдельно чайную и кухонную посуду.