Экспериментальное изучение развитие словаря у детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с предметным миром

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2015 в 14:27, дипломная работа

Краткое описание

Целью моей дипломной работы является повышение уровня словаря детей дошкольного возраста за счет планирования и реализации программы работы по ознакомлению детей с предметным миром.
Задачи дипломной работы:
1. Изучение научно – методической литературы по вопросу обогащения словаря дошкольника при ознакомлении с окружающим через предметный мир.
2. Выявление уровня развития словарного запаса дошкольников экспериментальной группы.
3.Разработка программы (занятий, игр, упражнений, опытов) направленной на развитие словаря детей и выявление эффективности её реализации.

Содержание

Введение.
Глава 1.
Теоретический анализ проблемы развития словаря у детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с предметным миром.
1.1.Сущность, значение и содержание словарной работы в детском саду.
1.2.Принципы и задачи словарной работы в детском саду.
1.3.Особенности овладения словарем детьми дошкольного возраста.
1.4.Влияние работы по ознакомлению с предметным миром на развитие словаря детей среднего дошкольного возраста.
1.5.Виды занятий по ознакомлению с предметным миром и требования к их проведению.
1.6.Методика проведения работы по ознакомлению с предметным миром в средней группе.
1.7. Анализ опыта работы по развитию словаря дошкольников через ознакомление с предметным миром.

Глава2.
Экспериментальное изучение развитие словаря у детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с предметным миром
2. 1.Диагностика.
2. 2.Формирующий эксперимент.
2.3. Контрольный эксперимент.
2.4. Формулировка выводов.

Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 2.25 Мб (Скачать файл)

3. И г р а «Накроем стол к чаю».

Дети накрывают стол и приглашают Катю на чаепитие.

Воспитатель обращает внимание Кати и детей на осторожное, бережное обращение с предметами посуды (может разбиться, можно порезать руку и т. п.).

4. Декоративное  рисование или аппликация «Посуда  для Кати».

Катя вспоминает, что у нее есть блюдца и чашки, но они не такие красивые, как у детей. Воспитатель предлагает детям разукрасить или сделать аппликацию на Катиной посуде.

 

Занятие 5.   КАКАЯ У МЕНЯ ЕСТЫ МЕБЕЛЬ?

Программное содержание:

 формировать представления детей о мебели (кресла, диван, кровать, стол, стулья шкаф и др.), ее функциях и свойствах; качестве материалов, из которых она изготовлена; о том как человек создает и преобразовывает предметы мебели; развивать умение определять и называть некоторые части мебели, их форму, размер.

Словарная работа:

Ход занятия

1. Игровой сюрпризный момент.

К детям в гости приходит Мишка и просит детей помочь ему. У него новая квартира (приносит схему-макет), он купил новую мебель, но никак не может расставить ее.

2. Работа с макетом.

Дети расставляют игрушечную мебель на макете или фланелеграфе, называя, что это за предмет мебели, для чего он, объясняют, где его лучше поставить.

Мишка во время работы общается с детьми, ведет диалог.

Мишка. Больше всего из моей мебели мне нравится кресло. В нем так удобно смотреть телевизор, читать книгу, просто отдыхать. А у вас дома есть кресла? Что вы в них делаете?

3. Игра-путешествие в прошлое кресла.

Воспитатель. Хотите, я вам расскажу интересную историю о кресле?

Было время когда люди жили в пещерах (показывает картинку). Посмотрите, есть что-то, на чем можно сидеть? Нет?

  • На чем же сидели люди? (На земле.) А попробуйте-ка вы сесть на пол.
  • Удобно? Почему нет? Можно ли в этом положении долго просидеть? Теперь посмотрите, что еще есть у меня. (Показывает бревно.)
  • Что это? Да, человек стал использовать бревно для сидения. Сядьте на полено.
  • Удобно? Почему нет? (Шатается, низкое, тяжелое.)

- Как вы думаете, если распилить бревно, что получится? 
(Пеньки.) Вот они. Присядьте по очереди на них.

  • Что вам в них не нравится? (Воспитатель показывает табурет и просит детей посидеть на нем.)
  • Где удобнее сидеть - на табурете или на пеньке? Из чего он состоит? А чем стульчик отличается от табурета? (Есть спинка.)

- Как вы думаете, где меньше будет уставать спина - сидя на 
стульчике или на табурете? Почему? Если у человека был пенек, 
стул, табурет, зачем же он сделал кресло? (Удобное, мягкое, широкое.)

Мишка удивляется и благодарит воспитателя и детей за интересный рассказ.

4. И г р а «Составь из частей целое».

Составление мебели из разрезных картинок.

Мишка. Что у вас получилось? (Бревно, пенек, кресло, табурет, стульчик.)

Дети показывают составленные картинки и рассказывают о каждом предмете мебели.

5. И г р а «На чем человек сидел?».

Задание. На фланелеграфе последовательно выложить картинки, изображающие технологию изготовления и последовательность получения из бревна кресла.

6. Конструирование из кубиков «Мебель для кукол».

Каждый ребенок выполняет индивидуальное задание.

Занятие 6. ХОЧУ БЫТЬ ПОХОЖИМ НА ПАПУ

Программное содержание:

Уточнить представления детей о профессии пап и дедушек; о профессии военного;

воспитывать у детей желание доставлять папе (дедушке) радость, делать подарки.

Словарная работа:

Ход занятия

1. Беседа о папе и дедушке.

  • Как зовут папу, дедушку? (Имя, отчество.)
  • Кем они работают?

2. И г р а «Какой мой папа».

Дети по кругу передают «волшебную палочку», у кого она оказалась, должен рассказать, какой его папа.

3. И г р а «Что нужно военному?».

Воспитатель показывает картинку с изображением военного.

- Кто это изображен на картинке? Зачем нужна эта профессия? 
Задание. Отобрать картинки с изображением военной техники, служебных собак. Рассказать, что отобрали, кому это нужно.

4. Рисование или конструирование из бумаги «Подарок для   папы».

- Какие слова вы скажете папе, когда будете дарить ему свои   работы?

Папу я очень люблю,

С радостью поделку ему подарю.

Вырасту - буду во всем помогать:

Чинить, паять, забивать.

 

3 а н я т и е   7 .    ХОЧУ БЫТЬ ПОХОЖЕЙ НА МАМУ

Программное содержание:

 формировать представления детей о труде и профессиях своих мам и женщин детского сада; воспитывать желание оказывать посильную помощь маме, заботиться, доставлять радость своими поступками, действиями.

Словарная работа:

 

Ход занятия

1. Беседа о маме.

  • Как зовут твою маму?
  • Кем она работает?
  • Чем ты похож на свою маму?
  • Как ты дома ей помогаешь?
  • Часто ли ты ее расстраиваешь и какими действиями, поступками?

2. Обсуждение с детьми жизненных ситуаций.

  1. Ты нечаянно разбил вазу. Как мама отреагирует на это? Что предпримешь ты?
  2. Мама возвратилась с работы, сразу начала готовить ужин. Что будешь делать ты?
  3. Мама огорчена: неприятности на работе или неудачи у старшего сына. Как ты поступишь?

3. Конкурс стихотворений о маме, выученных заранее в 
группе и дома.

-   Мам, если быстро работать начну, выстрою дом, дом упрется в луну, -   что тогда будет?

  • Дом, моя девочка, что же еще?

-    Мам, ну а если начну так расти, что в нашу дверь не сумею пройти, - что тогда будет?

-     Будешь большою, что же еще!

-   Мам, ну а если в клубок закручусь, ежиком круглым на кухню вкачусь, -что тогда будет?

-   Если ты веник, болтушка, возьмешь и потихоньку работать начнешь, - что тогда будет?..

В. Луке

4. И г р а «Кому что нужно для работы».

Воспитатель выставляет картинки или фотографии сотрудников детского сада.

Задание. Рассказать, кто это, и подобрать картинку, что и кому нужно для работы, объяснить зачем.

5. Художественный труд «Подарок для женщин»

Изготовление детьми подарков мамам и сотрудникам детского сада.

 

 

Занятие 8.  НА  ЧЕМ   МЫ   ПУТЕШЕСТВУЕМ?

Программное содержание:

 формировать представления детей о назначении разных видов транспорта, особенностях конструкции и движения; воспитывать умение и желание помогать друг другу; поднять эмоциональное настроение детей.

Словарная работа:

Ход занятия

1. Беседа по картинкам «Транспорт».

Детям предлагаются картинки с изображением различных видов транспорта или игрушки.

Задание. Возьмите картинку или игрушку, назовите цель поездки.

  • Расскажите об особенностях путешествия на разных видах транспорта.
  • На чем удобнее передвигаться, как вы думаете? А на чем быстрее?

2. И г р а «Я путешествую».

Воспитатель показывает картинку поезда.

- Что это?

-Давайте  построим свой поезд и отправимся  в путешествие.

Имитируют движение поезда.

1-я остановка- на Севере (картина).

  • Рассмотрите, кто изображен на картине. Чего очень много на ней? (Снега.)
  • Кто же поможет нам путешествовать дальше по такому снегу? (Ответы детей.)

У кого-либо из детей случайно обнаруживается письмо. Воспитатель читает письмо-стихотворение:

Поезд вам здесь не поможет,

Он на рельсы встать не сможет. А помогут вам друзья,

Знаю очень многих я:

И собаки, и олени

-Здесь они вам не враги.

Людям вовремя помогут

Кое-что перевезти И самих их довезти.

Дети выбирают картинку с изображением собаки или оленя, строят сани из стульчиков и строительного материала и отправляются в путешествие дальше. Воспитатель управляет санями и обращает внимание детей на сугробы, животных, которые встречаются в тундре.

2-я остановка «Передышка». Воспитатель. Долго ехали мы с вами,

Я устала так, а вы? Здесь давайте отдохнем. Самолет наш подождем. Дети отдыхают, спокойная ходьба.

3. Игра-имитация «Самолеты».

Дети изображают полет самолета: заводят мотор, взлетают, приземляются.

4. Итоговая беседа.

  • На чем  мы сегодня путешествовали?
  • Что вам понравилось?

5. Творческая работа.

Задание. Нарисуйте, на чем вам больше всего понравилось путешествовать.

Занятие 9 ПУТЕШЕСТВИЕ В МНОГООБРАЗИЕ

РУКОТВОРНОГО МИРА

Программное содержание:

 закрепить представления  детей о богатстве предметного мира и материалов, из которых они изготовлены, способы применения предмета и его функции; формировать умение при описании предметов выделять некоторые особенности (части, размер, цвет, форму); развивать познавательный интерес детей;

Ход занятия

I. Игра-загадка.

Воспитатель достает «волшебную шкатулку», в которой спрятаны различные предметы. Предмет появится только тогда, когда дети отгадают его.

Например: мяч (это игрушка, она круглая, может быть разного цвета, резиновая, можно перебрасывать друг другу, отбивать рукой). Дети рассматривают мяч, еще раз уточняют какого он цвета, формы, величины, из какого материала изготовлен. Аналогично загадываются загадки о других предметах: матрешка, предметы обуви, одежды, посуды, мебели, инструменты.


2. И г р а «Найди друзей».

Дети сидят полукругом, воспитатель дает ребенку предмет и говорит: найди ему друга в группе. Ребенок должен отыскать друга и стать возле него, объяснив, почему он будет другом этому предмету (например: потому что сделан из такого же материала или потому что это тоже предмет посуды и т. п.).

3. И г р а - з а б а в а «Составь картину».

Детям раздаются листы бумаги, на которых в центре нарисован материал (деревянный брусок, отрез ткани, пластмасса, стекло и др.), а по кругу листа - пустые окошки, в которых нужно нарисовать предметы из того или иного материала. Кто заполнит все окошки правильно, тот побеждает в игре.

 

 

Приложение 5

 

 

Игры и упражнения на простейшие родовые предметные понятия, использованные  в  формирующем  эксперименте.

 

МАГАЗИН. Ребенок получает два наборных полотна «полки магазина» и 10 предметных картинок с изображением предметов одежды и обуви. «Представь, что ты продавец, К тебе в магазин привезли товар. Разложи его и объясни, почему ты так  предлагаешь  все расположить  на  прилавках».

 

ЧТО НЕ ТАК. В игре используются сюжетные картинки с изображением персонажей, чья одежда или обувь не соответствует ситуации. Например, мальчик в нарядном костюме, он пришел в театр или гости, а на ногах его кроссовки; девочка в валенках, зимней шапочке, но в платье с короткими рукавами идет по заснеженной улице; мальчик в шубе и кроссовках бежит по стадиону; девочка собирается ложиться спать, чистит зубы, на ней ночная рубашечка и... валенки; мальчик в длинных брюках, свитере лежит на песочке и загорает.

Рассматривая с ребенком картинки, воспитатель предлагает догадаться, что не так нарисовал художник. Уточняет, что надо сменить — одежду или обувь, в какой магазин нужно отправить игровой персонаж. На большом листе бумаги нарисованы два магазина, открывая их двери, ребенок находит нужный  предмет одежды или обуви.

 

НАЙДИ ЛИШНИЙ ПРЕДМЕТ.

     Детям предлагаются  поочередно сюжетные картинки, где изображены предметы, относящиеся к понятиям «одежда», «обувь», «мебель», «инструменты», «продукты». Среди них находится один предмет сходный, но к данному понятию не относящийся. Нужно этот предмет найти и объяснить, почему он «лишний».

Например, в шкафу висит одежда на вешалках, а внизу стоят туфли; в комнате разная мебель, а на столе стоит чайник; на обувной полке расставлена обувь, рядом с кроссовками — футбольный мяч; на столе лежат продукты и стоит ваза с цветами; среди белья, сохнущего на веревочке, висит ружье; приоткрыт холодильник и видно, что на одной из его полок сидит кошка; среди разнообразных инструментов (молоток, пила, швейная машина, барабан, шприц, ножницы) «спрятался» кирпич.

 

КАКИЕ ПРОДУКТЫ И КАК МЫ ИСПОЛЬЗУЕМ В ПИЩУ.

Детям предлагается набор предметных картинок с изображением разнообразных продуктов (рыба, мясо, фрукты, овощи, крупа и пр.). На листе бумаги нарисованы пересекающиеся круги такого размера, чтобы ребенок мог разместить в них все предметные картинки. Круги   имеют условные обозначения и пересекаются между собой. Картинки нужно раскладывать по способу приготовления изображенных на них продуктов. Если продукты можно использовать по-разному, то их кладут на место пересечения кругов.

Информация о работе Экспериментальное изучение развитие словаря у детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с предметным миром