Экспериментальное изучение развитие словаря у детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с предметным миром

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2015 в 14:27, дипломная работа

Краткое описание

Целью моей дипломной работы является повышение уровня словаря детей дошкольного возраста за счет планирования и реализации программы работы по ознакомлению детей с предметным миром.
Задачи дипломной работы:
1. Изучение научно – методической литературы по вопросу обогащения словаря дошкольника при ознакомлении с окружающим через предметный мир.
2. Выявление уровня развития словарного запаса дошкольников экспериментальной группы.
3.Разработка программы (занятий, игр, упражнений, опытов) направленной на развитие словаря детей и выявление эффективности её реализации.

Содержание

Введение.
Глава 1.
Теоретический анализ проблемы развития словаря у детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с предметным миром.
1.1.Сущность, значение и содержание словарной работы в детском саду.
1.2.Принципы и задачи словарной работы в детском саду.
1.3.Особенности овладения словарем детьми дошкольного возраста.
1.4.Влияние работы по ознакомлению с предметным миром на развитие словаря детей среднего дошкольного возраста.
1.5.Виды занятий по ознакомлению с предметным миром и требования к их проведению.
1.6.Методика проведения работы по ознакомлению с предметным миром в средней группе.
1.7. Анализ опыта работы по развитию словаря дошкольников через ознакомление с предметным миром.

Глава2.
Экспериментальное изучение развитие словаря у детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с предметным миром
2. 1.Диагностика.
2. 2.Формирующий эксперимент.
2.3. Контрольный эксперимент.
2.4. Формулировка выводов.

Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 2.25 Мб (Скачать файл)

В связи с усложнением представлений осмотры помещений принимают другой характер. Меньше внимания уделяется осмотрам помещений своей группы. Дети знакомятся с кухней, кабинетом заведующей, залом.

Детей подводят к обобщающим понятиям: мебель, посуда, растения, животные.

На занятиях с предметами продолжаем углублять видовые понятия путем выделения существенных признаков предметов, учим обобщать по ним предметы, правильно обозначать словом качества, свойства, действия предметов. Обращаем внимание на последовательное рассматривание предметов, выделение и называние набора характерных признаков, формирование знаний об особенностях предметов на основе сравнения, различения и обобщения. Используется наглядно- действенный метод ознакомления с предметами. Здесь уточняется представление и предметная отнесенность слова.

На  занятиях  по ознакомлению с качествами и свойствами предметов (Методика занятий разработана В.И.Логиновой), детей знакомят с материалами, из которых сделаны предметы. Особое внимание уделяется тем предметам, с которыми дети действуют. Их учат ориентироваться на качества предметов  в повседневной жизни, в играх.

Особенностью этих занятий является использование раздаточного материала выделение качеств и свойств предметов на основе тщательного сенсорного обследования каждым ребенком предметов и сравнение их противоположных качеств и свойств (твердый – мягкий, прозрачный – непрозрачный), организация результативной деятельности ребенка с предметами.

Занятия имеют четкую структуру:

-первая часть – выделение качества предмета в какой-либо ситуации или деятельности, ознакомление с новым словом (прозрачный, непрозрачный);

-вторая часть – обучение детей обследовательским действиям, выделение каждым ребенком качеств, закрепление слов названий, освоение слов, обозначающих действия;

-третья часть – упражнение детей в выделении данного качества в разнообразных предметах и в использовании новых слов.

В большей мере, используются приемы сравнения. Перед сравнением необходимо внимательно рассмотреть предметы. В процессе сравнения оба сравниваемых предмета должны быть перед глазами детей.

Основными приемами являются вопросы и указания воспитателя, помогающие последовательно строить сравнение, видеть значимые для видового отличия особенности предметов, наиболее четко формулировать ответ и подбирать нужное слово. Вопросы используются не только по ходу сравнения, но и перед осмотром и сравнением предметов в виде плана – инструкции.

Дети среднего дошкольного возраста легче замечают различия. Поэтому сравнение начинается с выявления различий, а затем устанавливается сходство.

Рассматривание предметов сопровождается беседой о материале, из которого они сделаны, о том, кем сделаны. Усложнение в методике занятий состоит в том, что они, как правило, включают описание, загадывание и отгадывание загадок описательного характера. На этой основе постепенно вводятся загадки более сложного, метафорического характера.

Появляется новый вид занятий – беседа по игрушкам, которая также сопровождается сравнением, описанием. Для бесед лучше брать игрушки, изображающие животных (не более 3-4). Вначале внимание детей привлекают к тому, что они уже знают, далее рассматривается и обсуждается незнакомое (грива, копыта у лошади). Привлекается детский опыт (где видели животное, что знаете о нем). В процессе беседы целесообразно использовать загадки, песенки, стихи. Благодаря им занятия становятся более эмоциональными.

Средством закрепления и активизации словаря в средней группе является картина. Дети пятого года жизни дают более разнообразную характеристику изображенного, их учат понимать общий смысл картины («О чем эта картина?»), составлять описание классифицировать картинки по родам и видам.

В средней группе проводят дидактические игры, материал для которых подбирают в соответствии с лексическим запасом детей (увеличивается количество предметов (картинок) и их признаков, которые выделяются в игре). Дидактические задачи таких игр: закрепление наименований предметов и игрушек; описание их на основе зрительного восприятия и без опоры на наглядность; сравнение по цвету, размеру, форме, назначению; классификация; закрепление грамматических форм слова; употребление слов, обозначающих пространственные отношения.

Широко используются драматизации и инсценировки с игрушками,в которых закрепляют правильное словоупотребление.  Инсценировки в виде настольных игр с фигурками особенно полезны при исправлении ошибок в словоупотреблении. Динамика игровых действий создает условия для многократного мотивированного употребления нужных слов и тем самым способствует упрочению правильного навыка.

В средней группе проводятся дидактические игры: «Узнай по описанию», «Где, что растет?», «Кто, что делает».

Итак,  становится  очевидным,  что усложнение словарной работы в средней группе связано, в первую очередь, с расширением и углублением знаний об окружающем (в том числе и предметном)  мире.Это  очевидно  подтверждается при  рассмотрении  передового  опыта работы по ознакомлению с предметным  миром,  опубликованном   в  специальных журналах.

 

1.7 Анализ  опыта работы по развитию словаря  дошкольников через ознакомление  с предметным миром.

Изучив опыт работы по развитию словаря через ознакомление с предметным миром, мы выяснили следующие  закономерности:

  • В  первую  очередь,  лучше  всего  это  происходит  через дидактическую  игру.
  • В дидактических играх информационная, эмоциональная и регуляторная насыщенность,  определяется содержанием и структурными элементами. Традиционным началом дидактических игр является постановка задачи через мотивацию, которую можно рассматривать как специфический способ решения задач. Так мотивация определяет «программу» игровых действий.

     Эмоциональная насыщенность игр  связана также с их образностью  и оригинальными игровыми действиями: перевоплощением в конкретный  образ в игровой ситуации, использованием  диалогов, характеризующих персонажей  и их действия.

Как было выявлено в ходе  исследований, многие дидактические игры побуждают детей  превращаться в разные предметы рукотворного мира и описывать их: форму, цвет, размер, из какого материала сделан, для чего нужен, из каких частей состоит, кем был в прошлом, где его можно увидеть сегодня и т.д. дети выполняют роль «знатоков», отвечая на вопросы членов клубов (музыкального, художественного, мастеров народного искусства и др.).

     Эмоциональная насыщенность игровых  действий  в дидактических играх, разработанных  для ознакомления  с предметным миром, очевидна. Так  дети с удовольствием соединяют  точки, выбирают предмет, доделывают  и ремонтируют его, устанавливают  на место недостающие части, собирают  разрезные картинки, подпрыгивают, приседают, загадывают, отгадывают  и т.д.

Важное значение имеет руководство поведением детей с помощью правил  игры. Варьируя их содержание, мы  (они) стремились задать программу действий, стимулировать выбор более сложных заданий, вводить общественно значимые мотивы.

-   Во-вторых, важная роль отводилась  педагогической оценке, которая  позволяла показать значимость  способа действий, открыть перспективу  его дальнейшего использования.

Особое внимание придавалось играм, стимулирующим творческие проявления.

     Для ознакомления детей с предметным  миром были условно выделены  три группы дидактических игр.

- Игры, направленные на получение информации  о предметном мире, его свойствах  и отношениях.

- Игры, направленные на освоение действий  разного характера (обследовательские, экспериментальные, моделирующие и  алгоритмические) с предметами.

- Игры, направленные на развитие стремления  к творческому преобразованию  предметного мира

   Игры первой группы направлены на рассматривание предмета с трех позиций:

        - Предмет как таковой;

- Предмет  как результат деятельности взрослого;

- Предмет  как творение человеческой мысли

Целями этих игр является обогащение опыта детей сведениями об окружающих предметах; развитие понимания ретроспективы и перспективы предметного окружения; расширение представлений о целесообразности создания человеком различных предметов для удовлетворения собственных потребностей и потребностей других людей. К играм первой группы относятся игры - раскладки, игры определения, игры-загадки и отгадки, игры-описания, игры типа «Собери, отремонтируй, воссоздай», игры-турне, игры-путешествия»

Дидактические игры используются в определенной последовательности, помогая ориентироваться в многообразии рукотворного мира, его преобразовании.

Игры включались в познавательную деятельность детей, «превращались» в элементы развивающей среды. В младшей группе ознакомление с предметным миром проводилось в форме игр – занятий, в среднем и старшем дошкольном возрасте – в форме собственно дидактической игры.

При проведении дидактических игр важно создать атмосферу, позволяющую ребенку реализовать свою активность по отношению к предметному миру.

Рассмотрим конкретные серии игр.

Игры-раскладки направленные на формирование умения определять, к какому миру- природному или рукотворному – относится предмет: «Чудесный мешочек», «Помоги Незнайке» (младший дошкольный возраст), «Определи место для предмета» (средний дошкольный возраст) и т.д. например, в игре «Помоги Незнайке» дети по просьбе героя раскладывают предметы природного мира и предметы рукотворного мира в конверты в соответствии символам («человек», «бабочка»), т.е. выполняют действие – раскладывание.  Детям предлагают и другие игры с такими же действиями, но с другими сюжетами. Затем задача усложняется: требуется не только разложить предметы, но и обосновать свой выбор.

  Цель игр – определений  –  определить способ использования  предметов. В играх «Что лишнее?», «Скажи, как использовать предмет?», детей побуждают назвать функцию  вещи. В других играх, например  «Найди пару», действия усложняются: надо не только знать способ  употребления названного предмета, но и подобрать к нему предмет  с подобной функцией. Эта задача  требует включения мыслительных  процессов и опоры на прежний  опыт (общение с предметами). Детям  старшего дошкольного возраста  можно предлагать усложненные  варианты.

В играх – определениях можно также дать задание выяснить назначение, строение предметов рукотворного мира, материалы из которого они сделаны.

Для детей  среднего дошкольного возраста это  игры «Нам игрушки принесли», «Петрушка идет трудиться», «Петрушка идет рисовать», «Петрушка в спортивной форме», «Подбери материал для названного предмета»; старшего дошкольного – «Какие предмета делают нашу жизнь удобной», «Найди предметы, облегчающие труд человека в быту», «Подбери предмет с одним назначением», «Определи предметы, облегчающие труд на производстве», «Умные машины» и т.д.

     Игра «Подбери предметы с одним назначением» побуждает детей сравнивать объекты по назначению и функции, подводит к пониманию многообразия предметов с одинаковым назначением и функцией, развивает ретроспективный взгляд на предметы.

Для нашего исследования особое значение имени игры- загадки, отгадки: «Найди заданный предмет», «Угадай, какой предмет загадан», «Что из какого предмета», «Отгадай инструмент», «Знатоки» и т.д. Нам было очень важно научить детей выделять главные признаки предмета, которые характеризуют его как результат труда человека: форму, строение, материал, функцию, назначение, при этом решение задачи предстает не в абсолютной форме, а в виде осязаемых и видимых вещей.

В связи с этим детей сначала учили описывать предмет и составлять загадку.  В этом нам помогали игры – описания: «Радио», «Опиши предмет», «Расскажи Незнайке о любимых предметах», «Что предмет расскажет о себе», «Какими предметами ты украшаешь комнату» и т.д. Мы задумывали предмет, дети задавали вопросы, на которые получали подробные ответы. Кто отгадывал предмет, тот становился ведущим, а другие задавали ему вопросы: «Где можно использовать?», «Есть ли колесики?», «Лежит, висит или стоит?», «Тонет или нет?», «Больше человека или нет?», «Где находится – в помещении или на улице?», «Для чего человек сделал этот предмет?». (Дети были весьма активны и радовались, когда становились ведущими).

     Значительные трудности вызывала  необходимость вычленять части  предметов и включать их в  описание. Чтобы научить этому  детей, а в дальнейшем использовать  это умение в процессе преобразования  предмета путем совершенствования той или иной детали, проводились игры с такими действиями, как собрать, отремонтировать, дорисовать, («Мастерская по ремонту», «Собери предмет будущего», «Правильно ли я сказала?», «Собери картинки», «Собери велосипед» и т.д.).

     Детей в этих играх учили  находить недостающие детали, собирать  предмет из частей и приходить  к выводу: отсутствие какой-либо  части делает невозможным использование  предмета.

     Наблюдения за детьми показали: они самостоятельно объединялись  в пары или небольшие подгруппы, загадывали друг другу загадки  о предметах. Отгадывали их и  вручали победителям картинку  с изображением предмета (отгадки).

Информация о работе Экспериментальное изучение развитие словаря у детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с предметным миром