Экспериментальное изучение развитие словаря у детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с предметным миром

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2015 в 14:27, дипломная работа

Краткое описание

Целью моей дипломной работы является повышение уровня словаря детей дошкольного возраста за счет планирования и реализации программы работы по ознакомлению детей с предметным миром.
Задачи дипломной работы:
1. Изучение научно – методической литературы по вопросу обогащения словаря дошкольника при ознакомлении с окружающим через предметный мир.
2. Выявление уровня развития словарного запаса дошкольников экспериментальной группы.
3.Разработка программы (занятий, игр, упражнений, опытов) направленной на развитие словаря детей и выявление эффективности её реализации.

Содержание

Введение.
Глава 1.
Теоретический анализ проблемы развития словаря у детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с предметным миром.
1.1.Сущность, значение и содержание словарной работы в детском саду.
1.2.Принципы и задачи словарной работы в детском саду.
1.3.Особенности овладения словарем детьми дошкольного возраста.
1.4.Влияние работы по ознакомлению с предметным миром на развитие словаря детей среднего дошкольного возраста.
1.5.Виды занятий по ознакомлению с предметным миром и требования к их проведению.
1.6.Методика проведения работы по ознакомлению с предметным миром в средней группе.
1.7. Анализ опыта работы по развитию словаря дошкольников через ознакомление с предметным миром.

Глава2.
Экспериментальное изучение развитие словаря у детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с предметным миром
2. 1.Диагностика.
2. 2.Формирующий эксперимент.
2.3. Контрольный эксперимент.
2.4. Формулировка выводов.

Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 2.25 Мб (Скачать файл)

 

 

Список литературы.

 

1.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие. – М.: Академия, 2000. – 400 с.

2.Аванесова В.Н., Урадовский Г.Б. Ознакомление детей с некоторыми явлениями окружающей жизни / Под ред. Ф.А. Сохина, Н.Н. Подьякова Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – М.: педагогика – Просвещение, 1988. – 192 с.

3.Бородич А.М.: Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1981.– 255 с.

4.Гербова В.В. Использование детьми третьего года жизни словарного запаса в повседневной жизни и деятельности / Учебные записки: МГИЗПИ. – 1970. Вып. 31.

5.Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. – М., 1989.

6.Дыбина О. Игра – путь к познанию предметного мира. // Дошкольное воспитание. – 2005. - №4. с 21-33.

7.Захарова А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи. – Новосибирск: 1975. – с 3-5.

8.Иваненко А.П. Словарная работа с детьми четвертого года жизни: Автореферат канд. Дисс. – М.: 1971. – с 14.

9. Ж.Кабан Обогащение и активизация словаря в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. -  1985. - №11. – с 13-16.

10.Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – М.: 1973. – с 53-58.

11.Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир: Библиотека программы «Детство». – СПб.: Детство-Пресс, 2002. – 160 с.

12.Лабораторный практикум по дошкольной педагогике и методикам / Под ред. В.М. Логиновой и П.Г. Саморуковой. – М.: педагогика – Просвещение, 1981. – 159 с.

13.Логинова В.И. Формирование словаря // Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. М., 1984.

14.Логиновой В.И. Формирование словаря / Под ред. Ф.А. Сохина Развитие речи детей дошкольного возраста / - М.: Просвещение, 1984. – 223 с.

15.Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Под ред. Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой. М., 1979; Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. М., 1969.

16.Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду: Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1966. – 176 с.

17.Струнина Е.М. Развитие словаря детей /. Под ред. Н.Н. Подьякова, Ф.А. Сохина Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – М.: Педагогика – Просвещение, 1988. – 192 с.

18.Тихеева Е.И. Развитие речи детей. – М.: 1981. – с 43-44.

19.Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1977. – 239 с.

20.Харченко В.К. Семантика слов в детской речи: проблемы и наблюдения // Детская речь как предмет лингвистического изучения /Под ред. С.Н. Цейтлин. – Л. 1987.

21.Швачкин Н.Х. Развитие речевых форм у младшего дошкольника // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. – М.; Л.: 1948. – с 94-95.

22.Диагностика речевого развития дошкольников: Научно-метод. пособие / Под ред. О.С. Ушаковой. М.: РАО, 1997.136 с.

23.Булычева А., Бурлакова Г.,  Как  организовать  окружающую  среду, ж. Дошкольное  воспитание,   2003 - № 12.

24.Т.Гризик, взаимодействие  детского сада и семьи  по развитию речи, дошкольное воспитание  № 6, 2000.

25.Сомкова  О.  Развиваем  речь  ж. Дошкольное  воспитание  № 1 – 2005  с. 37.

 

 

 

 

                                                                                Приложение №1

Таблица №1  ( констатирующий эксперимент ).

Имя Фамилия ребенка

 

Игрушки

 

Одежда

 

Посуда

 

Транспорт

 

Мебель

 

Обувь

Дима

С

Н

Н

С

В

В

Кирилл

Н

С

С

Н

С

С

Ирина

С

С

Н

Н

В

С

Наташа

С

Н

С

С

С

Н

Света

В

С

Н

С

В

С

Саша

С

В

С

В

С

В

Денис

С

В

В

Н

В

С

Женя

С

Н

Н

С

С

С

Соня

С

Н

Н

Н

В

С

Таня

Н

С

С

С

С

С


 

Таблица №2 (формирующий эксперимент).

Имя

Фамилия ребенка

Игрушки

Одежда

Посуда

Транспорт

Мебель

Обувь

 

Дима

В

С

Н

С

В

В

Кирилл

С

С

В

С

С

В

Ирина

В

С

С

Н

В

С

Наташа

В

С

С

С

В

С

Света

В

С

С

С

В

В

Саша

С

В

В

В

С

В

Денис

В

В

В

С

В

В

Женя

В

С

С

В

В

В

Соня

В

С

С

С

В

В

Таня

С

В

С

В

С

В


 

Таблица №3  ( контрольный эксперимент ).

Имя Фамилия ребенка

Игрушки

Одежда

Посуда

Транспорт

Мебель

Обувь

Дима

В

С

С

В

В

В

Кирилл

С

В

В

С

В

В

Ирина

В

В

С

С

В

С

Наташа

В

С

В

В

В

С

Света

В

В

С

В

В

В

Саша

В

В

В

В

В

В

Денис

В

В

В

С

В

В

Женя

В

С

С

В

В

В

Соня

В

С

С

С

В

В

Таня

С

В

В

В

В

В


 

Приложение№2

            

Игровые тестовые задания

НАЙДИ ЛИШНЮЮ КАРТИНКУ. Игровой персонаж Почемучка предлагает ребенку по очереди карточки с изображением групп из 5—7 предметов, относящихся к игрушкам, одежде, обуви, инструментам, мебели. На каждой карточке — одна лишняя картинка, которую надо найти.

Например, в набор игрушек (кукла, машина, мяч, кубики, кегли, мишка) ошибочно включена картинка с изображением детской книжки (рис. 8); в набор картинок, изображающих мебель (диван, шкаф, кресло, сервант, кровать), — телевизор, и т. п. Почемучка просит внимательно рассмотреть картинки на карточке, назвать их и найти лишнюю, объяснив, почему ребенок так считает. Игровой персонаж интересуется: «Какие предметы называют игрушками (одеждой, посудой и пр.)? Какие еще игрушки (обувь, посуду и пр.) ты знаешь?»

УГАДАЙ, КОГО ЗОВУТ САША? На сюжетной картинке нарисованы две девочки и мальчик, которые играют в игрушки. Ребенку предлагают догадаться, кого из них зовут Саша, по одежде и обуви. «На ногах у Саши кроссовки. Наташа и Саша в брюках. У Наташи нарядная красная блузка. Покажи, кого зовут Саша. Почему ты так думаешь?»

ОПРЕДЕЛИ ВРЕМЯ ГОДА И НАЙДИ ЛИШНИЙ ПРЕДМЕТ. Ребенку предлагается карточка, на которой нарисованы три группы предметов обуви, среди которых, есть один лишний , сделан , из какого материала, какие у этого материала свойства и качества. Затем предлагается  найти лишний предмет и обосновать свое предположение. После этого выполняется задание по определению знака с условным обозначением времени года. Педагог уточняет, из каких материалов шьют летнюю, осеннюю и зимнюю обувь.

 

Приложение  №  3

 

План   формирующего  эксперимента.

Недели/ темы

На  занятии

Во II блоке

1

-Занятие «На чем мы ездим»

(транспорт)

 Игра «Что  не так»

-Занятие «Во что я люблю играть»

(игрушки)

Игра «Встреча новой куклы»

-Дидактическая игра «Найди предмет по описанию»

-Опытно-экспериментальная деятельность (ознакомление со свойствами бумаги)

-Дидактическая игра «Встреча новой куклы»

2

-Занятие «Во что я люблю одеваться»

-Занятие «Хочу быть похожей на маму»

-Игра «Магазин»

-Занятие «На  чем мы путешествуем»

-Дидактическая игра «Какой из 4 предметов лишний»

-Опытно-экспериментальная деятельность (дерево и пластилин)

-Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

3

-Занятие «Посуда»

-Занятие «Рассматривание предметов одежды»

-Игра «Какие  продукты и как мы используем  в пищу»

-Дидактическая игра «Найди лишний предмет»

-Опытно-экспериментальная деятельность (ознакомление со свойствами дерева и металла)

-Дидактическая игра «Путешествие в страну вещей»

4

-Занятие «Какая у меня есть мебель»

-Игра «Переезжаем  на новую квартиру»

-Занятие «Путешествие в многообразие рукотворного мира»

-Дидактическая игра «Посмотри и запомни»

-Опытно-экспериментальная деятельность (рассматривание и обследование ткани)

-Дидактическая игра «Наведи порядок»

5

-Занятие «Какой, какая, какое»

-Занятие «Хочу быть похожим на папу»

-Игра «Веселое  лото»

-Дидактическая игра «Что предмет  расскажет о себе»

-Опытно-экспериментальная деятельность (ознакомление со свойствами пластмасса и резины)

-Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Информация о работе Экспериментальное изучение развитие словаря у детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с предметным миром