Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2015 в 14:27, дипломная работа
Целью моей дипломной работы является повышение уровня словаря детей дошкольного возраста за счет планирования и реализации программы работы по ознакомлению детей с предметным миром.
Задачи дипломной работы:
1. Изучение научно – методической литературы по вопросу обогащения словаря дошкольника при ознакомлении с окружающим через предметный мир.
2. Выявление уровня развития словарного запаса дошкольников экспериментальной группы.
3.Разработка программы (занятий, игр, упражнений, опытов) направленной на развитие словаря детей и выявление эффективности её реализации.
Введение.
Глава 1.
Теоретический анализ проблемы развития словаря у детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с предметным миром.
1.1.Сущность, значение и содержание словарной работы в детском саду.
1.2.Принципы и задачи словарной работы в детском саду.
1.3.Особенности овладения словарем детьми дошкольного возраста.
1.4.Влияние работы по ознакомлению с предметным миром на развитие словаря детей среднего дошкольного возраста.
1.5.Виды занятий по ознакомлению с предметным миром и требования к их проведению.
1.6.Методика проведения работы по ознакомлению с предметным миром в средней группе.
1.7. Анализ опыта работы по развитию словаря дошкольников через ознакомление с предметным миром.
Глава2.
Экспериментальное изучение развитие словаря у детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с предметным миром
2. 1.Диагностика.
2. 2.Формирующий эксперимент.
2.3. Контрольный эксперимент.
2.4. Формулировка выводов.
Список литературы.
Дети учатся не только соотносить слова по смыслу, но и объяснять их, давать толкование слов и словосочетаний.
Все вышеизложенное доказывает значимость словарной работы в детском саду, ее приоритетность перед другими задачами развития речи, так как именно слово обеспечивает содержательность общения. Организуя и проводя эту работу в детском саду, воспитатель должен учитывать принципы этой работы и определять круг задач по формированию словаря.
1.2.Принципы и задачи
Осуществляя словарную работу в детском саду, воспитатели придерживаются следующих принципов:
1)Работа над словом проводится при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности.
2)Формирование словаря происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей.
3)Все
задачи словарной работы
В.И. Логинова, Формирование словаря//Развитие речи детей дошкольного возраста/Под ред. Ф.А. Сохина. М., 1984
Методика
словарной работы
1.Обогащение словаря, т.е. усвоение новых, ранее неизвестных детям слов.
2.Уточнение словаря, т.е. словарно-стилистическая работа, овладение точностью и выразительностью языка.
3.Активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего числа слов из пассивного словаря в активный, включение слов в предложения, словосочетания.
4.Устранение из речи детей не литературных слов.
Итак, рассмотрим подробнее первую задачу.
Расширение запаса слов детей происходит за счет обогащения словаря: названиями предметов(имена существительные), с которыми детям приходится иметь дело: игрушек, одежды, посуды, домашней обстановки, утвари, зданий, растений, домашних животных и т.д.; названиями качеств предметов(имена прилагательные) – словами, обозначающими цвет, пространственные и временные качества и отношения(большой, маленький, узкий, широкий, правый, левый и т.д.), другие свойства и качества предметов, воспринимаемые зрением, осязанием, вкусом(блестящий, пушистый, холодный, горячий, мокрый и т.д.); внешние или физические, телесные качества людей и животных(старый, молодой, худой…); внутренние качества, качества характера, психического склада(хороший, добрый, вежливый, смелый…); относительные признаки(железный, деревянный, березовый, городской…); названиями действий и процессов(глаголы).
Запас слов детей должен соответствовать запасу их представлений. Если у ребенка накапливаются представления, а запас слов растет медленно, то у него будет недоставать слов для выражения мыслей, речь его будет бедной, он будет поневоле прибегать к иллюстрирующему жесту. Из-за этого может затрудниться общение с окружающими.
Если же рост слов опережает накопление конкретных представлений и знаний, то у ребенка образуется привычка болтать, не вникая в смысл слова. И то и другое отрицательно скажется на развитии мышления.
В состав словаря детей должны входить слова, необходимые им для общения друг с другом, со взрослыми, для выражения собственных мыслей.
Не следует вводить в словарь детей узкопрофессиональные слова (например, педагогические термины типа дидактическая игра и др.), устаревшие слова и вышедшие из употребления (горница), местные слова («клушка» вместо «наседка»).
Вторая задача не менее важна, так как она направлена на уточнение понимания ребенком значения слов.
В силу того, что смысловая ёмкость слова не ограничивается единичным значением и многие слова нашего языка многозначны, ребенок из-за недостаточного жизненного опыта не может сразу усвоить значение слова во всем его объёме. Это длительный процесс, который не заканчивается в дошкольном возрасте.
Дети, мышление которых отличается от мышления взрослых конкретностью, наглядностью, усваивают прежде всего слова с конкретным значением. Есть в словаре детей и слова, обозначающие понятия, ребенок даже пользуется ими, но и понимает он эти слова в ограниченном смысле. На этой почве иногда происходят недоразумения, и дети не понимают воспитателя. Задача воспитателя – подвести детей к доступному для них правильному употреблению названия предметов и действий, сходных по каким-либо признакам.
Дети часто неправильно говорят: «раздеть пальто» вместо снять, «мы обратно будем рисовать» вместо опять. Подобные ошибки во многих случаях появляются в речи детей как влияние неправильной речи взрослых.
Воспитатель должен не только расширять запас слов детей, но и учить пользоваться словарным запасом, добиваться, чтобы речь возможно точнее отражала мысль. Речь воспитателя должна быть образцом для детей, он должен работать над обогащением своего словарного запаса. Нужно помнить, что знание словарного состава родного языка отражает «нашу общую осведомленность, нашу начитанность, круг наших интересов».1
Активизация словаря – важнейшая задача словарной работы в детском саду. В процессе этой работы воспитатель побуждает детей употреблять в речи наиболее точные, подходящие по смыслу слова. Специальные приемы активизации словаря должны вызывать у ребенка внимание к выбору слова, формировать точность и ясность речи. В «Программе воспитания в детском саду» специально подчеркнуты требования к активному словарю детей, определены слова, которые они должны не только понимать, но и свободно употреблять, усвоение которых представляет для дошкольников определенную трудность (справа, слева, треугольник, узкий и т.д.). Следовательно, активизация словаря – это увеличение количества используемых в речи слов, содержание которых точно понимается ребенком.
Работа над синонимами (словами, разными по звучанию, но имеющими одинаковое или близкое значение) помогает понимать оттенки значения слова, выбирать наиболее подходящие слова из всего лексического богатства. Антонимы заставляют вспоминать и сопоставлять предметы и явления по их временным и пространственным отношениям, величине, свойствам и т.д.(холодный - горячий, толстый - тонкий, утро – вечер…)
Устранение из речи детей не литературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные). Это особенно важно, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды. Это устранение из речи детей вульгаризмов, просторечных слов (башка, телок, прётся и т.д.).
В языке есть явления табу (запрета) некоторых слов. В детском саду дошкольникам также приходится сталкиваться с этим явлением. Например, мы учим детей заменять слова, обозначающие естественные отправления.
Исходя из выше изложенного, все рассмотренные задачи взаимосвязаны и решаются в единстве с другими задачами развития речи. В то же время каждая из них имеет свою специфику, а следовательно, свои методы и приемы. В учебном процессе в детском саду выделялись занятия, главной целью которых будет решение какой-нибудь одной конкретной задачи словарной работы, а другие задачи (не только словарные) осуществляются попутно. Сегодня, на основании ФГТ, всю образовательную работу предполагается вести не только во время непосредственно организованной образовательной деятельности, но ив других видах деятельности, в различных режимных моментах. Воспитатель хорошо должен знать особенности овладения словарем детьми дошкольного возраста, чтобы решать в единстве все задачи развития речи, интегрировать речевую работу в различные образовательные области.
I.3. Особенности овладения словарем детьми дошкольного возраста.
Особенности развития детского словаря достаточно полно изучены в физиологии, психологии, психолингвистике.
В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т.е. овладение значениями слов.
Остановимся кратко на характеристике каждой из сторон.
Количественный рост словаря. Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и восприятия, поэтому в литературе данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста очень разнятся между собой. Первые осмысленные слова появляются у детей к концу первого года жизни. В современной отечественной методике нормой считается 10-12 слов к году. Развитие понимания речи в значительной мере опережает активный словарь. После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к концу второго года жизни он составляет 300-400 слов, а к трем годам может достигать 1500 слов. Огромный скачок в развитии словаря происходит не только и не сколько за счет заимствования слов из речи взрослых, сколько
за счет
овладения способами
Б.И. Яшина, Методика развития и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие для студентов высших и средних, пед.учеб. заведений, 3-е изд.
осуществляется за счет слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с ними, а также отдельные их признаки. В последующие годы количество употребляемых слов также быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляются. Третий год жизни – период наибольшего увеличения активного словарного запаса. К 4 годам количество слов доходит до 1900, в 5 лет – до 2000-2500, а в 6-7 лет до 3500-4000 слов. Индивидуальные различия в словаре наблюдаются и в эти возрастные периоды. По словам Д.Б. Эльконина, различия в словаре «более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития».
Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растет число используемых прилагательных. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов), во-вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи.
Состав словаря отображает круг интересов и потребностей ребенка. В речи детей можно обнаружить слова, обозначающие разные сферы жизни. Так, в исследовании В.В. Гербовой установлены особенности содержания наиболее употребительных частей речи в словаре детей третьего года жизни. Среди существительных названия предметов обихода составляют 36%; названия объектов живой природы -16,5%; названия средств передвижения -15,9%. Среди других существительных наиболее употребительными являются названия явлений неживой природы, частей тела, строительных сооружений и др., третью часть всех слов составляют глаголы.
Данные, которые приведены выше, свидетельствуют, что дети уже на третьем году жизни располагают довольно разнообразным словарем, обеспечивающим общение с окружающими.
Однако важно не само по себе количественное накопление словаря, а его качественное развитие – развитие значение слов, по словам Л.С. Выгодского, представляющее «грандиозную сложность».
______________________________
-В.В. Гербова,
Использование детьми третьего
года жизни словарного запаса
в повседневной жизни и
По мнению Н.Х. Швачкина, наиболее удачное объяснение смысловой природы детских слов дал А.А. Потебня, который считал, что значения первых слов у детей есть не действие, не предмет, а чувственный образ. Эти первые слова, в сущности, еще не являются словами. Настоящее слово рождается, как обозначение предмета и связано непосредственно с жестом, который указывает на предмет.
Четкая предметная соотнесенность возникает не с самых ранних этапов жизни ребенка и является продуктом развития. Уже с 10-11 мес., по данным Ф.И. Фрадкиной, ребенок начинает реагировать не только на звуковую сторону слова, но и на его содержание. Сначала слово ассоциируется для малыша только с конкретным единичным предметом Постепенно с развитием способностей обобщения оно начинает
обозначать все предметы данной категории.
Путь развития обобщения у детей охарактеризовала М.М. Кольцова. По ее данным, сначала слово выступает для ребенка лишь как компонент сложного воздействия взрослого, как компонент целой ситуации, которая включает и жесты, и интонацию, и обстановку, в которой это слово сказано. Затем слово становится интегрирующим сигналом, проходя при этом ряд промежуточных ступеней:
Первая степень обобщения – слово замещает чувственный образ только одного предмета (кукла – только вот эта кукла). Слово несколько раз совпало с ощущениями от данной вещи, и между ними образовалась прочная связь. Эта ступень обобщения доступна детям конца первого- начала второго года жизни;
Вторая степень обобщения – слово замещает чувственный образ ряда однородных предметов (кукла относится к любой кукле, независимо от ее размера, материала, из которого она сделана, и т.д.).значение слова здесь
-Н.Х. Швачкин, Развитие речевых форм у младшего дошкольника//Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. – М.; Л.: 1948.
-М.М.Кольцова, Ребенок учится говорить. – М.: 1973.
шире. Эта степень обобщения может быть достигнута детьми к концу второго года жизни;
Третья степень обобщения – слово обозначает несколько групп предметов, имеющих общее назначение (игрушки, посуда и т.п.).слово игрушки обобщает и кукол, и мячи, и кубики, и другие предназначенные для игры предметы. Сигнальное значение такого слова очень широко, но вместе с тем значительно удалено от конкретных образов предмета. Эта степень обобщения доступна детям в три –три с половиной года;
Четвертая степень обобщения – слово достигает высшей стадии интеграции. В слове как бы дан итог предыдущих уровней обобщения (слово вещь, например, содержит в себе обобщения, которые заключают в себе слова игрушки, посуда, мебель и др.), сигнальное значение такого слова чрезвычайно широко, а связь его с конкретными предметами прослеживается с большим трудом. Такого уровня обобщения дети достигают лишь на пятом году жизни.
Для того чтобы ребенок усвоил слова первой и второй степени обобщения, необходимо совпадение во времени звучания слова, которое произносит взрослый, с восприятием малышом предмета или действия, которое оно обозначает. В исследовании М.М. Кольцовой убедительно доказано, что слово превращается в обобщающий сигнал при условии выработки большого количества двигательных условных связей.