Экспериментальное изучение развитие словаря у детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с предметным миром

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2015 в 14:27, дипломная работа

Краткое описание

Целью моей дипломной работы является повышение уровня словаря детей дошкольного возраста за счет планирования и реализации программы работы по ознакомлению детей с предметным миром.
Задачи дипломной работы:
1. Изучение научно – методической литературы по вопросу обогащения словаря дошкольника при ознакомлении с окружающим через предметный мир.
2. Выявление уровня развития словарного запаса дошкольников экспериментальной группы.
3.Разработка программы (занятий, игр, упражнений, опытов) направленной на развитие словаря детей и выявление эффективности её реализации.

Содержание

Введение.
Глава 1.
Теоретический анализ проблемы развития словаря у детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с предметным миром.
1.1.Сущность, значение и содержание словарной работы в детском саду.
1.2.Принципы и задачи словарной работы в детском саду.
1.3.Особенности овладения словарем детьми дошкольного возраста.
1.4.Влияние работы по ознакомлению с предметным миром на развитие словаря детей среднего дошкольного возраста.
1.5.Виды занятий по ознакомлению с предметным миром и требования к их проведению.
1.6.Методика проведения работы по ознакомлению с предметным миром в средней группе.
1.7. Анализ опыта работы по развитию словаря дошкольников через ознакомление с предметным миром.

Глава2.
Экспериментальное изучение развитие словаря у детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с предметным миром
2. 1.Диагностика.
2. 2.Формирующий эксперимент.
2.3. Контрольный эксперимент.
2.4. Формулировка выводов.

Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 2.25 Мб (Скачать файл)

"Автобиография".

Вначале кто-то из Взрослых берёт на себя ведущую роль и представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведёт рассказ. Остальные игроки должны его внимательно выслушать и путём наводящих вопросов выяснить, о ком или о чём идёт речь. Тот из игроков, который это угадает, попробует взять на себя роль Ведущего и перевоплотиться в какой-либо предмет или явление.

Например, "Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная, неизящная. От небрежного обращения погибаю, и становится темно не только в душе...". (Лампочка).

Или: "Могу быть толстым и худым; красивым и не очень. Со мной можно играть, но аккуратно. Когда я однажды похудел по вине Пятачка, Ослик Иа всё равно мне обрадовался..." (Пятачок).

"Волшебная цепочка".

Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допустим, "мёд", и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово? Дальше кто-то из членов семьи отвечает, например, "пчелу". Следующий игрок, услышав слово "пчела", должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, "боль" и т. д. Что может получиться? Мёд - пчела - боль - красный крест - флаг - страна - Россия - Москва - красная площадь и т. д.

"Слова мячики".

      Ребёнок и взрослый играют в паре. Взрослый бросает ребёнку мяч и одновременно произносит слово, допустим, "Тихий". Ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением "Громкий". Затем игроки меняются ролями. Теперь уже Ребёнок первым произносит слово, а взрослый подбирает к нему слово с противоположным значением.

"Антонимы в сказках и фильмах".

Взрослый предлагает детям поиграть со сказкой, объясняя, что он будет произносить название - антоним, а дети должны будут угадать истинное название - антоним, а ребёнок должен будет угадать истинное название сказки.

Примеры заданий:

  • "Зелёный платочек" - ("Красная шапочка");
  • "Мышь в лаптях" - ("Кот в сапогах");
  • "Рассказ о простой курочке" - ("Сказка о золотой рыбке");
  • "Знайка в Лунной деревне" - ("Незнайка в Солнечном городе");
  • "Бэби - короткий носок" - "Пэппи - длинный чулок");
  • "Рассказ о живой крестьянке и одном слабаке" - ("Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях");
  • "Один из Молоково" - "Трое из Простоквашино");
  • "Крестьянка под тыквой" - ("Принцесса на горошине");
  • "Деревянный замочек" - ("Золотой ключик");

"Если вдруг..."

Ребёнку предлагается какая-либо необычная ситуация, из которой он должен найти выход, высказать свою точку зрения.

Например, если вдруг на земле исчезнут:

  • Все пуговицы;
  • Все ножницы;
  • Все спички;
  • Все учебники или книги и т. д.

Что произойдёт?

Чем это можно заменить?

Ребёнок может ответить:

"Если вдруг на Земле исчезнут  все пуговицы, ничего страшного  не произойдёт, потому что их  можно заменить: верёвочками, липучками, крючочками, кнопочками, ремнём, поясом  и т. д."

Можно предложить Ребёнку и другие ситуации, например, если бы у меня была:         

  • Живая вода;
  • Цветик-семицветик;
  • Сапоги-скороходы;
  • Ковёр-самолёт и т. д.

"Подбери слово".

         Ребёнку предлагается подобрать к любому предмету, объекту, явлению слова, обозначающие признаки. Например, тарелка какая? (большая, круглая, глубокая, десертная и т.д.).  Стол  какой? (большой, деревянный, журнальный, кухонный).

"Кто что умеет делать".

Ребёнку предлагается подобрать к предмету, объекту как можно больше слов-действий. Например, что умеет делать кошка? (мурлыкать, выгибать спину, царапаться, прыгать, бегать, спать, играть, царапаться, и т. д.).

"Весёлые рифмы".

Играющие должны подбирать к словам рифмы.         Свечка - .... печка;

  • Трубы - ... губы;
  • Ракетка - пипетка;
  • Слон - ...поклон;
  • Сапоги - ...пироги и т. д.

 

 

Приложение № 7

 

Рекомендации родителям.

 

Уважаемые  родители!!!

 

Ваша главная задача – научить ребенка наблюдать мир вокруг себя, не оставаться равнодушными к происходящему.

Сделайте насыщенными ваши совместные прогулки. Старайтесь во время прогулки обязательно заметить что-то новое для малыша и приучайте его искать это новое: строящийся дом стал выше на один этаж, изменилась окраска трамвая, на клумбе  в сквере расцвели цветы, при вечернем освещении снег совсем не такой, как видели его вчера днем, поставили новую скамейку в парке, а вот кто-то поломал – как же это плохо!, машина чистит улицу, а рядом с домом подобную работу делает дворник – сравним.

После прогулки предложите ребенку нарисовать то, что более всего запомнилось. Беседуйте с детьми об увиденном. Приучайте к мысли о том,  что  все предметы в этом мире сделаны человеком. Покажите значимость труда человека, расскажите о том, как трудитесь вы. Найдите время  для того,  чтобы  поиграть с  детьми в  «полезные» игры,  игры, которые  помогаю  ребенку  систематизировать, классифицировать  окружающий  предметный  мир.

Чаще играйте с детьми в придумывание загадок, составление рифм, фантазируйте, развивайте их воображение и творческие способности.

Важно учить ребенка анализировать свои поступки, умения, переживания. При этом старайтесь больше говорить о том, что ему удается, о том что у него получается хорошо, и лишь потом предлагайте исправить то, что пока еще не удается. Чаще рассказывайте детям о себе, своем детстве -–они ведь хотят быть похожими на своих близких.

Хорошо, если дома есть глобус. Можно проделать с ребенком опыты, показав ему с помощью глобуса и настольной лампы – “Солнца”, как происходит на земле смена дня и ночи, времен года. Можно отправиться в кругосветное путешествие по глобусу, по пути рассказывая о морях и океанах, о разных странах и народах, о традициях, искусстве – все зависит от ваших знаний и фантазии, а уж малыш непременно вас поддержит и будет счастлив такой игрой и близостью с вами.

Познание окружающего мира  связано с его оценкой. Мир противоречив, а значит, и его оценка может быть разной – и положительной, и негативной. Ребенок прислушивается к вам. Будьте осторожны в выражении чувств и оценок. Осторожность не означает, что малыш должен слышать от вас лишь положительные оценки. Отрицательные явления, факты должны вызывать адекватную реакцию. В чем же опасность? Да в том, что если негативные оценки будут превалировать в ваших суждениях, то ребенок непременно позаимствует у вас такой взгляд на мир и будет переносить его даже на те явления, которые, быть может, и не так уж плохи. Малыш должен вырастать со светлой душой, с надеждой, с оптимистическим мироощущением, иначе вся его последующая жизнь превратится в мрачное существование. К сожалению, нам часто приходится встречать   взрослых людей, не умеющих радоваться, улыбаться. Это приводит к снижению способности сопротивляться трудностям, быть готовым не опускать руки, а искать выход и быть уверенным в его наличии. Задумайтесь об этом, присмотритесь к себе, к окружающим и к своему ребенку.

 

 

 

 

1Р.А.Будагов, Очерки по языкознанию, М., изд. АН СССР, 1953, стр.10.


Информация о работе Экспериментальное изучение развитие словаря у детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с предметным миром