Экспериментальное изучение развитие словаря у детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с предметным миром

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2015 в 14:27, дипломная работа

Краткое описание

Целью моей дипломной работы является повышение уровня словаря детей дошкольного возраста за счет планирования и реализации программы работы по ознакомлению детей с предметным миром.
Задачи дипломной работы:
1. Изучение научно – методической литературы по вопросу обогащения словаря дошкольника при ознакомлении с окружающим через предметный мир.
2. Выявление уровня развития словарного запаса дошкольников экспериментальной группы.
3.Разработка программы (занятий, игр, упражнений, опытов) направленной на развитие словаря детей и выявление эффективности её реализации.

Содержание

Введение.
Глава 1.
Теоретический анализ проблемы развития словаря у детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с предметным миром.
1.1.Сущность, значение и содержание словарной работы в детском саду.
1.2.Принципы и задачи словарной работы в детском саду.
1.3.Особенности овладения словарем детьми дошкольного возраста.
1.4.Влияние работы по ознакомлению с предметным миром на развитие словаря детей среднего дошкольного возраста.
1.5.Виды занятий по ознакомлению с предметным миром и требования к их проведению.
1.6.Методика проведения работы по ознакомлению с предметным миром в средней группе.
1.7. Анализ опыта работы по развитию словаря дошкольников через ознакомление с предметным миром.

Глава2.
Экспериментальное изучение развитие словаря у детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с предметным миром
2. 1.Диагностика.
2. 2.Формирующий эксперимент.
2.3. Контрольный эксперимент.
2.4. Формулировка выводов.

Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 2.25 Мб (Скачать файл)

ПЕРЕЕЗЖАЕМ НА НОВУЮ КВАРТИРУ.

Игра с предметными картинками, на которых изображены предметы одежды, обуви, посуды, мебели (всего 20 картинок). Каждый игрок получает по одной или по две коробочки. Взрослый поручает каждому ребенку «упаковать» для переезда отдельно, не путая предметы одежды и обуви, посуду и мебель, складывая их в коробочки. Ведущий по очереди вытаскивает картинки из кучи. Тот игрок, которому данная картинка подходит, должен правильно назвать изображенный предмет и доказать, что эту вещь «упаковывать» нужно ему.

ВЕСЕЛОЕ ЛОТО.

Игра состоит из 16 карт, разделенных на клетки, в каждой из них нарисованы разнообразные предметы одежды, обуви, мебели и посуды. Игроки вначале получают по 5 карт. Первым начинает тот, кто имеет карточку с изображением двух предметов, относящихся к одному родовому понятию. Ходят по очереди, составляя цепочку из карточек так, чтобы картинки, приставляемые друг к другу, относились к одному родовому понятию. Если у игрока нужной картинки не оказывается, он должен прикупить карту из кучки «лишних», оставшихся после раздачи, или пропустить ход. Последнюю карту брать нельзя.

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ВЕЩЕЙ.

Дидактические задачи: Обратить внимание детей на то, что в групповой комнате много разных вещей – предметов. Проверить, знают ли дети их точное название, назначение. Уточить детей правильно пользоваться вещами в их повседневной жизни и при разных обстоятельствах. Вызвать интерес детей к обычному через необычное – путешествие в «страну вещей».

Игровая задача: Путешествие по комнате в «страну вещей».

Игровые действия: Осмотр мебели, название, сравнение одних видов мебели с другими; выявление частей и особенностей каждого вида мебели, правильные практические действия.

Правила игры: Выполнять указания старшего путешественника (организующие поведение и познавательную деятельность). Указывать вещи и называть их так, чтобы всем было видно и слышно. Рассказывать об особенностях вещей и правилах обращения с нею. Помогать друг другу при затруднениях.

Оборудование: Обычная мебель в групповой комнате.

Ход игры:

Воспитатель: Писатель С.Я. Маршак сказал: В каждой комнате так много разных вещей, что её можно назвать «страну вещей». Поиграем так: мы – путешественники, идем в «страну вещей». Посмотрим, какая мебель есть в нашей комнате. Как называется, для чего она. Узнаем, чем отличается один вид мебели от другого.

Начнем путешествие отсюда (от двери), как будто мы входим в «страну вещей» (Вступление должно быть очень коротким, но вызывающим интерес у детей, эмоциональный настрой).

Путешественники, готовьтесь!

Пошли! Что это? Почему в «страну вещей» маленькие стульчики? Кто здесь живет?

Дети: В «стране вещей» живут маленькие дети.

Воспитатель: Путешественники, как вы узнали, что это стульчики? Пусть каждый из вас возьмет и рассмотрит стульчик. Что у него есть?

Дети (рассматривают стульчики и отмечают основные части их): четыре ножки, спинка, сиденье.

Воспитатель: Путешественники правильно ответили. А как вы думаете: стульчики умеют говорить, радоваться или жаловаться. Как? Сейчас узнаем! Каждый возьмет стульчик, принесет в ту часть комнаты (указывает) и сядет на него.

Дети переносят стульчики по-разному: один аккуратно придерживают его спинку, другие тянут за собой, двигая ножки стула по полу; одни дети ставят стульчики со стуком, садятся, развалившись, небрежно, другие садятся аккуратно и заинтересованно ожидают, что будет дальше.

Воспитатель: Вот стульчики и рассказали о самих себе и о вас. Одни порадовались тому, что многие дети правильно, бережно и даже красиво перенесли их и поставили тихо, без стука. А другие пожаловались на то, что некоторые дети несли стульчики небрежно, тащили его сзади, поставили с грохотом, сели некрасиво и начали качаться на стуле. Не будем больше огорчать стульчики и научимся правильно пользоваться ими. Посмотрите, как нужно бережно и красиво пользоваться стульчиком (Педагог - «старший путешественник» - показывает правильные приемы).

Воспитатель: Теперь покажем стульчикам, что мы все научились правильно пользоваться ими. Не мешаем, друг другу, не толкаясь, отнесите стульчики к столикам, поставьте их красиво, сядьте.

В дальнейшем путешественники рассматривают сто, отмечают их особенности: четыре ножки, крышка, ее поверхность.

Воспитатель: Посмотрите на столы. Для чего они? Какой формы крышка стола? В каком она состоянии? О чем могли бы рассказать столы? Чему порадоваться? (Столы заранее нужно расставить неудобно, беспорядочно расположить на них игрушки, карандаши и др.)

Воспитатель: Как правильно должны стоять столы?

Дети: Так, чтобы к каждому столу можно было подойти. Чтобы крышка

стола не была занята. Чтобы был порядок.

Воспитатель: Попробуем навести порядок. Подумайте, как это можно сделать. Посоветуйтесь друг с другом, кто с кем будет переставлять столы и как, чтобы они были рады и не жаловались на путешественников.

 

ЧТО ПРЕДМЕТ РАССКАЖЕТ О СЕБЕ

Дидактические задачи: Учить детей различать в предмете цвет, форму, величину, назначение, название вещи. Развивать наблюдательность, умение видеть целое и часть в предмете. Упражнять детей в составлении короткого рассказа о том, «что предмет рассказывает о себе». Приучать детей слушать друг друга, не мешая, а иногда дополняя рассказ товарища.

Игровые действия: Доставание из «чудесного мешочка» различных предметов. Сравнение одного предмета с другим.

Игровая задача: Посмотреть, какие предметы (или игрушки) находятся в «чудесном мешочке».

Правила игры: Поочередно доставать вещи из мешочка, показывать другим детям, внимательно слушать рассказы детей, доброжелательно помогать при затруднениях.

Предметы, помещенные в «чудесный мешочек», должны быть доступными по содержанию, но по возможности ранее не совсем известные, привлекающие детей новизной. Могут быть парные предметы с небольшими различиями, которые и должны заметить ребенок,  обратив на это внимание всех детей (другой цвет, форма, назначение и др.). Например, «Эта чашечка голубого цвета с золотыми полосочками, а у Кати была красная чашечка с веточками. Чашечка маленькая, детская, для чая, а у Кати большая, для взрослого. У чашечки есть ручка, а у стакана ее нет».

Организация игры: Дети сидят полукругом. Мешочек лежит на столике, в центре.

Ход игры: Воспитатель: Мы уже путешествовали в «страну вещей», но не рассматривали каждую вещь или предмет. А они могут сами рассказать о себе не только словами, а своими признаками и качествами: о цвете, форме, величине, назначении, т.е. для чего вещь, как ею пользуется человек. Каждый достанет какую-либо вещь из «чудесного мешочка», посмотри сам, покажет детям, подумает и придумает маленький рассказ о том, «что предмет (или вещь) рассказывает о себе» - как будто это сам предмет рассказал.

Но сделать это не так легко: нужно подумать, подобрать нужные и точные слова, сказать, нравится ли предмет.

Воспитатель дает примерный образец рассказа: «Жила в мешочке маленькая куколка. Вот она! У нее красное платье с белыми горошками. Черные туфельки, белые носочки. Куколка веселая - улыбается». Кто первый будет рассказывать?

Сережа. У мальчика была такая игрушка – машина. Цвет машины голубой, а руль красного цвета. Машина длинная – гоночная машина. У нее четыре колеса желтого цвета. Красивая машина. Я хотел бы иметь такую.

По окончании игры воспитатель хвалит детей за то, что они внимательно смотрели на предмет, рассказывали о том, что в нем заметили. В случае необходимости можно сказать, что некоторые дети лишь перечислили, что они видели, но рассказа не получилось. В следующий раз они обязательно научатся рассказывать интересней.

Обычно дети внимательно слушают друг друга, но за одну игру все  рассказать не успевают. Поэтому игру можно провести несколько раз, изменяя вещи – предметы.

 

 

КАКОЙ ИЗ 4 ПРЕДМЕТОВ ЛИШНИЙ.

Цель:  развивать  умение  классифицировать,  активизировать  словарь  детей.

Ход игры.

         Предложить  детям  наборы  картиной  и  попросить    найти  на  каждой  карточке  лишний предмет.

       При  ответах  детей  обратить  внимание  на  то, чтобы  ребенок  объяснил,  почему  он  отобрал именно  эти  картинки,  называл  существенный  признак группы предметов.

       Например,  на   рисунке, где  изображены  сапоги,  туфли,  кроссовки  и  перчатки,  лишним  будет изображение  перчаток,  потому что  все  остальное  обувь и обувается на ноги, а перчатки  надеваются на руки. Ответ:  «Здесь  лишние туфли, потому что  для  теплой погоды, а все остальное для холодной»-  будет  неправильным.

        Если  ребенок  затрудняется,  объяснить  ему  взаимосвязь  на  одной  карточки,  а  на  остальных  он  выполняет  задание  самостоятельно.

Побуждать  ребенка  анализировать  и  исправлять  ошибки,  объясняя  свои  действия  в  развернутой  речи.

 

 

«Посмотри и запомни».

 На столе раскладываются предметы; вызванный ребенок внимательно осматривает то, что лежит на столе, затем отворачивается от стола и по памяти называет все предметы; воспитатель меняет набор предметов и вызывает следующего ребенка.

 

«Наведи порядок».

 В этой игре воспитатель учит детей называть предметы и классифицировать их. Для игры подбираются предметы двух –трех категорий; они раскладываются по категориям, а затем воспитатель перекладывает предметы из одной категории в другую и предлагает детям определить, что изменилось, и восстановить порядок.

Во всех этих играх вместо предметов можно взять так называемые картинки нужной категории предметов.

 

«Найди и принеси».

 Воспитатель раскладывает на видных местах предметные картинки, затем вызывает ребенка, дает ему одну из парных картинок (ребенок должен назвать, что нарисовано) и предлагает по ней найти такую же картинку.

В этой игре, как и в других дидактических играх, возможны различные, более сложные варианты:

1. воспитатель  только показывает парную картинку, а ребенок ищет такую же  по памяти;

2. вместо  картинок воспитатель раскладывает  на видных местах предметы, ребенок  по картинке должен найти соответствующий  предмет.

В старшей и подготовительной группах проводится игра «Угадай, что изменилось». В этой игре воспитатель, так , комбинирует расположение предметов, чтобы детям пришлось использовать слова: впереди, сзади, сбоку, вверху, внизу, справа, слева и т.п.

 

ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК.

 
     Эта распространенная игра может служить прекрасным методом активизации словаря, особенно у детей младших групп или плохо говорящих. В некоторых вариантах этой игры ребенок молча достает из мешочка предмет, показывает его детям, и все вместе называют его. В этом случае мешочек служит просто атрибутом игры. 
      Хорошо, если мешочек обыгрывается, он должен быть по-настоящему "чудесным" (с двойной вдержкой), плотно охватывающим руку ребенка. 
Можно использовать одновременно 2—3 мешочка с одинаковыми комплектами предметов в них, соответственно вызывая для ответа двух-трех детей. 
     Основное правило: мешочек не откроется до тех пор, пока не назовешь то, что нащупал рукой. Старший дошкольник может не только назвать предмет, прежде чем достать его из мешочка, но и определить его форму (круглый, продолговатый), материал, из которого он сделан (резиновый, деревянный, металлический, матерчатый), качество его поверхности (гладкий, шероховатый, скользкий, холодный и др.). 
     Предварительно дети должны внимательно рассмотреть предметы или игрушки, выделить их качества. И в начале игры, до вкладывания игрушек в мешочек, следует еще раз назвать их, привлечь к ним внимание ребят. В старших группах ребенок может добавить к своему ответу рассказ-описание этого предмета, загадку или стихотворение о нем.

 

 

Приложение 6

 

Рекомендации  для  родителей

Игротека в кругу семьи.

Уважаемые родители!

          Вам предлагаются игры, которые помогут Вашему ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего ребёнка богаче и разнообразнее.

         Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в выходные дни, праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня.

         Во время игры со словом учитывайте настроение ребёнка, его возможности и способности. Играйте с ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам!

"Только весёлые слова".

Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: "Клоун". Второй: "Радость". Третий: "Смех" и т. д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут. Можно сменить тему и называть только зелёные слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т. д.), только круглые (например, часы, Колобок, колесо и т. д.).

Информация о работе Экспериментальное изучение развитие словаря у детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с предметным миром