Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 07:59, курсовая работа
Актуальность: проблеме развития письменной речи у детей посвящено большое количество исследований и публикаций, однако актуальность ее изучения не снижается. Интерес ученых обусловлен многими факторами, и в частности такими, как:
– большая распространенность среди младших школьников допущения ошибок, обусловленных несформированностью фонематических процессов, слухового восприятия и ошибок, обусловленных несформированностью лексико-грамматической стороны речи и дальнейшее их перерастание в стойкие дисграфии;
– многообразие причин возникновения и сложность механизмов дисграфических ошибок, привлекающие к ним внимание специалистов из разных областей науки (психологов, педагогов, логопедов, нейропсихологов, клиницистов);
Введение 3
Глава I. Теоритические особенности дисграфических ошибок и методические аспекты их логопедической коррекции у учащихся младших классов с умственной отсталостью
1.1. Этиология умственной отсталости 8
1.2. Особенности развития речи младших школьников с умственной отсталостью 10
1.3. Особенности нарушений речи младших школьников с умственной отсталостью 14
1.4.Особенности нарушений письма у младших школьников с умственной отсталостью. Классификация дисграфий 17
1.5. Общие подходы к коррекции нарушений письма у младших школьников 25
1.6 Анализ и оценка авторских методик и систем упражнений по коррекции дисграфии 27
Выводы по I главе 31
Глава II. Экспериментальное исследование по выявлению и коррекции дисграфических ошибок у учащихся младших классов с умственной отсталостью
2.1 Методика обследования письма у младших школьников и результаты констатирующий эксперимент 34
2.2 Организация и содержание коррекционно-педагогической работы с младшими школьниками в ходе формирующего эксперимента 41
3.3 Оценка результатов экспериментальной работы (контрольное исследование) 44
Выводы по II главе 46
Заключение 47
Литература
1.5. Общие подходы к коррекции нарушений письма у младших школьников
Из ранних работ отечественных авторов большую значимость имеют работы невропатологов Р.А. Ткачева и С.С. Мухина. По мнению С.С. Мухина психопатологической основой алексии (дислексии) и аграфии (дисграфии) является нарушение структурообразования. Автор считает, что в подавляющем большинстве случаев при алексии и аграфии наблюдается наследственная отягощенность различной степени выраженности (алкоголизм, психопатии, родовые травмы, эпилепсия родителей).
В 30 годах ХХ столетия нарушения чтения и письма начинают изучать психологи, педагоги, дефектологи: Ф.А. Рау, М.Е. Хватцев, Р.Е. Левина. Позднее проблемой дисграфии занимались А.А. Леонтьев, Е.М. Гопиченко, Е.Ф. Соботович, О.А. Токарева, Л.Ф. Спирова, Г.В. Чиркина, А Н. Корнев, Р.И. Лалаева, И.Н. Садовникова и другие.
Еще 10-20 лет назад в логопедии была актуальна проблема выявления симптоматики этих нарушений у учащихся только после полугода обучения в школе [5, 38]. Пора разрабатывать проблему, посвященную раннему выявлению предпосылок (по Л.Г. Парамоновой) дисграфии в дошкольных учреждениях или в школе в дограмматический период [31].
Я.О. Микфельд пишет о том, что наиболее встречающийся вид дисграфии оптическая [24].
Автор указывает на предпосылки, которые сигнализируют о том, что у детей при их наличии могут возникнуть трудности при овладении процессами письма и чтения по оптическому признаку:
Работа по устранению предпосылок оптической дисграфии и дислексии проводится в следующих направлениях:
Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания или акустическая дисграфия.
Коррекционная работа при дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Коррекционная работа по устранению аграмматической дисграфии.
Милостивенко Л.Г. предлагает вести логопедическую работу по предупреждению дисграфии и дислексии по нескольким направлениям: формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков; развитие внимания, формирование связной речи, развитие мелкой моторики рук; развитие тактильных ощущений; расширение "поля зрения" ребенка; развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек, из элементов букв, реконструирования букв [26].
1.6. Анализ и оценка авторских методик и систем упражнений по коррекции дисграфии
Обязательной и неотъемлемой частью коррекции дисграфии является методика проведения коррекционной работы. Рассмотрим и проанализируем три авторских методики по коррекции дисграфических ошибок у учащихся младших классов.
Программа Л.Е. Ефименковой по коррекции дисграфии состоит из 2 разделов [5].
1 раздел "Коррекция устной и письменной речи учащихся первых классов":
2 раздел "Исправление дисграфии у учащихся 2-3-х классов".
В этом разделе содержатся задания по следующим темам:
И.Н. Садовникова пишет, что преодоление нарушений письменной речи строится по следующей методике [38].
2. Коррекционная работа на фонетическом уровне.
3. Коррекционная работа на лексическом уровне.
Основные задачи:
Основные задачи:
Р.Л. Лалаева предлагает следующую логопедическую работу по устранению нарушений письма [12, 13, 14].
1. Развитие языкового анализа и синтеза.
Языковой анализ и синтез предполагает: анализ предложений на слова и синтез слов в предложении; слоговой анализ и синтез; фонематический анализ и синтез.
Работа по дифференциации фонем проводится при устранении артикуляторно-акустической дисграфии и акустической.
Предварительная работа по развитию кинестетических ощущений подготавливает детей к осуществлению слуховой дифференциации звуков речи.
Работа по формированию звукопроизносительной дифференциации конкретных пар смешиваемых звуков включают 2 этапа:
1- ый этап. Предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков. Работа проводится по следующему плану:
2- ой этап. Этап слуховой произносительной дифференциации смешиваемых звуков.
Проводится сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане.
Устранению артикуляторно-акустической дисграфии предшествует работа по коррекции нарушений звукопроизношения.
Основные направления в работе:
Работа проводится в следующих направлениях:
Таким образом, можно сказать, что комплексность, систематичность и дифференцированный подход в коррекционной работе позволит достичь желаемой цели.
Выводы по I главе
Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы. Между ними в процессе письма устанавливаются тесная взаимосвязь и взаимообусловленность. Структура этого процесса зависит от этапа овладения навыком, задач и характера письма. Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня развития.
Симптоматика дисграфии проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма. Основными причинами возникновения указанного нарушения являются состояния общего психического недоразвития, аномалии зрительного и слухового анализаторов, недоразвитие устной речи или несформированность отдельных функциональных систем психики, недостаточная «зрелость» психических процессов.
Механизмы развития дисграфии: несформированность сенсоматорных операций, языковых операций, расстройство внимания и памяти, нарушение эмоционально-волевой сферы.
Симптоматика данной группы детей младшего школьного возраста, сложна, многообразна. Она зависит от многих факторов: характера этиологии и патогенеза, ступени овладения навыком письма, личностных особенностей ребенка. Рассмотренные патогенез и симптоматика дисграфии позволяют более точно дифференцировать специфические нарушения письма и выбирать наиболее подходящую методику коррекционной работы.
Для проведения эффективной коррекционной работы с детьми при оптической форме дисграфии логопеду следует принять во внимание ранние сроки начала коррекционной работы, комплексность мероприятий, направленных на преодоление специфических ошибок, своевременно подключить к выполнению домашних заданий родителей. После проведения комплексного обследования проводится серия специальных коррекционных занятий, а также параллельно ведется работа по индивидуальным тетрадям. При устранении специфических нарушений письменной речи у ребенка необходимо: