Экспериментальное исследование по выявлению и коррекции дисграфических ошибок у учащихся младших классов с умственной отсталостью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 07:59, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность: проблеме развития письменной речи у детей посвящено большое количество исследований и публикаций, однако актуальность ее изучения не снижается. Интерес ученых обусловлен многими факторами, и в частности такими, как:
– большая распространенность среди младших школьников допущения ошибок, обусловленных несформированностью фонематических процессов, слухового восприятия и ошибок, обусловленных несформированностью лексико-грамматической стороны речи и дальнейшее их перерастание в стойкие дисграфии;
– многообразие причин возникновения и сложность механизмов дисграфических ошибок, привлекающие к ним внимание специалистов из разных областей науки (психологов, педагогов, логопедов, нейропсихологов, клиницистов);

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоритические особенности дисграфических ошибок и методические аспекты их логопедической коррекции у учащихся младших классов с умственной отсталостью
1.1. Этиология умственной отсталости 8
1.2. Особенности развития речи младших школьников с умственной отсталостью 10
1.3. Особенности нарушений речи младших школьников с умственной отсталостью 14
1.4.Особенности нарушений письма у младших школьников с умственной отсталостью. Классификация дисграфий 17
1.5. Общие подходы к коррекции нарушений письма у младших школьников 25
1.6 Анализ и оценка авторских методик и систем упражнений по коррекции дисграфии 27
Выводы по I главе 31
Глава II. Экспериментальное исследование по выявлению и коррекции дисграфических ошибок у учащихся младших классов с умственной отсталостью
2.1 Методика обследования письма у младших школьников и результаты констатирующий эксперимент 34
2.2 Организация и содержание коррекционно-педагогической работы с младшими школьниками в ходе формирующего эксперимента 41
3.3 Оценка результатов экспериментальной работы (контрольное исследование) 44
Выводы по II главе 46
Заключение 47
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ спец.пед.doc

— 408.00 Кб (Скачать файл)

1.5. Общие подходы к коррекции нарушений письма у младших школьников

Из ранних работ отечественных авторов большую значимость имеют работы невропатологов Р.А. Ткачева и С.С. Мухина. По мнению С.С. Мухина психопатологической основой алексии (дислексии) и аграфии (дисграфии) является нарушение структурообразования. Автор считает, что в подавляющем большинстве случаев при алексии и аграфии наблюдается наследственная отягощенность различной степени выраженности (алкоголизм, психопатии, родовые травмы, эпилепсия родителей).

В 30 годах ХХ столетия нарушения чтения и письма начинают изучать психологи, педагоги, дефектологи: Ф.А. Рау, М.Е. Хватцев, Р.Е. Левина. Позднее проблемой дисграфии занимались А.А. Леонтьев, Е.М. Гопиченко, Е.Ф. Соботович, О.А. Токарева, Л.Ф. Спирова, Г.В. Чиркина, А Н. Корнев, Р.И. Лалаева, И.Н. Садовникова и другие.

Еще 10-20 лет назад в логопедии была актуальна проблема выявления симптоматики этих нарушений у учащихся только после полугода обучения в школе [5, 38]. Пора разрабатывать проблему, посвященную раннему выявлению предпосылок (по Л.Г. Парамоновой) дисграфии в дошкольных учреждениях или в школе в дограмматический период [31].

Я.О. Микфельд пишет о том, что наиболее встречающийся вид дисграфии оптическая [24].

Автор указывает на предпосылки, которые сигнализируют о том, что у детей при их наличии могут возникнуть трудности при овладении процессами письма и чтения по оптическому признаку:

  • неумение сравнивать предметы по форме (круглый, квадратный, треугольный, овальный);
  • неумение сравнивать предметы по величине (маленький – большой, длинный – короткий, широкий – узкий, толстый - тонкий);
  • неумение ориентироваться в пространственном расположении предметов по отношению друг другу (выше-ниже, дальше-ближе, слева-справа, спереди-сзади);
  • трудности в определении сходства и различия зрительных изображений;
  • трудности в преобразовании фигур;
  • неточности срисовывания и конструирования (упрощение фигур, уменьшения количества элементов, неправильное пространственное расположение линий по сравнению с образцом;
  • поздняя латерализация или ее нарушение (левшество, смешанная доминанта);
  • плохая дифференциация правой и левой частей тела.

Работа по устранению предпосылок оптической дисграфии и дислексии проводится в следующих направлениях:

    1. развитие зрительного восприятия;
    2. расширение объема уточнения зрительной памяти;
    3. развитие зрительного анализа и синтеза;
  1. формирование пространственных представлений: (дифференциация правых и левых частей тела, ориентировка в окружающем пространстве, уточнение понимания предложных конструкций, обозначающих пространственное отношения).

Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания или акустическая дисграфия.

  1. Развитие фонематического воспитания
  2. Развитие фонематического анализа и синтеза.

Коррекционная работа при дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

  1. Развитие языкового анализа и синтеза
  2. Развитие слогового анализа и синтеза
  3. Развитие фонематического анализа и синтеза

Коррекционная работа по устранению аграмматической дисграфии.

  1. Развитие лексико-грамматического строя речи.

Милостивенко Л.Г. предлагает вести логопедическую работу по предупреждению дисграфии и дислексии по нескольким направлениям: формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков; развитие внимания, формирование связной речи, развитие мелкой моторики рук; развитие тактильных ощущений; расширение "поля зрения" ребенка; развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек, из элементов букв, реконструирования букв [26].

 

1.6. Анализ и оценка авторских методик и систем упражнений по коррекции дисграфии

Обязательной и неотъемлемой частью коррекции дисграфии является методика проведения коррекционной работы. Рассмотрим  и проанализируем  три авторских методики по коррекции дисграфических ошибок у учащихся младших классов.

Программа Л.Е. Ефименковой по коррекции дисграфии состоит из 2 разделов [5].

1 раздел "Коррекция устной и письменной речи учащихся первых классов":

  1. формирование фразы и связной речи (расширение и совершенствование словарного запаса учащихся).
  2. предложение и работа над его структурой, грамматическим и интонационным оформлением.
  3. работа над распространением предложения путем введения второстепенных членов и его грамматическим оформлением (согласование и управление различных частей речи).
  4. формирование связной речи (различные виды пересказа: подробный, выборочный, краткий, творческий; составление рассказов по серии картинок, по сюжетной картине, по опорным словам, по предложенному плану).
  5. развитие фонематического восприятия.
  6. развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза слов.
  7. задания, направленные на развитие неречевых процессов: мышления, слухового и зрительного внимания, памяти.

2 раздел "Исправление дисграфии у учащихся 2-3-х классов".

В этом разделе содержатся задания по следующим темам:

  • работа над словом;
  • состав слова. Образование слов;
  • фонетическая и смыслоразличительная роль ударения;
  • формообразовательная роль ударения;
  • дифференциация гласных;
  • дифференциация согласных.

И.Н. Садовникова пишет, что преодоление нарушений письменной речи строится по следующей методике [38].

  1. Развитие и уточнение пространственно-временных представлений (создается основа для восприятия звуко-слогового и морфемного анализа слов).
    1. Осознание детьми собственного тела, определение направления в пространстве, ориентировка в окружающем "малом" пространстве.
    2. Тренировка в определении последовательности предметов или их изображений (способствует тренировке руки и взора в последовательном перемещении в заданном направлении).
    3. Вычленение одного из звеньев в цепи однородных предметов, изображений, графических знаков (создают предпосылки для воспитания позиционного анализа звуков и состава слова).
    4. Изучение темы "Предлоги" (тех из них, которые имеют пространственное значение).

2. Коррекционная  работа на фонетическом уровне.

    1. Развитие звукового анализа слов (от простых форм к сложным).
    2. Развитие фонематического восприятия (дифференциация фонем, имеющихся сходные характеристики).

3. Коррекционная  работа на лексическом уровне.

Основные задачи:

  • Количественный рост словаря (за счет усвоения новых слов и их значений);
  • Качественное обогащение словаря (путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значения слов и словосочетаний);
  • Очищение словаря от искаженных, простроченных и жаргонных слов.
  1. Коррекционная работа на синтаксическом уровне.

Основные задачи:

  • преодоление и предупреждение ошибочных словосочетаний в речи учащихся; усвоение ими сочетаемости слов, осознание построения предложений;
  • обогащение фразовой речи учеников путем ознакомления их с явлением многозначности, синонимии, антонимии, омонимии, синтаксических конструкций.

Р.Л. Лалаева предлагает следующую логопедическую работу по устранению нарушений письма [12, 13, 14].

1. Развитие языкового  анализа и синтеза.

Языковой анализ и синтез предполагает: анализ предложений на слова и синтез слов в предложении; слоговой анализ и синтез; фонематический анализ и синтез.

  1. Формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем).

Работа по дифференциации фонем проводится при устранении артикуляторно-акустической дисграфии и акустической.

Предварительная работа по развитию кинестетических ощущений подготавливает детей к осуществлению слуховой дифференциации звуков речи.

Работа по формированию звукопроизносительной дифференциации конкретных пар смешиваемых звуков включают 2 этапа:

1- ый  этап. Предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков. Работа проводится по следующему плану:

  1. уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетическое ощущения;
  2. выделение звука на фоне слога;
  3. определение наличия звука в слове;
  4. определение места звука в слове: в начале, в середине, в конце слова, после какого звука, перед каким звуком;
  5. выделение слова с данным звуком из предложения.

2- ой  этап. Этап слуховой произносительной дифференциации смешиваемых звуков.

Проводится сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане.

Устранению артикуляторно-акустической дисграфии предшествует работа по коррекции нарушений звукопроизношения.

    1. Устранение аграмматической дисграфии.

Основные направления в работе:

  1. уточнения структуры предложения;
  2. развитие функции словоизменения и словообразования;
  3. работа по морфологическому анализу состава слова и с однокоренными словами.
    1. Устранение оптической дисграфии.

Работа проводится в следующих направлениях:

  1. развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса), в том числе и буквенного;
  2. уточнение и расширение объема зрительной памяти;
  3. формирование пространственного восприятия и представлений;
  4. развитие зрительного анализа и синтеза;
  5. формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений;
  6. дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, словах, словах, предложениях и текстах.

Таким образом, можно сказать, что комплексность, систематичность и дифференцированный подход в коррекционной работе позволит достичь желаемой цели.

 

Выводы по I главе

Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы. Между ними  в процессе письма устанавливаются тесная взаимосвязь и взаимообусловленность. Структура этого процесса зависит от этапа овладения навыком, задач и характера письма. Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня развития.

Симптоматика дисграфии проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма. Основными причинами возникновения указанного нарушения являются состояния общего психического недоразвития, аномалии зрительного и слухового анализаторов, недоразвитие устной речи или несформированность отдельных функциональных систем психики, недостаточная «зрелость» психических процессов.

Механизмы развития дисграфии: несформированность сенсоматорных операций, языковых операций, расстройство внимания и памяти, нарушение эмоционально-волевой сферы.

Симптоматика данной группы детей младшего школьного возраста, сложна, многообразна. Она зависит от многих факторов: характера этиологии и патогенеза, ступени овладения навыком письма, личностных особенностей ребенка. Рассмотренные патогенез и симптоматика дисграфии позволяют более точно дифференцировать специфические нарушения письма и выбирать наиболее подходящую методику коррекционной работы.

Для проведения эффективной коррекционной работы с детьми при оптической форме дисграфии логопеду следует принять во внимание ранние сроки начала коррекционной работы, комплексность мероприятий, направленных на преодоление специфических ошибок, своевременно подключить к выполнению домашних заданий родителей. После проведения комплексного обследования проводится серия специальных коррекционных занятий, а также параллельно ведется работа по индивидуальным тетрадям.  При устранении специфических нарушений письменной речи у ребенка необходимо:

Информация о работе Экспериментальное исследование по выявлению и коррекции дисграфических ошибок у учащихся младших классов с умственной отсталостью