Экспериментальное исследование по выявлению и коррекции дисграфических ошибок у учащихся младших классов с умственной отсталостью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 07:59, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность: проблеме развития письменной речи у детей посвящено большое количество исследований и публикаций, однако актуальность ее изучения не снижается. Интерес ученых обусловлен многими факторами, и в частности такими, как:
– большая распространенность среди младших школьников допущения ошибок, обусловленных несформированностью фонематических процессов, слухового восприятия и ошибок, обусловленных несформированностью лексико-грамматической стороны речи и дальнейшее их перерастание в стойкие дисграфии;
– многообразие причин возникновения и сложность механизмов дисграфических ошибок, привлекающие к ним внимание специалистов из разных областей науки (психологов, педагогов, логопедов, нейропсихологов, клиницистов);

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоритические особенности дисграфических ошибок и методические аспекты их логопедической коррекции у учащихся младших классов с умственной отсталостью
1.1. Этиология умственной отсталости 8
1.2. Особенности развития речи младших школьников с умственной отсталостью 10
1.3. Особенности нарушений речи младших школьников с умственной отсталостью 14
1.4.Особенности нарушений письма у младших школьников с умственной отсталостью. Классификация дисграфий 17
1.5. Общие подходы к коррекции нарушений письма у младших школьников 25
1.6 Анализ и оценка авторских методик и систем упражнений по коррекции дисграфии 27
Выводы по I главе 31
Глава II. Экспериментальное исследование по выявлению и коррекции дисграфических ошибок у учащихся младших классов с умственной отсталостью
2.1 Методика обследования письма у младших школьников и результаты констатирующий эксперимент 34
2.2 Организация и содержание коррекционно-педагогической работы с младшими школьниками в ходе формирующего эксперимента 41
3.3 Оценка результатов экспериментальной работы (контрольное исследование) 44
Выводы по II главе 46
Заключение 47
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ спец.пед.doc

— 408.00 Кб (Скачать файл)

в) "ладушки" с разворотами ладоней: классический вариант, в котором хлопки с партнером осуществляются так, что одна ладонь ребенка смотрит вниз, а другая — вверх (или ставятся друг на друга ребрами);

г) после хлопка ребенок "здоровается" с партнером, как в классическом варианте, соприкасаясь с ним стопами, коленями, бедрами, локтями, плечами.

5. Ребенку предлагалось  встать у стены, расставить ноги  на ширине плеч, ладони положить  на стене на уровне глаз. Ребенок  передвигался вдоль стены на 3 — 5 м вправо, а затем — влево. Сначала двигаются одноименные, а потом противоположные рука и нога:

а) руки и ноги параллельны;

б) руки перекрещены, ноги параллельны;

в) ноги перекрещены, руки параллельны;

г) руки перекрещены, ноги перекрещены.

В более сложном варианте это упражнение выполняется с вытянутыми вверх руками; ребенок при этом смотрит прямо перед собой или закрывает глаза.

6. Прыжки на месте на  двух ногах:

а) чередование прыжков: ноги врозь (предмет, например мяч, лежит на полу между стопами ног) и ноги вместе (предмет — то у носков, то у пяток ног);

б) чередование прыжков ноги врозь и ноги скрестно, поочередно правая и левая нога впереди (предмет, например гимнастическая палка, лежит между стопами ног).

Это же упражнение сначала выполнялось с движением рук в ту же сторону, что и ноги, затем — в противоположную.

7. Прыжки с продвижением, в качестве ориентира используется  линия на полу между стопами  ног:

а) чередование прыжков ноги врозь и ноги скрестно (поочередно впереди то правая, то левая нога); то же, но с аналогичным движением рук, вытянутых прямо перед собой, — сверху рука, одноименная (противоположная) стоящей впереди ноге;

б) чередование прыжков ноги врозь, руки скрестно перед собой и ноги скрестно, руки перед собой параллельно друг другу.

Это же упражнение выполняется с движением рук в ту же сторону, что и ноги, затем движения выполняются разнонаправлено.

8. Беговые упражнения  с прямым и перекрестным перешагиванием  через гимнастические палки, уложенные  параллельно друг другу, под углом — в виде ломаной линии; по ориентирам (меловая разметка, кольца и т.д.).

Следующий блок упражнений может выполняться лежа, сидя или стоя. Необходимо каждое из них делать в три этапа: 1) руки прямые (опущены, подняты или вытянуты); 2) кисти фиксированы на плечах, локти свободны; 3) руки прижаты к груди, кисти свободны.

9. "Птенчики". Рот широко  открывается — так, чтобы тянулись  уголки рта, а затем плотно  закрывается. Руки согнуты в локтях, ладони на уровне плеч, разжимать  и сжимать кулаки, одновременно открывая и закрывая рот, и наоборот: сжимая кулак, открывать рот. Удерживать рот открытым (2-3 с), согласовывая это с движением рук.

10. "Жало змеи". Ребенок  изображает языком жало змеи, резко выкидывая язык вперед  с силой (до боли). Затем одновременно с языком жало змеи имитируют руки (согнутые в локтях руки выбрасываются вперед и возвращаются в исходное положение). Затем руки и язык двигаются разнонаправлено.

11. "Обезьянка". Ребенок  изображает обезьянку, которая гримасничает  перед зеркалом:

а) двигает нижней челюстью вперед-назад; то же — с одновременным движением рук вперед-назад; затем руки и челюсть двигаются разнонаправлено;

6) двигает челюсть вправо-влево; то же — с перемещением рук  в ту же сторону, что и челюсть; затем руки и челюсть двигаются в разные стороны;

в) язык и челюсть двигаются в одну сторону, затем в разные стороны;

г) одновременное движение глаз и челюсти в одну сторону, а затем в разные стороны.

12. "Трубочка". Ребенок  вытягивает губы "трубочкой" вперед, а затем растягивает их в  улыбке. Это упражнение выполняется:

а) с одновременным вытягиванием рук вперед, когда ребенок делает "трубочку" и приведением ладоней к плечам во время выполнения "улыбки"; затем — наоборот: "трубочка" — руки к плечам (груди), "улыбка" — руки вверх (вперед) и т.д.;

б) вытягивание губ "трубочкой" вправо и влево; то же — с одновременным перемещением рук в ту же сторону, что и губы, а затем — с движением рук в противоположную сторону (например, губы — вправо, руки — влево);

в) вытягивание губ "трубочкой" вправо и влево с одновременным движением языка в ту же сторону, затем в противоположную;

г) вытягивание губ "трубочкой" вправо и влево с одновременными движениями глаз в ту же, а затем в противоположную сторону;

д) вытянутые губы "трубочкой" вращать по кругу (направо, затем налево).

13. "Качели". Ребенок  изображает языком движение качелей: поднимает язык вверх, опускает  его вниз; то же — с одновременным  движением рук сначала в ту  же, что и язык, а затем в  противоположную ему сторону. Те  же движения языка сочетать с движениями глаз.

14. "Часы". Движение языка  к уголкам рта направо и  налево-, то же — с одновременным  перемещением рук в ту же  сторону, что и язык, а затем  в противоположную ему сторону. Сочетать движения языка с  движениями глаз.

15. "Хомяк". Ребенок изображает хомяка, который идет по лесу. Вот какой он сытый (облизаться, надуть обе щеки, развести руки), а такой — голодный (втянуть щеки, пощелкать зубами, обнять себя). Идет и гоняет зерно из одной щеки в другую (поочередно надувать щеки в такт с руками). Влез в узкую норку и выплюнул зерно (бить кулачками по надутым щекам, с силой и шумом выдохнуть). Это задание необходимо дополнить любыми выразительными движениями рук, ног, всего тела.

II. Зрительная память.

1."Шапка-невидимка". В  течение 3 сек. надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, которая на это время поднимается, а затем перечислить их.

2. "Запомни и найди". Были приготовлены таблицы с  изображением предметов, геометрических  фигур. Ребенку показывались на 4—5сек. карточку с изображением предметов и предлагалось запомнить их, чтобы затем отыскать среди других в нижней части таблицы. То же — с геометрическими фигурами.

Между запоминанием и отыскиванием изображений следует делать паузы разной длительности (от 5 с до 5 мин), причем паузы могут быть как "пустыми", так и заполненными какой-либо деятельностью (например, рисованием, рассказыванием стихотворения, повторением алфавита или таблицы умножения, выполнением физических упражнений и т.д.).

3. "Запомни точно". А. Был приготовлен лист бумаги  с 15 - 20 геометрическими фигурами, различными по размеру и форме (большие и маленькие круги, квадраты, треугольники, звезды, снежинки и тому подобное). Ребенка просили запомнить только большие (маленькие) фигурки, только округлые фигуры и т. п. Затем найти их на другом бланке.

Б. Был приготовлен бланк с правильными и перевернутыми (сверху вниз, справа налево) фигурками, цифрами или буквами (более сложным будет смешанный вариант); Ребенка просили запомнить только правильные (только перевернутые) фигурки (цифры, буквы), а затем найти и/или нарисовать их.

Время запоминания — 15 — 20 с. Количество запоминаемых элементов — от 5 до 10.

4. "Запомни и нарисуй". Для этого задания были подготовлены  образцы для запоминания на  отдельных листах бумаги, а также  лист бумаги и карандаш. Ребенка просили внимательно посмотреть на образец и запомнить его. Затем предлагалось нарисовать по памяти эти фигурки в том же порядке. Предполагаемое время показа для первой последовательности - 2с. для второй — 3 - 4с, для пятой — 6-7с.

5 "Восстанови порядок". Были приготовлены 10 игрушек (предметов), разложенных в случайном порядке. Ребенку предлагалось запомнить их расположение (15 — 20 с). Затем он отворачивается, а педагог меняет несколько игрушек (предметов) местами. Ребенок должен восстановить все в первоначальном виде. В другом варианте эти эталоны выстраиваются в ряд; педагог меняет местами их порядок в ряду. Это задание может выполняться, как и предыдущее, на любом материале (предметы, цветы, животные, буквы и т.д.).

6 Дети встают полукругом; задача ведущего-ребенка — запомнить порядок расположения детей. Первый вариант — он отворачивается в называет детей по порядку, второй вариант — педагог изменяет порядок,

переставляя не более 3 — 5 детей, а ребенок его восстанавливает. 7. Дети замирают в разных позах; ведущий внимательно их осматривает и запоминает позы детей и их одежду. Затем он выходит из комнаты, а психолог производит не более 3 — 5 изменений в позах и одежде детей. Задача ведущего — вернуть все в исходное положение.

8. "Запомни фигуры". По набору карточек с различными изображениями ребенку объяснялось, что для того, чтобы хорошо запомнить материал, можно использовать такой прием, как классификация, т. е. объединение в группы похожих чем-то предметов.

Например, чтобы запомнить ряд геометрических фигур, их надо разделить на группы. На бланке могут быть изображены треугольники, круги, квадраты, перечеркнутые по-разному. Таким образом, эти фигуры можно разделить на группы в зависимости от их формы и/или типа перечеркивания. Теперь их легко запомнить и воспроизвести.

9."Вспомни пару". По  бланкам с фигурами 

для запоминания и воспроизведения ребенку объяснялось, как ему предстоит вспомнить фигуры. Он смотрит на 1-й бланк и старается запомнить предложенные пары изображений (фигуру и знак). Затем бланк убирается и ему предлагается 2-й бланк — для воспроизведения, на котором он должен нарисовать в пустых клетках напротив каждой фигуры соответствующую ей пару.

10. "Найди пару". Материалом  для игры были два одинаковых  набора с изображением фигур, предметов, животных, цифр, букв, слов, цветных карточек; две колоды игральных карт (например, парой будут считаться две карты одного цвета, масти или достоинства).

Играют два и более участников. Парные картинки выкладываются изображением вниз в несколько рядов. Сначала первый игрок переворачивает любые две карточки, показывая всем участникам изображенные на них картинки. Все пытаются запомнить само изображение и местоположение карточек. Затем карточки возвращаются на свое место изображением вниз.

Следующий игрок проделывает то же самое, но с другими двумя карточками. Все последующие ходы участники делают с таким расчетом, чтобы за один ход открыть две одинаковые картинки. Открыв две одинаковые карточки, игрок забирает их себе и ему присуждается один фант (очко). При этом свободные места остаются пустыми (ряды не сдвигаются). Выигрывает тот, кто наберет больше фантов.

11. "Раскрась одним цветом  одинаковые фигуры". Ребенку предлагается  бланк с 7-20 геометрическими фигурами (треугольник, круг, квадрат и т.д.). Педагог предлагает ему показать круг, квадрат и т.д., а затем запомнить, что круги надо раскрасить желтым цветом, квадраты — красным, треугольники — зеленым и т.д.

Задание можно усложнять за счет увеличения количества и разнообразия фигур и цветов, добавления признака величины (большие и маленькие круги и т.п.), вводя в материал буквы и цифры.[22, с. 153].

III. Слухоречевая память.

1. "Магазин". Ребенка "отправляют" в "магазин" и просят запомнить  все предметы, которые надо купить. Начинают с 1—2 предметов, постепенно увеличивая их количество до 5 —7. В этой игре полезно менять роли: и взрослый, и ребенок по очереди могут быть и дочкой (или сыном), и мамой (или папой), и продавцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идет подбирать товар. Магазины могут быть разными: "Булочная", "Молоко", "Игрушки" и любые другие.

2. "Пары слов". Ребенку  предлагается запомнить несколько  слов, предъявляя каждое из них  в паре с другим словом. Например, вы называете пары "кошка—  молоко", "мальчик—машина", "стол—пирог" и просите запомнить вторые слова из каждой пары. Затем называете первое слово пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар слов и подбирая в пары слова с отдаленными смысловыми связями.

3. "Восстанови пропущенное  слово". Ребенку зачитываются 5 -слов, не связанных между собой по  смыслу: корова, стол, стена, письмо, цветок, сумка, голова. Затем ряд читается  заново с пропуском одного  из слов. Ребенок должен назвать  пропущенное слово. Вариант задания: при повторном прочтении можно заменить одно слово другим (из одного семантического поля, например корова—теленок; близким по звучанию, например стол — стон); ребенок должен найти ошибку.

4. "Рыба, птица, зверь". Ведущий (сначала это должен быть взрослый) указывает по очереди на каждого игрока и произносит: "Рыба, птица, зверь, рыба, птица..." Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро (пока ведущий считает до трех) назвать в данном случае птицу. Если ответ правильный, ведущий продолжает игру, если ответ неверный — ребенок выбывает из игры. Названия не должны повторяться. Эту игру можно проводить в разных вариантах, когда дети называют, например, цветок, дерево и фрукт, мебель, имя.

5. "Повтори и продолжи". Ребенок называет какое-нибудь слово. Следующий участник игры повторяет это слово и добавляет новое. Таким образом, каждый из участников повторяет весь предыдущий ряд, добавляя в конце новое слово. Варианты игры: составление рядов из слов одной обобщающей группы (например: ягоды, фрукты, животные, мебель, посуда и т.д.); из определений к существительному (например: "Арбуз какой?" Ответы: "Зеленый, полосатый, сочный, сладкий, большой, круглый, спелый, тяжелый, вкусный (и т.д.)"). Более сложным является задание на составление связного рассказа, когда каждый из участников, повторяя предыдущие предложения, добавляет свое.

Информация о работе Экспериментальное исследование по выявлению и коррекции дисграфических ошибок у учащихся младших классов с умственной отсталостью